Способы оформления чужой речи





Высказывание другого лица, включенное в авторское повествование, образует чужую речь. Чужая речь, воспроизведенная дословно, с сохранением не только ее содержания, но и формы, называется прямой речью. Чужая речь, воспроизведенная не дословно, а лишь с сохранением ее содержания, называется косвенной.

Прямая и косвенная речь различаются не только дословной или недословной передачей чужой речи. Главное различие прямой речи и косвенной заключается в способе включения той и другой в речь авторскую. Прямая речь представляет собой самостоятельное предложение (или ряд предложений), а косвенная речь оформляется в виде придаточной части в составе сложноподчиненного предложения, в котором главную часть составляют слова автора. Ср., например: Молчание длилось долго. Давыдов перевел глаза на меня и сказал глухо: «Не я один отдал жизнь пустыне» (Пауст.). - Давыдов перевел глаза на меня и сказал глухо, что не он один отдал жизнь пустыне. При переводе прямой речи в косвенную при необходимости меняются формы местоимений (я - он).

Лексическое различие прямой и косвенной речи отнюдь не обязательно. Например, прямая речь может воспроизводить чужую речь не дословно, но обязательно с сохранением ее формы (в виде самостоятельного предложения). Об этом свидетельствуют слова со значением предположения, введенные в авторскую речь: Он сказал примерно следующее... В то же время косвенная речь может дословно воспроизводить чужую речь, но оформляется она несамостоятельно, ср.: Он спросил: «Скоро ли приедет отец?» (прямая речь). - Он спросил, скоро ли приедет отец (косвенная речь).

При сближении форм передачи чужой речи, т.е. прямой и косвенной, образуется особая форма - несобственно-прямая речь. Например: Угрюмый день без солнца, без мороза. Снег на земле за ночь растаял, лежал только на крышах тонким слоем. Серое небо. Лужи. Какие там санки: противно даже выйти во двор (Пан.). Здесь чужая речь приведена дословно, но вводящих ее слов нет, она формально не выделена в составе авторской речи.

Прямая речь с авторскими словами образует особую синтаксическую конструкцию, состоящую из самостоятельных частей.

Прямая речь передает: 1) высказывание другого лица, например: Пораженный, он спрашивал: «Но зачем же вы ходите на мои лекции?» (М. Г.); 2) слова самого автора, например: Я говорю: «Что ему надобно?» (Т.); 3) невысказанную мысль, например: Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит ночью по саду?» (Т.).

В авторской речи обычно имеются слова, вводящие прямую речь. Это прежде всего глаголы речи, мысли: сказать, говорить, спрашивать, спросить, ответить, подумать, заметить (в значении «сказать»), проговорить, возразить, закричать, обратиться, воскликнуть, прошептать, прервать, вставить и др. Вводить прямую речь могут и глаголы, характеризующие целевую направленность высказывания, например: упрекнуть, решить, подтвердить, согласиться, поддакнуть, посоветовать и др. Кроме того, иногда используются и глаголы, обозначающие сопутствующие высказыванию действия и эмоции, например: улыбнуться, огорчиться, удивиться, вздохнуть, обидеться, возмутиться и др. В таких случаях прямая речь имеет ярко выраженную эмоциональную окраску, например: «Куда же вы?» - ужаснулся Старцев (Ч.); «Тоже, скажи, пожалуйста!» - усмехнулся Дымов (Ч.); «Да куда едем?» - хихикнул Супругов (Пан.).

В роли вводящих слов иногда употребляются некоторые имена существительные. Как и вводящие прямую речь глаголы, они имеют значение высказывания, мысли: слова, восклицание, вопрос, возглас, шепот и другие, например: «Парнишка лег?» - послышался через минуту шепот Пантелея (Ч.).

Прямая речь может располагаться по отношению к авторской в препозиции, в постпозиции и в интерпозиции, например: «Говори мне о будущем», - просила она его (М. Г.); И, когда он протянул руку ей, она, поцеловав ее горячими губами, сказала: «Прости меня, я виновата перед тобою» (М. Г.); И только когда он шептал: «Мама! Мама!» - ему становилось как будто легче... (Ч.). Кроме того, прямая речь может быть разорвана авторскими словами, например: «Синьорина - мой постоянный оппонент, - сказал он, - не находит ли она, что в интересах дела будет лучше, если мы познакомимся ближе?» (М. Г.).

В зависимости от места расположения прямой речи меняется обычно порядок расположения главных членов предложения в авторской речи. Вводящие прямую речь слова оказываются всегда рядом с ней. Так, в авторской речи, предшествующей прямой, глагол-сказуемое помещается после подлежащего, например: ...Кермани весело сказал: «Гора становится долиной, когда любишь!» (М. Г.). Если же авторские слова располагаются после прямой речи, глагол-сказуемое предшествует подлежащему, например: «Ты будешь архитектором, да?» - внушала и спрашивала она (М. Г.).

Авторские слова в интерпозиции всегда имеют порядок сказуемое - подлежащее: «Ну, ладно! - говорит Изюмин. - Делу - время, потехе - час! Пойду!» (Лип.).

Косвенная речь - это чужая речь, переданная автором в форме придаточной части предложения с сохранением ее содержания.

В отличие от прямой речи, косвенная речь всегда располагается после авторских слов, оформленных в виде главной части сложноподчиненного предложения. Ср.: «Сейчас все переменится»,- сказала дама (Пауст.). - Дама сказала, что сейчас все переменится.

Для введения косвенной речи употребляются разные союзы и союзные слова, выбор которых связан с целенаправленностью чужой речи. Если чужая речь представляет собой повествовательное предложение, то при оформлении ее в виде косвенной используется союз что, например: После некоторого молчания дама сказала, что в этой части Италии лучше ездить ночью без света. Ср.: После некоторого молчания дама сказала: «В этой части Италии лучше ездить ночью без света» (Пауст.).

Если чужая речь представляет собой побудительное предложение, то при оформлении косвенной речи используется союз чтобы, например: Ребята кричат, чтоб я помог им траву увязать (Шол.). Ср.: Ребята кричат: «Помоги нам траву увязать!».

Если чужая речь представляет собой вопросительное предложение, в составе которого имеются вопросительно-относительные местоименные слова, то при оформлении косвенной речи эти местоименные слова сохраняются, и дополнительно союзов не требуется. Например: Я спросил, куда идет этот поезд. Ср.: Я спросил: «Куда идет этот поезд?».

Если же в чужой речи, оформленной как вопросительное предложение, нет местоименных слов, то косвенный вопрос выражается при помощи союза ли. Например: Я спросил его, будет ли он занят. Ср.: Я спросил его: «Ты будешь занят?». В тех случаях, когда вопросительная частица имеется в чужой речи, она при оформлении косвенной переходит в союз, например: «Не погасить ли огарок?» - спросил Андерсен (Пауст.). Ср.: Андерсен спросил, не погасить ли огарок.

При оформлении чужой речи в виде косвенной происходят некоторые лексические изменения. Так, например, эмоциональные лексические элементы, имеющиеся в чужой речи (междометия, частицы), в косвенной речи опускаются, и значения, выражаемые ими, передаются иными лексическими средствами, причем не всегда точно, а приблизительно. Ср.: Иногда Чмырев вздыхает, глубоко и тоскливо; «Эх, кабы грамотен был я да кабы научен, доказал бы я все начала, ей-бо-о!..» (М. Г.). - Иногда Чмырев вздыхает, глубоко и тоскливо, что кабы грамотен он был да кабы научен, доказал бы он все начала.

В косвенной речи личные и притяжательные местоимения, а также формы личных глаголов употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего. Ср.: «Грустно говоришь», - перебивает печник (М. Г.). - Печник замечает, что я грустно говорю; Он сказал мне: «Я тебе помогу написать отчет». - Он сказал, что поможет мне написать отчет.

Прямая речь и косвенная могут иногда смешиваться. В таком случае в придаточной части (косвенная речь) сохраняются все лексические особенности речи прямой вплоть до экспрессивных и стилистических черт. Подобное смешение двух форм передачи чужой речи характерно для разговорного стиля, такая речь называется полупрямой. Например: Степан сказывал мне по моем возвращении, что «Яков Емельянович почти всю ночь не почивали, все ходили по комнате» (Акс.); Отец отвечал равнодушно, что у него есть дело поважнее концертов и всех заезжих виртуозов, но, впрочем, посмотрит, увидит, и если выдастся свободный часок - отчего же нет? когда-нибудь сходит (Дост.).

Существует особый способ передачи чужой речи, который содержит в себе особенности как прямой речи, так и отчасти речи косвенной. Это несобственно-прямая речь, специфика ее заключается в следующем: как и прямая речь, она сохраняет особенности речи говорящего - лексико-фразеологические, эмоционально-оценочные; с другой стороны, как и в косвенной речи, в ней выдерживаются правила замены личных местоимений и личных форм глаголов. Синтаксической особенностью несобственно-прямой речи является невыделенность ее в составе речи авторской.

Несобственно-прямая речь не оформляется как придаточная часть (в отличие от косвенной) и не вводится специальными вводящими словами (в отличие от прямой речи). Она не имеет типизированной синтаксической формы. Это чужая речь, непосредственно включенная в авторское повествование, сливающаяся с ним и не отграничивающаяся от него. Ведется несобственно-прямая речь не от имени лица, а от имени автора, рассказчика, чужая речь воспроизводится в речи автора с присущими ей особенностями, но в то же время не выделяется на фоне авторской речи. Ср.: Друзья побывали в театре и в один голос заявили: «Очень уж понравился нам этот спектакль!» (прямая речь). - Друзья побывали в театре и в один голос заявили, что им очень понравился этот спектакль (косвенная речь). - Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль! (несобственно-прямая речь).

Несобственно-прямая речь - это стилистическая фигура экспрессивного синтаксиса. Она широко используется в художественной литературе как прием сближения авторского повествования с речью героев. Такой способ подачи чужой речи позволяет сохранить естественные интонации и нюансы речи прямой и вместе с тем дает возможность не отграничивать резко эту речь от авторского повествования. Например:

Толька вышел в огород. На высоких грядах, покрытых снегом, растекалось солнце. Беззаботно синело небо. Воробей присел на забор, подпрыгнул, повернулся вправо и влево, воробьиный хвост задорно торчал вверх, круглый коричневый глаз удивленно и весело поглядел на Тольку, - что такое происходит? Чем это пахнет? Ведь до весны еще далеко! (Пан.);

Она была безжалостна, она ничего не прощала людям. В своем юном задоре она не понимала, как это можно опуститься до того, чтобы клевать носом у конвейера. Что вам снится, гражданка? Убирайтесь спать домой, я справлюсь без вас...

Иногда и ее размаривало от усталости. Тогда она не запевала песни, как другие делали: пение отвлекало ее от работы. Она предпочитала поссориться с кем-нибудь, чтобы взбодриться, - например, придраться к контролерам, что они два раза просматривают один и тот же взрыватель. Видимо, им двоим тут делать нечего; так пусть, которая лишняя, идет в транспортеры. Пусть кинут жребий - кому оставаться на конвейере, кому возить тележки...

А то можно было поднять шум на весь цех, чтобы сбежались и профорг, и парторг, и комсорг, и женорг, все орги, сколько их есть, и сам начальник товарищ Грушевой: что за безобразие, опять ящики не подают вовремя, она двенадцать минут просидела без капсюлей, держат бездельников, когда это кончится!.. Ей очень нравилось, что все начинают ее уговаривать, а Грушевой бежит звонить по телефону, кого-то распекать и жаловаться директору (Пан.).

В художественной литературе часто несобственно-прямая речь употребляется в виде второй части бессоюзного сложного предложения и отражает реакцию действующего лица на воспринимаемое им явление. Например: Ах, как хорошо было участковому Анискину! Поглядел на ситцевые занавески - эх, какие веселые! Потрогал ногой коврик - эх, какой важный! Вдохнул комнатные запахи - ну, как в детстве под одеялом! (Лип.).

Упражнение 3.Тире между подлежащим и сказуемым. Соедините стрелками предложения с их пунктуационными характеристиками.

1. Слово основа мира, всего живущего (Н. Гарин-Михайловский) 1. Тире ставится, так как подлежащее выражено именем существительным в именительном падеже, а сказуемое – инфинитивом
2. Язык есть вековой труд целого поколения (В. Даль) 2. Тире ставится, так как подлежащее и сказуемое выражены количественными числитель­ными в именительном падеже
3. Научить человека мыслить величайшая задача цивилизации (Т. Эдисон) 3. Тире не ставится между подлежащим, выраженным именем существительным в именительном падеже, и составным именным сказуемым, выраженным глаголом-связкой в инфинитиве и именной частью – именем су­ществительным в именительном падеже
4. Пятью пять двадцать пять 4. Тире не ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже, но перед сказуемым стоит отрицательная частица не
5. Любовь не картошка 5. Тире не ставится, если подлежащее и сказу- емое выражены именами существительными в именительном падеже, но между ними стоит вводное слово
6. Эта книга говорят бестселлер 6. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже

Упражнение 4.Знаки препинания при однородных членах предложения. Распределите номера предложений в соответствующие строчки. Знаки препинания не расставлены.

Пунктограмма № предложения
1. Запятая между однородными членами предложения ставится при отсутствии союза  
2. Запятая между однородными членами предложения ставится перед одиночными союзами а, но, да  
3. Запятая между однородными членами предложения ставится перед одиночным союзом и, имеющим присоединительное значение  
4. Запятая между однородными членами предложения ставится перед повторяющимися союзами (начиная со второго однородного члена предложения)  
5. Запятая между однородными членами предложения ставится перед второй частью сопоставительных союзов (как – так и, не только – но и ...)  
6. Запятая между однородными членами предложения не ставится перед одиночными союзами и, или, да (в значении и)  
7. Запятая между однородными членами предложения не ставится перед одиночным союзом и, имеющим присоединительное значение, если дальше есть указательное местоимение тот, те  
8. Если обобщающее слово стоит впереди однородных членов предложения, то перед ними ставится двоеточие  
9. Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире  
10. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, а после них предложение продолжается, то перед однородными членами ставится двоеточие, а после них – тире  

1. Трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. 2. Никто не знал ни его состояния ни его доходов. 3. Адриан обошёл своё жи­лище сел у окошка приказал готовить свой самовар. 4. Он казался русским а но­сил иностранное имя. 5. Нечаянный случай нас всех изумил и как изумил. 6. Прошло несколько недель и жизнь моя в Белогорской крепости сделалась для меня не только сносною но даже и приятною. 7. Дамы мужчины все окружили гробовщика с поклонами и приветствиями. 8. Все детали и горшки с бальзамином и кровать с пестрой занавескою и прочие предметы меня в ту пору окружав­шие всё это доныне сохранилось в моей памяти. 9. ...Она берегла всё что могло его напомнить книги им некогда прочитанные его рисунки ноты и стихи им переписанные для нее (А. Пушкин). 10. Ученики и те понимают что ты ошибся.

Упражнение 5.Знаки препинания при обособлении и уточнении. Распредели номера предложений в соответствующие строчки.

1. Матушка ничего отроду кроме квасу в рот не изволила брать. 2. Кроме повестей Иван Петрович оставил множество рукописей. 3. Я лёг спать без ужина несмотря на увещания Савельича. 4. Очнувшись я несколько времени не мог опомниться и не понимал что со мною сделалось. 5. Казак державший письмо зашатался и свалился с лошади. 6. Пораженная видом окровавленной головы Юлая оглушенная залпом она казалась без памяти. 7. Сим извещаю вас что убежавший из-под караула донской казак и раскольник – Емельян Пугачев. 8. Савельич упоминал в своём «реестре» два халата миткалевый и шелковый полосатый на шесть рублей. 9. Благодаря болтливости ямщика меня принима­ли как придворного временщика. 10. Бедный гость скоро отыскивал безопас­ный угол, но принужден был иногда целых три часа стоять прижавшись к сте­не. 11. Ко мне вошел молодой офицер с лицом смуглым и отменно некрасивым. 12. Я молил Бога о спасении всех близких моему сердцу. 13. Испуганная она объяснила незнакомой даме всё что уже известно читателю (А. Пушкин).

Пунктограмма № предложения
1. Обособляется оборот с кроме в значении исключения  
2. Обособляется обстоятельство, выраженное оборотом с не­смотря на  
3. Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастием и деепричастным оборотом, если сохранено значение добавочного действия  
4. Обособляется определение, если оно стоит после определяе­мого слова  
5. Обособляется определение, стоящее перед определяемым словом, если оно несёт в себе дополнительное обстоятельствен­ное значение  
6. Обособляется определение, дополнение и обстоятельство, если они имеют уточняющее значение  
7. Обособляется определение, если оно относится к личному ме­стоимению  
8. Обособляется определение, если оно оторвано от главного слова  
9. Если один из однородных членов обособлен, обособляются и другие  
10. Может обособляться оборот с кроме в значении включения  
11. Могут обособляться обороты с благодаря, вопреки, ввиду, согласно, вместо, взамен  
12. Не обособляется обстоятельство, выраженное деепричасти­ем и деепричастным оборотом, если оно не сохранило добавоч­ного действия  
13. Не обособляется определение, стоящее после определяемого слова, если оно связано не только с подлежащим, но и со сказуе­мым (входит в состав сказуемого)  
14. Не обособляется определение, стоящее перед определяемым словом  
15. Не обособляется определение, стоящее после определяемого слова, если главное слово – указательное, неопределённое или определительное местоимение  
16. Не обособляется определение, стоящее после определяемого слова, если образуется неделимое словосочетание  

Упражнение 6.Укажите обособленные члены предложения. Соедините предло­жения с их пунктуационными характеристиками. (Знаки препинания не расставлены).

1. Весной 1836 года Пушкин встре­тился с Брюлловым только что вер­нувшимся из-за границы в Москву. 1. Запятая в предложении с обособленным обстоятельством уступительного значения с предлогом несмотря на
2. Здесь в аристократических районах Петербурга в роскошных дворцах жи­ли люди большого света. 2. Нет запятой в предложении с необособленным определением, сто­ящим перед определяемым словом
3. Несмотря на необыкновенно высо­кую цену билета попасть на концерт итальянской певицы Анджелики Каталани было невозможно. 3. Запятая в предложении с обособленным определением, выра­женным причастным оборотом
4. Пушкин своих лошадей не имел а нанимал их у извозчика то есть у со­держателя извоза. 4. Запятые в предложении с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными обо­ротами
5. Жившему в свете человеку полага­лось иметь собственный выезд (А. Гордин, М. Гордин). 5. Запятые в предложении с обособленным обстоятельством мес­та уточняющего характера
6. Пушкин стоял у двери опираясь на косяк и скрестив руки на широкой груди с недовольным видом посматри­вал кругом (И. Тургенев). 6. Запятая в предложении с обособленным дополнением поясня­ющего характера

Упражнение 7.Знаки препинания при вводных конструкциях, словах, обращениях, междометиях. Распределите номера предложений в соответствующие строчки. Знаки препинания не расставлены

1. Но вы все мошенники и вероятно не захотите оставить ваше ремесло. 2. Участь супруги разбойника казалась для неё раем в сравнении со жребием ей уготовленным. 3. Однако заячий тулуп явился. 4. Полагаю однако ж не излишним заметить что обе девицы надели желтые шляпки и красные башмаки. 5. Это бывало у них только в торжественных случаях. 6. Кирила Петрович кстати отроду не удостоивавшии никого своим посещением заезжал запросто в домишко своего старого товарища. 7. Марья Гавриловна была воспитана на французских романах а следственно была влюблена. 8. А я-то не нагляжусь бывало не нарадуюсь! 9. Князь Верейский не был тронут откровенностию своей невесты а напротив увидел необходимость ускорить свадьбу (А. Пушкин).

Правила № предложе­ний
1. Запятая ставится, если к слову нельзя задать вопрос  
2. Запятая ставится, если в предложении есть слово однако, сто­ящее в середине или конце предложения  
3. Запятая ставится после союза а перед вводным словом, если это слово можно убрать или переставить и смысл не изменится  
4. Запятая ставится если в предложении есть частицы бывало, мол, дескать, де, да, нет  
5. Запятая не ставится, если слово однако стоит в начале предло­жения  
6. Запятая не ставится после союза а перед вводным словом, ес­ли это слово нельзя убрать без изменения смысла  
7. Запятая не ставится, если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (кроме сравнительных и целевых)  
8. Запятая не ставится, если к слову можно задать вопрос  

Упражнение 8.Знаки препинания в простом и сложном предложении. Распределите номера предложений в соответствующие строчки. Знаки пре­пинания не расставлены.

1. Мы тотчас поладили и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски по-немецки и всем наукам но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски. 2. Она уронила ложку в кастрюльку и слезы потекли по ее лицу. 3. Долг требовал чтобы я явился туда где служба моя мог­ла ещё быть полезна отечеству. 4. Он спас мне жизнь потому что прикрыл об­ман Акулины Памфиловны. 5. По словам дворовых приказные сгорели в то время как повалилась кровля. 6. Я слыхал что Дубровский нападает не на вся­кого и что в убийствах никто его не обвиняет. 7. Несмотря на то что он был не­обыкновенно силён физически он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер его видели навеселе. 8. В этот момент настала глубокая тишина и секретарь звонким голосом стал читать определение суда. 9. Проезду нет от разбойников и следует принять меры. 10. Подали знак и меня оставили в покое. 11. Сын мой участвовал в замыслах Пугачева и государыня избавляет его от казни! 12. Вы просите за Гринёва и вы надеетесь его спасти? 13. О, этот Швабрин превеликий разбойник и если попадется ко мне в руки я велю его су­дить в 24 часа. 14. Пугачев сел в кибитку и когда увидел в толпе Акулину Панфиловну погрозил пальцем (А. Пушкин). 15. Я хочу определить не почему ты вернулся а почему ты ушёл.

Правила № предложе­ний
1. Всегда ставится запятая в сложносочинённых и сложноподчи­нённых предложениях перед союзом  
2. Запятая ставится перед составными союзами тогда как; в то вре­мя как; между тем как; потому что и др. в сложноподчинённом предложении  
3. Запятая ставится между двумя стоящими рядом союзами, союзом и союзным словом, если дальше нет слов то, так, но (кроме тех слу­чаев, когда первым идёт союз а)  
4. Запятая ставится, если это два безличных предложения с несинонимичными главными членами  
5. Запятая не ставится, если это два придаточных предложения, имеющих общее главное  
6. Запятая не ставится, если это два главных предложения, имею­щих общее придаточное  
7. Запятая не ставится, если два предложения имею какую-либо об­щую часть  
8. Запятая не ставится, если это два односоставных предложения од­ного вида (кроме безличных с несинонимичными главными членами)  
9. Запятая не ставится, если это два восклицательных предложения  
10. Запятая не ставится, если это два вопросительных предложения  
11. Запятая не ставится внутри составных союзов тогда как, в то время как, между тем как, потому что и др.  
12. Запятая не ставится, если перед подчинительным союзом стоит не  
Правила № предложений
13. Запятая не ставится перед первым союзом и, если он соединяет однородные члены и дальше нет слов то, так, но  
14. Запятая не ставится между двумя стоящими рядом союзами, со­юзом и союзным словом, если первым идёт союз а или дальше есть то, так, но  

Упражнение 9.Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Распределите номера предложений в соответствующие строчки. Знаки пре­пинания не расставлены.

1. Выстрел был удачен одному оторвало голову двое были ранены. 2. В некоторых отношениях и судьба их была одинакова оба женились по любви, оба скоро овдовели, у обоих оставалось по ребенку. 3. Сами изволите знать офице­ру гвардии нужно содержать себя приличным образом. 4. Андрей Гаврилович не возвращался в Покровское Кирила Петрович без него скучал. 5. Вдруг Дуб­ровский вздрогнул в укреплении сделалась тревога. 6. Осаждающие побежали разбойники с криком устремились за ними (А. Пушкин). 7. Молвит слово со­ловей поёт. 8. Нет умного соседа с книгой беседуй. 9. Восходит солнце начина­ется день.

Правила № предложений
1. Ставится двоеточие, если вторая часть разъясняет содер­жание первой (можно вставить а именно)  
2. Ставится двоеточие, если в первой части содержится пре­дупреждение, что дальше последует изложение какого-либо факта (могут быть глаголы смотреть, слышать, понимать и др.; можно добавить и увидел, что; и понял, что...)  
3. Ставится двоеточие, если вторая часть называет обоснова­ние, причину того, что происходит в первой (можно добавить потому что, так как)  
4. Ставится тире, если во второй части есть указание на быст­рую смену событий  
5. Ставится тире, если во второй части содержится противо­поставление  
6. Ставится тире, если вторая часть представляет собой след­ствие, вывод из первой части  
7. Ставится тире, если в первой части указывается время со­вершения действия или условие (можно добавить союзы ког­да, если)  
8. Ставится тире, если вторая часть – сравнение (можно до­бавить союз будто, словно)  

Упражнение 10.Предложения с прямой и косвенной речью, цитирование. Распределите номера предложений в соответствующие строчки. Знаки пре­пинания не расставлены.

1. Здорово как бишь тебя зовут сказал ему Троекуров зачем пожаловал?

2. Кто там смел рот разинуть сказал грозно исправник какой барин какой Владимир Андреевич барин ваш Кирила Петрович Троекуров слышите ли олухи Как не так сказал тот же голос Да это бунт кричал исправник Гей, староста сюда

3. Пугачёв посмотрел на Швабрина и сказал с горькой усмешкою Хорош у тебя лазарет

4. Отворяй сказал Пугачёв

5. Бедный Миронов сказал генерал а что Маша капитанская дочка она осталась в Белогорской крепости отвечал я.

Правила № предложе­ний
1. Если слова автора стоят перед прямой речью, то на схеме это выглядит так: А: «П!» или: А: «П?!» А: «П?» А: «П...» А: «П».  
2. Если слова автора стоят после прямой речи, то на схеме это выглядит так: «П!» – а. «П?» – а. «П...» – а. «П», – а.  
3. Если слова автора разрывают прямую речь, то на схеме это выглядит так: «П! – а. – П». «П? – а. – П». «П... – а. – П». «П, – а. – П». «П, – а, – П?»  
4. Если слова автора разрывают прямую речь и даны сразу две реплики в подбор, то на схеме это выглядит так: «П, – а. – П». – «П!» – а. «П, – а. – П?». – «П», – а.  
5. Если слова автора разрываются прямой речью, то на схеме это выглядит так: А: «П!» – а. А: «П?» – а. А: «П?!» – а. А: «П...» – а. А: «П» – а. В зависимости от требований контекста вместо тире может ставиться запятая  
6. При диалоге схема выглядит так: – П1, – а1. – П2! – а2.  
6. Если авторская ремарка заканчивается словами и добавил, и по­вторил, продолжил и т. д., перед вторым тире ставится двоеточие  
7. Встречаются примеры, когда слова автора заканчиваются прича­стным оборотом, деепричастным оборотом и прочими конструкция­ми, требующими после себя второй запятой – но вместо неё идёт прямая речь. Тогда отсутствующая запятая переносится и ставится после прямой речи, тире же в этом случае не требуется.  

Контрольные задания

1. Вставьте пропущенные знаки препинания. Дайте комментарий.

А.1. Настроение у Платонова было мрачное и на замечание на­чальника он отреагировал не сразу. 2. Они вошли в квартиру и прихожая сразу наполнилась весе­лыми голосами. 3. Администратор просил не позже трех часов сообщить нужно ли приглашать музыкантов. 4. В голове у нее немного прояснилось по крайней мере она достаточно четко представляла себе в каком направлении двигаться дальше. 5. Рослый, начавший полнеть и лысеть он все еще сохранял определенную привлекательность. 6. Мартовское солнце было ослепительно ярким и глядя на небо из окна второго этажа она легко представила что уже разгар лета. 7. Был он высок и строен по-спортивному подтянут хотя на вид был пожалуй ровесником Кабанова. 8. «Если послы согласятся на наши условия пожалуй им собо­льи шубы», – приказал царь. 9. Язык одно из самых важных и самых древних общественных явлений. 10. Знать язык лучше чем сейчас моя мечта. 11. Теперь им предстояло самое трудное они должны были поки­нуть товарища. 12. Ни стога, ни столба, ни забора ничего не было видно.

Б.1.Кроме всех этих внешних благородных достоинств Далецкий располагал целым рядом достоинств чисто практических. 2. Гордость отечественного спорта команда горнолыжников вер­нулась с международных соревнований победительницей. 3. Принцип, по которому Кира подбирала свою домашнюю биб­лиотеку остался для него неясен. 4. Игорь потихоньку вышел из квартиры дверь которой как ему показалось вообще никогда не запиралась. 5. Закрыв сейф и выскочив на улицу через бюро пропусков он тут же направился к метро. 6. Новый сотрудник молодой специалист не желающий зак­рывать глаза на явные нарушения. 7. Кабанов нервничал. Гость напротив не выказывал ни малей­ших признаков беспокойства. 8. Петр Ильич сидевший напротив о чем-то оживленно бесе­довал с баронессой приехавшей из своего имения погостить. 9. Он известный человек в деловых кругах Петербурга. 10. На улицах площадях в парках и скверах словом всюду ца­рило оживление. 11. Счастьем было все машина на которой они неслись желтые березы дымки из труб обрывки песен долетавшие с пере­дней машины. 12. Генерал повернулся к Насте и посмотрел на нее своими жел­тыми глазами которые на этот раз излучали неловкость и просьбу извинить за столь кощунственное предположение.

2. Выберите вариант, соответствующий норме.

А. 1. Сотня спортсменов ... по стадиону в разные стороны.

а) разбежалась; б) разбежались.

2. Завод-лаборатория ... первый опытный образец нового экскаватора.

а) изготовил; б) изготовила.

3. Две ... подруги поступили на геологический факультет.

а) лучшие; б) лучших.

4. ... два месяца мы готовились к научной конференции.

а) целые; б) целых.

5. Регулярные тренировки по хорошо продуманной схеме вселили в него уверенность в ...

а) победе; б) победу.

6. На выставке народного творчества мы восхищались ... дымковской игрушки.

а) изяществом; б) изяществу.

Б.1. Большинство студентов нашей группы... приезжими.

а) было; б) были.

2. 21 студент ... заявление в профком.

а) подали; б) подал.

3. Учёный работал над вопросом, плохо ... в научной литературе.

а) разработанном; б) разработанным.

4. ... тренер Виктория Бойцова организовала районные соревнования по легкой атлетике.

а) молодая; б) молодой.

5. Во многих маршрутных такси требуется оплатить … при входе.

а) проезд; б) за проезд.

6. Летчик-космонавт был удостоен высокой ...

а) награды; б) наградой.

3. Отредактируйте.

А.1.Спустившись к морю, туристами был разбит палаточный городок.

2. Возвращаясь домой, у Саши слипались от усталости глаза.

Б.1. Находясь в Германии, у нас состоялась встреча с берлинскими коллегами. 2. Немного подумав, у него отпали сомнения, и он дал согласие.





Читайте также:
Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые...
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.038 с.