Анализ учебников окружающего мира УМК «Перспектива».
Класс | Раздел, тема урока | Понятие | Живая/неживая природа |
1 класс 1 часть | «Мы и наш мир», стр. 4 | На данном уроке учащиеся рассматривают окружающий мир, в итоге делают вывод, что такое мир. Узнают определение понятия «мир» из учебника. Понятие: мир. | _ |
«Природа», стр. 6 | На данном уроке учащиеся рассматривают рисунки. Высказывают свои предположения, что можно отнести к природе. Пытаются сделать вывод, что такое природа. Рассуждают о том, что относится к природе, которую создал человек. | _ | |
«Неживая и живая природа», стр 8. | На данном уроке рассуждают, что относится к живой и неживой природе рассматривая фотографии. Приводят свои примеры. Рассуждают, о том как связана между собой живая и неживая природа. Даются примеры живой и неживой природы. Понятие: живая и неживая природа. | Живая и неживая природа рассматривается с помощью фото, примеры учащихся и определения из учебника. | |
«Культура», стр. 10. | На данном уроке рассматриваются свистульки. Сравнивают звучание свистулек с пением птиц. Размышляют над тем, зачем делают эти игрушки. Рассматривают фотографии и рисунки, делают вывод, из чего построены дома и сделаны игрушки. Рассуждают для чего люди танцуют, поют, пишут стихи и сказки? Делают самостоятельный вывод, что такое культура. | Живая и неживая природа. Сравнение свиста игрушки с живой птицей. Рассматривание фото и рисунков с домами, подделками, техникой и т.д. | |
«Природа в творчестве человека», стр.14. | На уроке рассматривают изделия мастеров, рассуждают из чего они сделаны. Сравнивают изделия с образами природы, как её видит мастер и исполняет в своих изделиях. Делают вывод, что примером для творчеста служит природа. | Живая природа. Образы в изделиях. Рассуждение с анализом образа и живой природой. | |
«Люди - творцы культуры», стр. 22. | На уроке рассуждают о том, какие добрые дела делают люди для природы и друг друга. Определяют смысл пословиц и отвечают на вопрос: «почему человек занимает особое место в природе?». Делают вывод, что своими трудами мы преображаем мир. | Неживая природа. Рассуждение какие добрые дела делают люди для природы и друг друга, рассматривают иллюстрации. | |
За страницами учебника, стр. 24. | Вывод о том, что нужно понаблюдать за природой через все органы чувств. И нужно беречь её. | Живая природа. | |
«Природа в классе», стр. 32. | На уроке говорится, что в каждом классе есть растения. Предлагается поразмышлять, зачем выращивают комнатные растения. Рассматриваются их виды. Предлагается осмотреть класс и определить 2-3 вида. | Жива природа, через иллюстрации видов растений. Фото класса где расположены растения. | |
«Как ухаживать за комнатными растениями», стр. 34. | На уроке предлагается сравнить рисунки, определить почему растения завяли и предположить какие нужны условия комнатным растениям для жизни. Рассматриваются средства для ухода за комн. растениями и как ими пользоваться. На закреплении нужно определить по рисунку, где правильно поливают растение и почему. | Живая природа. Иллюстрации растений для сравнения. На закрепление рисунок. | |
«Что растёт у школы?», стр.36. | На уроке через изображения рассматриваются растения, которые могут расти у школы. Предлагается найти возле школы травянистые растения. Учащиеся рассматривают рисунок и определяют деревья, кустарники и травы, затем проверка на «Страничках Умного Совёнка». | Живая природа, изображения деревьев, кустарников и трав. | |
«Мир за стеклянным берегом», стр. 38. | Учащимся даётся определение слова «аквариум». Далее учащиеся размышляют, зачем люди устраивают аквариумы. Обсуждают, какие условия нужны для обитателей аквариума и как их создают люди? Рассматривают обитателей аквариума с помощью изображений (растения, рыб, улиток). Рассуждают на согласие утверждения: «Аквариум показывает тесную связь неживой и живой природы?». Понятие: аквариум. | Живая (обитатели аквариума) и неживая природа (помощь в создании условий для обитателей аквариума). | |
«Кто у нас живёт?», стр. 40 | На уроке рассуждаю для чего создают уголки? Какие условия нужны для жизни обитателей живого уголка. Всем ли животным хорошо в живом уголке? Рассуждают на тему, как понимают высказывание: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Рассматривают изображения некоторых возможных обитателей живого уголка. В конце обсуждают школьный уголок. Рассказывают, как ухаживать за обитателями живого уголка. | Живая природа (изображения обитателей живого уголка). | |
«Какие бывают животные», стр. 42. | На уроке рассматривают животных, делят на две группы. Актуализируют знания о том, каких животных видели в природе, в живом уголке, в зоопарке. В конце урока даются понятия: насекомые, рыбы, птицы, звери. | Живая природа. | |
«Природа в доме», стр. 56. | На уроке сравнивают два рисунка, чтобы ответить на вопрос: «В какой комнате уютнее?». Актуализируют знания о животных в живом уголке. Обсуждение предметов природы в доме и их роль. Рассматриваю фотографии и обсуждают какие животные и растения есть дома. Делают вывод, что живая природа украшает дом и даёт радость. | Живая природа. | |
«Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество», стр.58. | На данном уроке обсуждается, зачем нужны в доме воды, газ, электричество. Обсуждают утверждение: «Без неживой природы невозможна жизнь человека?» Рассматриваю рисунки, чтобы объяснить, откуда в дом приходят вода и электричество. | Живая и неживая природа. | |
«Красивые камни в нашем доме», стр. 60. | Рассматриваю изображения камней. Обсуждают, есть ли дома красивые камни и зачем они? Рассматривают изделия из драгоценных камней. Обсуждают какие изделия нравятся? Что можно сделать из камня? | Неживая природа. | |
«Выйдем в сад», стр. 64 | На данном уроке обучающиеся рассматривают понятия: сад, фрукты, ягоды. | Живая природа. | |
«Овощи и фрукты на нашем столе», стр.66. | На данном уроке обучающиеся рассматривают понятия: овощи и фрукты. | Живая природа. | |
«Дикорастуще и культурные растения», стр. 72. | На данном уроке обучающиеся рассматривают понятия: дикорастущие растения и культурные растения. Также необходимо отметить, что обучающиеся классифицируют иллюстрации на группы представленных понятий. | Живая природа. | |
«Собака в нашем доме», стр. 74. | На уроке рассматривают породы собак, что нужно для ухода за ней. | Живая природа. | |
«Кошка в нашем доме», стр. 76. | На данном уроке обучающиеся рассматривают понятия порода кошек. Также на данном уроке обучающиеся рассматривают средства и способы ухода за кошками. | Живая природа. | |
«Дикие и домашние животные», стр. 80. | На данном уроке обучающиеся рассматривают понятия: дикие животные и домашние животные. Также на данном уроке классифицируют иллюстрации с животными на группы соответствующих понятий. | Живая природа. | |
«С утра до вечера», стр. 84. | На данном уроке обучающиеся рассматривают понятия: утро, день, вечер, ночь. Также на данном уроке обучающиеся рассматривают основные виды деятельности людей во временные периоды. | Живая и неживая природа. | |
1 класс 2 часть | «Мы в городе», стр.4. | Данный урок построен в игре- путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Дети изучают старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Жители сёл — хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей. | Живая и неживая природа. |
«Мы в селе», 6 стр. | Данный урок построен в игре -путешествие в прошлое старинных российских городов (сёл), знакомство с их жителями. Дети изучают старинные и современные занятия и дела горожан и сельских жителей. Формируется понятие кто такое жители сёл — хранители непосредственной связи человека с природой, землёй-кормилицей | Живая природа. | |
«Природа в городе», 16 стр. | На данном уроке дети изучают чем представлена природа в городе (сквер, бульвар, парк, зоопарк, памятник природы, ботанический сад, зоопарк и др.). Природа в городе — источник красоты, здоровья, хорошего настроения | Неживая природа. | |
«Что растёт в городе», 20 стр. | На данном уроке дети изучают деревья и кустарники в зелёных насаждениях города. Лиственные и хвойные деревья | Живая природа | |
«Чудесные цветочки», 22 стр. | На данном уроке дети изучают роль цветников в жизни города. Разнообразие растений цветника. Цветники нашего города | Живая природа | |
«В ботаническом саду», 24 стр. | На данном уроке формируется понятие ботанический сад — живой музей для всех, кто интересуется растениями. Разнообразие растений ботанического сада. Правила поведения в ботаническом саду | Живая природа | |
«В зоопарке», 26 стр. | На данном уроке формируется понятие зоопарк — живой музей для всех, кто любит животных, интересуется их жизнью. Разнообразие животных зоопарка. Правила поведения для посетителей зоопарка | Живая природа | |
«Мы помним наших земляков», 32 стр. | На данном уроке формируется понятия: памятные места, памятник, реликвия. Названия улиц, площадей — наша общая память о прошлом. Ритуалы и знаки памяти: возложение венков, цветов, салют, минута молчания | Живая и неживая природа | |
«Все профессии важны», 34 стр. | На данном уроке формируется понятия профессий в городе и селе: общее и различное. Важность труда хлебороба. Трудолюбие как общественно значимая ценность. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство | Живая и неживая природа | |
«Природа России», 50 стр. | Разнообразие и красота природы России. Природа родной страны — основа нашей жизни, великое богатство, которое нужно бережно хранить | Живая природа | |
«Охрана природы», 52 стр. | На данном уроке дети изучают отрицательное воздействие человека на природу и его последствия. Меры по охране природы. Как мы можем помочь природе | Живая природа | |
«Красная книга России», 54 стр. | Формируется понятие что такое Красная книга. Красная книга России. Растения и животные из Красной книги России, причины сокращения их численности и меры охраны | Живая природа | |
«Заповедные тропинки», 56 стр. | Формируется понятие заповедники — особо охраняемые природные территории. Приокско-террасный заповедник — один из знаменитых заповедников России. Заповедники родного края. Старинные народные правила охраны природы, ставшие законами современных заповедников. Правила поведения в заповеднике | Живая природа | |
«Взгляни на человека», 60 стр. | Формируется понятие человек — это целый мир. Внешний облик человека. Внутренний мир человека. Влияние внутреннего мира на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир | Живая природа | |
«Всему свой черёд», 62 стр. | Изучается ритм человеческой жизни: детство, молодость, зрелые годы, старость. Изменение внешнего облика и внутреннего мира человека в разные периоды его жизни, отражение этих изменений в изобразительном искусстве | Живая природа | |
«Я – часть мира», 70 стр. | Формируется представление, что каждый из нас — целое и часть мира. Влияние каждого из нас на мир вокруг. Мир — это красота и добро в жизни природы и человека | Живая и неживая природа. |