Пространство повседневности




Пространство повседневности не аналогично географическому топосу, пространству художественного текста. Повседневное пространство – это пространство, в котором человек «организует» свою каждодневную жизнь. Оно непосредственно дано человеку как естественная среда его обитания, по поводу которой не возникают вопросы, сомнения. В.Лелеко, используя шекспировское сравнение жизни с театром, уподобляет пространство сцене, «где разыгрывается драма повседневной жизни человека».

ü Повседневное пространство предстаёт как пространство реальное и культурное (ментальное). Реальное пространство повседневности – это пространство физическое и перцептуальное (доступное непосредственному зрительному, слуховому, осязательному восприятию человека); территория частых и привычных перемещений человека, в которые он «врастает» и которые определяют «Я-измерения» сознания его личности; «типичный маршрут», «главная сцена» человеческой жизнедеятельности. Как правило, реальное пространство включает в себя пространство тела человека, жилище, подъезд, двор, улицу, места учёбы/работы, магазины, «киоски», центры общепита, отдыха, родной район, город, пригород, дачу и т. д. (рис. 1, 2).

 

 

Рис. 1 Рис.2

Часто оно сосуществует с такими неповседневными пространствами, как властно-административным (дом правительства, здание администрации, суд, органы УВД), религиозным (церковь, храм, мечеть), культурно-просветительским (театр, концертный зал). Для других – с такими внеповседневными локусами, как гаражи, мусорная свалка, пустырь, мост. Для третьих – с торгово-развлекательными комплексами, «элитным» жильём и т.д.

Дом – одно из главных мест пространства повседневности, исходная точка человеческой общности. Какие можно выделить пространственные зоны в народном жилище? Каковы функциональные характеристики выделенных зон? Какое миропонимание они выражают? Какое повседневное поведение формируют? Какие изменения претерпела функциональность и семантика жилого пространства в Античности, Средних веках, Возрождении, Новом времени и в современном мире?

Каковы причины того, что в постперестроечном пространстве российских городов двор перестал быть значимым локусом? Дворовыми обитателями остались лишь пенсионеры и дети, которых либо «уже», либо «ещё» удовлетворяют возможности двора.

Какова роль средств передвижения в организации реального пространства повседневности человека?

О каких изменениях в повседневной жизни горожан свидетельствует тенденция замены общественного транспорта частными маршрутными такси, интерьер которых моделируется по образцу «домашнего уюта» (шторки с рюшами, мягкие игрушки, приглушенный, интимный свет)?

Опишите типичный повседневный путь студента (солдата срочной службы, многодетной домохозяйки, предпринимателя, инока). Какие пространства «нормативной» («немутированной») повседневности становятся для данного маршрута неповседневными? С какими необщепосещаемыми каждодневно локусами, напротив, вступает в «диалог»? Какой образ жизни формирует подобная дорога? Какие социокультурные негативные последствия/возможности содержит в себе рассматриваемый курс (замкнутое армейское пространство казармы, открытое к общению с Богом сакральное пространство православной церкви и пр.)?

Культурное пространство повседневности – это пространство, в котором реализуются культурные смыслы повседневной жизни человека: утилитарные, нравственные, мифологические, религиозные, социально-статусные, эстетические. Оно представляет собой систему, совокупность взаимосвязанных значимых (наиболее означенных) мест. Места (локусы) культурного пространства повседневности хорошо известны, понятны без дополнительных комментариев; их значения богаты, постоянно возобновляются, однако попытки объяснения смысла мест требуют проницательности и парадоксальности взгляда, метафоричности мышления, остроумия; восприятие мест определяется стереотипами, культурно-ценностными установками, уровнем эрудиции. Локусами культурного повседневного пространства могут быть пространственные объекты (здание, сооружение, дорога, площадь, интерьер, места отдыха/профессиональной деятельности), функциональные зоны («красный угол» русской избы, чердак, диван, места общественного питания, кабинет руководителя, банкомат), малые пластические объекты (памятник, зеркало, печь, решетка СИЗО), артефакты (фотография родителей, повестка в суд, квитанция за свет), личности (имена собственные, типажи, этнонимы), события, ситуации, процессы (ремонт, эмиграция, свадьба, банкротство), высказывания («Беда России не в дорогах и не в дураках, а в дураках, указывающих дорогу», «Вятские – люди хватские: семеро одного не боятся»), тексты, нематериальные феномены (запах, цвет, звук, фантазии/мечты) и т.д.

Составьте перечень мест культурного повседневного пространства Вятского государственного университета. Прокомментируйте одно – два места, раскрыв их смысл, то есть напишите небольшую статью к воображаемому каталогу «Пространство университетской повседневности: ВятГУ».

С помощью анализа архитектурно-градостроительного облика родного города сравните повседневное «тело» советского и постсоветского города. Какая советская и постсоветская идентичность кировчан формируется разметкой повседневных маршрутов внутри городского ландшафта?

Какое значение в конструировании повседневного пространства современного города принадлежит наружной рекламе (баннерам, биллбордам, мультивизионным установкам, электронным табло, брэндмауэрам, плазменным и светодиодным экранам, растяжкам, ситилайтам, рекламным плакатам)? Какой «образ места» они формируют?

ü Важнейшими характеристиками повседневного пространства являются его центр и граница. Органично присущее человеку восприятие и ментальное моделирование пространства – его ограничивание: человек с помощью границы очерчивает привычную, освоенную территорию и отделяет своё, обжитое, близкое, родное, внутреннее, защищённое от чужого, неизвестного, дальнего, внешнего, враждебного, опасного. Таким образом, повседневное пространство, несмотря на научную теорию бесконечности, предельно. Стоит отметить, что граница по своей природе неопределённа и амбивалентна: в ней одновременно содержится «внутри-себя-бытие» и «бытие-для-иного» (Гегель). Жизнь в рамках онтологически противоречивой границы, в пограничном пространстве (исключительно напряженном состоянии) приводит к маргинализации сознания, формирует маргинала – «полукровку, скитающегося по ничейной земле и ищущего места для остановки» (Н.Мельникова). В повседневноведении объектом исследования становятся не только выдающиеся личности (военачальники, учёные, художники, политики), но и живущие на границе привычного мира маргиналы и отщепенцы (разбойники, психопаты, ведьмы, анархисты, инвалиды, проститутки, представители сексуальных меньшинств, преступники). Проанализируйте изменения в повседневной культуре русской интеллигенции, эмигрировавшей после революции 1917 г. за границу (изгнанные из родных просторов и нежелающие ассимилироваться в культурный ландшафт стран-реципиентов, художники-эмигранты оказались в дестабилизирующей и дезориентирующей маргинальной зоне «непринадлежности» и окраинности, сфере между Россией и не‑Россией – Своим и Чужим миром). Как «чемоданный» образ жизни повлиял на образ мира диаспоры, восприятие самих себя?

Кроме того, повседневное пространство структурируется центрированием. Культурная (семиотическая) ценность повседневного пространства убывает по мере удаления от центра и приближения к периферии и границе. При этом центр реального пространства и ментального может не совпадать: культурный, сакральный центр может находиться на периферии, у границ физического пространства («красный угол» русской избы, алтарь храма). Перечислите типичные центры повседневного пространства современного человека. Какой смысл они содержат? Например, вокзал – это «грань, за которой – разлука, смена пространства, окружения, перенесение в иной мир», антихрам, «анти-центр, вариант земного хаоса, гибельности, безнадёжности»: «И храм, и вокзал предполагают наличие толпы, но если храм призван управлять этой разрозненной толпой и гармонизировать её, то хаос вокзала с его смешением концов и начал, какофонией звуков и непрерывного беспорядочного движения приводит к дисгармонии и психологическому ощущению близости конца и катастрофы» (Н.Осипова).

Свойствами повседневного пространства также являются протяжённость, размеренность, наполненность, плотность, координатная сетка и пр. По словам В.Дмитриева, в проблематике изучения характерных черт повседневного пространства особо развиты регионоведение, исследование культурных ландшафтов (герменевтика ландшафта), анализ географических образов. Заполните таблицу «Подходы к изучению пространства повседневности».

Название подхода Регионоведение Исследование культурных ландшафтов Анализ географических образов
Исследователи, труды      
Методологические особенности изучения      
Пример      

ü Восприятие пространства повседневности изменчиво. Различия в видении и ощущении топоса характерны как для социальных групп одного времени, так и для общностей разных историко-культурных эпох.

По наблюдениям Б.Маркова, улицы старых («классических») городов исходили из единого центра. Таким образом они повторяли господствующий тип культуры, имеющий культурное ядро (ведущую систему ценностей) и культурную периферию (маргинальные состояния, субъекты, события). Подобная гомогенность преодолена в современном городе: «Культурные памятники, промышленные предприятия, транснациональные центры со специфической архитектурой и образом жизни (финансовая и телекоммуникационная сферы), наличие мигрантов, встреча разных культур, разные языки, разноликая толпа, разные манеры и одежда». Какие изменения в повседневной жизни отражены в новой гетерогенной топографии города?

Архитектура и интерьер формируют повседневную пространственную среду и являются важными источниками человекопонимания: архитектура «означивает» стиль и образ жизни и мировидение личности, интерьер образует микросреду повседневной жизни индивида. В свете историко-культурного развития рассмотрите социально-статусные характеристики жилого интерьера периода античности, культурно-бытовые различия в интерьере средневековой Европы, индивидуально-психологические особенности внутреннего убранства интерьера эпохи Ренессанса и Нового времени.

Проанализируйте этнокультурные особенности архитектуры и жилого интерьера в России периода XVII–XVIII вв. как своеобразного синтеза традиционных и заимствованных из Европы элементов.

Создатели виртуального музея советского быта «Коммунальная квартира» уверены, что стереотипы восприятия и стратегии поведения советского человека во многом сформированы пространством «коммуналок». Как «отразилось» коммунальное жильё в повседневном поведении человека СССР?

 

Повседневное время

 

Повседневное время отличается от абстрактного математического, физического, биологического, исторического. Обыденные представления о времени – это основа «жизненного мира» (Э.Гуссерль), задающая направленность и мотивированность образа жизни, поведения, деятельности, поступков; «инструмент чувственного артикулируемого мироощущения, мировосприятия, миропредставления, миропереживания» (О.Забродина); результат осмысления человеком своего интеллектуального и эмоционального опыта; способ культурной адаптации и культурного освоения среды обитания. Обыденное сознание определяет временные изменения на основании «интуиции» биологических часов и ценностей воспринимающего человека. Как правило, вседневное время – это «развитое, себедовлеющее, самоценное» настоящее, ориентированное на ближайшее – исчисляемое днями – прошлое и будущее (вчера, позавчера, завтра, послезавтра); оно одномерно, необратимо, асимметрично, конкретно.

ü Внутренняя структура времени «нормативной» повседневности (по В.Лелеко) состоит из природно-космического уровня, заданного суточным вращением Земли вокруг своей оси и ее положением относительно Солнца (поэтому сутки – основная единица, мера времени повседневности), природно-биологического уровня, определяющего ритмы сна и бодрствования, и культурного уровня, определяющего системы исчисления и учета времени (календарного времени).

Сутки двуплановы: совмещают темпорально-измерительный ряд (членение суточного времени на утро, день, вечер, ночь, часы, минуты, секунды) и событийный (распорядок дня, определяющий приуроченность тех или иных действий, поступков, событий к определенному времени суток). Характеристики повседневной событийности включают такие показатели, как скорость течения событий и частота смены одного события другим. Они задают темпоритм повседневности и определяют плотность событийного ряда повседневности.

Кроме того, в структуре суточного времени можно выделить четыре сектора, к которым приурочены дела и события. Время первого сектора отводится удовлетворению телесных потребностей: сну, питанию, естественным отправлениям, сексу, движению, физической нагрузке, гигиеническим процедурам, психологических, духовных потребностей (в общении, получении информации, психологической поддержке, вере). Они универсальны, охватывают всех людей независимо от возраста, пола, социальной, конфессиональной и т. п. принадлежности. Они не могут игнорироваться без ущерба для здоровья и, при переходе границ физиологической или психологической нормы, — без угрозы тяжелой болезни и даже угрозы существованию.

Второй сектор связан с ведением домашнего хозяйства. Третий отдан работе, учёбе. Четвертый – свободному времени: удовлетворению любознательности, общению, хобби, ничегонеделанию.

Сопоставьте календарные представления земледельцев/скотоводов, жителей Севера/народов Востока, язычников/церковнослужителей по плану:

1.Условия и факторы, приводящие восприятие временных ритмов в окружающем мире в их календарную форму фиксации.

2.Структура (схема) календаря. Схему календаря можно построить в виде круга, на который поэтапно нанести временные деления. Например, в земледельческом календаре – отметки, соответствующие главным циклам жизнедеятельности: делению года по солнечным циклам (весеннее и осеннее равноденствие, зимнее и летнее солнцестояние), праздникам, приуроченным к солнечным циклам.

3.Семантический анализ календарных названий.

4.Анализ событий, приуроченных к основным единицам календарного времени.

Чем обусловлены сходства и различия внутренней структуры времени? Какие особенности образа жизни формируют подобные системы исчисления?

Придумайте собственный календарь. Какие единицы времяисчисления лежат в основе вашего календаря? Какие особенности мировидения, образа жизни отражены в календаре?

В истории культуры было много календарей: календарь майя, юлианский, григорианский, мусульманский, китайский и пр. Сегодня начинает пользоваться популярностью календарь Тринадцати Лун. Приверженцы нового времяисчисления считают, что современный календарь не синхронизован с природными циклами, вносит хаос в сознание («31, 28, 31, 30, 31... Представьте себе линейку, у которой сантиметры не равны друг другу», «Сентябрь означает семь, но является девятым месяцем» и пр.) и предлагают заменить его естественным стандартом из 13 лун по 28 дней каждая с одним днём Вне Времени. Отметьте «плюсы» и «минусы» существующего и предлагаемого календарей. Какой из календарей более гармонично синхронизирует повседневную жизнь людей?

ü Различным историческим, культурным, возрастным и пр. периодам присущи свои каждодневные временные ориентации. Можно сказать, что восприятие и переживание времени специфично для:

1.Разных индивидуумов: время М.Цветаевой («Знайте одно: мне в современности и в будущем – места нет», «я против нее (эпохи – Е.В.), я ее действительно ненавижу, все царство будущего», «сегодня, не имеющее вчера, не имеет завтра»), Б.Поплавского («Всё оборвалось, остановилось в жизни, смотрит на меня издали, в летнем изнеможении, унижении недоуменья», «и снова в 32 года жизнь буквально остановилась»), З.Гиппиус с её хронофобией: «И так все спутано, что не знаю, какой сезон, который месяц и что за год…».

Выступите экспертом собственной повседневной жизни через анализ темпорального восприятия (по Е.Головаха, А.Кроник):

1.На листе бумаги изобразите время графически с помощью линий и фигур.

2.С помощью трех кругов попробуйте изобразить на бумаге свои представления о времени. Круги обозначают прошлое, настоящее и будущее. Расположите эти круги так, чтобы они выражали ваши переживания, взаимосвязи вашего личного прошлого, настоящего и будущего. Вы можете использовать круги разной величины. Обозначьте, какой круг соответствует прошлому, какой – настоящему, какой – будущему.

3.Оцените свое переживание времени в настоящий период жизни по свойствам: течёт медленно/быстро, пустое/насыщенное, плавное/скачкообразное, сжатое/растянутое, однообразное/разнообразное, цельное/раздробленное, непрерывное/прерывистое, беспредельное/ограниченное, содержательное/бессодержательное, замедляется/ускоряется, пассивное/активное, приятное/неприятное, слабое/сильное, запланированное/стихийное, бесконтрольное/контролируемое, организованное/неорганизованное, осмысленное/неосмысленное.

Какие установки и способы жизни выражает изображение времени в виде спирали, восходящих и нисходящих прямых, синусоиды, окружности и пр.? Какое восприятие мира (неприятно-ограниченное, приятно-безграничное) отражено в переживании времени? Как соотносится ваше восприятие времени с господствующим в современной культуре/традиционной народной?

2.Различных социальных групп (сословий, этносов, региональных, половозрастных, религиозных, профессиональных, национальных): время языческое/церкви/государства, мегаполиса/провинции, торговца/крестьянина/военного, джентельмена/буржуа, ребёнка/пенсионера, американское/китайское. Мог ли в Средние века крестьянин сказать о себе: «Я родился 21 июня 954 года»? Представитель какого сословия мог отметить в период зрелого Средневе­ковья: «Мне каждая минута дорога»? Аргументируйте свою точку зрения.

В Монсе в конце XIII в. на судебный поединок, назначенный на рассвете, пришел лишь один из его участников. Тщетно прождав своего противника, он потребовал от судей вы­нести постановление о том, что он выиграл дело, так как другая сторона не яви­лась в положенное время. Для этого было необходимо установить, что насту­пил 9 час. К кому должны были обратиться судьи за разъяснением, наступил ли 9 час? Обоснуйте свой ответ.

3.Историко-культурных эпох: время первобытности, античности, средневековья и т.д. Среди наиболее значимых концепций времени в истории культуры можно выделить такие, как циклическое, «остановившееся», пульсирующее, линейное время, «время-мгновение».

Циклическое, круговое, время – архаическая абсолютная обращённость в прошлое (в том числе в прошлое своей собственной жизни). Соотношение временных плоскостей меняется, происходит смещение актуальности времён: настоящее включает в себя и прошлое, и будущее, не отделено от них. Другой вариант: прошлое ощущается как прекрасное, гармоничное, идеальное; настоящее – как катастрофа; будущее – перевоплощенное прошлое. Не принимая сегодняшнего дня, люди обращают свои взоры к вечности. В результате «повышенной восприимчивости к вечности» (В.Набоков) ритм жизни нередко организовывается вокруг собственноручного создания непреходящих, вечных ценностей – творчества, религиозно‑мистической практики и т.д.

«Остановившееся» время связано с чувством пустоты, темноты и тишины, молчания, удушья, косности и смерти, исчезновения, сна, безвременья, вневременности, беспамятства, бездействия, богооставленности; с ощущением того, что время не идет, не изменяется, а тянется и сжимается, «топчется» на месте, замирает, теряет свою концентрацию и утрачивать активность.

«Время-мгновение» («я существую» – значит «я существую сейчас») – культивирование жизни «здесь и сейчас», жизнеутверждающая активная включенность в настоящее время, а не попытки «бегства» от него в прошлое или небытие. «Здесь‑бытие» (Т.Шехтер) предполагает стремление использовать все возможности текущего времени для самопроявления и творческого самовыражения, желание собственноручно управлять и распоряжаться сегодняшним днём, свободно выбирать и действовать, вопреки законам века создавать свою личную судьбу.

Пульсирующее время – время чередования «остановившегося» времени и «времени-мгновения». Время воспринимается не как континуум, а как отношения между двумя точками, как время‑событие; представление об обыденном времени определяется не сменой времен года и суток, а «сюжетами» (причём не трагическими и бессмысленными, а событиями признания и собственной идентификации). Основу привычного времяисчисления, как правило, составляют такие своеобразные отрезки жизни, как «от встречи до встречи», «от звонка до звонка», «от зарплаты до зарплаты».

Ньютоновское линейное время, символизируемое прямой линией без начала и конца.

Христианское линейное и необратимое время, символизируемое прямой линией (путь к спасению), имеющей начало (акт божественного творения) и конец (Страшный суд). Жизнь развёртывается одновременно в двух планах – в плане преходящих событий земного бытия и плане осуществления божественного предначертания.

Объясните, какие особенности восприятия времени в Средние века определили следующее поведение ростовщиков («надеющихся на время», «помимо Бога распоряжающихся временем»)? Один священник отпускал грехи «согласно профессии и занятию». «Пусть встанут кузнецы», – сказал он, и кузнецы встали и получили отпущение. После этого священник даровал отпущение скорнякам и другим ремесленникам. Наконец, проповедник возгласил: «Пусть поднимутся ростовщики и получат прощение». Но ни один из них не встал, все попряталась, затаились и под всеобщий хо­хот в смятении удалились.

Когда на часах появилась минутная стрелка? О каких изменениях в повседневной жизни свидетельствует этот факт?

Как связаны феномен дуэли, макабрической культуры и «чувство времени» в эпоху Возрождения?

Какие ценности Нового времени выражает высказывание Б.Франклина «Время – деньги»?

ü Характеристиками повседневного хроноса являются темп, ритм, скорость, длительность, последовательность, направление, координация, плотность.

Заполните по аналогии таблицу «Особенности повседневного времени современной эпохи».

Каковы особенности повседневного времени? Увеличение темпа жизни
Каковы причины? Возрастание темпа производства, совершенствование транспорта, бытовой техники, возрастание потребностей.      
В чём проявляется? Я сердце по свету рассеять Готов. Везде хочу поспеть. Нужны мне разом юг и север, Восток и запад, лес и степь, Моря и каменные горы, И вольный плес равнинных рек, И мой родной далёкий город, И тот, где не был я вовек… (А.Твардовский)      
Какие явления культуры возникли «благодаря» данному качеству времени? «Пунктуальность» (расчёт времени до минуты). Страх опоздания (боязнь гнева начальника приводит к потере душевного комфорта и возрастанию культурной нестабильности). Синдром «хронической нехватки времени», постоянного «некогда»; чувство, что в жизни упущено что-то самое главное, жизнь прожита не так, сейчас ничего не исправишь. Дилетантизм. Зомбизм, падение нравов, когда при высочайшем темпе («на бегу») не остаётся времени для «вечного». Удовлетворение разнообразных потребностей и, как следствие, получение удовольствия, эмоциональный комфорт.      

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: