Подведение итогов урока (рефлексия).




План-конспект

По предмету: Методика преподавания изобразительного искусства.

Тема: Разработка орнамента для пасхальных яиц.«Праздник праздников – Великая Пасха».

Выполнила:

студентка 4 курса,

группы 41-1

Трусакова Татьяна

Владимировна


Тема урока: Разработка орнамента для пасхальных яиц.«Праздник праздников – Великая Пасха».

Цели урока:

- Формирование интереса к истории страны, культуры, духовной жизни своего народа;

- Развивать познавательный, эмоциональный опыт школьников (традиционное празднование Пасхи православными христианами);

- Воспитание инициативы, активности, самостоятельности, общей культуры.

 

Задача: Выполнить эскиз росписи пасхального яйца, выявив выразительный аспект формы в станковой графической композиции.

Тип урока: комбинированный.

Материалы и инструменты: бумага (200×150), акварель (гуашь), картонный макет яйца, кисти разной толщины, баночка для воды.

Зрительный ряд:

1.Объекты изображения:

1.1. Образец работы Трусакова Т.

2. Произведения искусства и их воспроизведение:

2.1. Пасхальные яйца Фаберже.

2.2. Росписи пасхальных яиц.

3. Дидактическая наглядность:

3.1. Таблица: «Последовательность росписи пасхального яйца.

4. Образцы и примеры работ:

4.1. Монтикова Дарья

4.2.Коровина Юлия

4.3. Кухаренко Алексей

Литературный ряд:

Фрагмент №1

Христос воскрес! (Автор: Майков Аполлон)

«Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!... »

Фрагмент №2

Христос Воскрес! В любви лучах... (Автор: Ладыженский Владимир)

«Христос Воскрес! В любви лучах

Исчезнет скорби мрачный холод,

Пусть радость царствует в сердцах

И тех, кто стар, и тех, кто молод!... »

Музыкальный ряд: сборник русских народных песен.


Список литературы:

1)Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя / Б.П. Юсов, Н.Д. Минц, 2-е изд., перераб. и доп. – Минск, 1992.

2) Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изо в школе. - М.: Агар,1998.

3) Самостоятельные письменные работы по курсу методика преподавания изобразительного искусства: Методические рекомендации для студентов художественно-графического факультета / УО «ВГУ им. П.М. Машерова»; Сост. Волканова С.А. – Витебск: Издательство ВГУ им. П.М. Машерова, 2001.

4)Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студентов высш. пед. уч. заведений / Н.М. Сокольникова. – 2-е изд., стер. – М., 2003.

5) Шешко И.Б. Построение и перспектива рисунка / И.Б. Шешко. – 2-е изд., доп. – Минск, 1973.

6) Энциклопедический словарь юного художника/сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.: педагогика, 1983.


Структура урока

№п/п Компоненты (этапы) Время Наглядность
1. 1.1. 1.2. 1.3. Мотивационный этап урока Приветствие. Подготовка к выставке. Развитие художественных навыков. 3 мин. 1 мин. 1 мин. 1 мин. 1.1.
2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. Информационный этап Праздник – Пасха. Традиция окрашивания яиц. Пасхальные яйца Фаберже. Формирование представления о выразительном аспекте формы в декоративной композиции. Техники росписи яиц: писанки, крапанки, дряпанки и т.д. Воспитывать патриотическое отношение к деятельности художников в окружающей природе. 15 мин. 3 мин. 3 мин. 3 мин. 3 мин. 3 мин. 2.1. 2.2.
3. 3.1. 3.2. 3.2.а 3.2.б 3.2.в 3.2.г 3.2.е 3.2.д Практический этап Упражнение «Сравни изображение». Выполнение задания: Выбрать один из вариантов росписи. Продумать композицию. Выполнить рисунок карандашом. Определиться с выбором цветовой гаммы. Сделать работу в цвете. Обобщить и завершить работу.   20 мин. 2 мин. 18 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 3.1.
4. 4.1. 4.2. 4.3. Подведение итогов урока (рефлексия). Вопросы по пройденному материалу. Оценка работ. Рефлексия. 7 мин. 2 мин. 3 мин. 2 мин. 4.1. – 4.3.

Ход урока.

Мотивационный этап урока

1.1. – Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста. Дежурный класса, кто сегодня отсутствует? (Отмечаю)

1.2. – Весна- самый радостный период года. Пробуждается природа от зимнего сна. Все расцветает, ликует. И не случайно на это время выпадает больше всего ритуалов, обрядов, праздников. Какие весенние праздники вы знаете? А христианские?

(Пасха).

1.3. – Тема нашего урока сегодня звучит так: «Праздник праздников – Великая Пасха». А наше задание направлено на развитие ваших художественных навыков, вы впервые попробуете себя в роли мастеров – умельцев и попытаетесь разработать свой первый эскиз пасхального яйца. Возможно, не все сразу получится, но я буду вам помогать. (1.1.)

Информационный этап.

2.1. – Пасха- «Царь дней», «Праздников праздник и торжество торжеств»- так называют этот день. В нашей стране его отмечают ярче, пышнее, нежели самый главный праздник христианского мира – Рождество. Ни один праздник Православная церковь не празднует так необычайно светло и торжественно, как день Светлого Христова Воскресенья. В церкви накануне совершается пасхальная всенощная, в полночь- крестный ход и служится пасхальная утреня и литургии. А за неделю всем этим торжествам предшествовало Вербное Воскресение- праздник входа Господня в Иерусалим.

 

2.2. Великая суббота - «красильная суббота»- в этот день красили яйца, которые называли «крашенками», то есть просто окрашенными в любой цвет, или «писанками»- яйца, расписанные узорами. Крашеное яйцо - неотделимый красивый и радостный символ праздника Пасхи.

А почему именно яйцо является символом Пасхи? По преданию, Мария Магдалена после воскрешения Иисуса отправилась в Рим и поднесла императору Тиберию простое яйцо, сказав: «Христос воскрес!» Не поверил император и заявил, что в это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным. Пока он это говорил, на глазах у изумленных людей белое яйцо стало ярко красным.

2.3 – 2.5. - Традиция дарить пасхальные яйца - символ рождения жизни, воскресения - существовала в Европе с XVI века. Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было и традицией, и старинным ремеслом в России. Еще задолго до Фаберже ювелирные яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его художники, ювелиры, камнерезы, скульпторы-модельщики и миниатюристы сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.Гордость коллекции - десять императорских пасхальных яиц с сюрпризами Давайте рассмотрим работы известных мастеров. (2.1.)

 

Практический этап.

3.1. 3.2. - Итак, времени у нас остается не так уж и много, поэтому мы с вами переходим к практической части. Давайте вспомним все, о чем мы с вами говорили и приступим к работе.

Но прежде, чем приступить к работе, я хочу рассказать вам о том, как делают свои писанки мастера, и какие техники они выбирают.

Для того, чтобы подготовить яйцо для росписи, необходимо небольшой иголкой сделать отверстие в верхней или нижней части скорлупы, яйцо немного потрясти. Сквозь отверстие белок и желток вытекут и яйцо будет готово для дальнейшей работы.

Самым простым и самым известным способом красить пасхальные яйца является такой: за пару-тройку недель до празднования Пасхи хозяйка дома не выкидывала, а копила в отдельном месте шелуху от лука, а перед самой Пасхой варила в течение 15-25 минут свежие куриные белые яйца в воде, в которую добавляла эту самую луковую шелуху, и в результате получались луковые рыжие пасхальные яйца «а ля классик».

Более современный вариант тотальной покраски пасхальных яиц в один цвет является такой способ покраски крашенок, когда сначала отдельно отваривали яйца в течение 10-15 минут, а потом их горячими аккуратно погружали в пищевой краситель, который перед каждой Пасхой в большом изобилии продают и на рынках, и в магазинах.

Если же мыслями вернуться в древнюю старину, то в деревнях пасхальные яйца сначала укладывали в листья березы, дуба или молодой крапивы, завязывали нитями, чтобы листья не раскрылись, и так и варили, а в результате получались изумительные изумрудные и мраморные яйца-крашенки. Более того, для получения пасхальных яиц крашенок, их также просто варили вместе с березовыми листьями для получения нежного золотистого оттенка, а также уже отваренные куриные яйца красили соком свеклы для получения яркого или багрового красного цвета, для получения оранжевого цвета поверхность отваренных яиц натирали соком моркови, для получения зеленого цвета — соком шпината или крапивы.

А сегодня пасхальные яйца можно просто отварить также вместе с корками лимона или апельсина, или с морковью, или со скорлупой грецкого ореха для получения золотистого цвета, с листьями красной капусты для получения благородного синего цвета, с молотым кофе для получения бежевого цвета пасхальных яиц, с зелеными яблоками сорта симеренка для получения зеленого цвета...

Крапанки — это особый способ покраски и украшения пасхальных яиц, который издревле практикуется на Украине. Для того, чтобы получить красивую крапанку, из яйца можно как удалять внутреннее содержимое («выдуть» его), так и не удалять белок с желтком. Вообще название этого вида пасхальных яиц — крапанок, произошло от украинского слова «крапать» - т.е. «капать». Итак, сначала пасхальное яйцо — будущую крапанку красят фоновым одним цветом, а после того, как яйцо остынет и обсохнет, на него тут же в хаотическом порядке или беспорядке наносят капли горячего воска, после чего пасхальное яйцо помещают в раствор другого цвета, а потом и вовсе опускают в горячую, почти кипящую воду. В результате на выходе получаем симпатичное пасхальное яйцо в стиле абстракционизма.

Для получения драпанки — еще одного вида пасхального яйца, сначала куриные яйца отваривают и окрашивают в темный цвет, высушивают и остужают. После чего большой иглой, шилом или ножом наносят на яйцо золотистые и другие светлые узоры.

Перед тем, как раскрашивать пасхальные яйца, неплохо бы знать, что каждое изображение на пасхальном яйце имеет свой смысл и символично. Конечно, яйца Фаберже — это произведения искусства, и к символам, изображенным на яйцах Фаберже, никто из одаряемых сильно придираться не будет, однако, в том, что касается обычных пасхальных яиц, неплохо знать, что:

сосна — это знак-символ здоровья,

голубь — это знак-символ души,

хмель — знак-символ плодородия,

белый цвет — знак-символ начала всех начал,

ягода — знак-символ плодородия и обилия;

цветочки и цветы — знак-символ девственности, девственной чистоты,

дуб — знак-символ силы;

точка — знак-символ плодородия;

сетка — знак-символ судьбы,

желтая сетка — знак-символ судьбы и солнца,

сливки — знак-символ любви...

 

Мы же берем макет нашего пасхально яйца, акварель или гуашь и начинаем творить!

 

Подведение итогов урока (рефлексия).

4.1. – Подведем итоги нашего занятия. Как звучала тема урока? Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего? (ученики отвечают).

4.2. – А теперь давайте устроим праздничный пасхальный стол и разложим на нем наши писанки, драпанки и крапанки. Посмотрите, какая красота!

4.3. Урок окончен. Всем спасибо. Мне было приятно с вами сегодня работать.


ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 


Объекты изображения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: