План-конспект
По предмету: Методика преподавания изобразительного искусства.
Тема: Разработка орнамента для пасхальных яиц.«Праздник праздников – Великая Пасха».
Выполнила:
студентка 4 курса,
группы 41-1
Трусакова Татьяна
Владимировна
Тема урока: Разработка орнамента для пасхальных яиц.«Праздник праздников – Великая Пасха».
Цели урока:
- Формирование интереса к истории страны, культуры, духовной жизни своего народа;
- Развивать познавательный, эмоциональный опыт школьников (традиционное празднование Пасхи православными христианами);
- Воспитание инициативы, активности, самостоятельности, общей культуры.
Задача: Выполнить эскиз росписи пасхального яйца, выявив выразительный аспект формы в станковой графической композиции.
Тип урока: комбинированный.
Материалы и инструменты: бумага (200×150), акварель (гуашь), картонный макет яйца, кисти разной толщины, баночка для воды.
Зрительный ряд:
1.Объекты изображения:
1.1. Образец работы Трусакова Т.
2. Произведения искусства и их воспроизведение:
2.1. Пасхальные яйца Фаберже.
2.2. Росписи пасхальных яиц.
3. Дидактическая наглядность:
3.1. Таблица: «Последовательность росписи пасхального яйца.
4. Образцы и примеры работ:
4.1. Монтикова Дарья
4.2.Коровина Юлия
4.3. Кухаренко Алексей
Литературный ряд:
Фрагмент №1
Христос воскрес! (Автор: Майков Аполлон)
«Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!... »
Фрагмент №2
Христос Воскрес! В любви лучах... (Автор: Ладыженский Владимир)
«Христос Воскрес! В любви лучах
Исчезнет скорби мрачный холод,
Пусть радость царствует в сердцах
|
И тех, кто стар, и тех, кто молод!... »
Музыкальный ряд: сборник русских народных песен.
Список литературы:
1)Изобразительное искусство в начальных классах: пособие для учителя / Б.П. Юсов, Н.Д. Минц, 2-е изд., перераб. и доп. – Минск, 1992.
2) Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изо в школе. - М.: Агар,1998.
3) Самостоятельные письменные работы по курсу методика преподавания изобразительного искусства: Методические рекомендации для студентов художественно-графического факультета / УО «ВГУ им. П.М. Машерова»; Сост. Волканова С.А. – Витебск: Издательство ВГУ им. П.М. Машерова, 2001.
4)Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учеб. пособие для студентов высш. пед. уч. заведений / Н.М. Сокольникова. – 2-е изд., стер. – М., 2003.
5) Шешко И.Б. Построение и перспектива рисунка / И.Б. Шешко. – 2-е изд., доп. – Минск, 1973.
6) Энциклопедический словарь юного художника/сост. Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.: педагогика, 1983.
Структура урока
№п/п | Компоненты (этапы) | Время | Наглядность |
1. 1.1. 1.2. 1.3. | Мотивационный этап урока Приветствие. Подготовка к выставке. Развитие художественных навыков. | 3 мин. 1 мин. 1 мин. 1 мин. | 1.1. |
2. 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. | Информационный этап Праздник – Пасха. Традиция окрашивания яиц. Пасхальные яйца Фаберже. Формирование представления о выразительном аспекте формы в декоративной композиции. Техники росписи яиц: писанки, крапанки, дряпанки и т.д. Воспитывать патриотическое отношение к деятельности художников в окружающей природе. | 15 мин. 3 мин. 3 мин. 3 мин. 3 мин. 3 мин. | 2.1. 2.2. |
3. 3.1. 3.2. 3.2.а 3.2.б 3.2.в 3.2.г 3.2.е 3.2.д | Практический этап Упражнение «Сравни изображение». Выполнение задания: Выбрать один из вариантов росписи. Продумать композицию. Выполнить рисунок карандашом. Определиться с выбором цветовой гаммы. Сделать работу в цвете. Обобщить и завершить работу. | 20 мин. 2 мин. 18 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. 2 мин. | 3.1. |
4. 4.1. 4.2. 4.3. | Подведение итогов урока (рефлексия). Вопросы по пройденному материалу. Оценка работ. Рефлексия. | 7 мин. 2 мин. 3 мин. 2 мин. | 4.1. – 4.3. |
Ход урока.
|
Мотивационный этап урока
1.1. – Здравствуйте ребята! Садитесь, пожалуйста. Дежурный класса, кто сегодня отсутствует? (Отмечаю)
1.2. – Весна- самый радостный период года. Пробуждается природа от зимнего сна. Все расцветает, ликует. И не случайно на это время выпадает больше всего ритуалов, обрядов, праздников. Какие весенние праздники вы знаете? А христианские?
(Пасха).
1.3. – Тема нашего урока сегодня звучит так: «Праздник праздников – Великая Пасха». А наше задание направлено на развитие ваших художественных навыков, вы впервые попробуете себя в роли мастеров – умельцев и попытаетесь разработать свой первый эскиз пасхального яйца. Возможно, не все сразу получится, но я буду вам помогать. (1.1.)
Информационный этап.
2.1. – Пасха- «Царь дней», «Праздников праздник и торжество торжеств»- так называют этот день. В нашей стране его отмечают ярче, пышнее, нежели самый главный праздник христианского мира – Рождество. Ни один праздник Православная церковь не празднует так необычайно светло и торжественно, как день Светлого Христова Воскресенья. В церкви накануне совершается пасхальная всенощная, в полночь- крестный ход и служится пасхальная утреня и литургии. А за неделю всем этим торжествам предшествовало Вербное Воскресение- праздник входа Господня в Иерусалим.
|
2.2. – Великая суббота - «красильная суббота»- в этот день красили яйца, которые называли «крашенками», то есть просто окрашенными в любой цвет, или «писанками»- яйца, расписанные узорами. Крашеное яйцо - неотделимый красивый и радостный символ праздника Пасхи.
А почему именно яйцо является символом Пасхи? По преданию, Мария Магдалена после воскрешения Иисуса отправилась в Рим и поднесла императору Тиберию простое яйцо, сказав: «Христос воскрес!» Не поверил император и заявил, что в это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным. Пока он это говорил, на глазах у изумленных людей белое яйцо стало ярко красным.
2.3 – 2.5. - Традиция дарить пасхальные яйца - символ рождения жизни, воскресения - существовала в Европе с XVI века. Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было и традицией, и старинным ремеслом в России. Еще задолго до Фаберже ювелирные яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его художники, ювелиры, камнерезы, скульпторы-модельщики и миниатюристы сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.Гордость коллекции - десять императорских пасхальных яиц с сюрпризами Давайте рассмотрим работы известных мастеров. (2.1.)
Практический этап.
3.1. – 3.2. - Итак, времени у нас остается не так уж и много, поэтому мы с вами переходим к практической части. Давайте вспомним все, о чем мы с вами говорили и приступим к работе.
Но прежде, чем приступить к работе, я хочу рассказать вам о том, как делают свои писанки мастера, и какие техники они выбирают.
Для того, чтобы подготовить яйцо для росписи, необходимо небольшой иголкой сделать отверстие в верхней или нижней части скорлупы, яйцо немного потрясти. Сквозь отверстие белок и желток вытекут и яйцо будет готово для дальнейшей работы.
Самым простым и самым известным способом красить пасхальные яйца является такой: за пару-тройку недель до празднования Пасхи хозяйка дома не выкидывала, а копила в отдельном месте шелуху от лука, а перед самой Пасхой варила в течение 15-25 минут свежие куриные белые яйца в воде, в которую добавляла эту самую луковую шелуху, и в результате получались луковые рыжие пасхальные яйца «а ля классик».
Более современный вариант тотальной покраски пасхальных яиц в один цвет является такой способ покраски крашенок, когда сначала отдельно отваривали яйца в течение 10-15 минут, а потом их горячими аккуратно погружали в пищевой краситель, который перед каждой Пасхой в большом изобилии продают и на рынках, и в магазинах.
Если же мыслями вернуться в древнюю старину, то в деревнях пасхальные яйца сначала укладывали в листья березы, дуба или молодой крапивы, завязывали нитями, чтобы листья не раскрылись, и так и варили, а в результате получались изумительные изумрудные и мраморные яйца-крашенки. Более того, для получения пасхальных яиц крашенок, их также просто варили вместе с березовыми листьями для получения нежного золотистого оттенка, а также уже отваренные куриные яйца красили соком свеклы для получения яркого или багрового красного цвета, для получения оранжевого цвета поверхность отваренных яиц натирали соком моркови, для получения зеленого цвета — соком шпината или крапивы.
А сегодня пасхальные яйца можно просто отварить также вместе с корками лимона или апельсина, или с морковью, или со скорлупой грецкого ореха для получения золотистого цвета, с листьями красной капусты для получения благородного синего цвета, с молотым кофе для получения бежевого цвета пасхальных яиц, с зелеными яблоками сорта симеренка для получения зеленого цвета...
Крапанки — это особый способ покраски и украшения пасхальных яиц, который издревле практикуется на Украине. Для того, чтобы получить красивую крапанку, из яйца можно как удалять внутреннее содержимое («выдуть» его), так и не удалять белок с желтком. Вообще название этого вида пасхальных яиц — крапанок, произошло от украинского слова «крапать» - т.е. «капать». Итак, сначала пасхальное яйцо — будущую крапанку красят фоновым одним цветом, а после того, как яйцо остынет и обсохнет, на него тут же в хаотическом порядке или беспорядке наносят капли горячего воска, после чего пасхальное яйцо помещают в раствор другого цвета, а потом и вовсе опускают в горячую, почти кипящую воду. В результате на выходе получаем симпатичное пасхальное яйцо в стиле абстракционизма.
Для получения драпанки — еще одного вида пасхального яйца, сначала куриные яйца отваривают и окрашивают в темный цвет, высушивают и остужают. После чего большой иглой, шилом или ножом наносят на яйцо золотистые и другие светлые узоры.
Перед тем, как раскрашивать пасхальные яйца, неплохо бы знать, что каждое изображение на пасхальном яйце имеет свой смысл и символично. Конечно, яйца Фаберже — это произведения искусства, и к символам, изображенным на яйцах Фаберже, никто из одаряемых сильно придираться не будет, однако, в том, что касается обычных пасхальных яиц, неплохо знать, что:
сосна — это знак-символ здоровья,
голубь — это знак-символ души,
хмель — знак-символ плодородия,
белый цвет — знак-символ начала всех начал,
ягода — знак-символ плодородия и обилия;
цветочки и цветы — знак-символ девственности, девственной чистоты,
дуб — знак-символ силы;
точка — знак-символ плодородия;
сетка — знак-символ судьбы,
желтая сетка — знак-символ судьбы и солнца,
сливки — знак-символ любви...
Мы же берем макет нашего пасхально яйца, акварель или гуашь и начинаем творить!
Подведение итогов урока (рефлексия).
4.1. – Подведем итоги нашего занятия. Как звучала тема урока? Что нового вы узнали? Что вам понравилось больше всего? (ученики отвечают).
4.2. – А теперь давайте устроим праздничный пасхальный стол и разложим на нем наши писанки, драпанки и крапанки. Посмотрите, какая красота!
4.3. – Урок окончен. Всем спасибо. Мне было приятно с вами сегодня работать.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Объекты изображения