Прочитайте текст и выполните задания 8-17.




Класс. Вариант 4.

Часть 1

Ответами на задания 1-16 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ в поле ответа в тексте самой работы.

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)зубчАтый 2) кОклюш 3) исчерпАть 4) клалА

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Выпишите эти слова.

(В)ТЕЧЕНИЕ часа нельзя было уехать из города, ЗА(ТО) можно было вдоволь походить по Москве.

Я (В)СВЯЗИ с этим припомнил события прошлых лет, (ПО)ЭТОМУ написал маме письмо.

Девушка улыбнулась мне, лицо ее стало ТАКИМ(ЖЕ), каким было (В)НАЧАЛЕ разговора.

Я догнал паром, ЧТО(БЫ) (ЗА)ТЕМ отправиться в путешествие по реке.

Выпишите составное именное сказуемое из указанных ниже предложений.

1) Стекла покрылись узорами.

2) В это время раздался стук в дверь.

3) Вещи хотели убрать в сундук, но раздумали.

4) Отец мой был хорошим врачом.

 

Расставьте знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить тире.

1) Хороший совет что мед на душу.

2) Родная песня ключевая вода.

3) Добро есть условие хорошего общения.

4) Стать предателем погубить душу.

 

Расставьте знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Только леса да реки неслись перед глазами пассажиров электрички.

2) Это был то ли обморок то ли сон.

3) Ничего его не волновало: ни люди ни время ни происходящее.

4) Рощи зеленели источали свежий аромат листвы.

 

Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Это условие(1) должно быть(2) соблюдено. Вы(3) должно быть(4) забыли об этом.

 

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  
  ГРАМ­МА­ТИ­ЧЕ­СКИЕ ОШИБ­КИ   ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЯ
  А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том Б) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным при­ло­же­ни­ем В) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым Г) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной со­от­несённо­сти гла­голь­ных форм   1) И. С. Тур­ге­нев под­вер­га­ет Ба­за­ро­ва са­мо­му слож­но­му ис­пы­та­нию – «ис­пы­та­нию лю­бо­вью» – и этим рас­крыл ис­тин­ную сущ­ность сво­е­го героя. 2) Все, кто по­бы­вал в Крыму, увёз с собой после рас­ста­ва­ния с ним яркие впе­чат­ле­ния о море, горах, южных тра­вах и цве­тах. 3) В ос­но­ве про­из­ве­де­ния «По­ве­сти о на­сто­я­щем че­ло­ве­ке» лежат ре­аль­ные со­бы­тия, про­изо­шед­шие с Алек­се­ем Ма­ре­сье­вым. 4) В 1885 году В. Д. По­ле­нов экс­по­ни­ро­вал на пе­ре­движ­ной вы­став­ке де­вя­но­сто семь этю­дов, при­везённым из по­езд­ки на Во­сток.
           

 

 

Прочитайте текст и выполните задания 8-17.

(1)Ты, наверное, очень удивлён тем, что после нашего возвращения с Волги я словно бы забыл твой адрес и телефон. (2)«Вот, – думаешь, – человеческая неблагодарность: жил в моём доме, спал на моей постели, ел за моим столом, моя мать ухаживала за ним, а вернулся в Москву – и сразу испарился, исчез... (3)Нет ни слова признательности!»

(4)Думая так, ты не прав. (5)Я уже послал твоей матери три письма...

(6) Я поклонился её рукам, то лёгким и нежным (помнишь, как она врачевала мою обгоревшую под солнцем спину?), то ловким и быстрым (помнишь, как она взбивала пену в корыте, как полола грядки за домом?). (7)Я поклонился её голосу, то тихому, когда она боялась разбудить нас или помешать нашей шахматной игре, то звонкому, приветливому («А у меня уже стол накрыт!»). (8)Её глазам, таким добрым, искусно скрывающим душевную тревогу и грусть. (9)Я поклонился её сердцу, которое любит весь мир, потому что ты, её единственный сын, живёшь в этом мире.

(10)Да, я послал твоей матери три письма. (11)Я написал ей и за себя, и за тебя... (12)Ведь сам ты, кажется, почти никогда не пишешь ей. (13)В шкатулке, как самую большую драгоценность, хранит Анна Филипповна твоё единственное за весь год письмо: «Я забыл дома библиотечную книгу. (14)Она называется «Сага о Форсайтах». (15)Лежит, кажется, в левом верхнем ящике. (16)Пришли поскорей. (17)Только не потеряй страницы – книга старая и вся рассыпается». (18)Вот и всё. (19)Помнишь, оправдываясь, ты сказал, что не умеешь и не любишь писать письма. (20)Однако же ты чуть ли не каждый день атаковал посланиями Марину. (21)Она и читать, наверное, не успевала. (22)Значит, умеешь?..

(23)Сказал бы уж точней: «Не люблю писать матери». (24)Впрочем, ты ведь не только писать, ты и разговаривать-то с ней не очень любишь.

(25)Меня, помнится, обжигали твои ленивые, словно в пространство брошенные фразы: «Эх, если бы сейчас скатерть-самобранку!».

(26)Твоя постель расстилалась «сама собой» и «сам собой» накрывался стол. (27)Тебе не нужно было скатерти-самобранки и ковра-самолёта. (28)Всё это заменяла тебе маленькая, сухонькая женщина, которая так искусно владеет мастерством материнской заботы.

(29)Когда ты кончал аспирантуру, твоя мать приехала в Москву, и как раз была встреча Нового года. (30)Все сидели за столом, а она, накрывшая стол, устроившая всё это торжество, была на кухне. (31)Только в самый торжественный момент, в двенадцать часов, ты милостиво позвал её в комнату. (32)Ты стеснялся её. (33)И перед тем как позвать, долго предупреждал нас: «Всю жизнь прожила в деревне, сами понимаете...».

(34)Хочу сказать: напрасно ты стесняешься своей матери. (35)Сколько раз за это лето я часами беседовал с ней! (36)Если бы ты знал, как хорошо, как тонко она всё чувствует и понимает! (37)Она каждый раз хвалила тебя – и больше всего за то, чего в тебе нет: за сыновнюю любовь, за заботу и ласку. (38)Это – её мечта. (39)Быть может, самая большая и последняя мечта в жизни. (40)И ведь так легко тебе воплотить эту мечту в жизнь! (41)Почему же ты не хочешь? (42) Почему?

(По А. Алексину)

А.Г. Алексин – прозаик, драматург. Публиковался в газетах «Пионерская правда » и «Комсомольская правда». Первый сборник повестей «Тридцать один день» увидел свет в 1950 году.

8 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему мать хвалила сына за сыновью любовь?»

1) Женщина владела «мастерством материнской заботы».

2) Мать мечтает о сыновней любви и заботе.

3) Сын написал письмо матери.

4) Сын уважает и высоко ценит мать.

 

9 Какой стиль и тип речи представлены в предложениях 29-32? Напишите номера правильных ответов.

Стили Типы речи
1) художественный стиль 2) публицистический стиль 3) научный стиль 4) разговорный стиль 1) описание 2) повествование 3) рассуждение 4) описание и рассуждение 5) повествование и описание

 

10 Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова «мир» (предложение 9). Определите значение, в котором употреблено это слово в предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) строй жизни

2) согласные отношения, спокойствие

3) мировое хозяйство

4) Земля, а также люди Земли

 

11 В каком предложении средством речевой выразительности является эпитет? Напишите номер этого предложения.

(6)Я поклонился её рукам, то лёгким и нежным (помнишь, как она врачевала мою обгоревшую под солнцем спину?), то ловким и быстрым (помнишь, как она взбивала пену в корыте, как полола грядки за домом?).

(3)Ни слова признательности!»

(4) Думая так, ты не прав.

(5) Я уже послал твоей матери три письма...

 

12 Из предложения 10 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

 

13 Выпишите грамматическую основу предложения 11.

 

14 Среди предложений 3-5 найдите простое односоставное предложение. Напишите номер этого предложения.

 

15 Установите соответствие между предложениями, взятыми из текста, и их синтаксической характеристикой: к каждому элементу первого столбца подберите элемент второго столбца.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1) Однажды осенью, в сентябре, я побывал в Ясной Поляне. 2) Л.Н. Толстой, однако, очень ценил крестьянский труд, тяжелый и благословенный. 3) Постигая тонкости пахоты, писатель день за днем работал в поле.   А) Простое предложение, осложненное обособленным обстоятельством. Б) Простое предложение, осложненное вводным словом и однородными нераспространенными обособленными определениями. В) Простое предложение, осложненное обособленными нераспространенными однородными определениями. Г) Простое предложение, осложненное уточняющим обстоятельство  
   

 

16 Среди предложений 28-30 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

Часть 2

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 17.1 или 17.2. Перед сочинением запишите номер выбранного Вами задания: 17.1 или 17.2.

17.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного писателя Владимира Галактионовича Короленко «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М.В. Панова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

17.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста.

Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: