ТЕМА 4 ПРИНЦИПЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ




ТЕМА Культура

КУЛЬТУРА

Культура –

1) система артефактов.

2) Форма социализации.

3) Культура дана человеку как форма страданий. Августин Аврелий.

4) Культура – насилие над природой. Зигмунд Фрейд.

Антикультура – эстетика безобразного.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ КАК НАУКА

Culture – возделывание почвы.

Цицерон в письмах к Тускулану: «Как земледелец культивирует почву, так каждый человек должен возделывать свою душу».

Пайдейя – воспитанность, разумность. (от греч. родственный к культуре)

Статус определялся степенью восприимчивости/невосприимчивости к пайдейе.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫК АНАЛИЗУ КУЛЬТУРЫ

1. Натуралистическая/космоцентрическая/мимесическая модель (архаика, восток)

- человек – не творец, а подражатель,

- исторически первая модель,

- мощь и вечность космического мироздания,

- природа важнее человека, она изначальность, в которую все уходит и из которой все возникает,

- космос (природа) – абсолют, содержит в себе как природные, так и человеческие формы бытия,

- человек может только подражать природе.

- созданное человеком – номос, является естественным продолжением природы – фьюзис.

2. Теологическая модель (средневековье, дохристианские цивилизации)

- религиозное удвоение мира, разделение на сакральный (божественный) и профанный (мирской),

- Бог – воплощение нравственности,

- эсхатологические (Эсхатоло́гия — система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние) настроения,

- культура носит трансцендентальный (божественный) характер, не создана человеком, а ниспослана ему Богом.

- культура – форма возвышения (нравственно-религиозный диалог с Богом и душой) и наказания (осознание собственной ничтожности) человека.

- назначение культуры – рост религиозного самосознания человека.

- центр культуры – аскет, устремленный к духовному единению с Богом.

3. Философско-антропологическая модель

- ренессансный принцип гуманизма: творчество как сущностная черта человека и культуры,

- культура – результат и форма человеческого развития,

- творчество – возможности и обязанности человека,

- противопоставление культурного и природного, человеческого и природного как различных, порой доходящих до конфликта, субстанций.

- в философии Просвещения и Нового времени культура – синоним разумного совершенствования человека в ходе исторической эволюции.

4. Ценностно-мотивационная (аксиологическая) модель

- культура – совокупность ценностей, хранящих и переносящих духовный опыт человечества,

- культура – форма морального долженствования,

- культура – степень господства человека над самим собой,

- табу – форма противодействия биологическим инстинктам.

5. Деятельностная (орудийно-трудовая) модель (философия марксизма)

- механизм возникновения культуры – трудовая, орудийно-предметная деятельность,

- культура – процесс и результат трудовой деятельности, воплощенный в системе материальных артефактов и духовных ценностей,

- не всякая деятельность порождает культуру, лишь та, которая имеет под собой сотворение смыслов, стоящих над утилитарными потребностями человека.

6. Психоаналитическая модель (З. Фрейд)

- культура – табуирование, возникает вместе с угрызениями совести как первой формы человеческого поведения,

- культура – форма социального принуждения и подавления первичных сексуальных порывов,

- основная функция культуры – защита человека от самого себя,

- цель культуры – защита общества от свободного индивида, механизм – трансформация чувства свободы и чувства вины, результат – обезличенность человека, агрессия.

7. Информационно-семиотическая модель (семиотика – наука о знаках, основоположник Лотман)

- культура – иерархия знаковых систем, с помщью которой в обществе вырабатывается, хранится и передается социально значимая информация,

- информация гинетически не наследуемая,

- культура – форма коллективной деятельности человека.

ТЕМА Древняя Греция

1. Мимесис – подражание (художник ничего не создаёт, лишь повторяет; нет ничего прекраснее космоса)

2. Калокагатия – гармония внешнего и внутреннего

· отсутствие чёткой прорисовки глаз в скульптурах

· акме – возраст психологического состояния личности, которое характеризуется зрелостью её развития

· золотое сечение – 13/8

3. Катарсис – очищение в результате потрясений

Периодизация Древнегреческой культуры

1. Искусство кикладов (35-20 в. до н.э.)

2. Крито-микенская культура (20-12 в до н.э.)

3. Гомеровскай период (12-9 в до н.э.)

4. Архаический период (9-6 в до н.э.)

5. Классический период (5-4 в до н.э.)

6. Эллинистический период (3-1 в до н.э.)

 

1. Кикладская цивилизация

o начало исследований XII век, Джеймс Бент

o кикладские идолы:

- приподнятая голова,

- изображались стоящими на цыпочках,

- женщины, музыканты

- вдохновение для творцов XX в (Пикассо, Генри Мур; геометризация формы)

 

2. Крито-микенская культура (островная)

o Кносский дворец (Дворец царя Миноса) – архитектор Дедал

- миф о Минотавре,

- был разрушен дважды,

- иррациональные колонны (уже к низу),

- сложный план постройки дворца,

- мегарон – световой колодец, отверстие в потолке,

- фрески (женщины изображались светлыми красками, мужчины – в профиль, темно-красной и черной красками, как в египетских)

- фрески не статичны, идеализация изображений, насыщенность цвета,

- анимализм,

- морская тематика,

- отсылка к натуралистической модели культуры.

 

3. Крито-микенская культура (материковая)

o Эванс, Шлиманн – археологи, открывшие Трою,

o Фрагменты линейной письменности,

o Циклопическая кладка,

o Более брутальная,

o Падение культуры, отсутствие фресок,

o Львиные ворота

 

 

4. Гомеровский период

o Нашествие диких племен (дариев),

o Линейное письмо (не расшифровано),

o Вазопись (черно- и красно- фигурная),

o Меандр,

o Формирование античной религии.

5. Архаический период

o Курос и кора (мужчина и женщина),

o Энкаустика – техника закрепления пигментов на скульптуре с помощью воска или мёда.

o Колонны: дорический ордер, ионический ордер, коринфский ордер.

 

6. Классический период

o Пропилеи – вход в Акрополь,

o Храм Ники Аптерос (богиня победы, «бескрылая»),

o Храм в Антах,

o Парфенон – «храм в честь Афины» автор – Фидий,

o Периптер – колоннада со всех сторон. Существовал также двойной периптер,

o Целла – внутренняя часть храма.

o Афина Парфенос – дева (Фидий), Афина Промахос – воительница (Фидий), Афина Лемния (Фидий),

o Эрехтейон – храм, соединяющий в себе мужское и женское начала.

o Энтазис – расширение колонны,

o Фронтон – завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

o Фриз – линия между колоннами и фронтоном,

o Метопы – квадраты с сюжетами, украшавшие фризы.

o Кориатиды – колонны в виде женских фигур.

o Атланты – колонны в виде мужских фигур.

o Зевс Олимпийский – Фидий.

Ранняя Классика – более изящные, проработанные скульптуры. (Фидий)

Высокая Классика – чувственность, детализация. (Мирон – «Артемида и Марсий», «Дискобол», «Копьеносец». Поликлет – канон, золотое сечение)

7. Эллинизм – сильное влияние Востока, темперамент, нетипичный для древней Греции, натурализм, реалистичность.

o Афродита Киренская,

o Принцип коллаготивности

o Идеализация

 

ТЕМА 3 ДРЕВНИЙ РИМ

Архитектура

o Ничего сверх меры,

o Гигантизм,

o Форум – центральная площадь,

o Триумфальные арки Пита, Септимия Севера – военная тематика,

o Пилястры – фальш колонны.

1 период VII – IV в.

o Миф о создании Рима (Ромул и Рем)

o Тосканский ордер – упрощенный вариант дорического ордера, гладкий фриз и колонна, без канелюр.

 

2 период IV – I в.

o Храм Портуна, Весты

3 период I – IV в н.э.

o Введение арочно-сводчатых конструкций,

o Пантеон (II в. н.э.) – «храм всех богов». Сделан благодаря открытию бетона. Сейчас Пантеон – усыпальница Рафаэля Санти, императоров. Купол Пантеона >43 метров в диаметре. Око Пантеона (окулюс) – 9 метров в диаметре. Оригинальный Пантеон построен Марком Агриппой, через два века перестроен при императоре Адриане. Кессоны – углубления во внутренней части купола Пантеона. 2 по значимости в Италии некрополь (большое кладбище).

o Колизей (72 г. н.э.) – Амфитеатр Флавиев. 8 лет строительства, ~ 20 этажей. В оформлении первого яруса используются декоративные полуколонны тосканского ордера, второго яруса — ионического, третьего — коринфского. Последний четвёртый ярус представляет собой сплошную стену (без арок) с небольшими прямоугольными окнами.

 

ТЕМА 4 ПРИНЦИПЫСРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

o Мировоззренческое основание – теоцентризм,

o Бог не единственная истинная субстанция

Иерархическое понятие красоты:

1. Чувственно воспринимаемая

2. Идеальная красота искусства

3. Нравственная красота

4. Красота души

5. Красота Бога – предел

o Формирование идеала личного нравственного служения – одно из важнейших достижений христианства

o Антитеза души и тела

o Культура аскетизма

Эскатология – система религиозных взглядов и представлений о конце света, искуплении и загробной жизни, о судьбе Вселенной и её переходе в качественно новое состояние.

Функции иконы:

1. Посредническая

2. Молитвенная

3. Мистическая

4. Познавательная (иллюстрация божественной силы)

5. Богослужебная.

Основная задача иконописи – передать идею духовности

Особенности иконы:

1. Обратная пространственная перспектива

2. Икона – окно в другой мир

3. Обратная цветовая перспектива

4. «Косоглазие» изображённых на иконе (куда бы мы ни пошли, они следят за нами)

5. Нет рамы (или изображение специально выходить за раму)

6. Отсутствие тени

7. Отсутствие серого цвета

8. Деформация образов (фигуры как будто парят)

Основные иконографические типы изображения Христа:

1. Спас Нерукотворный

2. Пантократор (Господь Вседержитель)

3. Господь на престоле

4. Спас в силах

5. Спас Эммануил

Основные иконографические типы изображения Богородицы:

1. Оранта («Знамение»)

2. Одигитрия («Путеводительница»)

3. Елеус («Умиления»)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: