ВАРИАНТ 8.3.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).
Овладение основами русского языка для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся такими как:
- выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
- особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
- боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
- ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
- специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
- низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.
|
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика». Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1¢ (подготовительном) классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.
В 1¢ (подготовительном) классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:
- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);
- формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- развитие навыков устной коммуникации;
- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
|
На уроках русского языка в 1¢ (подготовительном) классе ведется работа по подготовке учащихся к усвоению первоначальных навыков чтения, письма, формированию речевых навыков. Формируется слуховое внимание, фонематический слух, элементарный звуковой анализ. Учащиеся знакомятся с элементарными сведениями о слове, предложении, слоге. На уроках ведется работа по развитию зрительных представлений и пространственной ориентировки, развивается мелкая моторика. Учащиеся знакомятся с некоторыми буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие дальнейшее освоение русского языка, в последующих классах.
Содержание учебного предмета «Русский язык» в дополнительном 1¢классе разделено на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами: 1) подготовка к усвоению грамоты, включающий подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения. подготовка к усвоению первоначальных навыков письма и Речевое развитие
2) обучение грамоте представлен букварным периодом.
Начало изучения букв в 1¢классе позволяет увеличить продолжительность букварного периода обучения грамоте в 1 классе, что создает условия для более успешного освоения письма.
Место курса в учебном плане
На изучение предмета «Русский язык» в 11 (дополнительном первом классе) отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).
Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
|
Предметные результаты АООП по русскому языку включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по русскому языку определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
- пользоваться тетрадью;
- правильно держать ручку;
- раскрашивать несложные фигуры с помощью учителя;
- обводить рука в руку несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
- различать речевые звуки;
- составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя;
- выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;
- знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
- писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в руке;
Достаточный уровень:
- пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;
- правильно держать ручку;
- раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;
- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;
- составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;
- определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;
- делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;
- определять первый звук в слове;
- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);
- писать изученные буквы, слоги, слова;
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;
- положительное отношение к школе;
- развитие мотивации к обучению;
- развитие элементарных представлений об окружающем мире;
- овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
- развитие положительных свойств и качеств личности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Разделы курса | Темы |
Добукварный период | Развитие зрительных и пространственных восприятий Выкладывание и называние цветных полосок/предметов по образцу учителя. Составление из полосок схематичного изображения знакомых предметов по образцу учителя. Выкладывание, с опорой на образец, прописных буквенных знаков печатного шрифта (без их названия) из полосок различного цвета и величины. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами. Подбор одинаковых фигур разного цвета или различной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета. Составление из геометрических фигур знакомых предметов. Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения слева на право, в заданном порядке; в заданном направлении. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей (не более 2-3). Выкладывание картинки по образцу. Развитие слухового внимания Различие звуков окружающей действительности, их узнавание. Дифференциация неречевых звуков. Имитация голосов животных, узнавание животного по имитации голоса. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками. |
Слово | Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Четкое различие предмета и слова, его называющего. Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием условно-графических схем. Выделение слов (2-3) из ряда предложенных с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов. |
Предложение | Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2 – 3 слов с опорой на ситуационную или предметную картинку. Составление схем предложений. «Чтение» каждого предложения. Деление предложения на слова, фиксация их условно-графической схемой и последующим «чтением». |
Часть слова (слог) | Деление двусложных слов на части. Выполнение упражнений на произнесение слов по слогам. |
Звук | Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Отработка вместе с учителем четкого и выразительного произношения на материале коротких 4 стихотворений, чистоговорок и т.д. Дифференциация сходных звуков. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем. Подбор слов, начинающихся с заданного звука с опорой на картинку, предмет. |
Развитие моторных умений | Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев. Развитие умение держать карандаш. Работа мелом, карандашом. Вычерчивание прямых линий по образцу, по заданным точкам. Переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном. Соблюдение пределов фигуры при ее штриховке прямыми линиями. Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчлененных структур (без названия и соотнесения со звуком): А, У, М, О, Х, С. Нахождение буквы среди других букв, наложение одинаковых букв, объединение одинаковых букв, разных по размеру/цвету, складывание предъявленной буквы с помощью учителя из полосок/палочек. |
Букварный период | Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
Цвета. Описание и сравнение предметов по цвету. | |||
Неречевые звуки. | |||
Дифференциация неречевых звуков. | |||
Речевые звуки. «Угадай чей голос»? | |||
Дифференциация речевых и неречевых звуков | |||
Письмо прямых вертикальных линий | |||
Письмо прямых горизонтальных линий. | |||
Письмо прямых наклонных линий | |||
Письмо прямых наклонных линий | |||
Слово. Знакомство с условно-графическим изображением. Штриховка и обводка. | |||
«Чтение» слов по условно-графическим изображениям. Штриховка и обводка. | |||
Дифференциация предмета и слова. Письмо палочек с закруглением внизу. | |||
Называние окружающих предметов с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Письмо палочек с закруглением вверху. | |||
Называние предметов на картинке с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Письмо прямых и закругленных палочек. | |||
Дифференциация слов, сходных по звучанию. Письмо прямых и закругленных палочек. | |||
Повторение изученного за I четверть. | |||
Повторение изученного за I четверть. | |||
Предложение. Знакомство с условно-графическим обозначением. Коррекция письма. | |||
Фиксация предложений условно-графической схемой. | |||
Составление предложений из 2 слов на основе действия. Письмо овалов. | |||
Составление предложений из 2 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо овалов. | |||
Составление предложений из 3 слов на основе действий. Письмо овалов | |||
Составление предложений из 3 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо полуовалов. | |||
«Чтение» предложений по схеме. Письмо полуовалов. | |||
Деление предложений на слова. Письмо полуовалов. | |||
Деление двусложных слов на части. Коррекция письма | |||
Обозначение частей слов условно-графическим изображением с последующим «чтением». | |||
Дифференциация односложных и двусложных слов. Письмо овалов и полуовалов. | |||
Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу. | |||
Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу. | |||
Определение наличия/отсутствия заданного ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной с петелькой вверху. | |||
Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука. Письмо наклонной с петелькой вверху. | |||
Повторение материала, изученного за II четверть. | |||
Повторение материала, изученного за I полугодие. | |||
Выделение первого согласного звука в слове. Коррекция письма. | |||
Выделение первого согласного звука в слове. | |||
Определение наличия/отсутствия заданного согласного звука в слове. | |||
Подбор слов, начинающихся с заданного звука. | |||
Звук и буква А. Письмо элементов буквы а. | |||
Звук и буква А. Письмо строчной и заглавной буквы а. | |||
Звук и буква У. Письмо элементов буквы у | |||
Звук и буква У. Письмо строчной и заглавной буквы у | |||
Письмо слогов ау, уа | |||
Звук и буква М. Письмо элементов буквы м. | |||
Звук и буква М. Письмо буквы м. | |||
Письмо слогов ам, ум. | |||
Письмо слогов ма, му. | |||
Звук и буква О. Письмо буквы о. | |||
Звук и буква О. Письмо изученных букв и слогов с ними. | |||
Письмо слогов ам, ум, ом. | |||
Письмо слогов ма, му, мо. | |||
Повторение материала, изученного за III четверть. | |||
Повторение материала, изученного за III четверть. | |||
Звук и буква С. Письмо буквы с. | |||
Письмо слогов с изученными буквами. | |||
Письмо слогов ас, ус, ос. | |||
Письмо слогов са, су, со. | |||
Письмо слов из двух слогов (мама, муму, оса). | |||
Звук и буква Х. Письмо элементов буквы х. | |||
Звук и буква Х. Письмо буквы х. | |||
Письмо слогов ах, ух, ох. | |||
Письмо слогов ха, ху, хо. | |||
Письмо слов их двух слогов (ухо, уха, муха) | |||
Коррекция письма | |||
Повторение материала, изученного за II полугодие. | |||
Повторение материала, изученного за год. |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ