РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ




ВАРИАНТ 8.3.

РУССКИЙ ЯЗЫК. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3).

Овладение основами русского языка для учащихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся такими как:

- выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;

- особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;

- боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;

- ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;

- специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;

- низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.

Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции.

Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика». Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1¢ (подготовительном) классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.

В 1¢ (подготовительном) классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:

- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание);

- формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;

- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;

- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;

- развитие навыков устной коммуникации;

- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.

На уроках русского языка в 1¢ (подготовительном) классе ведется работа по подготовке учащихся к усвоению первоначальных навыков чтения, письма, формированию речевых навыков. Формируется слуховое внимание, фонематический слух, элементарный звуковой анализ. Учащиеся знакомятся с элементарными сведениями о слове, предложении, слоге. На уроках ведется работа по развитию зрительных представлений и пространственной ориентировки, развивается мелкая моторика. Учащиеся знакомятся с некоторыми буквами: а у о м х с. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие дальнейшее освоение русского языка, в последующих классах.

Содержание учебного предмета «Русский язык» в дополнительном 1¢классе разделено на добукварный и букварный период. Добукварный период представлен следующими разделами: 1) подготовка к усвоению грамоты, включающий подготовку к усвоению первоначальных навыков чтения. подготовка к усвоению первоначальных навыков письма и Речевое развитие

2) обучение грамоте представлен букварным периодом.

Начало изучения букв в 1¢классе позволяет увеличить продолжительность букварного периода обучения грамоте в 1 классе, что создает условия для более успешного освоения письма.

Место курса в учебном плане

На изучение предмета «Русский язык» в 11 (дополнительном первом классе) отводится по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели).

Планируемые результаты освоения программы

Освоение обучающимися с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.

Предметные результаты АООП по русскому языку включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП по русскому языку определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

Минимальный уровень:

- пользоваться тетрадью;

- правильно держать ручку;

- раскрашивать несложные фигуры с помощью учителя;

- обводить рука в руку несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;

- различать речевые звуки;

- составлять предложения из двух слов по действию или предметной картинке с помощью учителя;

- выделять слова в предложении (из двух слов) с помощью учителя и с опорой на условно-графическую схему;

- знать буквы (А, У, О, М, С, Х);

- писать изученные буквы, слоги и простые слова по образцу, рука в руке;

Достаточный уровень:

- пользоваться тетрадью, ориентироваться в тетради;

- правильно держать ручку;

- раскрашивать, обводить и рисовать несложные фигуры, орнаменты, рисунки, аналогичные буквенным знакам;

- дифференцировать звуки окружающего мира, соотносить их с речевыми звуками;

- составлять предложения из двух-трех слов по действию или предметной картинке;

- определять количество слов в предложении (из 2-3 слов), составлять условно-графическую схему предложения;

- делить слова на слоги, составлять условно-графическую схему слова;

- определять первый звук в слове;

- различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы (А, У, О, М, С, Х);

- писать изученные буквы, слоги, слова;

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:

- принятие учителя и учеников класса, первоначальные навыки взаимодействия с ними;

- положительное отношение к школе;

- развитие мотивации к обучению;

- развитие элементарных представлений об окружающем мире;

- овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);

- владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

- развитие положительных свойств и качеств личности.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Разделы курса Темы
Добукварный период Развитие зрительных и пространственных восприятий Выкладывание и называние цветных полосок/предметов по образцу учителя. Составление из полосок схематичного изображения знакомых предметов по образцу учителя. Выкладывание, с опорой на образец, прописных буквенных знаков печатного шрифта (без их названия) из полосок различного цвета и величины. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами. Подбор одинаковых фигур разного цвета или различной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета. Составление из геометрических фигур знакомых предметов. Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения слева на право, в заданном порядке; в заданном направлении. Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей (не более 2-3). Выкладывание картинки по образцу.   Развитие слухового внимания Различие звуков окружающей действительности, их узнавание. Дифференциация неречевых звуков. Имитация голосов животных, узнавание животного по имитации голоса. Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками.
Слово Практическое знакомство со словом. Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами. Четкое различие предмета и слова, его называющего. Называние окружающих предметов, предметов на картинке, «запись» слов с использованием условно-графических схем. Выделение слов (2-3) из ряда предложенных с фиксацией каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действий. Фиксация предложения условно-графическим изображением. Составление предложений из 2 – 3 слов с опорой на ситуационную или предметную картинку. Составление схем предложений. «Чтение» каждого предложения. Деление предложения на слова, фиксация их условно-графической схемой и последующим «чтением».
Часть слова (слог) Деление двусложных слов на части. Выполнение упражнений на произнесение слов по слогам.
Звук Артикуляционная гимнастика. Дыхательные упражнения. Отработка вместе с учителем четкого и выразительного произношения на материале коротких 4 стихотворений, чистоговорок и т.д. Дифференциация сходных звуков. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука при акцентированном его произнесении учителем. Подбор слов, начинающихся с заданного звука с опорой на картинку, предмет.
Развитие моторных умений Правильное расположение учебных принадлежностей при письме. Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кисти руки, пальцев. Развитие умение держать карандаш. Работа мелом, карандашом. Вычерчивание прямых линий по образцу, по заданным точкам. Переключение с одного направления на другое при работе с трафаретом, шаблоном. Соблюдение пределов фигуры при ее штриховке прямыми линиями. Формирование зрительных эталонов букв на основе их восприятия в виде целостных, нерасчлененных структур (без названия и соотнесения со звуком): А, У, М, О, Х, С. Нахождение буквы среди других букв, наложение одинаковых букв, объединение одинаковых букв, разных по размеру/цвету, складывание предъявленной буквы с помощью учителя из полосок/палочек.
Букварный период   Изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х. Правильное и отчетливое произношение изучаемых звуков, различение их в начале слова. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение их местоположения в словах (в начале). Подбор слова, начинающегося с изучаемого звука с опорой на картинку, предмет. Образование из усвоенных звуков и букв слов. Образование и чтение открытых и закрытых двухзвуковых слогов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока Тема урока Кол-во часов Примечание
  Цвета. Описание и сравнение предметов по цвету.    
  Неречевые звуки.    
  Дифференциация неречевых звуков.    
  Речевые звуки. «Угадай чей голос»?    
  Дифференциация речевых и неречевых звуков    
  Письмо прямых вертикальных линий    
  Письмо прямых горизонтальных линий.    
  Письмо прямых наклонных линий    
  Письмо прямых наклонных линий    
  Слово. Знакомство с условно-графическим изображением. Штриховка и обводка.    
  «Чтение» слов по условно-графическим изображениям. Штриховка и обводка.    
  Дифференциация предмета и слова. Письмо палочек с закруглением внизу.    
  Называние окружающих предметов с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Письмо палочек с закруглением вверху.    
  Называние предметов на картинке с «записью» слова с использование условно-графической схемы. Письмо прямых и закругленных палочек.    
  Дифференциация слов, сходных по звучанию. Письмо прямых и закругленных палочек.    
  Повторение изученного за I четверть.    
  Повторение изученного за I четверть.    
  Предложение. Знакомство с условно-графическим обозначением. Коррекция письма.    
  Фиксация предложений условно-графической схемой.    
  Составление предложений из 2 слов на основе действия. Письмо овалов.    
  Составление предложений из 2 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо овалов.    
  Составление предложений из 3 слов на основе действий. Письмо овалов    
  Составление предложений из 3 слов с опорой на ситуационную картинку. Письмо полуовалов.    
  «Чтение» предложений по схеме. Письмо полуовалов.    
  Деление предложений на слова. Письмо полуовалов.    
  Деление двусложных слов на части. Коррекция письма    
  Обозначение частей слов условно-графическим изображением с последующим «чтением».    
  Дифференциация односложных и двусложных слов. Письмо овалов и полуовалов.    
  Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу.    
  Выделение первого ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной палочки с петелькой внизу.    
  Определение наличия/отсутствия заданного ударного гласного звука в слове. Письмо наклонной с петелькой вверху.    
  Подбор слов, начинающихся с заданного гласного звука. Письмо наклонной с петелькой вверху.    
  Повторение материала, изученного за II четверть.    
  Повторение материала, изученного за I полугодие.    
  Выделение первого согласного звука в слове. Коррекция письма.    
  Выделение первого согласного звука в слове.    
  Определение наличия/отсутствия заданного согласного звука в слове.    
  Подбор слов, начинающихся с заданного звука.    
  Звук и буква А. Письмо элементов буквы а.    
  Звук и буква А. Письмо строчной и заглавной буквы а.    
  Звук и буква У. Письмо элементов буквы у    
  Звук и буква У. Письмо строчной и заглавной буквы у    
  Письмо слогов ау, уа    
  Звук и буква М. Письмо элементов буквы м.    
  Звук и буква М. Письмо буквы м.    
  Письмо слогов ам, ум.    
  Письмо слогов ма, му.    
  Звук и буква О. Письмо буквы о.    
  Звук и буква О. Письмо изученных букв и слогов с ними.    
  Письмо слогов ам, ум, ом.    
  Письмо слогов ма, му, мо.    
  Повторение материала, изученного за III четверть.    
  Повторение материала, изученного за III четверть.    
  Звук и буква С. Письмо буквы с.    
  Письмо слогов с изученными буквами.    
  Письмо слогов ас, ус, ос.    
  Письмо слогов са, су, со.    
  Письмо слов из двух слогов (мама, муму, оса).    
  Звук и буква Х. Письмо элементов буквы х.    
  Звук и буква Х. Письмо буквы х.    
  Письмо слогов ах, ух, ох.    
  Письмо слогов ха, ху, хо.    
  Письмо слов их двух слогов (ухо, уха, муха)    
  Коррекция письма    
  Повторение материала, изученного за II полугодие.    
  Повторение материала, изученного за год.    

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: