42,43
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА
СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРОИЗВОДСТВА
Техническая подготовка производства — это совокупность взаимосвязанных процессов, обеспечивающих конструкторскую и технологическую готовность предприятия (объединения) к выпуску нового изделия заданного уровня качества при установленных сроках, объеме выпуска и затратах. Она включает три фазы: научные исследования (НИР), конструкторскую подготовку (КПП) и технологическую подготовку (ТПП) производства. В процессе технической подготовки производства осуществляется:
проектирование новых и совершенствование ранее освоенных конструкций машин, обеспечение их чертежами, техническими условиями, спецификациями и другой чертежно-конструкторской документацией, необходимой в производстве для их изготовления;
проектирование новых и совершенствование действующих технологических процессов, обеспечение производства технологической документацией (технологическими картами и инструкциями, планами размещения оборудования и схемами организации рабочих мест);
проектирование и изготовление технологической оснастки (режущего, измерительного инструмента, приспособлений, штампов, моделей, пресс-форм и др.);
изготовление и испытания опытных образцов;
наладка и проверка запроектированных технологических процессов непосредственно в цеховых условиях, на рабочих местах.
В результате технической подготовки производства цехи предприятия получают всю техническую документацию и технологическую оснастку, обеспечивающую возможность осуществлять на предприятии изготовление новой продукции в заданном объеме и установленных нормах затрат ресурсов. Данные технической подготовки, в частности нормы, спецификации материалов, заготовок и деталей, широко используются для организации труда, внутризаводского планирования, технического контроля, материально-технического снабжения, а также для других нужд, связанных с управлением производством. На машиностроительных предприятиях центральными органами технической подготовки являются отделы главного конструктора и главного технолога.
Основными задачами технической подготовки производства является обеспечение неуклонного и непрерывного научно-технического прогресса в машиностроении; рентабельной и ритмичной работы завода в соответствии с государственным заданием по выпуску продукции и освоению новых изделий; всемерное сокращение циклов, трудоемкости и стоимости всех конструкторских, технологических и научно-исследовательских, экспериментальных и других работ, входящих в комплекс технической подготовки.
Требования ускоренного развития советской экономики в двенадцатой пятилетке ставят перед машиностроителями задачу резкого сокращения в 3—4 раза сроков разработки и освоения новой техники, которая должна по производительности и надежности превосходить не менее чем в 1,5—2 раза выпускаемую аналогичную продукцию.
Техническая подготовка производства направлена на внедрение наиболее совершенных конструкций машин и передовой технологии их изготовления, на внедрение в производство механизации и автоматизации, химизации и электрификации производственных процессов. В двенадцатой пятилетке необходимо обеспечить снижение удельной металлоемкости машин и оборудования на 12— 18 % и удельной энергоемкости их на 7—12 %.
В комплекс работ по подготовке производства входят также материальная и организационно-плановая подготовка производства.
Материальная подготовка производства заключается в обеспечении нового изделия материальными ресурсами, создании складов,для хранения материалов и готовой продукции, приобретении недостающего оборудования.
Организационно-плановая подготовка имеет своей целью определение потребности в кадрах, повышение квалификации и подготовку кадров, составление планов и сметы затрат на проведение технической подготовки производства и другие организационно-экономические работы, обеспечивающие своевременное освоение в производстве новых машин.
КОНСТРУКТОРСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА
Организация конструкторской подготовки производства зависит от сложности конструкций новых машин, подготовляемых к выпуску. В зависимости от сложности машин и технической базы предприятия конструкторская подготовка может либо проводиться непосредственно на предприятии, либо поручаться научно-исследовательскому институту и конструкторскому бюро (КБ) соответствующего профиля.
Требование, состав работ, основные показатели конструкторской подготовки производства регламентируют ГОСТы, из которых первичным является ГОСТ 15.001—73* «Разработка и постановка продукции на производство. Основные положения».
К конструкторской подготовке производства предъявляются следующие требования: проектирование машин по качественным показателям, превосходящим уровень лучших современных машин, уменьшение их массы и материалоемкости, обеспечение высокой надежности и долговечности, минимальных эксплуатационных расходов, повышения производительности и снижение себестоимости новой машины по сравнению с существующими конструкциями того лее назначения.
Конструкторская подготовка состоит из следующих этапов: разработка технического задания на проектирование (техническое предложение); эскизное проектирование; разработка технического проекта; составление рабочей документации; изготовление опытного образца и его испытания.
Техническое задание на проектирование, подготовляемое заказчиком, в соответствии с ГОСТ 15.001—73 включает назначение новой конструкции, основные параметры машины (габариты, масса, мощность и т. п.), эксплуатационные показатели, обусловленные характером работы, а также другие технико-экономические показатели, определяющие качество машины в эксплуатации, перспективную 'потребность и приблизительный годовой выпуск, предельную трудоемкость, себестоимость и т. д. Устанавливается лимитная цена машины. Это задание должно быть согласовано с заказчиком и утверждено им. Техническое предложение, подготовляемое разработчиком на основе технического задания, содержит документы, определяющие принципиальное конструкторское решение задания. В нем определяются конкретные возможности удовлетворения всем требованиям задания. Оно согласовывается с заказчиком, утверждается и затем кладется в основу последующих проектных работ.
Эскизный проект в соответствии с требованиями ГОСТ 2.119—73 * включает разработку чертежей общего вида машины или сборочных единиц, схем (кинематической, электрической и др.), спецификации сборочных единиц, расчеты основных технико-экономических показателей, срока службы. На этом этапе выполняется предварительный технико-экономический анализ.
Технический проект разрабатывается в соответствии с ГОСТ 2.120—73* на основе эскизного проекта и предусматривает уточнение чертежей общего вида машины и ее важнейших сборочных единиц, а также конструкторскую разработку наиболее трудоемких деталей. Технический проект должен дать важнейшие технические решения по новому изделию и установить его основные технико-экономические показатели. Он включает уточненные конструкции, расчеты сборочных единиц машины и основных деталей, выбор материалов для деталей, спецификации, технические условия на машину и ее важнейших узлов. К техническому проекту прилагается краткая пояснительная записка, включающая и технико-экономическое обоснование конструкции. Технический проект также утверждается заказчиком.
Этап по составлению рабочей документации включает разработку полного комплекта рабочих чертежей, спецификации материалов, комплектационные ведомости и другую техническую документацию, копирование и размножение чертежей и т. п. На этой стадии должна быть создана вся проектно-конструкторская документация, определяющая возможность последующей технологической подготовки и производства изделия. Разработка рабочей документации подразделяется на подготовку документации опытного образца; документации установочных серий и документации установившегося серийного или массового производства. Правила выбора видов и комплектности конструкторских документов в зависимости
от вида изделий, стадий разработки установлены соответствующими ГОСТами.
Окончательная отработка и уточнение рабочей документации выполняются по результатам испытаний макетов и опытных образцов. Для этих целей конструкторские организации имеют опытно-экспериментальные базы (лаборатории, цехи, заводы).
Опытный образец представляет собой спроектированное изделие, выполненное в натуральную величину в соответствии с требованиями чертежей и технических условий и предназначенное для испытания, выверки и доводки конструкции и уточнения проектной документации. При создании опытного образца выполняются также работы, направленные на обеспечение прочности, надежности, долговечности изделия. Сначала разрабатываются методы испытаний, определяются нагрузки, действующие на отдельные элементы, сборочные единицы и детали; выявляются условия работы изделия. Затем создаются или приобретаются стенды, аппараты и приборы, необходимые для проведения испытаний.
Опытные (экспериментальные) цехи обычно оснащаются набором' универсального металлорежущего оборудования, сборочными и испытательными стендами. В опытных цехах работают рабочие высокой квалификации. Изготовление деталей и сборка опытных образцов производятся под руководством ведущих конструкторов. Государственные и межведомственные приемочные испытания проводят в соответствии с требованиями, которые определяются ГОСТ 16504—81.
В процессе конструкторской подготовки должна обеспечиваться максимальная технологичность конструкции.
Технологичность конструкции изделия — совокупность свойств конструкции изделия, определяющих ее приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и ремонте для заданных показателей качества, объема выпуска и условий выполнения работ.
Одним из важнейших условий, обеспечивающих технологичность конструкции, является унификация деталей и узлов.
Под конструкторской унификацией понимается комплекс мероприятий, обеспечивающих устранение необоснованного многообразия типов и конструкций изделий, форм и размеров; деталей и заготовок, профилей и марок материалов. Унификация осуществляется методами агрегатирования и конструкционной приемственности, т, е. применения в конструкциях новых изделий уже освоенных в производстве сборочных единиц. Унификация обеспечивает широкое использование в новых изделиях деталей и узлов ранее освоенной продукции. Она повышает серийность изготовления деталей и способствует внедрению поточных методов производства и автоматизации.
Стандартизация — это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности. В стандартах фиксируются строго обязательные требования к изделиям, деталям и узлам, к условиям испытаний и других процедур.
Создание новых конструкций изделий, обладающих высокими технико-экономическими характеристиками, является сложной задачей. Одной из эффективных мер, позволяющих повысить технико-экономические показатели конструкторской подготовки, является сокращение ее сроков, которое достигается: широким применением унифицированных и стандартизированных деталей и узлов при проектировании машин; оснащением оборудованием рабочих мест конструкторов; обеспечением работников, занятых конструкторской подготовкой производства, необходимой технической документацией, информацией и нормативами; параллельно-последовательным выполнением работ, составляющих техническую подготовку производства; повышением производительности труда персонала, занятого в сфере технической подготовки производства, системой материального поощрения за скоростное проектирование и освоение нового вида эффективных машин.
Создание новых, высокоэффективных конструкций является сложной комплексной задачей, для решения которой необходимо обеспечивать также и высокую технологичность изделий.