Key words: travel, fist fights, men's culture, Tyumen




Кулачные бои в Тюмени конца XIX века глазами петербургского журналиста

fist fightsIN TYUMEN OF THE END OF THE XIX CENTURY WITH THE EYES OF THE PETERSBURG JOURNALIST

Петербургский журналист А. Вакуловский в 1890-е гг. совершил поездку по Западной Сибири. Он описал жизнь провинции, совершенно неизвестную в столице и сохранившиеся элементы традиционной культуры.

Petersburg journalist A. Vakulovsky in the 1890s. toured Western Siberia. He described the life of the province completely unknown in the capital and preserved elements of traditional culture.

 

Ключевые слова: путешествие, кулачные бои, мужская культура, Тюмень

Key words: travel, fist fights, men's culture, Tyumen

 

Современный интерес к истории повседневности заставляет обращаться к публикациям прошлого. Среди журналистских эссе бывают неожиданные находки. Такими стали и «Сибирские очерки» А. Вакуловского о поездке по Западной Сибири в конце лета – осени, вероятно 1892 г., опубликованные во «Всемирном путешественнике» [2, с. 74-93.]. Оказалось, что эти журналистские заметки остались вне поля внимания исследователей и краеведов. Их нет в подробном указателе «Русский травелог XVIII – начала XX веков» [3.]. В размещенном в сборнике «Старый Екатеринбург: Город глазами очевидцев» фрагменте «Сибирских очерков» не раскрыта фамилия автора [1, с. 472.]. Комплекты журнала «Всемирный Путешественник»отсутствуют и в Интернете, и в региональных библиотеках. Журнал выходил как самостоятельное иллюстрированное издание с 1867 по 1878 гг., а далее как приложение к разным изданиям. Имеющиеся в нашем распоряжении экземпляры выходили без иллюстраций, как бесплатное приложение к журналу «Родина».

Путешествие по Сибири начиналось для журналиста А. Вакуловского в Тюмени, куда он добрался на поезде из Екатеринбурга. И уже здесь он столкнулся с необычным зрелищем, которое заставило задержаться в городе ещё на один день. Это был воскресный кулачный бой. [2, с. 78.]

А. Вакуловский писал, что кулачные бои в Тюмени проводились каждое воскресенье, на состязание выходило до тысячи челове [2, с. 79]. Однако современный исследователь А Бобрихин считает, что кулачные бои были связаны с летними земледельческими праздниками и не проводились так часто.

Кулачный бой, свидетелем которого стал журналист, произошел на противоположном от города берегу реки Туры называемым «Затюменкой». Оба берега связывал деревянный мост, почти касавшийся воды. Местная администрация была бессильна предпринять что-либо против этого опасного развлечения. Остановить эту толпу не в состоянии солдаты небольшого гарнизона и городские стражники. Каждый бой почти не обходился без гибели или увечья кого-либо из борцов. Купцы съезжались сюда и сами принимали участие в схватке, или заключали пари на одну из дерущихся сторон [2, с. 79].

На ровном лугу за Турой стояли стеной друг против друга толпы народа. Ближе к реке стояли русские: крестьяне, мастеровые, купцы; дальше на лугу – татары. Все пестрело праздничными костюмами, точно собрались сюда на огромное торжество. В стороне группировались зрители и множество экипажей.

Обе толпы стояли неподвижно, пересмеиваясь и подстрекая одна другую. Выдвинулись вперед мальчуганы и завязали трепку. Говор и смех стали слышны. Раздались восклицания и среди зрителей: татарчата бойко теснили русских подростков к взрослым рядам. Всколыхнулись эти ряды и бросились бежать татарские мальчуганы. Стеной двинулась русская шеренга и стеной встретили ее татары. То здесь, то там падают борцы, но опять вскакивают и наносят здоровенные удары друг другу. Но татарам везло - они потихоньку наступали вперед [2, с. 79].

Однако судьбу схватки решил старый боец по фамилии Михайлов, богатырь по сложению. Он, в силу преклонного возраста, уже редко участвовал в боях. Но тут к нему криком обратились многие бойцы и зрители, и старый боец ринулся на подмогу. В итоге татар одолели и далеко оттеснили. А. Вакуловский уехал, чтобы не видеть последствий этой схватки.

На следующий день, отправляясь вниз по Туре до деревни Ивлиевой, он узнал у возчика – участника боя, что одному мужику сломали руку, а другого замертво унесли и неизвестно, оправится ли. Это омрачило воспоминания о виденной картине.

А. Вакуловский отмечает, что это зрелище может увлечь каждого русского человека, как ни противно оно голосу ума, времени и цивилизации.

«…Что-то родное было в этом состязании, могучие остатки старины, беззаветная русская удаль чувствовалась в этом избытке сил, которым надо было развернуться. Вспоминалась песня о купце Калашникове, где так мастерски передана Лермонтовым эта когда-то обыкновенная забава наших предков» [2, с. 78].

В журналистских описаниях этого времени мы находим живое описание традиций и обычаев, которые остались вне научного внимания экспедиций того времени. «Сибирские очерки» А. Вакуловского представляют несомненный интерес для исследователей культуры Сибири, историков, географов, краеведов и экскурсоводов.

 

Список литературы и источников

 

1. 1893. А. В-ский / Л. Д. Злоказов, В. Б. Семенов // Старый Екатеринбург: Город глазами очевидцев. – Екатеринбург: ИГЕММО «Lithica». – 2000. – С. 472-477.

2. Вакуловский А. Сибирские очерки / А. Вакуловский // Всемирный путешественник / Бесплатное приложения «Родины». – 1893. № С. 74-93.

3. Русский травелог XVIII – начала XX веков: анноторованный указатель / под ред. Т. И. Печерской. – Новосибирск: ООО «Немо Пресс», – 2018. – 832 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: