Русское коммуникативное поведение глазами иностранцев




1. Общительность

Общительность русского человека в сопоставлении с западным коммуникативным поведением очень высока. Русский человек обычно легко знакомится, задает собеседнику интимные вопросы (о семье, зарплате, о политических взглядах). Для западного человека эти вопросы табуированы.

2. Эмоциональность

Русские могут долго говорить эмоционально, но при этом не ссориться. Настроение может меняться в процессе общения.

3. Коммуникативный демократизм

Иностранцы прежде всего отмечают в общении с русскими их грубоватость, неэтикетность, быстрый переход на «ты», краткие формулы вежливости. В русской коммуникативной культуре не принято долго и развернуто извиняться.

4. Коммуникативная доминантность

В общении русский человек стремится, как правило, блеснуть, завладеть вниманием, произвести впечатление, настоять на своей точке зрения. При этом точка зрения собеседника полностью отвергается.

5. Свобода подключения к общению и вступления в контакт

Для русского общения характерно перебивание, подключение к разговору попутчиков, советы, предупреждения («у вас пальто запачкалось»). Русский человек легко заговаривает с незнакомыми.

6. Роль светского общения

Для русской лингвокультурной общности характерна скорее нелюбовь к светскому общению. Оно считается неискренним, общие темы не любят, т.к. основное удовольствие – именно поговорить на личные темы. Словосочетание «светская беседа» имеет негативный оттенок.

7. Искренность и откровенность

Эти качества при общении оценивается положительно. Для них искренность – знак доверия к собеседнику. По замечанию американцев, «русские сообщают тебе даже то, что ты не хочешь знать».

8. Бытовая неулыбчивость

Это одна из наиболее ярких и национально-специфических черт русского общения. В отличие от американской и западно-европейской культуры, русская улыбка не является сигналом вежливости. Выражение «дежурная улыбка» носит ярко выраженный неодобрительный характер.

В России не принято улыбаться незнакомым людям. Улыбка – сигнал расположения к человеку, как правило, знакомому.

Не принято улыбаться при исполнении служебных обязанностей, отсюда отмечаемая иностранцами неулыбчивость продавцов, таможенников, администраторов в гостинице. Наиболее частое высказывание учителя на уроке (обращение к ученику): «что улыбаешься, пиши. Улыбаться на перемене будешь».

Улыбка русского человека должна иметь вескую причину. Поговорка «смех без причины – признак дурачины» отсутствует в других языках и непонятна для представителей других культур.

Достойной и единственной причиной улыбки в русском обществе может быть только материальное благополучие улыбающегося. На известный призыв Д. Карнеги «Улыбайтесь!» обычно следует реплика «Чему улыбаться? Денег не платят, кругом проблемы, а он – улыбайтесь!» Обращает на себе внимание местоимение – русский человек склонен улыбаться не кому, а чему.

У русской улыбки нет функции самоподбадривания. Для русского сознания непонятно американское Keepsmiling, призывающее к видимости хорошего настроения, несмотря на трудности.

9. Приоритетность неформального общения

Неформальное общение в русском коммуникативном поведении более желанно, чем формальное. Официальное общение в русской культуре рассматривается как менее искреннее, менее эмоциональное. «Я с вами говорю официально» означает, что между собеседниками напряженные личные отношения.

10. Допустимость грубости

Многие зарубежные наблюдатели отмечают, что русские временами могут говорить очень грубо, причем с любыми собеседниками. Отношение к грубой речи в русском коммуникативном сознании терпимое, она рассматривается как допустимая мера воздействие и часто оправдывается: «Меня довели…».

11. Педагогическая доминантность/ вежливость к учителям

В русской педагогической традиции учитель стоит выше учащегося. Поэтому считается допустимым повышение голоса, императивные конструкции, резкие высказывания. В педагогической среде бытует мнение: «Они по-хорошему не понимают». Невежливость к учителю рассматривается в русском коммуникативном поведении как грубое нарушение норм общения. Поэтому вежливость в педагогическом общении снизу вверх обязательна, сверху вниз – допускает исключения.

12. Пониженное внимание при слушании

Иностранцев удивляет, что на многих официальных мероприятиях русские не слушают докладчиков – шумят, говорят о своем. Русский человек не любит формального общения, поэтому считает, что важно присутствие, а не внимание. В межличностном диалоге или групповой дискуссии русские, как правило, плохо слушают, настаивают на своем.

13. Регулятивность

Русские люди в самых разных ситуациях пытаются регулировать поведение окружающих: детей (своих и чужих), знакомых, незнакомых и иностранцев. С точки зрения европейцев, русские постоянно вмешиваются в дела других людей. Все дают советы, как себя вести.

14. Бескомпромиссность, категоричность выражения несогласия

Русский человек охотно вступает в спор и, по мнению, иностранцев, «всегда спорит на победу». В русской культуре очень многие люди считают, что уступить в споре значит «потерять лицо». Компромиссы русское сознание считает проявлением беспринципности. Англо-саксонский инстинкт – сгладить противоречия, примирить противостоящие элементы, достичь чего-то среднего – для русских неприемлем и нехарактерен. По-русски «враг» – это тот, с кем я в ссоре. Американец – themanwhodoesn’tlikeme. В русском коммуникативном поведении весьма категорично выражается несогласие: “Ни за что!” “Ни в коемслучае!” “Никогда!”

15. Низкая комплиментарность общения

В русской коммуникативной культуре комплименту отводится незначительное место, поскольку они рассматриваются как проявления неискренности. Считается, что говорить комплименты – преимущественно мужское дело. Русские коммуниканты, за редким исключением, не умеют говорить комплименты, а также не умеют на них реагировать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: