КУРСОВАЯРАБОТА
по специальности 49.02.01 Физическая культура
Междисциплинарный курс
МДК. 01.01 Методика обучения предмету «Физическая культура»
Работа рекомендована к защите Руководитель Стрельникова Любовь Александровна преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» «» 2019г. /___________/ Допустить к защите Нормоконтролёр ……………………….. «Боровичский педагогический колледж» «» 2019г. /___________/ Заместитель директора (учебная работа) /__________/ С.Г. Поликарпова Приказ от «» _2019г. № | Выполнила Рыбьянова Александра Денисовна студентка 3 курса, очная форма обучения, группа Ф1631 Работа завершена «» 2019г. /___________/ Руководитель Стрельникова Любовь Александровна преподаватель ОГА ПОУ «Боровичский педагогический колледж» Работа проверена «» 2019г. /___________/ Курсовая работа защищена «» 2019г. Оценка Секретарь аттестационной комиссии |
2019 г.
Введение | |
1 Теоретико-методические основы тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура» | |
1.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста | |
1.2 Знания как компонент физкультурного образования … | |
1.3 Уровни усвоения и качества знаний возраста по предмету «Физическая культура» … | |
1.4 Методика проведения тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура» … | |
2 Применение тестового контроля для оценки качества знаний учащихся 8 класса по предмету «Физическая культура» …. | |
Заключение | … |
Список литературы | … |
Приложение А | … |
Приложение Б | … |
Приложение В | … |
Физкультурное образование школьников призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению. Эти функции предопределяют направленность целей на формирование социально грамотной и социально мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Эффективное достижение указанных целей возможно при осознании учащимися значения физкультурного образования, как вида образования, играющего важнейшую роль в формировании физической культуры личности.
В условиях компетентностного подхода к образованию российские учёные и педагоги ставят вопрос о необходимости существенной перестройки системы физического воспитания детей и молодёжи, о переориентации целей и задач физического воспитания. В первую очередь речь идёт о переходе от системы, которая ориентирована на формирование лишь определённых физических качеств, жизненно необходимых двигательных умений и навыков, к системе, дающей человеку глубокие знания о своём организме, о средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние, сохранение и укрепление здоровья. Эта система призвана также формировать у детей с раннего возраста потребность в здоровом образе жизни и физическом совершенстве, в активных занятиях физическими упражнениями и спортом на протяжении всей жизни.
Как результат научных работ по решению проблемы физкультурного образования школьников, в теории физического воспитания за последние годы специалистами выдвинут ряд новых взглядов и концептуальных положений по основам реформирования и развития школьной физической культуры. Наряду с разработкой и структурированием содержания физической культуры в школе идёт постоянный поиск новых форм контроля качества знаний, усвоенных учащимися в процессе обучения.
Одной из наиболее популярных форм контроля в настоящее время признано тестирование — специально разработанная научно оптимизированная аттестационная процедура, позволяющая достаточно объективно оценивать уровень достижений человека и выражать эти возможности количественно в форме чисел. Основой процедуры тестирования является тест — кратковременное технически сравнительно просто обставленное испытание, проводимое в равных для всех испытуемых условиях и имеющее вид такого задания, решение которого поддаётся количественному учёту и служит определению степени развития к настоящему моменту известной функции у данного испытуемого.
На сегодняшний день метод тестирования является наиболее надёжным и объективным средством при решении широкого спектра педагогических задач. Педагогический тест принято определять как систему заданий возрастающей трудности определённого содержания, специфической формы, позволяющей качественно и эффективно измерить уровень и оценить структуру подготовленности учащихся, контролировать результат усвоения ими в процессе обучения знаний и умений.
В общеобразовательных школах тестовые задания применяются в целях реализации обучающей, корректирующей (обратная связь), развивающей (формирование адекватной самооценки), воспитывающей (развитие навыков самостоятельной работы) функций, а также для осуществления исходного, текущего, промежуточного и итогового контроля уровня знаний учащихся.
Вопросы тестового контроля изучали такие ученые как Ашмарин Борис Андреевич, Виноградов Юрий Алексеевич, Вяткина Зинаида Николаевна Паршиков А.Т., Кузин В.В., Виленский М.Я. и другие.
Проблемой научного исследования в данной курсовой работе является дальнейшая разработка содержания тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста при осуществлении исходного, текущего, промежуточного и итогового контроля по предмету «Физическая культура».
Объект исследования: процесс оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура»
Предмет исследования: тестовый контроль учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура»
Гипотеза: если на основе теоретического исследование и результатов диагностики разработать и использовать тестовый контроль для оценки качества знаний, то это будет способствовать повышению качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура».
Цель: теоретически обосновать и практически проверить возможность применения применение тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура»
Задачи курсовой работы:
- изучить теоретические и методические основы тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура»;
- выявить возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста классов;
- выявить особенности и методику проведения тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура»;
- подобрать варианты заданий тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура»;
- разработать содержание практического исследования и реализовать его на уроках физической культуры с учащимися среднего школьного возраста;
- проверить результативность практического исследования;
- сформулировать выводы.
В данной курсовой работе были использованы следующие методы исследования:
- анализ при изучении теоретических и методических основ проведения тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура»; выявления возрастных особенностей учащихся среднего школьного возраста;
- синтез для формулировки выводов и обобщения;
- моделирование для составления вопросов тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура»;
- проведение тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура».
- Этапы работы
- изучение и анализ научно-методической литературы по теме исследования;
- составление плана практического исследования;
- реализация содержания практического исследования;
- обобщение и формулирование выводов.
Структура курсовой работы представлена двумя главами: в первой главе раскрыты теоретико-методические основы тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура».
Изучено …. источника специальной учебно-методической литературы по теме исследования.
Практическая значимость курсовой работы состоит в возможности использования разработанных вариантов тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура» студентами на поурочной и преддипломной практике, учителем физической культуры на уроках физической культуры с учащимися среднего школьного возраста.
1 Теоретико-методические основы тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура»
1.1 Возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста
…………..4-5 страниц……………..
1.2 Знания как компонент физкультурного образования
В наиболее общем смысле знания характеризуются как совокупность накопленных в процессе общественно-исторической практики человечества сведений о природе, обществе, технике и самом человеке.
В рамках школьной педагогики знания рассматриваются в двух аспектах: во-первых, как один из компонентовсодержания школьного образования. Без усвоения знаний в физическом воспитанииневозможен ни один акт сознательной деятельности человека по овладению физическими упражнениями, использованию их в целях собственного физического развития и укрепления здоровья.
Знания — первый, ведущий компонент содержания физического образования, приобретаемого школьниками в результате обучения по предмету «Физическая культура».
Без усвоения знаний о закономерностях движений, способахвыполнения физических упражнений и тактических действий, принципах судейства, организации и проведении самостоятельных занятий или с группой занимающихся невозможно полноценное овладенке двигательными действиями, умениями тактического, инструкторско-методического, судейского и самоуправленческого характера. Только на основе знаний деятельность может быть творческой, позволяющей находить нестандартные решения в проблемно-поисковых ситуациях (например, применить освоенное действие в незнакомых условиях, самостоятельно найти оригинальный способ решения двигательной задачи). Без усвоения знаний о нормах общения в коллективе, о личной и общественной значимости физкультурной деятельности невозможно овладеть опытом эмоционально-волевого регулирования собственных поведенческих актов, избирательно-ценного отношения к явлениям окружающей действительности.
Процесс учебного познания при занятиях физическими упражнениями отличается некоторымсвоеобразием, обусловленным тем, что источником знаний здесь является не только информация учителя, но и сама двигательная деятельность занимающихся: на основе мышечных ощущений и осмысления результатов выполнения физических упражнений обучаемый познает закономерности движений, получает представление о влиянии упражнений на проявление функций отдельных систем организма, убеждается в значимости занятий. Причем некоторые совершенно необходимые для усвоения двигательных действий знания (например, о степени нервно-мышечных усилий при отталкивании в беге и прыжках, о двигательных возможностях собственного организма и т. п.) могут приобретаться только при выполнении самих действий.
Знания усваиваются при активной мыслительной деятельности, осуществляемой в системе умственных операций (анализа и синтеза, сравнений, обобщений и др.), и фиксируются в сознании обучаемого в виде представлений и понятий. Свидетельством сформированного представления является способность обучаемого практически воспроизвести показанное или предъявленное ему в словесном изложении физическое упражнение или дать словесное описание упражнения на основе зрительного восприятия его показа.
На уровне обобщения знаний об изучаемом объекте они приобретают характер понятия, словесная форма выражения которого представляет собой уже не описание, а определение. Определение вбирает в себя существенные признаки соответствующего объекта, выражает его функциональные свойства. Каждое понятие обозначается определенным термином (физическая культура, физическое упражнение) и в зависимости от степени обобщенности знаний приобретает более общий или частный характер. Усвоение понятия проявляется в способности ученика выразить словесно его определение с перечислением всех существенных признаков. Знания приобретают практическую форму, когда применяются в деятельности в виде интеллектуальных или двигательных умений.
На основе получаемой от учителя информации ученик еще до начала выполнения упражнения имеет возможность сформировать в собственном сознании представление о технике упражнения, составить мысленный проект а наметить способы решения соответствующей двигательной задачи, предусмотреть возможные изменения в своем физическом совершенствовании. Однако знания становятся руководством к действию лишь при условии, если они, во-первых, объективно отражают закономерности изучаемых физических упражнений и, во-вторых, органически включены в практическую деятельность.
Первое условие обеспечивается тем, что школьникам предлагается система представлений и понятий, достоверно раскрывающих сущность, закономерности, лежащие в основе выполнения физических упражнений, всего процесса физического воспитания. Использование понятийного языка и специальной терминологии способствует рационализации процесса обучения, повышению плотности урока, сокращает путь учебного познания, поскольку, оперируя устоявшимися терминами и понятиями, учитель освобождается от необходимости пространных объяснений.
Реализация второго условия обеспечивается такой организацией деятельности, которая вынуждает ученика к применению усвоенных знаний. Рассмотрим возможные варианты подобной организации при обучении постановке стопы на место отталкивания в прыжках с разбега.
Вариант I. Перед выполнением учеником задания ему рассказывается о внешней структуре и критериях оценки качества выполнения двигательного действия и демонстрируется образец выполнения. На основе усвоения полученной информации в сознании ученика формируется наглядно-образное представление о форме и параметрах движений. В попытках овладения ученик корректирует собственные движения, сравнивая их с заданным образцом, т. е. применяет полученные от учителя знания на практике для решения конкретной двигательной задачи.
Вариант 2. При обосновании рекомендуемого способа учитель использует межпредметные связи с курсом физики. Здесь деятельность ученика будет более сложной и богатой интеллектуальными проявлениями, ибо вынуждает использовать знания из области механики, применяя весьма сложный прием умственной деятельности: перенос знаний в нестандартную ситуацию.
Вариант 3. Ученику предлагается опробовать несколько способов постановки стопы и определить наиболее рациональный из них путем сравнения собственных мышечных ощущений и результативности действий. Здесь деятельность ученика приобретает ярко выраженный творческий характер.
1.3 Уровни усвоения и качества знаний по предмету «Физическая культура»
Конечной целью приобретения знаний является применение их на практике. По степени готовности к этому различают три уровня усвоения знаний. По достижении каждого из них знания приобретают определенные качества (оперативность, гибкость, осознанность, глубину, прочность, полноту), характеризующие в совокупности их полноценность.
Первый уровень усвоения знаний является результатом восприятия, осознания смысла (понимания) и фиксаций в памяти полученной информации. Проявляется этот уровень в способности обучаемого опознавать изученные объекты, например виды физических упражнений, или воспроизводить некоторую сумму знаний о них (перечислять существенные признаки конкретного упражнения, описывать схему его выполнения и т. п.). На данном уровне усвоения наиболее явно проявляется полнота знаний, измеряемая отношением количества усвоенных сведений к совокупности, предложенной учителем. Для достижения этого уровня вполне пригоден объяснительно-иллюстративный метод обучения, т. е. передача учащимся готовых знаний в словесной или наглядной информации. Дидактическими условиями наибольшей его эффективности являются, во-первых, наличие в учебной информации полной характеристики свойств изучаемого объекта; во-вторых, использование словесного изложения в единой системе с показом, демонстрацией и практическими действиями самих занимающихся; в-третьих, применение методов активизации восприятия, осмысливания и запоминания содержания учебной информации {например, предварительное выделение учителем объектов наблюдений при организации показа упражнения).
Второй уровень усвоения знаний проявляется в готовности к применению их по известномуучебному образцу в знакомых или незначительно варьируемых ситуациях. Подобная готовность оценивается оперативностью знаний, характеризующейся двумя признаками: количеством ситуаций, в которых учащийся способен применять знания (например, использовать пульсометрию с целью определения функционального состояния собственного организма и в покое, и в ходе урока, при самостоятельных занятиях) и количеством усвоенных способов применения для решения одной и той же задачи (например, регулирование нагрузки изменением количества повторений, длины дистанции, длительности и характера отдыха). Дидактическим условием развития оперативности знаний является ознакомление учащихся с возможно большим количеством ситуации, в которых могут применяться данные знания, количеством способов их применения в каждой ситуации. Закрепляются эти знания путем многократного и вариативного повторения. Для достижения второго уровня усвоения знаний используется репродуктивный метод обучения, обеспечивающий формирование умения применять знания по образцу.
Третий уровень усвоения знаний проявляется в готовности обучаемого к творческому и быстрому применению их в новых, незнакомых ситуациях, обусловленных как спецификой применяемых упражнений, так и условиями их проведения, а так-, же особенностями деятельности учеников. Подобная готовность к использованию имеющихся знаний оценивается гибкостью знаний, т. е. умением быстро использовать именно те знания, которые в большей мере соответствуют возникшей ситуации (например, выбирать рациональные тактические действия в ранее не встречавшихся в практике обучаемого соревновательных ситуациях), или конструировать новый способ деятельности (находить новые варианты сочетания элементов в разученной комбинации и т. п.). Дидактическим условием обучения здесь является использование системы проблемно-поисковых заданий, которые заставляют учеников самостоятельно добывать знания, позволяют овладевать элементами познавательно-творческой деятельности. Например, при включении учеников в учебный эксперимент для выявления назначения лыжных палок им предлагается двигаться по глубокому снегу вначале без палок, потом с палками, а затем сравнить по секундомеру скорость передвижения с палками и без них одного и того же ученика на отрезке укатанной лыжни. На основе анализа собственных действий и наблюдений за учеником делаются выводы.
Проявление качеств знаний обнаруживается в той или иной мере на любом уровне усвоения знаний. Учет признаков проявления качеств позволяет эффективнее формировать знания.
Признаком осознанности знаний на первом уровне усвоения является способность обучаемого разъяснить сущность обозначенного термином понятия (например, что обозначает попеременный двухшажный ход), описать своими словами (преобразующее воспроизведение) схему выполнения действия, извлечь из всей совокупности усвоенных о нем знаний нужные для ответа на поставленный вопрос. На втором уровне усвоения знаний осознанность проявляется в умении обнаруживать собственные ошибки и ошибки в действиях товарища, находить их причины на основе сравнения с заданным образцом. На третьем уровне осознанностьпроявляется в виде способности самостоятельно использовать знания в соответствии с заданной целью (например, подбирать подводящие упражнения для исправления двигательной ошибки).
Глубина знаний измеряется числом осознаваемых учащимся существенных связей между знаниями, умением обнаруживать связи между знаниями. На первом уровне усвоения знаний признаком глубины знаний является способность ученика обнаружить прямые связи между двигательной структурой действия и термином, обозначающим его. На втором уровне глубина знаний будет характеризоваться умением осознавать наличиесвязей между знаниями и двигательным действием, например о критериях оценки эффективности техники исполнения, о природе возникновения конкретных ошибок. На третьем уровне глубина знаний проявляется в умении раскрывать связи между техникой действия и биомеханическими закономерностями соответствующих движений.
1.4 Методика проведения тестового контроля для оценки качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура»
Прочность усвоения знаний выражается в устойчивой фиксации и длительности хранения в памяти знаний и способов их применения, свидетельством чего является способность воспроизводить смысловое содержание полученной информации. Прочность повышается по мере возрастания осознанности и расширения диапазона применения знаний не только в виде словесного воспроизведения, но и воплощения их в практических действиях.
Из сказанного вытекает, что чем выше уровень усвоения и шире комплекс проявляемых знаний, тем в большей мере гарантируется успешность самостоятельного решения различных задач физического совершенствования.
Формирование знаний на уроках физической культуры, подчиняясь общим психолого-педагогическим закономерностям, имеет отличительные особенности, обусловленные своеобразием задач физического воспитания, характером учебно-познавательной деятельности занимающихся, местом теоретического материала в структуре и содержании занятий физическими упражнениями. Поэтому при разработке соответствующей методики следует руководствоваться не только общедидактическими положениями, но и спецификой предмета.
К методике формирования знаний в процессе физического воспитания предъявляются следующие требования:
Первое требование: она должна обеспечивать полноценность усвоения знаний без ущерба для двигательной активности учащихся. Это достижимо при органическом сочетании теоретического материала с содержанием практической деятельности. Например: формирование знаний по правилам спортивных игр целесообразно осуществлять на примере разъяснения допускаемых учащимися в двусторонней игре ошибок.
Второе требование: используемые формы и методы сообщения теоретического материала должны соответствовать его содержанию и конкретным задачам формирования знаний. Возможные случаи реализации данного требования. Например, содержанием темы «Правила безопасности занятий» являются строго установленные положения (обеспечить прочное запоминание и осознание личной значимости конкретных правил для предупреждения травматизма). Для решения этой задачи можно использовать словесные инструкции, сопровождаемые демонстрацией вариантов расположения мест выполнения учебных заданий и перемещений учеников, показом приемов страховки (самостраховки), помощи — и все это в сочетании с практическими действиями самих учащихся.
Третье требование: методика должна предусматривать реализацию межпредметных связей, т. е. использование знаний учащихся по другим предметам (физике, биологии) для более глубокого понимания закономерностей движений, причинно-следственных зависимостей между отдельными компонентами техники двигательного действия, влияния физических упражнений на организм. Это требует предварительного анализа биодинамической структуры изучаемого двигательного действия и его потенциальных развивающих возможностей; знаний о содержании учебного материала соответствующих тем смежных учебных предметов; определения последовательности изложения в серии уроков н включения конкретного учебного материала в каждый урок.
Четвертое требование: использование методов активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых (элементов проблемного обучения, самостоятельной работы, заданий по самоконтролю, взаимоанализу действий партнера).
Пятое требование: обеспечение оперативного контроля, позволяющего вносить своевременные коррективы в действия занимающихся и используемую методику. Формами контроля могут быть наблюдения, устный и письменный (по типу программированного) опрос, специальные задания по применению знаний на практике.
Изложенная методика преподавания теоретического материала обеспечивает наиболее полное проявление образовательных возможностей предмета и школьного урока физической культуры.
Критерии оценки и качества знаний учащихся среднего школьного возраста по предмету «Физическая культура».
Слову «оценка» в учебном процессе издавна придаётся оттенок, сводящий его к некоторому результату. Педагогические оценки нередко ошибочно отождествляют с отметками, которые служат для установления численных аналогов оценочных суждений. Например, по установившейся в нашей стране традиции удовлетворительные знания оцениваются «тройкой», отличные — «пятёркой». На самом деле эти баллы не имеют чёткого педагогического смысла и не дают количественной характеристики ответа ученика. Они не лишены субъективизма в том случае, когда контроль проводится традиционными методами, поскольку при их выставлении учитель сравнивает и оценивает достижения учеников со своей позиции, которая всегда индивидуальна.
Действительно, несмотря на рекомендуемые общие критерии оценки, уровень требований различных учителей весьма индивидуален. У каждого из них имеется своё понимание принципов требовательности и справедливости, свои критерии оценки качества знаний. На оценку педагога влияют ипредыдущий процесс общения с обучаемым, и его личностные установки по отношению к оцениваемому ученику. Определённое внушающее воздействие оказывают внешний вид контролируемого и приобретённое им умение ясно излагать свои мысли а также ряд других факторов, условно называемых «эмоциональной составляющей».
В отличие от субъективных оценок и отметок измерение предполагает проведение достаточно объективного количественного сопоставления оцениваемого свойства ученика с некоторым эталоном, принятым в качестве единицы измерения. При педагогическом измерении роль оцениваемого свойства отводится знаниям, умениям или навыкам ученика, а вместо единицы измерения используются контрольные задания по проверяемому содержанию предмета. Если целью контроля является оценка достижений учащихся, то в данном случае главное внимание уделяется проверке и выявлению объёма освоенных знаний и умений. Установленный объём обычно трактуется как уровень подготовки по предмету.
…………Критерии пятибалльной оценки знаний…………….
Для оценки знаний учащихся обычно используют тестовые задания, которые по форме ответов бывают открытыми и закрытыми:
а) открытая форма не имеет вариантов ответа, для выполнения такого задания необходимо продолжить или вставить недостающую часть утверждения, от испытуемого требуется произвольный ответ на поставленный вопрос;
б) закрытая форма предполагает наличие вариантов с одним или несколькими правильными ответами, которые испытуемый должен выбрать; к разновидностям закрытой формы относят определённым образом представленные тесты на соответствие и тесты на установление правильной последовательности.
Из всего сказанного в первой главе можно сделать следующий вывод:……………………
При диагностике центр внимания учителя смещается на задачи управления процессом усвоения знаний путём организации систематического контроля за уровнем овладения материалом, за наметившимися пробелами в подготовке учеников. В последнем случае контроль обеспечивает обратную связь от учащегося к учителю и помогает следить за ходом процесса усвоения знаний у каждого обучаемого в целях своевременной коррекции этого процесса. Таким образом, основная цель диагностического контроля — оказывать формирующее влияние на текущий процесс обучения за счёт установления обратной связи от ученика к педагогу.
2 Применение тестового контроля для оценки качества знаний учащихся 8 класса по предмету «Физическая культура»
………………….пишем во втором полугодии……………….
Тестовые задания разрабатываются в соответствии с содержанием учебников «Физическая культура». В учебники входит необходимый материал, который позволяет школьникам освоить сведения повышенного уровня сложности по разделу «Основы знаний о физкультурной деятельности»; сформировать системный подход к овладению знаниями; способствует осознанному выбору профиля дальнейшего образования; создаёт оптимальные условия для получения среднего общего образования учащимися, занимающимися спортом. Теоретический раздел дисциплины «Физическая культура» ориентирован на последовательное освоение школьниками социальных, психолого-педагогических, анатомо-физиологических и методических основ системы физического воспитания и представлен в трёх частях.
В первой части изложены вопросы социальных и психолого-педагогических характеристик физкультурно-спортивной деятельности; раскрываются основные этапы истории развития физической культуры, основные принципы и формы современной организации физической культуры и спорта, содержание обучения физической культуре в России, основы олимпийского движения; описаны виды двигательной деятельности человека, система специальных знаний о физкультурно-спортивной деятельности, основные составляющие физической культуры личности, особенности развития нравственной, интеллектуальной, эстетической сфер личности в процессе занятий физической культурой и спортом.
Тестовые задания разработаны по различным разделам теоретических знаний в соответствии с последовательностью освоения содержания программы по предмету «Физическая культура». Тестовые задания, предлагаемые к использованию в учебном процессе, охватывают учебный материал по следующим темам: «Исторический процесс формирования физической культуры и спорта», «Современное олимпийское движение», «Физическая культура и спорт в России», «Олимпийское движение в России», «Основные понятия теории физической культуры», «Социальная сущность и функции физической культуры», «Виды двигательной деятельности», «Современная организация физической культуры и спорта», «Система специальных знаний о физкультурно-спортивной деятельности», «Физическая культура в системе гуманитарного образования», «Ценности физической культуры человека», «Физическая культура личности», «Потребности и мотивы в физкультурно-спортивной деятельности», «Эмоционально-волевое развитие личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности», «Развитие нравственной сферы личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности», «Развитие интеллектуальной сферы личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности», «Развитие эстетической сферы личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности», «Социализация и саморазвитие, самосознание и самовоспитание в процессе физкультурно-спортивной деятельности», «Развитие самостоятельности и самодеятельности самодеятельности в процессе физкультурно-спортивной деятельности», «Самоопределение и самореализация личности в физкультурно-спортивной деятельности», «Физическая культура и здоровый образ жизни», «Приобщение личности к здоровому стилю жизни».
Примеры задания закрытой формы, призванных оценить уровень знаний по исторической тематике: этапов становления олимпийского движения.
1. Кто из древнегреческих философов считал движение целительной частью медицины? Ответ: а) Аристотель; б) Платон; в) Пифагор.
2. Кому из русских писателей принадлежат слова: «Надо непременно встряхнуть себя физически, чтобы быть здоровым нравственно»? а) А.П.Чехову; б) Л.Н.Толстому; в) И.А.Бунину.
3. Факел олимпийского огня зажигается...
а) на центральной площади города-организато- ра Олимпиады; б) на олимпийском стадионе в Афинах; в) в Олимпии, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей.
4. Инициатором возрождения Олимпийских игр современности является... а) римский император Феодосий I; б) философ-мыслитель древности Аристотель; в) Пьер де Фреди барон де Кубертен.
5. Что такое Олимпийская хартия? а) Название оды спорту, написанной Пьером де Куберте- ном; б) свод законов, по которым живёт олимпийское движение; в) правила соревнований, входящих в программу Олимпийских игр.
6. Пять олимпийских колец символизируют... а) гармонию воспитания основных физических качеств: выносливости, гибкости, силы, быстроты, ловкости; б) единство спортсменов пяти континентов земного шара; в) основные цвета, входящие во флаги всех стран-участниц Олимпийских игр.
7. Среди всех олимпийцев мира по всем видам спорта наибольшее количество олимпийских наград имеет... а) Пааво Нурми (Финляндия) б) Лариса Латынина (СССР); в) Марк Спитц (США).
8. Впервые в России разработал теорию дошкольного воспитания, обосновал содержание, средства и методы физического воспитания в школе... а) Н.Г.Чернышевский; б) Ян Амос Каменский; в) П.Ф.Лесгафт.
9. Какие мероприятия и с какого года стали смотрами достижений советского физкультурного движения в нашей стране? а) Всесоюзный парад физкультурников, с 1946 г.; б) чемпионаты страны по разным видам спорта, после Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;
в) Спартакиада народов СССР, с 1956 г.
10. Когда нашей стране было предоставлено право проведения Олимпийских игр? а) В 1992 г. — в Санкт-Петербурге проводились Игры XXV Олимпиады; б) в 1980 г. — в Москве состоя
Тестовые задания для оценки качества знаний учащихся по следующим темам: «Закономерности индивидуального развития человека», «Рациональная организация двигательной активности и режима человека», «Общие закономерности и специфические особенности влияния физических упражнений на развитие организма детей школьного возраста», «Роль занятий физи