Учебные цели:
•рассмотреть организационную структуру системы управления персоналом как части системы управления персоналом предприятия;
Цели, функции и организационная структура системы управления персоналом формируются в процессе разработки организационного проекта.
Организационное проектирование системы управления персоналом нельзя отделить от проектирования системы управления предприятия, так как первая включает в себя не только функциональные подразделения, занимающиеся работой с персоналом, но и всех линейных руководителей (от директора и ниже), а также руководителей подразделений, выполняющих функции технического, производственного, экономического руководства, руководства внешними хозяйственными связями, кадрами и социальным развитием. Одним словом, система управления персоналом является «костяком» системы управления предприятием.
Системный подход к разработке проектов управления на всех уровнях иерархии позволяет комплексно подойти к созданию системы управления предприятием. Проектируются все функциональные и целевые подсистемы — подсистемы обеспечения управления, подсистема линейного руководства, а также все составляющие их элементы — функции, оргструктура итехнология управления, кадры, информация, технические средства управления, методы организации управления, управленческие решения. Проектируются взаимосвязи этих компонентов внутри системы, а также с внешней средой.
В общем виде проект системы управления предприятия состоит из технико-экономического обоснования (ТЭО) целесообразности и необходимости совершенствования системы управления, задания на оргпроектирование (ЗО), организационного общего проекта (ООП), организационногорабочего проекта (ОРП).
|
Процесс разработки и внедрения проекта системы управления предприятием включает три стадии: предпроектная подготовка, проектирование и внедрение.
Предпроектная подготовка это: разработка технико- экономического обоснования (ТЭО) которое в свою очередь включает в себя следующие этапы: системное обследование состояния производства и управления, системный анализ состояния производства, системный анализ состояния управления, анализ соответствия управления производственной системе, укрупненный расчет ожидаемых технико-экономических результатов, экспертиза и утверждение технико-экономического обоснования.
Разработка задания на оргпроектирование (ЗО) включает в себя следующие этапы: формулировка результатов анализа состояния производства и управления, изложение требований к построению системы управления и содержанию общего и рабочего проекта, разработка предложений по совершенствованию системы производства и управления, организация разработки, приемки и внедрения проекта, источники информации, расчет ожидаемых технико - экономических результатов, экспертиза и утверждение задания на оргпроектирование.
Проектирование - экспертиза и утверждение задания на оргпроектпрованне, разработка проекта специализации производства и мероприятии по совершенствованию производственной системы, разработка мероприятии по совершенствованию функциональных подсистем системы управления, расчет ожидаемого экономического эффекта, экспертиза и утверждение общего проекта.
|
Внедрение – Разработка организационного рабочего проекта (ОРИ), подбор комплекса методических и нормативных документов на рабочее проектирование, разработка проектной документации на систему управления в целом, разработка проектной документации на функциональные подсистемы, то же на целевые подсистемы, то же на подсистему линейного руководства, то же наподсистемы обеспечения управления, расчет ожидаемого экономического эффекта, экспертиза и утверждениерабочего проекта, материально – техническая подготовка к внедрению проекта, социально – психологическая подготовка к внедрению, профессиональная подготовка управленческих работников, разработка системы стимулирования внедрения проекта, опытное внедрение и внедрение проекта, контроль за ходом внедрения, расчет фактического экономического эффекта, приемка и оформление акта по внедрению проекта.
Основным структурным подразделением по управлению кадрами на предприятии является отдел кадров, на который возложены функции приема и увольнения кадров, а также организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Для выполнения последний функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы техничекого обучения.|
В настоящее время отделы кадров на российских предприятий многих случаях еще не являются ни методическими, ни информационными, ни координирующими центрами кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическим отделом и другими подразделениями, которые выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в организациях создаются служба социального исследования и обслуживания.
|
Опыт показывает, что в настоящее время в состав службы управления персоналом многих российских предприятий входят следующие подразделения: отдел кадров, отдел обучения, отдел организации труда заработной платы, отдел социальной защиты и другие отделы социальной инфраструктуры, отдел охраны труда и техники безопасности, лаборатория социологии, отдел охраны окружающей среды, юридически отдел, производства и управления, отдел научно-технической информации, патентно-лицензионный отдел, бюро рационализации и изобретательства.
Раскроем цели и функции основных подразделений службы управления персоналом.
Цель отдела кадров: сохранение квалифицированных работников в условиях нестабильного производства.
Функции отдела кадров: обеспечение кадрами производственной программы (наем, расстановка, увольнение); кадровое делопроизводство анализ текучести кадров и дисциплины труда; учет военнообязанных подготовка кадровых приказов.
Цель отдела обучения: обучение руководителей, специалистов, рабочих.
Функции отдела обучения:
• обучение руководителей, специалистов, рабочих основам рыночной экономики по отдельным программам;
• проведение обучения и аттестации руководителей, специалистов рабочих на знания правил техники безопасности и охраны труда;
• повышение квалификации руководителей и специалистов через обучение в высших и средних учебных заведениях;
• подготовка преподавателей из числа руководителей и специалистов организации;
• организация и учебно-методическое руководство производственно-экономическим обучением рабочих через подготовку и переподготовку;
• изучение и обобщение опыта работы лучших рабочих;
• организация производственной практики студентов и учащихся.
Цель отдела организации труда и заработной платы: объективно оценить результаты деятельности каждого работника для поддержания эффективной мотивации его труда.
Функции отдела организации труда и заработной платы:
• совершенствование организационных структур управления;
• организация работы по составлению должностных инструкций персонала; разработка штатного расписания и изменений к нему на основе утвержденной структуры, согласование штатных расписаний структурных подразделений;
• систематическое отслеживание численности работников по структурным подразделениям;
• внедрение современной системы оплаты труда, ориентированной на конечный результат; разработка и совершенствование системы оценки труда персонала; формирование и внедрение системы премирования как фактора мотивации труда;
• внедрение контрактной формы найма персонала;
• формирование коллективного договора и организация контроля за ходом его выполнения;
• контроль за соблюдением КЗоТа РФ в части нормирования и оплаты труда, правил внутреннего распорядка;
• организация работы по аттестации рабочих мест;
• разработка графиков работы предприятия (одно-двух и трехсменный режим) и согласование графиков работы структурных подразделений;
• анализ технико-экономических показателей структурных подразделений по труду;
• составление статистической отчетности по трудовым показателям.
Цель отдела социальной защиты: осуществление прав и гарантий социальной защиты для каждого работника. Функции отдела социальной защиты:
• разработка форм социальной защиты работающих;
• планирование и использование средств социального страхования;
• организация фонда материальной помощи;
• оформление пенсионных дел и работа с ветеранами труда;
• медицинское и другие виды страхования работающих;
• организация выплаты ссуд, всех видов пособий и обеспечение санаторно-курортными путевками;
• организация социальной защиты молодежи;
• организация общественных мероприятий для работников и ветеранов организации.
Цель отдела охраны труда и техники безопасности: обеспечение безопасности и здоровых условий труда на каждом рабочем месте. Функции отдела охраны труда и техники безопасности:
• организация и координация работы по охране труда на предприятии;
• контроль за соблюдением законодательных и иных нормативной правовых актов по охране труда работников;
• совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и улучшение условий труда;
• консультирование работодателей и работников по вопросам охраны труда;
• проведение анализа производственного травматизма и профессий опальных заболеваний;
• согласование разрабатываемой на предприятии проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда;
• анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда;
• составление отчетности по охране труда.
Цель лаборатории социологии: формирование корпоративной культуры и здорового морально-психологического климата в каждом структурном подразделении.
Функции лаборатории социологии:
• изучение социологических и психологических проблем организации труда, быта и отдыха работников, разработка путей и методов их решения;
• повышение стабильности трудового коллектива, его активности и инициативности;
• повышение эффективности системы социального управления;
• пропаганда социологических и психологических знаний;
• разработка системы положительных взаимоотношений на предприятии, основ корпоративной культуры; разработка и внедрение мероприятий по повышению удовлетворенности трудом.
Сформулируем функции заместителя директора по управлению персоналом предприятия.
Заместитель директора по управлению персоналом утверждает:
• штатные расписания служб и структурных подразделений;
• организация социальной защиты молодежи;
• организация общественных мероприятий для работников и ветеранов организации.
Цель отдела охраны труда и техники безопасности: обеспечение безопасности и здоровых условий труда на каждом рабочем месте. Функции отдела охраны труда и техники безопасности:
• организация и координация работы по охране труда на предприятии;
• контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных
правовых актов по охране труда работников;
• совершенствование профилактической работы по предупреждению
производственного травматизма, профессиональных заболеваний и улучшение условий труда;
• консультирование работодателей и работников по вопросам охраны труда;
• проведение анализа производственного травматизма и профессий
опальных заболеваний;
• согласование разрабатываемой на предприятии проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда;
• анализ и обобщение предложений по расходованию средства
да охраны труда;
• составление отчетности по охране труда.
Цель лаборатории социологии: формирование корпоративной культуры и здорового морально-психологического климата в каждом структурном подразделении.
Функции лаборатории социологии:
• изучение социологических и психологических проблем организации труда, быта и отдыха работников, разработка путей и методов их
решения;
• повышение стабильности трудового коллектива, его активности и
инициативности;
• повышение эффективности системы социального управления;
• пропаганда социологических и психологических знаний;
• разработка системы положительных взаимоотношений на предприятии, основ корпоративной культуры; разработка и внедрение мероприятий по повышению удовлетворенности трудом.
Сформулируем функции заместителя директора по управлению персоналом предприятия.
Заместитель директора по управлению персоналом утверждает:
• штатные расписания служб и структурных подразделений;
• положения по оплате труда;
• графики работы подразделений предприятия;
• заявки на выпускников вузов, техникумов и средних учебных заведений;
• заявки на обучение, составленные отделом обучения кадров с учетом предложений структурных подразделений предприятия; учебные программы по обучению кадров; графики проведения обучения;
• графики проверки знаний руководителей и специалистов; экзаменационные билеты для проверки знаний руководителей и специалистов;
• положение по оценке деятельности сотрудников;
• инструкции по технике безопасности, разработанные отделом охраны труда и техники безопасности;
• акты о расследовании несчастных случаев;
• сметы расходов отделов службы;
• должностные инструкции персонала службы;
• графики очередности отпусков работников службы.
Заместитель директора по управлению персоналом подписывает:
• приказы о назначении, перемещении и увольнении руководителей и специалистов, кроме директоров филиалов и заместителей директоров предприятия;
• приказы об увольнении за нарушение трудовой и производственной дисциплины по статьям, предусмотренным КЗоТом РФ;
• приказы о назначении пособий женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, в пределах утвержденных смет; документацию на выплату ежемесячного пособия неработающим матерям, воспитывающим детей в возрасте от рождения до 6 лет, а также семьям, имеющим детей в возрасте до 16 лет;
• приказы о материальном поощрении юбиляров в пределах утвержденных смет;
• приказы о предоставлении отпусков с сохранением (и без сохранения) заработной платы;
• поручения и документацию при оформлении пенсий; приказы о выделении единовременного вознаграждения при выходе на пенсию;
• приказы об обучении работников предприятия, подготовленные отделом обучения; приказы об организации практического обучения студентов вузов, учащихся техникумов и ПТУ, подготовленные отделом обучения; договоры с институтами повышения квалификации, учебными комбинатами, высшими и средними учебными заведениями и другими обучающими организациями в пределах утвержденных смет;
• приказы о присвоении квалификационных разрядов, подготовленные отделом обучения на основании протоколов квалификационных комиссии;
• договоры с научно-исследовательскими институтами и организациями на проведение НИР своей службы;
• приказы о сокращении штатов, согласованные с соответствующими службами и подразделениями;
• положение об оплате труда руководителей, специалистов и служащих службы управления персоналом; расчетные ведомости социального
страхования, справки, относящиеся к заработной плате и социальному
страхованию;
• исходящую служебную корреспонденцию и телеграммы; статистические отчеты и различные справки, исходящие из службы; заявки на при
обретение наглядных пособий, методической, информационной литературы, технических средств по охране труда и пожарной безопасности;
• договоры о санитарной обработке подразделений предприятия;
комплексный план улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий;
• другие приказы, подготовленные отделами службы управления персоналом, относящиеся к их компетенции.
Заместитель директора по управлению персоналом согласовывает:
а) с директором — назначение директоров филиалов и заместителей
директоров предприятия; организацию обучения и стажировки работников предприятия за границей; сроки и программы обучения руководителей высшего уровня;
б) с заместителем директора по экономическим вопросам — сметы до
ходов и расходов; использование средств фонда потребления; заключение договоров и использование денежных средств;
в) с заместителем директора по коммерческом вопросам - обеспечение службы управления персоналом оргтехникой;
г) с директорами филиалов — мероприятия по коллективному договору; штатные расписания; планы перспективного развития численности и уровня оплаты труда; структурные изменения.
Контрольные вопросы
1.Что является главной задачей службы управления персоналом?
2. Что является исходным документом при разработке проекта совершенствования системы управления организацией?
3. На каком этапе разработки осуществляется материально - техническая подготовка к внедрению новой системы управления организацией?
4. Назовите стадии процесса разработки и внедрения проекта системы управления персоналом организации.
Выводы и заключения
Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позволяет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение предприятия кадрами, организация их эффективного использования, профессионального и социального развития. В соответствии с этими целями формируется система управления персоналом предприятия. В качестве базы для ее построения используются принципы (т.е. правила) и методы, разработанные наукой и апробированные практикой.
Материально-техническая подготовка квнедрению проекта |
Со цн алы ю- психологическая подготовка к внедрению |
Профессиональная подготовка управленческих работников |
Материально-техническая подготовка квнедрению проекта |
Со цн алы ю- психологическая подготовка к внедрению |
Профессиональная подготовка управленческих работников |
Со цн алы ю- психологическая подготовка |
Практические задания
Ситуации «Методы управления персоналом»
Ситуация 1
Исходные данные.
Между двумя высшими подчиненными, стоящими на одном уровне (коллегами) возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой разобраться в ситуации и поддержать его позицию.
Постановки задачи.
Выберите вариант поведения в этой ситуации и обоснуйте свое решение:
а) пресечь конфликт на работе н порекомендовать разрешить конфликтные взаимоотношения в неслужебное время;
б) попросить разобраться в конфликте специалистов лаборатории
социологических исследовании пли другого подразделения службы управления персоналом, чьей функцией это является;
в) лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обеих сторон способ примирения;
г) выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попытаться черезнего воздействовать па этих людей.
Ситуация 2
Исходные данные.
Подчиненный (коллега) игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя ошибок, на которые вы ему указываете.
Постановка задачи.
Определите, как вы будете поступать с этим подчиненным (коллегой) в дальнейшем:
а) разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность,
примените обычные административные меры наказания;
б) в интересах дела постараетесь вызвать подчиненного (коллегу) на
откровенный разговор, попытаетесь найти с ним общий язык, установить деловой контакт;
в) обратитесь к коллективу — пусть увидят его неправильное поведение и примут меры общественного воздействия;
г) попытаетесь разобраться в том, не делаете ли вы сами ошибок во взаимоотношениях с этим подчиненным (коллегой), а потом решите, как
поступить.
Ситуация 3
Исходные данные.
В трудовой коллектив, где по поводу внедрения нового стиля руководства конфликтуют две группировки, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны.
Постановка задачи.
Решите, каким образом ему лучше действовать, чтобы нормализовать психологический климат в коллективе:
а) установить контакт с приверженцами нового стиля руководства, не принимая всерьез доводы сторонников старого порядка, вести работу по внедрению новшеств, воздействуя на противников силой своего примера и примера других;
б) попытаться разубедить и привлечь на свою сторону приверженцев прежнего стиля работы, противников новаций, воздействовать на нихубеждением в процессе дискуссии;
в) выбрать наиболее авторитетных членов трудового коллектива, поручить им разобраться в ситуации и предложить меры по нормализации обстановки, опираясь на поддержку администрации, профсоюза и т.д.;
г) изучить перспективы развития коллектива, поставить перед сотрудниками новые задачи, опираясь на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставляя новое старому.
Ситуация 4
Исходные данные.
Недавно вас назначили руководителем трудового коллектива, в котором несколько лет вы были рядовым сотрудником. В 8 часов 15 минут вы попросили прийти к вам в кабинет подчиненного для выяснения причин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас.
Постановка задачи.
Подумайте, как вы начнете беседу при встрече с подчиненным:
а)несмотря на собственное опоздание, сразу же потребуете объяснений от него;
б) извинитесь перед подчиненным и начнете беседу;
в) поздороваетесь, объясните причину своего опоздания и зададите вопрос: «Как вы думаете, что можно ожидать от руководителя, который
так же часто опаздывает, как и вы?»;
г) перенесете разговор на другое время.
Ситуация 5
Исходные данные.
Вы — руководитель производственного коллектива. Во время ночного дежурства один из ваших рабочих будучи в состоянии алкогольного опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травмы. Виновник происшествия позвонил вам домой и с тревогой спросил, что им теперь делать?
Постановка задачи.
Выберите вариант ответа на звонок:
а) «Действуйте согласно инструкции. Прочитайте ее, она лежит у меня
па столе и сделайте все, что требуется»;
б) «Доложите о случившемся вахтеру. Составьте акт на поломку оборудования, пострадавший пусть идет к дежурной медсестре. Завтра разберемся»;
в) «Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь»;
г) «В каком состоянии пострадавший? Если необходимо, вызовите врача».
Ситуация 6
Исходные данные.
Однажды вы оказались участником дискуссии нескольких руководителей о том, как лучше обращаться с подчиненными. Одна из точек зрения вам понравилась больше всего.
Постановка задачи.
Определите, какая точка зрения вам близка и почему:
а) «Чтобы подчиненные хорошо работали, к каждому нужно подходить индивидуально, учитывая особенности личности»;
б) «Все это мелочи. Главное в работниках — их деловые качества,
исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено»;
в) «Я считаю, что успеха с подчиненными руководитель добьется лишь
в том случае, если они будут доверять ему и уважать»;
г) «Это правильно, но все же четкий приказ, приличная зарплата и
заслуженная премия являются лучшими стимулами в работе».
Ситуация 7
Исходные данные.
Вы — начальник цеха (отдела). После реорганизации вам необходимо срочно перекомплектовать несколько бригад (бюро) согласно своему штатному расписанию.
Постановка задачи.
Решите, по какому пути вы пойдете и почему:
а) возьметесь за дело сами: изучите все списки и личные дела работников цеха (отдела), а затем на собрании коллектива предложите свой проект;
б) предоставите решать этот вопрос работникам отдела кадров, ведь это их обязанность:
в) во избежание конфликтов предложите всем заинтересованным лицам высказать свои пожелания, создадите комиссию по комплектованию новых бригад (бюро);
г) сначала определите, кто будет возглавлять новые бригады (бюро)
и участки, а затем поручите этим людям подать свои предложения по
составу бригад.
Тесты
1. Принцип обусловленности функции управления персоналом целями производства подразумевает, что:
а) функции управления персоналом, ориентированныена развитие: производства, опережают функции, направленные на обеспечение функционирования производства
б) функцииуправления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с целями производства;
в) необходима многовариантная проработка предложении по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства.
2. Принцип комплексности подразумевает:
а) многовариантнуюпроработку предложений по формированию системы управления персоналом и выбор более рационального варианта для конкретных условий;
б) учет всех факторов, воздействующих па систему управления персоналом.
3. Верно ли, что принцип иерархичности основывается па взаимодействии
между иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными звеньями системы управления персоналом по горизонтали, которые должны быть и целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времени?
а) да;
б) нет.
4. К методам формирования системы управления персоналом относятся:
а) метод аналогий;
б) метод структуризации целей;
в) морфологический анализ.
5. Верно ли, что метод последовательной подстановки позволяет учесть
влияние каждого фактора?
а) да;
б) нет.
6. Какой метод в области совершенствования управления персоналом
получил наибольшее развитие?
a) метод аналогий;
б) метод творческих совещаний.
7. Кому в сложившейся структуре системы управления персоналом подчиняется отдел организации производства и управления?
а) зам. директора по экономическим вопросам;
б) зам. директора по кадрам;
в) зам. директора по социальным вопросам и быту.
8.Что включает в себя система управления персоналом?
а)функциональные подразделения;
б) функциональные подразделения и их руководителей;
в) функциональные подразделения, их руководителей и линейных
руководителей.
9. Использование персонала в соответствии со структурой и целями организации подразумевает (указать все возможные ответы):
а) отбор персонала;
б) расстановку персонала;
в) поддержание здорового климата;
г|) воздействие на мотивацию поведения персонала;
д) развитиеперсонала.