Тема 2.3. Организационная структура системы управления персоналом




Учебные цели:

•рассмотреть организационную структуру системы управления персоналом как части системы управления персоналом предприятия;

Цели, функции и организационная структура системы управления персоналом формируются в процессе разработки организационного проекта.

Организационное проектирование системы управления персона­лом нельзя отделить от проектирования системы управления предпри­ятия, так как первая включает в себя не только функциональные под­разделения, занимающиеся работой с персоналом, но и всех линейных руководителей (от директора и ниже), а также руководителей подраз­делений, выполняющих функции технического, производственного, экономического руководства, руководства внешними хозяйственны­ми связями, кадрами и социальным развитием. Одним словом, систе­ма управления персоналом является «костяком» системы управления предприятием.

Системный подход к разработке проектов управления на всех уров­нях иерархии позволяет комплексно подойти к созданию системы управ­ления предприятием. Проектируются все функциональные и целевые под­системы — подсистемы обеспечения управления, подсистема линейного руководства, а также все составляющие их элементы — функции, орг­структура итехнология управления, кадры, информация, технические средства управления, методы организации управления, управленческие решения. Проектируются взаимосвязи этих компонентов внутри систе­мы, а также с внешней средой.

В общем виде проект системы управления предприятия состоит из тех­нико-экономического обоснования (ТЭО) целесообразности и необходи­мости совершенствования системы управления, задания на оргпроектирование (ЗО), организационного общего проекта (ООП), организацион­ногорабочего проекта (ОРП).

Процесс разработки и внедрения проекта системы управления предприятием включает три стадии: предпроектная подготовка, проектиро­вание и внедрение.

Предпроектная подготовка это: разработка технико- экономического обоснования (ТЭО) которое в свою очередь включает в себя следующие этапы: системное обследование состояния производства и управления, системный анализ состояния производства, системный анализ состояния управления, анализ соответствия управления производственной системе, укрупненный расчет ожидаемых технико-экономических результатов, экспертиза и утверждение технико-экономического обоснования.

Разработка задания на оргпроектирование (ЗО) включает в себя следующие этапы: формулировка результатов анализа состояния производства и управления, изложение требований к построению системы управления и содержанию общего и рабочего проекта, разработка предложений по совершенствованию системы производства и управления, организация разработки, приемки и внедрения проекта, источники информации, расчет ожидаемых технико - экономических результатов, экспертиза и утверждение задания на оргпроектирование.

Проектиро­вание - экспертиза и утверждение задания на оргпроектпрованне, разработка проекта специализации производства и мероприятии по совершенствованию производственной системы, разработка мероприятии по совершенствованию функциональных подсистем системы управления, расчет ожидаемого экономического эффекта, экспертиза и утверждение общего проекта.

Внедрение – Разработка организационного рабочего проекта (ОРИ), подбор комплекса методических и нормативных документов на рабочее проектирование, разработка проектной документации на систему управления в целом, разработка проектной документации на функциональные подсистемы, то же на целевые подсистемы, то же на подсистему линейного руководства, то же наподсистемы обеспечения управления, расчет ожидаемого экономического эффекта, экспертиза и утверждениерабочего проекта, материально – техническая подготовка к внедрению проекта, социально – психологическая подготовка к внедрению, профессиональная подготовка управленческих работников, разработка системы стимулирования внедрения проекта, опытное внедрение и внедрение проекта, контроль за ходом внедрения, расчет фактического экономического эффекта, приемка и оформление акта по внедрению проекта.

Основным структурным подразделением по управлению кадрами на предприятии является отдел кадров, на который возложены функции приема и увольнения кадров, а также организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Для выполнения последний функций нередко создаются отделы подготовки кадров или отделы техничекого обучения.|

В настоящее время отделы кадров на российских предприятий многих случаях еще не являются ни методическими, ни информационными, ни координирующими центрами кадровой работы. Они структурно разобщены с отделами организации труда и заработной платы, отделами охраны труда и техники безопасности, юридическим отделом и другими подразделениями, которые выполняют функции управления кадрами. Для решения социальных проблем в организациях создаются служба социального исследования и обслуживания.

Опыт показывает, что в настоящее время в состав службы управления персоналом многих российских предприятий входят следующие подразделения: отдел кадров, отдел обучения, отдел организации труда заработной платы, отдел социальной защиты и другие отделы социальной инфраструктуры, отдел охраны труда и техники безопасности, лаборатория социологии, отдел охраны окружающей среды, юридически отдел, производства и управления, отдел научно-технической информации, патентно-лицензионный отдел, бюро рационализации и изобретательства.

Раскроем цели и функции основных подразделений службы управления персоналом.

Цель отдела кадров: сохранение квалифицированных работников в условиях нестабильного производства.

Функции отдела кадров: обеспечение кадрами производственной программы (наем, расстановка, увольнение); кадровое делопроизводство анализ текучести кадров и дисциплины труда; учет военнообязанных подготовка кадровых приказов.

Цель отдела обучения: обучение руководителей, специалистов, рабочих.

Функции отдела обучения:

• обучение руководителей, специалистов, рабочих основам рыночной экономики по отдельным программам;

• проведение обучения и аттестации руководителей, специалистов рабочих на знания правил техники безопасности и охраны труда;

• повышение квалификации руководителей и специалистов через обучение в высших и средних учебных заведениях;

• подготовка преподавателей из числа руководителей и специалистов организации;

• организация и учебно-методическое руководство производственно-экономическим обучением рабочих через подготовку и переподготовку;

• изучение и обобщение опыта работы лучших рабочих;

• организация производственной практики студентов и учащихся.

Цель отдела организации труда и заработной платы: объективно оце­нить результаты деятельности каждого работника для поддержания эф­фективной мотивации его труда.

Функции отдела организации труда и заработной платы:

• совершенствование организационных структур управления;

• организация работы по составлению должностных инструкций пер­сонала; разработка штатного расписания и изменений к нему на основе утвержденной структуры, согласование штатных расписаний структур­ных подразделений;

• систематическое отслеживание численности работников по струк­турным подразделениям;

• внедрение современной системы оплаты труда, ориентированной на конечный результат; разработка и совершенствование системы оцен­ки труда персонала; формирование и внедрение системы премирования как фактора мотивации труда;

• внедрение контрактной формы найма персонала;

• формирование коллективного договора и организация контроля за ходом его выполнения;

• контроль за соблюдением КЗоТа РФ в части нормирования и оплаты труда, правил внутреннего распорядка;

• организация работы по аттестации рабочих мест;

• разработка графиков работы предприятия (одно-двух и трехсмен­ный режим) и согласование графиков работы структурных подразделений;

• анализ технико-экономических показателей структурных подраз­делений по труду;

• составление статистической отчетности по трудовым показателям.

Цель отдела социальной защиты: осуществление прав и гарантий со­циальной защиты для каждого работника. Функции отдела социальной защиты:

• разработка форм социальной защиты работающих;

• планирование и использование средств социального страхования;

• организация фонда материальной помощи;

• оформление пенсионных дел и работа с ветеранами труда;

• медицинское и другие виды страхования работающих;

• организация выплаты ссуд, всех видов пособий и обеспечение санаторно-курортными путевками;

• организация социальной защиты молодежи;

• организация общественных мероприятий для работников и ветеранов организации.

Цель отдела охраны труда и техники безопасности: обеспечение безопасности и здоровых условий труда на каждом рабочем месте. Функции отдела охраны труда и техники безопасности:

• организация и координация работы по охране труда на предприятии;

• контроль за соблюдением законодательных и иных нормативной правовых актов по охране труда работников;

• совершенствование профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и улучшение условий труда;

• консультирование работодателей и работников по вопросам охраны труда;

• проведение анализа производственного травматизма и профессий опальных заболеваний;

• согласование разрабатываемой на предприятии проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда;

• анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда охраны труда;

• составление отчетности по охране труда.

Цель лаборатории социологии: формирование корпоративной культуры и здорового морально-психологического климата в каждом структурном подразделении.

Функции лаборатории социологии:

• изучение социологических и психологических проблем организации труда, быта и отдыха работников, разработка путей и методов их решения;

• повышение стабильности трудового коллектива, его активности и инициативности;

• повышение эффективности системы социального управления;

• пропаганда социологических и психологических знаний;

• разработка системы положительных взаимоотношений на предприятии, основ корпоративной культуры; разработка и внедрение мероприятий по повышению удовлетворенности трудом.

Сформулируем функции заместителя директора по управлению персоналом предприятия.

Заместитель директора по управлению персоналом утверждает:

• штатные расписания служб и структурных подразделений;

• организация социальной защиты молодежи;

• организация общественных мероприятий для работников и ветеранов организации.

Цель отдела охраны труда и техники безопасности: обеспечение бе­зопасности и здоровых условий труда на каждом рабочем месте. Функции отдела охраны труда и техники безопасности:

• организация и координация работы по охране труда на предприятии;

• контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных
правовых актов по охране труда работников;

• совершенствование профилактической работы по предупреждению
производственного травматизма, профессиональных заболеваний и улучшение условий труда;

• консультирование работодателей и работников по вопросам охраны труда;

• проведение анализа производственного травматизма и профессий
опальных заболеваний;

• согласование разрабатываемой на предприятии проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда;

• анализ и обобщение предложений по расходованию средства
да охраны труда;

• составление отчетности по охране труда.

Цель лаборатории социологии: формирование корпоративной культуры и здорового морально-психологического климата в каждом структурном подразделении.

Функции лаборатории социологии:

• изучение социологических и психологических проблем организации труда, быта и отдыха работников, разработка путей и методов их
решения;

• повышение стабильности трудового коллектива, его активности и
инициативности;

• повышение эффективности системы социального управления;

• пропаганда социологических и психологических знаний;

• разработка системы положительных взаимоотношений на предприятии, основ корпоративной культуры; разработка и внедрение мероприятий по повышению удовлетворенности трудом.

Сформулируем функции заместителя директора по управлению персоналом предприятия.

Заместитель директора по управлению персоналом утверждает:

• штатные расписания служб и структурных подразделений;

• положения по оплате труда;

• графики работы подразделений предприятия;

• заявки на выпускников вузов, техникумов и средних учебных заведений;

• заявки на обучение, составленные отделом обучения кадров с учетом предложений структурных подразделений предприятия; учебные программы по обучению кадров; графики проведения обучения;

• графики проверки знаний руководителей и специалистов; экзаменационные билеты для проверки знаний руководителей и специалистов;

• положение по оценке деятельности сотрудников;

• инструкции по технике безопасности, разработанные отделом охраны труда и техники безопасности;

• акты о расследовании несчастных случаев;

• сметы расходов отделов службы;

• должностные инструкции персонала службы;

• графики очередности отпусков работников службы.

Заместитель директора по управлению персоналом подписывает:

• приказы о назначении, перемещении и увольнении руководителей и специалистов, кроме директоров филиалов и заместителей дирек­торов предприятия;

• приказы об увольнении за нарушение трудовой и производствен­ной дисциплины по статьям, предусмотренным КЗоТом РФ;

• приказы о назначении пособий женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, в пределах утвержденных смет; документацию на вып­лату ежемесячного пособия неработающим матерям, воспитывающим детей в возрасте от рождения до 6 лет, а также семьям, имеющим детей в возрасте до 16 лет;

• приказы о материальном поощрении юбиляров в пределах утвер­жденных смет;

• приказы о предоставлении отпусков с сохранением (и без сохра­нения) заработной платы;

• поручения и документацию при оформлении пенсий; приказы о выделении единовременного вознаграждения при выходе на пенсию;

• приказы об обучении работников предприятия, подготовлен­ные отделом обучения; приказы об организации практического обу­чения студентов вузов, учащихся техникумов и ПТУ, подготовлен­ные отделом обучения; договоры с институтами повышения квалификации, учебными комбинатами, высшими и средними учебными заведениями и другими обучающими организациями в преде­лах утвержденных смет;

• приказы о присвоении квалификационных разрядов, подготовленные отделом обучения на основании протоколов квалификационных комиссии;

• договоры с научно-исследовательскими институтами и организациями на проведение НИР своей службы;

• приказы о сокращении штатов, согласованные с соответствующими службами и подразделениями;

• положение об оплате труда руководителей, специалистов и служащих службы управления персоналом; расчетные ведомости социального
страхования, справки, относящиеся к заработной плате и социальному
страхованию;

• исходящую служебную корреспонденцию и телеграммы; статистические отчеты и различные справки, исходящие из службы; заявки на при­
обретение наглядных пособий, методической, информационной литературы, технических средств по охране труда и пожарной безопасности;

• договоры о санитарной обработке подразделений предприятия;
комплексный план улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий;

• другие приказы, подготовленные отделами службы управления персоналом, относящиеся к их компетенции.

Заместитель директора по управлению персоналом согласовывает:

а) с директором — назначение директоров филиалов и заместителей
директоров предприятия; организацию обучения и стажировки работ­ников предприятия за границей; сроки и программы обучения руководителей высшего уровня;

б) с заместителем директора по экономическим вопросам — сметы до­
ходов и расходов; использование средств фонда потребления; заключение договоров и использование денежных средств;

в) с заместителем директора по коммерческом вопросам - обеспечение службы управления персоналом оргтехникой;

г) с директорами филиалов — мероприятия по коллективному договору; штатные расписания; планы перспективного развития численности и уровня оплаты труда; структурные изменения.

Контрольные вопросы

1.Что является главной задачей службы управления персоналом?

2. Что является исходным документом при разработке проекта совершенствования системы управления организацией?

3. На каком этапе разработки осуществляется материально - техническая подготовка к внедрению новой системы управления организацией?

4. Назовите стадии процесса разработки и внедрения проекта системы управления персоналом организации.

Выводы и заключения

Обобщение опыта отечественных и зарубежных организаций позво­ляет сформулировать главную цель системы управления персоналом: обеспечение предприятия кадрами, организация их эффективного использо­вания, профессионального и социального развития. В соответствии с этими целями формируется система управления персоналом предприя­тия. В качестве базы для ее построения используются принципы (т.е. пра­вила) и методы, разработанные наукой и апробированные практикой.

 

Материально-техническая подготовка квнедрению проекта
Со цн алы ю- психологическая подготовка к внедрению
Профессиональная подготовка управленческих работников
Материально-техническая подготовка квнедрению проекта
Со цн алы ю- психологическая подготовка к внедрению
Профессиональная подготовка управленческих работников
Со цн алы ю- психологическая подготовка

Практические задания

Ситуации «Методы управления персоналом»

Ситуация 1

Исходные данные.

Между двумя высшими подчиненными, стоящими на одном уровне (кол­легами) возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каж­дый из них в отдельности обращался к вам с просьбой разобраться в си­туации и поддержать его позицию.

Постановки задачи.

Выберите вариант поведения в этой ситуации и обоснуйте свое реше­ние:

а) пресечь конфликт на работе н порекомендовать разрешить конфликтные взаимоотношения в неслужебное время;

б) попросить разобраться в конфликте специалистов лаборатории
социологических исследовании пли другого подразделения службы управления персоналом, чьей функцией это является;

в) лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обеих сторон способ примирения;

г) выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для кон­фликтующих, и попытаться черезнего воздействовать па этих людей.

 

Ситуация 2

Исходные данные.

Подчиненный (коллега) игнорирует ваши советы и указания, делает все по-своему, не обращая внимания на замечания, не исправляя ошибок, на которые вы ему указываете.

Постановка задачи.

Определите, как вы будете поступать с этим подчиненным (колле­гой) в дальнейшем:

а) разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность,
примените обычные административные меры наказания;

б) в интересах дела постараетесь вызвать подчиненного (коллегу) на
откровенный разговор, попытаетесь найти с ним общий язык, установить деловой контакт;

в) обратитесь к коллективу — пусть увидят его неправильное поведение и примут меры общественного воздействия;

г) попытаетесь разобраться в том, не делаете ли вы сами ошибок во взаимоотношениях с этим подчиненным (коллегой), а потом решите, как
поступить.

Ситуация 3

 
 

Исходные данные.

В трудовой коллектив, где по поводу внедрения нового стиля руко­водства конфликтуют две группировки, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны.

Постановка задачи.

Решите, каким образом ему лучше действовать, чтобы нормализо­вать психологический климат в коллективе:

а) установить контакт с приверженцами нового стиля руководства, не принимая всерьез доводы сторонников старого порядка, вести работу по внедрению новшеств, воздействуя на противников силой своего при­мера и примера других;

б) попытаться разубедить и привлечь на свою сторону приверженцев прежнего стиля работы, противников новаций, воздействовать на нихубеждением в процессе дискуссии;

в) выбрать наиболее авторитетных членов трудового коллектива, поручить им разобраться в ситуации и предложить меры по нормализации обстановки, опираясь на поддержку администрации, профсоюза и т.д.;

г) изучить перспективы развития коллектива, поставить перед сотрудниками новые задачи, опираясь на лучшие достижения и трудовые тра­диции коллектива, не противопоставляя новое старому.

Ситуация 4

Исходные данные.

Недавно вас назначили руководителем трудового коллектива, в ко­тором несколько лет вы были рядовым сотрудником. В 8 часов 15 минут вы попросили прийти к вам в кабинет подчиненного для выяснения при­чин его частых опозданий на работу, но сами неожиданно опоздали на 15 минут. Подчиненный же пришел вовремя и ждет вас.

Постановка задачи.

Подумайте, как вы начнете беседу при встрече с подчиненным:

а)несмотря на собственное опоздание, сразу же потребуете объясне­ний от него;

б) извинитесь перед подчиненным и начнете беседу;

в) поздороваетесь, объясните причину своего опоздания и зададите вопрос: «Как вы думаете, что можно ожидать от руководителя, который
так же часто опаздывает, как и вы?»;

г) перенесете разговор на другое время.

Ситуация 5

Исходные данные.

Вы — руководитель производственного коллектива. Во время ноч­ного дежурства один из ваших рабочих будучи в состоянии алкогольно­го опьянения испортил дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь его отремонтировать, получил травмы. Виновник происшествия позво­нил вам домой и с тревогой спросил, что им теперь делать?

Постановка задачи.

Выберите вариант ответа на звонок:

а) «Действуйте согласно инструкции. Прочитайте ее, она лежит у меня

па столе и сделайте все, что требуется»;

б) «Доложите о случившемся вахтеру. Составьте акт на поломку оборудования, пострадавший пусть идет к дежурной медсестре. Завтра разберемся»;

в) «Без меня ничего не предпринимайте. Сейчас я приеду и разберусь»;

г) «В каком состоянии пострадавший? Если необходимо, вызовите врача».

Ситуация 6

Исходные данные.

Однажды вы оказались участником дискуссии нескольких руководи­телей о том, как лучше обращаться с подчиненными. Одна из точек зре­ния вам понравилась больше всего.

Постановка задачи.

Определите, какая точка зрения вам близка и почему:

а) «Чтобы подчиненные хорошо работали, к каждому нужно подходить индивидуально, учитывая особенности личности»;

б) «Все это мелочи. Главное в работниках — их деловые качества,
исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено»;

в) «Я считаю, что успеха с подчиненными руководитель добьется лишь
в том случае, если они будут доверять ему и уважать»;

г) «Это правильно, но все же четкий приказ, приличная зарплата и
заслуженная премия являются лучшими стимулами в работе».

Ситуация 7

Исходные данные.

Вы — начальник цеха (отдела). После реорганизации вам необходи­мо срочно перекомплектовать несколько бригад (бюро) согласно своему штатному расписанию.

Постановка задачи.

Решите, по какому пути вы пойдете и почему:

а) возьметесь за дело сами: изучите все списки и личные дела работников цеха (отдела), а затем на собрании коллектива предложите свой проект;

б) предоставите решать этот вопрос работникам отдела кадров, ведь это их обязанность:

в) во избежание конфликтов предложите всем заинтересованным лицам высказать свои пожелания, создадите комиссию по комплектованию новых бригад (бюро);

г) сначала определите, кто будет возглавлять новые бригады (бюро)
и участки, а затем поручите этим людям подать свои предложения по
составу бригад.

Тесты

1. Принцип обусловленности функции управления персоналом целями производства подразумевает, что:

а) функции управления персоналом, ориентированныена развитие: производства, опережают функции, направленные на обеспечение функционирования производства

б) функцииуправления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с целями производства;

в) необходима многовариантная проработка предложении по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее раци­онального варианта для конкретных условий производства.

2. Принцип комплексности подразумевает:

а) многовариантнуюпроработку предложений по формированию системы управления персоналом и выбор более рационального варианта для конкретных условий;

б) учет всех факторов, воздействующих па систему управления персоналом.

3. Верно ли, что принцип иерархичности основывается па взаимодействии
между иерархическими звеньями по вертикали, а также между относительно автономными звеньями системы управления персоналом по горизонтали, которые должны быть и целом согласованы с основными целя­ми организации и синхронизированы во времени?

а) да;

б) нет.

4. К методам формирования системы управления персоналом относятся:

а) метод аналогий;

б) метод структуризации целей;

в) морфологический анализ.

5. Верно ли, что метод последовательной подстановки позволяет учесть
влияние каждого фактора?

а) да;

б) нет.

6. Какой метод в области совершенствования управления персоналом
получил наибольшее развитие?

a) метод аналогий;

б) метод творческих совещаний.

7. Кому в сложившейся структуре системы управления персоналом под­чиняется отдел организации производства и управления?

а) зам. директора по экономическим вопросам;

б) зам. директора по кадрам;

в) зам. директора по социальным вопросам и быту.

8.Что включает в себя система управления персоналом?

а)функциональные подразделения;

б) функциональные подразделения и их руководителей;

в) функциональные подразделения, их руководителей и линейных
руководителей.

9. Использование персонала в соответствии со структурой и целями орга­низации подразумевает (указать все возможные ответы):

а) отбор персонала;

б) расстановку персонала;

в) поддержание здорового климата;

г|) воздействие на мотивацию поведения персонала;

д) развитиеперсонала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: