По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные и иные организации.




Тема Организация как объект управления

1. Понятие и виды организаций

2. Внутренняя и внешняя среда организации

Понятие и виды организаций

Организация - это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения значимой для всех членов группы общей цели или целей. Группа должна соответствовать требованиям:

· наличие не менее двух человек, считающих себя частью группы;

· наличие цели, которая принимается как общая для всех членов организации;

· наличие членов группы, которые работают вместе для достижения общих целей.

Организация - это система, представляющая собой некую целостность, состоящую из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Все хозяйствующие организации являются открытыми системами. Они не могут существовать автономно, закрыто. Для осуществления их деятельности необходимо взаимодействие с внешней средой и получение из нее ресурсов в виде рабочей силы, капитала, оборудования, сырья, энергии, информации и т.п. Ресурсы с помощью соответствующих технологий перерабатываются, преобразуются в продукцию и услуги, передаваемые во внешнюю среду.

Таким образом, в любой организации реализуются три ключевых процесса: получение ресурсов из внешней среды, производство продукта и передача его во внешнюю среду.

Задача любой организации заключается в том, чтобы реализовать возможности внешней и внутренней среды. Возможности возникают, исчезают, приводят к появлению новых возможностей. Процесс этот является перманентным. Поэтому организации должны постоянно реагировать на появление новых возможностей, быть адаптивными, гибкими и подвижными, чтобы суметь их реализовать.

Все организации отличаются друг от друга (масштабами, организационно-правовыми формами, методами управления, технологиями и т. д.).

С точки зрения механизма функционирования организации бывают формальными и неформальными.

Формальная организация - это организация, намеренно созданная по воле руководства, которая имеет четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи. В эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные учреждения.

В рамках формальной структуры всегда существует неформальная организация. Это спонтанно образовавшаяся группа людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.

Формальные хозяйственные организации являются юридическими лицами. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, юридическим лицом признается организация, которая зарегистрирована в установленном порядке; имеетрасчетный счет в банке; имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество; отвечает по своим обязательствам этим имуществом; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; выполняет возложенные обязанности, имеет самостоятельный баланс или смету; может быть истцом и ответчиком в суде.

По отношению к прибыли организации подразделяются накоммерческие и некоммерческие.

Коммерческие организации создаются физическими лицами (резидентами страны) на свой страх и риск для производства продукции с целью получения максимальной прибыли в интересах учредителей.

Некоммерческие организации ставят своей основной целью удовлетворение общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие организации.

В связи с масштабом деятельности различают малые, средние и крупные организации. Критерием отнесения организации к той или иной группе обычно является численность работающих. В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88 - ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» численность работников малых организаций в промышленности, строительстве и на транспорте не должна превышать 100 человек, в сельском хозяйстве и научно - технической сфере - 60, в оптовой торговле - 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения -30 человек.

По формам собственности различают частные, государственные, муниципальные и иные организации.

Под жизненным циклом организации понимается совокупность стадий, которые проходит организация в период своей жизни.

Организация как субъект хозяйствования в процессе функционирования проходит ряд стадий: создание, рост, зрелость, спад, реорганизация (реструктуризация) или санация, банкротство, ликвидация.

Первая стадия - созданиеорганизации и ее становление. О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. На этой стадии происходит уточнение сферы деятельности организации, определение целей и выбор стратегии деятельности, разработка производственной и организационной структуры организации, подбор необходимого персонала, закупка оборудования, сырья, организация производства продукции (услуг) и управления организацией.

На стадии роста и расширения деятельности организации происходит позиционирование ее продукции на рынке, поиск лучших партнеров, завоевание своей доли на рынке, обеспечение рентабельной работы организации.

Стадия роста характеризуется:

1. увеличением объема производства и числа сотрудников;

2. разделением труда и ростом специализации;

3. снижением издержек производства;

4. внедрением систем стимулирования и стандартизацией работ и др.
Главными задачами организации на этой стадии являются создание условий дляэкономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.

Стадия зрелости, или оптимального функционирования, характеризуется успешной высокоэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии и организации производства, прогрессивных форм и методов управления предприятием, активной маркетинговой деятельностью.

На стадии зрелости организация достигает лидирующего на рынке.

Как правило на стадии спадаснижается спрос на продукцию или услуги организации, возрастает роль цены и качества в конкурентной борьбе. Часто организация перерастает соответствовать внешнему окружению, становится чрезмерно бюрократичной и консервативной.

Руководители предприятия должны обращать внимание на любые изменения в функционировании самого предприятия и в окружающей среде, которые могут быть первыми сигналами о надвигающейся беде. В этом случае необходимо скорректировать стратегию развития компании, структуру ее управления и провести другие организационные изменения.

Наименее жесткая альтернатива банкротству реорганизация предприятия, цель которой - оживить предприятие. В этом случае разрабатывается и осуществляется план выхода из кризисной ситуации, который может включать слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования предприятия, в результате чего создаются новые, ликвидируются существующие юридические лица, меняется организационно - правовая форма предприятия.

Особой формой реорганизации является реструктуризация предприятия, которая включает систему мероприятий по улучшению управления на предприятии, по повышению эффективности его производства и конкурентоспособности продукции, повышению производительности труда, снижению издержек производства, по улучшению финансово - экономических результатов его деятельности. Реструктуризация должна способствовать оздоровлению экономики предприятия, восстановлению платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости.

В том случае, когда результаты деятельности предприятия ведут к банкротству, может быть проведена санация (оздоровление) предприятия.

Санация - это комплекс мероприятий, направленных на предотвращение банкротства и ликвидацию предприятия. Суть санации состоит в передаче (по решению суда) функций по управлению делами предприятия государственному органу или совету кредиторов из числа уполномоченных специалистов по делам о несостоятельности.

Применение процедуры санации создает реальные возможности для решения следующих задач:

1. обеспечения выживания предприятия;

2. заключения мировой сделки между должниками и кредиторами;

3. достижения лучшей реализации активов предприятия, чем при еголиквидации. Санация может осуществляться организационными и финансовыми методами.

В первом случае проводятся изменения в административном аппарате предприятия, устраняются или сокращаются нерентабельные подразделения. Финансовые меры могут предусматривать выпуск новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала, увеличение банковских кредитов и предоставление бюджетных субсидий, уменьшение дивидендов (процентов) по акциям (облигациям, депозитам), отсрочку их погашения (выплат), перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную.

Основным признаком несостоятельности (банкротства) является приостановление текущих платежей, т. е. предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. По истечении указанного срока кредиторы предприятия - должника получают право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом). В суд может обратиться с заявлением и сам должник.

Ликвидация предприятия, т. е. прекращение его деятельности, происходит по причине банкротства по решению собственника имущества либо по решению суда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: