Мотивация и стимулирование: общая характеристика
Процессуальные и содержательные теории мотивации
Мотивация и стимулирование: общая характеристика
Мотивация – это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.
Процесс мотивации сложен и неоднозначен. Существует достаточно большое количество разных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Одни из них занимаются анализом факторов, лежащих в основе мотивации, другие – исследуют сам процесс.
В общем случае стратегией и тактикой решения проблемы получения высокоэффективного труда являются мотивирование и стимулирование трудовой деятельности.
Трудовая мотивация проявляется в 2-х основных формах.
1. Стремление реализовать призвание (внутренние импульсы)
2. Стремление реализовать внешние побуждения (успех, зарплата)
Чаше всего эти формы совмещаются, но в управлении их надо различать с целью регулированного воздействия на привлечение человека к труду.
Мотивы призвания накладываются на реальное существование сферы труда, появляются престижные оценки, которые оказывают влияние на профвыбор
Мотивы призвания содержат две психологических проблемы:
1. Уровень притязаний (отношение личности к содержанию и условиям деятельности)
А) обоснованный - т.е. наличие объективных условий и субъективных способностей.
Б) необоснованный – не вытекают из объективных условий.
2. Мотивационную динамику, т.е. изменение побуждений в зависимости от внешних условий и внутренних состояний индивида (условия труда, пола, возраста, образования, семейного положения и т.д.)
|
Мотивы труда оказывают непосредственное влияние на трудовые коллективы, психологический климат.
Позитивная мотивация – настрой на достижение целей организации.
Негативная – расшатывает коллектив (неформальный лидер), т.к. цели организации и отдельных групп или личностей не совпадают.
Мотив как выражение потребности в практической реализации может быть «удовлетворен» или «неудовлетворен», отсюда вытекает удовлетворенность трудом и профессией.
Существует понятие привлекательной работы и профессии, отсюда элементы привлекательности в стабильной экономике:
– возможности творчества, которые меняются в зависимости от ситуации в обществе и ценностей;
– возможность профессионального роста;
– заработок.
Мотивирование как стратегия преодоления кризиса труда основана на долговременном воздействии на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры ценностных ориентаций и интересов работника, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала.
Стимулирование как тактика решения проблемы является ориентацией на фактическую структуру ценностных ориентаций и интересов работника, на более полную реализацию имеющегося трудового потенциала.
Различают материальное и моральное стимулирование.
2. Процессуальные и содержательные теории мотивации
Теории мотивации делят на 2 категории:
1. Содержательные – основанные на внутренних побуждениях (А. Маслоу, Мак Клелланд, Герцберг, теория X, Y, Z, теория потребностей К. Альдерфера)
|
2. Процессуальные – основанные на поведении людей с учетом их восприятия и познания. (В. Врум, С. Адамс, Э.Лоулер, Портер и др.)
Содержательные теории основаны на внутренних побуждениях. Существует 3 основные теории: иерархия потребностей по А.Маслоу; теория потребностей Мак Клелланда; двухфакторная теория Герцберга.
Иерархия потребностей по Абрахаму Маслоу (бихевиорист). Изучил влияние человеческих потребностей на мотивацию и выделил 5 категорий потребностей:
1. Физиологические (необходимы для выживания – еда, вода, отдых и т.п.)
2. Потребности в безопасности и уверенности в будущем.
3. Социальные потребности – (принадлежность к обществу, статус)
4. Потребности в уважении.
5. Потребности самовыражения.
Процесс мотивации через потребности бесконечен, т.к. их невозможно полностью удовлетворить в связи с их развитием. Мотивация не обязательно должна идти в последовательности иерархии Маслоу, она может нарушаться.
Критика Маслоу: теория иерархии потребностей не учитывает индивидуальные особенности человека, т.е. у всех разные ценности.
Теория потребностей Мак Клелланда – он дополнил теорию потребностей Маслоу, сделав упор в исследованиях на потребности высших уровней: власть, успех, причастность.
Власть – желание воздействовать на других. Это энергичные, откровенные, не боящиеся доказывать и конфликтов люди. Если не негативные карьеристы и авантюристы, то очень способные руководители. Их надо продвигать к этой роли.
Успех – процесс доведения работы до успешного завершения. Люди, стремящиеся к успеху. Рискуют умеренно, берут на себя ответственность и хотят поощрения. Таким надо давать возможность себя проявить, т.е. делегировать полномочия и поощрять за успех.
|
Причастность – т.е. возможность обширного социального общения. Для этого надо уделять время на возможность пообщаться, периодически собирая таких людей отдельной группой.
Двухфакторная теория Герцберга. В конце 50-х г. Герцберг разработал теорию, где выделил 2 группы факторов:
1. Гигиенические факторы, связанны с окружающей средой (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, контроль непосред. начальства), при их отсутствии и недостаточности вызывают неудовлетворение работой, сами мотивировать человека на что-то не могут.
2. Мотивирующие факторы – связанные с характером и сущностью работы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание окружающих, рост возможностей, ответственность). Чтобы добиться мотивации необходимо добиваться обогащения содержательного труда, т.е. исполнитель должен чувствовать значимость, сложность труда, отсутствие монотонности, рутины и т.п.
Критика: одни и те же результаты вызывают у одних удовлетворение, у других не удовлетворение, т.о. теорияГерцберга не учитывает многих переменных определенных конкретную ситуацию.
Теория потребностей К. Альдерфера
Теория X, Y, Z Мы сделаем это вместе!
Процессуальные теории мотивации строятся в основном на поведении людей, т.е. на том, что движет людьми. Существует 3 основные теории: теория ожиданий, теория справедливости и модель Портера-Лоулера.
Теория ожиданий (Виктор Врум)
Основывается на том, что каждый оценивает вероятность того, что принесет ему определенное событие:
Прим. поступил в политех, надеется стать гл. специалистом завода, банка.
Выделил важность 3-х взаимосвязей:
1. (З-Р) Затраты труда – результаты, т.е. соотношение между усилиями и полученным результатом. Если нет связи, то мотивация слабеет. Это может быть из-за:
А) неправильной самооценки;
Б) плохой подготовки
В) недостатка полномочий.
2. (Р-В) Результаты – вознаграждение
Прим. менеджер добился увеличения объема продаж – надеется получить премию, продвижение по службе, привилегии. Если нет связи между результатом и вознаграждением, мотивация слабеет.
3. Валентность – т. е. степень относительного удовлетворения, от полученного вознаграждения. Зависит от ценностных оценок индивида. Если валентность низка, то теория ожидания говорит о снижении мотивации.
Прим. страховое агентство объявило вознаграждение: поездка на Гавайи с женами. Стали хуже работать, т.к. для них это не мотив к работе.
Мотивация = З-Р х Р-В х валентность (По Виктору Вруму)
Теория справедливости (С. Адамс) основывается на том, что соотношение вознаграждения не только к затратам труда, но и сравнение с вознаграждениями, полученными другими за аналогичную работу, часто вызывает чувство психологического дискомфорта.
Это приводит к тому, что обиженные малым вознаграждением начинают работать хуже (правда, не всегда). Здесь надо проводить разъяснительную работу с целью устранения этих проблем, т.о. объявлять а не скрывать з/плату других работников. Ощущение несправедливости может появляться в силу разных причин дискриминации(пол, национальность, раса, возраст, физические недостатки и т.п.).
Прим. В настоящее время разрыв между з/платой управленческого персонала и рабочими не реальный. В годы советской власти была обратная картина, которая также нарушала справедливость.
Модель Портера-Лаулера. Процессуальная комплексная теория мотивации (включает элементы теории ожиданий и справедливости) разработана Лаймоном Портером и Эдвардом Лаулером. Включает 5 переменных:
- затраченные усилия
- восприятие
- полученные результаты
- вознаграждение
- степень управления
По этой модели достигнутые результаты зависят от 3-х переменных:
Приложенных сотрудником усилий, его способностей и характерных особенностей, а также осознания им своей роли.
Уровень усилий зависит от ценности вознаграждения и веры человека в связь между затратами усилий и возможным вознаграждением.
Удовлетворение – это результат внутренних и внешних вознаграждений с учетом их справедливости.
Удовлетворение – мерило ценности вознаграждений на самом деле в начале развития ситуации.
По этой модели результативность порождает удовлетворенность, а не наоборот, как считают сторонники теории человеческих отношений.