Развернутый ответ на проблемный вопрос. «Что такое счастье?»




Любовь, доброта, человечность в повести «Алые паруса». Герои повести, их верность мечте и идеалу, деятельный характер натур, незаурядность и сила духа.

Цель уроков: подвести к пониманию основной мысли феерии и внутреннего мира героев; формирование умения самостоятельно мыслить, делать выводы и обобщения о прочитанном, интерпретировать прочитанное; воспитание высоких нравственных чувств, целеустремленности; любви к ближнему, веры в добро, любовь и мечту; формирование интереса к творчеству А. Грина.

Мотивация деятельности.

Д.И. Филимонов

«Баллада о крылатом человеке»

Везли мороз по небу волоком.

Сковало небо льдом, как реку.

И ледяным корявым облаком

Сломало крылья человеку.

Скорей к врачу! Но ошарашено таращась из дверей больницы,

Хирург ответил пострадавшему,

Что профиль клиники - не птицы. Ветеринар с яйцо испариной

Покрылся, словно слон в простуде,

И разорался, как ошпаренный,

Что профиль клиники - не люди.

А крылья покрывались язвами

И заживо на теле гнили...

Нет, крылья не были заразными,

Но человека обходили...

И муки жгли, его испытывая.

Напившись, был от боли трезвый.

И как-то в ночь острейшей бритвою

Он крылья сгнившие отрезал.

И раны затянулись шрамами

И стали через месяц гладки,

и на спине торчали - самыми обыкновенными - лопатками.

А небо по весне оттаяло.

И человек, рожденный небом,

Стремился ввысь, взлетал отчаянно,

Но он уже крылатым не был.

Какие чувства испытывали вы, слушая эти строки? Как вы думаете, какое отношение имеют они к сегодняшнему уроку?

Работа по обобщению образов героев.

Группа. Лонгрен, Ассоль и жители посёлка.

1. Расскажите об отце Ассоль, матросе Лонгрене.

2. Какой была Мария, его жена?

3. Расскажите о детстве девочки.

4. Расскажите о людях и нравах приморской деревни, Каперна.

5. Почему недолюбливали Ассоль? Как обижали девочку?

6. Почему Ассоль не могла подружиться с детьми своей деревни? Что её отличает от них?

2 группа: Сказка, рассказанная Эглем.

1.В чем очарование Ассоль? Что в лице Ассоль привлекло внимание Эгля?

2. Что говорит мудрый старик Эгль об имени Ассоль?

3. Какую судьбу напророчил Эгль Ассоль?

4. Верил ли сам сказочник тому, что предсказывал Ассоль?

5. Каким описал Эгль корабль, вместе с которым в «Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго»? Обратите внимание на глагол «расцветет».

6. Что изменится в жизни Ассоль после встречи с Эглем?

Группа: Артур Грэй.

1. Почему рос одиноким Грей?

2. Чем был заполнен мир его детства?

3. Какие эпизоды из жизни Грея вам запомнились?

4. Обратите внимание на истории с картинами. Какое значение имеют эти эпизоды в повести?

5. Как представлял он себе профессию капитана? Соответствовал ли «беспокойный труд» на корабле детским представлениям Артура Грея?

6.Случайно ли название шхуны «Секрет»?

4. группа: Встреча и тайна «алых парусов».

1.Как произошла встреча Ассоль и Грея? Случайна ли она?

2. Почему Грэй не поверил трактирщику, сыну Меннерса?

3. Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Только ли склонность к фантазии вела его? Что герои говорят о чудесах?

4. Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?

5. Какую нехитрую истину понял Грэй, встретив свою любовь?

6. Соответствовала ли Ассоль образу, который сложился о ней в сердце Грэя?

3.Дополнительные вопросы группам:

1) Почему Лонгрен и его дочь кажутся жителям Каперны чужими, ненормальными? (Жители Каперны не способны их понять, а все непонятное рождает недоверие, страх, презрение.)

2) Как складываются отношения Ассоль со сверстниками? (Дети с ней не играли, гнали, дразнили, швыряли грязью.)

3) Как успокаивал Лонгрен свою дочь? Умеет ли любить Ассоль?(«Э, Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого – то они не могут», - говорит Лонгрен, успокаиавя Ассоль, которую обидели дети. Ассоль умела любить. Она жалеет людей, любит все живое на земле.)

4) Что помогло Ассоль остаться доброй и мечтательной натурой?(Предсказание Эгля и вера в то, что это сбудется.)

5) Какое значение в жизни Грэя имеют эпизоды с картинами?

Картина с распятьем. «Я не могу допустить, чтобы при мне торчали из рук гвозди и текла кровь. Я этого не хочу». Эта история отображает главное в характере Грэя- активное добро, нежелание терпеть, не вмешиваясь, чужую боль, страдание.

Картина с кораблем. «Грэй несколько раз приходил смотреть на эту картину». Вторая история указывает на богатое воображение мальчика, на способность к решительным действиям. Грэй решил стать капитаном и стал им.

 

6)Что общего у Грэя и Ассоль?

7)Как прошли они свой путь к мечте?

8)Что значит море для Ассоль и Грэя?(Одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками. Они понимают, любят все живое, близки к природе. Добры, трудолюбивы. Они верят в мечту. Море для Ассоль и Грэя — это не только великое пространство, в которое с надеждой на счастье вглядывается Ассоль, это символ вечной жизни, это мир, доступный только умеющим мечтать).

9)Грэй сделал мечту Ассоль реальностью. Почему? Что герои говорят о чудесах?

10) Что поняли люди Каперны? Как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов?

Викторина.

1.Как А.Грин определил жанр своего произведения? (феерия)

2. Кто такой Лонгрен? (Отец Ассоль, матрос.)

3. Каким ремеслом занялся Лонгрен, чтобы прокормить семью? (Он стал делать игрушечные корабли.)

4.Как звали жену Лонгрена? (Мери)

5.Где развиваются события повести? (На берегу моря, в Каперне)

6.«В этот вечер была холодная, ветреная погода…» А что случилось в этот вечер? (продрогла и заболела Мери)

7.«Она также просила тебя!» Чьи это слова? К кому они обращены? (Лонгрен говорит Меннерсу)

8.«…разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут.» О ком так говорит герой? (О жителях Каперны.)

9. На чей вопрос он отвечает? (Вопрос Ассоль).

10. Какой это был вопрос? (Почему нас не любят?)

11.Седые кудри, серая блуза, синие брюки. Высокие сапоги, трость и сумка…Кто это? (Эгль, известный собиратель песен, легенд, преданий и сказок.)

12.Чей дом был мрачен внутри и величествен снаружи?(Артура Грэя.)

13. Чей портрет перед нами: «Стиранное много раз ситцевое платье…, худенькие загорелые ноги, темные густые волосы, забранные в кружевную косынку… Каждая черта выразительно легка и чиста…» (Ассоль)

14. «Не знаю, сколько лет пройдет… Однажды утром…» Кто предсказал будущее Ассоль? (Эгль).

15. Какой эпизод сделал друзьями Грея и служанку Бетси? (Бетси обварила руку, а Грей специально ошпарил себе руку, чтобы почувствовать, как больно девушке.)

16.С кем играл в детстве Артур Грей? (Один)

17. Продолжите фразу: «Осенью, на пятнадцатом году жизни, Артур Грей» («тайно покинул дом»)

18. Как назывался новый корабль Грея? («Секрет»)

19. «С тех пор так ее и зовут…» А как звали Ассоль в Каперне? (Ассоль Корабельная.)

20. Как на ее пальце появилось кольцо? (Грей одел ей кольцо, пока она спала.)

21. Сколько метров алой материи купил Грей? (Две тысячи метров.)

22. О чем попросила Ассоль Грея, как только оказалась на корабле? («Ты возьмешь к нам моего Лонгрена?»)

23. Последняя фраза повести: «Циммер…сидел …и думал о …». Произнесите последнее слово книги А.Грина («…о счастье.»)

 

Развернутый ответ на проблемный вопрос. «Что такое счастье?»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: