по окружающему миру в начальной школе)




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАБОТЕ С УЧЕБНИКОМ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

(на примере УМК «Школа России»)

(Учебник-вербальное обучения на уроках

по окружающему миру в начальной школе)

Общие особенности при работе с учебников по окружающему миру

1. Учебник по окружающему миру- вербальное средство обучения

2. В каждом УМК есть свой учебник

3. Учебник присутствует на каждом уроке, кроме некоторых тем (3 класс, 1 полугодие, тема «Почва» - урок - опыты)

4. Используя учебник на уроке, учитель применяет разнообразные методы и приемы

5. При конструировании домашнего задания учитель обязательно дает задание по учебнику: страница 10-11, читать, отвечать на вопросы; по учебнику страница 14-15 выполнить задание № 2.

 

Структурные компоненты учебника по окружающему миру Назначение, рекомендации
Обложка учебника На первой неделе сентября учитель 1 класса знакомит учеников с названием предмета «Окружающий мир». Показывает учебник, предлагает детям его рассмотреть, пролистать.
Страница 2, 8 «Условные обозначения» Страница «Условные знаки» располагается на 2 и 8 страницах. Обращаем внимание учеников на информацию на 8 странице, на то, что выделяется, разбираем назначения значков и смайликов (смайлики присутствуют на каждой странице учебника и учитель использует их при рефлексии)
Страницы 94-95 «Содержание» Страница «Содержание». Выделяем позиции: Ø Название разделов (выделены цветными буквами на цветной ленте, располагаются над темами по центру) Ø Название тем черным шрифтом Ø Заявлены проекты (черными буквами, жирным шрифтом); выделены названия тем проектов (черными буквами жирным шрифтом указана тема проекта) Ø Заявлена и выделена тема странички для любознательных (черными буквами курсивом) Ø Заявлены и выделены странички контроля знаний и умений («Проверил себя и оценим свои достижения», «Странички для самопроверки» голубыми буквами)
Страница 3 Знакомим со страницей 3. Обращаем учеников на вопросы, которые выделены крупными буквами оранжевого цвета. Если в классе есть читающие ученики, предлагаем такому ученику прочитать вопросы. Если читающих детей нет в классе, то учитель выразительно и четко читает вопросы сам. Учитель задает вопросы после прочтения · Как вы думаете, почему мы начинаем изучение предмета «Окружающий мир» с вопросов? · Какие вопросы мы зададим к объектам и предметам, изображенным на картинке? · А какие еще вопросы вы задали бы сами, чтобы лучше узнать окружающий мир?
Страницы 4-5 Обращаем внимание учеников на данной странице на помощников Муравьишку Вопросик и Мудрую Черепаху. Говорим, что эти герои будут нам помогать изучать окружающий нас мир, открывать тайны природы, познавать особенности взаимоотношений компонентов окружающего мира
Страницы 6-7 Рассказываем, а в идеале и показываем, те дополнительные средства, по которым ученики будут учиться, изучая окружающий мир. Обращаем внимание на то, что по тетради работать будут дети на каждом уроке, будем вести Дневник наблюдений, выполнять задания на проверку знаний по тетради-тестам. Также на уроках будут присутствовать книги дополнительной информации: атлас-определитель, книги для чтения по окружающему миру
Страницы 9 Эта страница открывает изучение первого раздела «Что и кто?». При знакомстве с первых разделом, учитель выразительно прочитывает содержание его направлений. Так как в будущем эту информацию будут читать сами ученики, учитель показывает образец работы с данным материалом.
Страница 55 Начало изучение второго раздела «Как, откуда и куда?» под руководством учителя один из хорошо читающих учеников прочитывает название и направления раздела. С последующими разделами проводится аналогичная работа
Страницы 10-11 «Тема урока» При знакомстве со страницей учебника учитель показывает ученикам разворот страницы, пока ученики не найдут ее в учебнике. В первом и втором классе этот прием обязателен. Он дополняется четким озвучиванием страницы учебника и записи страницы на доске. В третьем и четвертом – показ страницы - при необходимости, озвучивание страницы – обязательно.
Тема урока Тема выделена цветными буквами жирным крупным шрифтом. Цвет букв темы соответствует цвету названия раздела. Тема расположена на ленте определенного цвета. Этот цвет по тональности светлее цвета букв и соответствует цвету ленты, выделенной в разделе. Этот подход сохраняется для всех учебников УМК «Школа России».
Цель урока Под темой располагается цель урока. В первой четверти первого класса цель читает сам учитель, со второй четверти – читающий ученик.
Материал для повторения, актуализация знаний Под целью прочерчена красная черта, отделяющая тему и цель урока от материалов самого урока. Предлагаются вопросы для выявления знаний и умений учеников по данному вопросу, для повторения изученного на предыдущих уроках.
Текст на странице темы Автор учебника по окружающему миру УМК «Школа России» предлагает текст по теме с первого класса. Он рассчитан на детей умеющих читать. На уроке работаем с текстом, используя разные методы (беседа, объяснение) и приемы: · Выразительное чтение · Чтение по цепочке · Чтение по абзацам · Выборочное чтение Постепенно объем и сложность содержания текста увеличиваются. С третьего класса добавляется рубрика «На следующем уроке». Учитель в процессе подведения итога предлагает ученикам заглянуть в будущее и узнать, прочитав этот материал, какие вопросы будут разбираться на следующем уроке.
Вопросник В конце каждого урока автор предлагает вопросы на закрепление темы урока. Учитель может использовать их на уроке, а может их включить в домашнее задание.
Вывод С 12 страницы учебника «Окружающий мир. 1 класс. 1 часть» в заключительной части темы жирным черным шрифтом выделяется вывод темы. Учитель на уроке прорабатывает вывод вместе с учениками.
Термины, понятия С 12 страницы учебника «Окружающий мир. 1 класс. 1 часть» в теме урока выделяются термины, которые прорабатываются на уроке. В тексте эти термины выделены жирным черным шрифтом. Учитель обязан обратить на термины внимание учеников, вынести названия на доску. Провести с ними словарную работу, терминологические диктанты. Желательно разработать Словарик терминов по окружающему миру. В Словарик записывается термин и определение к нему. Термины в Словарике могут быть разделены по классам, а могут по разделам. Также ключевые понятия помещены в название темы урока. Например, тема «Что такое Родина?». В тексте не выделены термины. Но учитель разбирает с детьми понятие «Родина». Тема «Что мы знаем о народах России?» изучаем понятие «народ».
Иллюстрации, картинки, фотографии На всех страницах учебников помещены иллюстрации, фотографии, картинки. Используя такие методы как беседу, рассказ, объяснение, дидактическую игру, упражнения, демонстрацию иллюстраций, наблюдение, учитель проводит разнообразную работу.
Задания автора по теме С 12 страницы учебника «Окружающий мир. 1 класс. 1 часть» автор предлагает разнообразные задания для работы на уроке и дома. Например, «…Сравните лица и костюмы людей» или «Расскажите по фотографии, что делают люди в праздничные дни». Такие задания учитель использует на уроке, включает их в сценарий урока. Задания типа «Узнайте, какие народы населяют ваш край» или задание на страницах 32-33, 36-37 «Придумайте сказочные истории по этим рисункам». Задания во втором классе: страницы 44-45 «С помощью атласа-определителя приведите примеры горных пород и минералов. Используя информацию из атласа-определителя, подготовьте краткие сообщения о них». С третьего класса вводится рубрика «Задания для домашней работы». Учитель обязательно вносит их в список домашнего задания.
Дополнительный текст в теме урока Странички «Прочитаем и обсудим» «Природы дивная краса» Со второго класса Странички для любознательных выносятся в качестве дополнительного текста. Работа с данным материалом может быть разной · В качестве домашнего задания · Для дополнительной работы на уроке. В подобном тексте ученикам предлагается дополнительная информация к теме урока, дополнительная терминология.
Практическая работа на уроке Страничка «Давайте научимся» С первого класса присутствуют темы, включающие в своё содержание практическую работу-страницы 20-21. Эта работа обязательна на уроке. Конструируется сценарий урока с учетом требований к проведению практическое работы.
Страничка «Проект» В программу предмета «Окружающий мир» заложена проектная деятельность. Учащиеся постепенно вовлекаются в неё через темы, которые предлагает автор. В первом, втором и третьем классах название тем проектов заложено в содержание учебников. В четвертом классе выделена страничка «Наши проекты». Тема первого проекта «Моя малая Родина» связана с направлением «Краеведение». Работа строится в соответствие с требованиями к проектам. В четвертом классе предлагаются разные темы, из которых ученик выбирает любую тему и готовит ее. Также предлагаются рекомендации «Как работать над проектом»
Страничка «Проверим себя и свои достижения» Разные формы контроля используются в начальной школе для проверки знаний учащихся. Одна из форм – тесты. С первого класса эту форму предлагают ребятам. Не только отдельным сборником, но и по итогам изучения каждого раздела. На странице 50 учебника «Окружающий мир.1 класс. 1 часть» автор предлагает такую форму состоящую их 10 заданий. Данную работу учитель может провести на уроке в качестве «Подведения итогов изучения раздела». Может предложить в качестве домашней работы.
Страничка для самопроверки На страницах учебника в некоторых темах автор предлагает учащимся различные задания с самопроверкой. Задание выполняется в классе на уроке, учитель проверяет. Затем ребята могут сами себя\ проверить или проверить друг друга в процессе работы в парах. В конце учебника, его части предлагаются ответы на задания. Данная форма самопроверки распространяется на все части учебников по окружающему миру УМК «Школа России»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: