УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для студентов заочной формы обучения
по дисциплине «Психология управления»
для направления подготовки (специальности) 38.03.01 «Экономика»
профиль «Налоги и налогообложение»
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 2 з.е., 72 часа
Виды занятий | Распределение по семестрам в часах | Всего часов |
семестр | ||
Общая трудоемкость | ||
Аудиторные занятия, в т.ч.: | ||
лекционные (ЛК) | ||
практические (семинарские) (ПЗ, СЗ) | ||
лабораторные (ЛР) | - | - |
Самостоятельная работа студентов (СРС) | ||
Форма промежуточного контроля в семестре* | зачет | зачет |
Курсовая работа (курсовой проект) (КР, КП) | - |
Краткое содержание курса
Предмет и содержание «психологии управления», место дисциплины в проблеме оптимизации управления человеческими ресурсами. Личность руководителя, стили руководства, лидерство, должностной статус руководителя, власть, формы, типы, источники. Личность подчиненного, структура, характеристики, мотивация, формы влияния. Трудовой коллектив, структура, процессы формирования и развития, тимбилдинг, социально-психологическая характеристика коллектива и группы. Конфликт: психология поведения в конфликте, источники, причины, виды конфликтов. Стратегии разрешения конфликтов. Деловое общение, факторы и установки, мимика, кинетика, проксемика. Деловой этикет. Приемы самопрезентации.
Форма текущего контроля
Контрольная работа
Темы контрольных работ
- Характер требований к личности руководителя
- Авторитет личности
- Нравственно-психологические качества руководителя
- Мировоззренческие качества руководителя
- Деловые качества руководителя
- Подходы к определению профессионально важных качеств руководителя
- Общие функции руководителя
- Ситуационный подход к теории руководства
- Должностной статус руководителя
- Должностная власть, основанная на авторитете, на вознаграждении, на принуждении
- Формы власти.
- Понятие трудового коллектива. Структура трудового коллектива
- Социально-психологическая характеристика коллектива
- Формирование коллектива
- Управление с помощью комитетов
- Личность: структура, характеристики
- Темперамент, характер, тип личности
- Потребности. Мотивация и компенсация труда
- Формы критики/Мотивы критики
- Влияние через участие, через власть, путем убеждения, путем сотрудничества
- Авторитет специалиста
- Трудовой коллектив как «живой организм»
- Тимбилдинг: современный способ сплочения коллектива
- Внутренняя мотивация как психологический способ мотивирования сотрудников
- Типы конфликтных личностей
- Причины деловых конфликтов
- Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте
- Приемы управления эмоциями в переговорном процессе по разрешению конфликтов
- Правила и нормы общения в конфликтном взаимодействии
- Теории поведения личности в конфликте
- Стратегии поведения в конфликте
- Способы избавления от гнева
- Улаживание конфликта при помощи административных способов воздействия
- Психологические способы регуляции деловых конфликтов
- Функциональное значение деловых конфликтов.
- Факторы, определяющие впечатление о человеке
- Деловой стиль. Деловой этикет
- Фигура партнера по общению. Типы лиц людей.
- Технология ведения деловой дискуссии.
- Методика проведения беседы (интервью) при приеме на работу.
|
|
Выбор номера варианта контрольной работы – согласно таблице по первой букве фамилии студента и по последней цифре номера зачетной книжки
А-Д | ||||||||||
И-М | ||||||||||
Р-С | ||||||||||
Т-Я |
Форма промежуточного контроля
Зачет
Перечень примерных вопросов для подготовки к зачету
1. Психология управления как отрасль научного знания: объект, предмет, задачи и методы психологии управления. Связь психологии управления с другими науками.
2. История становления и развитие психологии управления.
3. Понятие делового общения, его основные функции.
4. Деловое общение как взаимодействие. Типы взаимодействия.
5. Эффекты и проблемы межличностного восприятия в деловом общении.
6. Психологические требования к проведению совещания, групповой дискуссии и публичного выступления.
7. Деловое общение как обмен информацией. Структура коммуникативного процесса.
8. Коммуникативные барьеры в деловом общении, причины их возникновения.
9. Социально-психологические проблемы управления.
10. Стресс в управленческой деятельности. Причины и последствия появления стрессов.
11. Психологическая защита, формы ее проявления.
12. Психологическая структура личности. Взаимосвязь особенностей личности и эффективности ее профессиональной деятельности.
|
13. Управление поведением личности в организации.
14. Группа как объект управления. Виды групп. Функции групп.
15. Характеристики малой социальной группы: композиция, структура, групповые процессы.
16. Групповая динамика. Этапы развития и функционирования группы.
17. Коллектив как высшая ступень развития группы: понятие и этапы развития коллектива.
18. Команда: понятие, особенности построения.
19. Сплоченность группы как условие ее эффективности. Понятие сплоченности
20. Факторы, влияющие на ее возникновение и развитие.
21. Понятие социально-психологического климата, его составляющие. Пути оптимизации психологического климата в коллективе.
22. Психологическая совместимость членов группы: понятие, виды и уровни.
23. Понятие группового давления. Проявления конформизма и деиндивидуализации в деятельности членов группы.
24. Возникновение группового мышления и его влияние на принятие решений в группе.
25. Проявление в групповой деятельности эффектов социальной фасилитации, социальной ингибиции и социальной лености.
26. Методы изучения социально-психологических характеристик личности и группы.
27. Конфликт в организации: определение и виды.
28. Причины возникновения конфликтов в организации.
29. Психологическая составляющая конфликта. Виды поведения в конфликте.
30. Динамика конфликта.
31. Управление конфликтом.
32. Психологические аспекты власти и влияния в организации.
33. Психологическое влияние на подчиненных посредством приказания и убеждения.
34. Психологическое влияние на подчиненных средствами заражения и подражания.
35. Психологическое влияние на подчиненных путем внушения, нейролингвистического программирования.
36. Феномен манипулирования. Сущность и средства манипулирования.
37. Психологические особенности личности руководителя.
38. Роли руководителя в коллективе: виды ролей, их содержание. Этапы вхождения в роль.
39. Коммуникативная компетентность руководителя.
40. Психологические особенности стилей управления. Влияние стиля управления на социально-психологический климат в коллективе.
41. Психологические детерминанты имиджа руководителя.
42. Управление по ценностями
Оформление письменной работы согласно МИ 4.2-5/47-01-2013 Общие требования к построению и оформлению учебной текстовой документации
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература
- Психологические основы управления: Учебное пособие Райзберг Б.А., Тутунджян А.К. Юнити-Дана 2012 год 239 с.
- Психология и этика делового общения: учебник под ред. В.Н. Лавриненко.Юнити-Дана 2012 год 419 с.
- Психология управления: учебное пособие Захарова Л.Н. Логос 2014 год 374 с.
- Социальная психология управления: учебник Шуванов В.И. Юнити-Дана 2012 год 463 с.
- Чередниченко Н.П, Тельных Н.В. Психология управления. Учебник. Ростов-на-Дону, 2014 г. – 608 с.
Дополнительная литература
1. Глызина Мария Павловна, Дуброва Людмила Ивановна Современный менеджмент: учеб. пособие / Ростов н/Д.: Феникс, 2009.— 350с.
2. Казанцев Анатолий Константинович, Подлесных Виктор Иванович
Практический менеджмент в деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: учеб. пособие / М.: ИНФРА-М, 2001.— 368с.
3. Малюк Владимир Иванович Менеджмент: деловые ситуации, практические задания, курсовое проектирование: практикум / Москва: Кнорус, 2010.— 304 с.
4. Трайнев, В. А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 "Педагогика" / В. А. Трайнев. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 303
5. Уткин Эдуард Андреевич, Драчева Елена Леоновна
Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу "Менеджмент" / М.: Финансы и статистика, 2010.— 192с.: