Особенности профессиональной деятельности специалиста по детскому фитнесу.
Интерес к занятиям фитнесом и применению фитнес-технологии в различных сферах физической культуры обусловлен тем, что они общедоступны, высокоэффективны и эмоциональны.
- Эффективность различных направлений фитнеса заключается в их разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную
и нервную систему организма ребенка, развитие двигательных способностей и профилактику заболеваний.
- Эмоциональность занятий объясняется не только музыкальным сопровождением, создающим положительный психологический настрой, его танцевальной и игровой направленностью, но и стремлением согласовывать свои движения с движениями партнеров в группе, возможностью демонстрировать хорошо отработанные движения, получением удовлетворённости от занятий, что также эмоционально вдохновляет занимающихся фитнесом и повышает интерес к нему.
Профессиональные знания и умения специалиста по физическому воспитанию в ДДУ.
(10 слайд) Главной целью специалистов по фитнесу является содействие формированию здорового образа жизни детей и подростков, укрепление их здоровья, а также вовлечение в систематические занятия физическими упражнениями и повышение интереса к ним. Именно поэтому в основе всей профессионально-педагогической деятельности специалиста по фитнесу лежит принцип оздоровительной направленности, соблюдение которого при занятиях с детьми является самым главным.
(11 -12СЛАЙД) Специалист должен знать:
· методику обучения по разным направлениям фитнеса;
• принципы воспитания, обучения, фитнеса и оздоровительной тренировки;
• методы развития двигательных способностей;
• методику организации, проведения и составления оздоровительных занятий по фитнесу,
• организацию фестивалей, соревнований среди различных возрастных групп занимающихся;
• методику проведения занятий для лиц, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья.
• Для проведения танцевальных занятий специалисту по фитнесу требуется знание элементов наиболее распространённых танцевальных стилей и умение грамотно, в соответствии с музыкальным сопровождением, их применять. Он должен знать, что использование тех или иных танцевальных элементов зависит от музыкального произведения. Выбор же музыкального произведения, в свою очередь, зависит от задач занятия, контингента учащихся и уровня их двигательной и танцевальной подготовленности.
(13 -14 слайд) В соответствии с этим, специалист по фитнесу обязан грамотно осуществлять функцию педагогического контроля, то есть хорошо видеть детей при выполнении упражнений, занимающихся в группе и при появлении признаков сильного утомления (выраженная одышка, чрезмерное покраснение или побледнение кожи) снижать и регулировать нагрузку для всей группы или давать индивидуальные указания о замедлении или прекращении выполнения упражнений.
Как отмечает в своих работах Е. Г. Попова (1986), тот эмоциональный подъём, который задаётся музыкой и совместными действиями, зачастую стимулирует учащихся на выполнение упражнений сверх их возможностей, что может иметь неблагоприятные последствия. В связи с этим педагог по фитнесу должен обучать занимающихся способам самоконтроля, умению ориентироваться на своё самочувствие, нацеливать на самостоятельное снижение нагрузки при возникновении неприятных ощущений.
Анализируя показатели ЧСС и субъективную оценку полученной нагрузки, он должен уметь вносить изменения в ходе занятия и продумывать коррективы в последующих.
Одной из особенностей профессиональной деятельности специалиста по фитнесу является его умение владеть средствами различных направлений детского фитнеса и ориентироваться в их многообразии, особенно - при составлении различных фитнес -
программ.
Для подбора упражнений в комплекс ритмической гимнастики или аэробики специалисту необходимо иметь достаточный двигательный опыт, знать разновидности исходных положений и направленность отдельных движений, уметь объединять отдельные движения в законченные, удобные для многократного повторения упражнения. Одним из важнейших условий построения комплекса является методически грамотное чередование Упражнений в нём, то есть расположение упражнения в такой последовательности, которая обеспечивала бы чередование как работы различных мышечных групп, так и характера их напряжений и расслаблений.
Учитывая ту особенность, что упражнения во многих танцевальных направлениях детского фитнеса (аэробики, танцевально-ритмической гимнастики) проводятся поточным способом, педагогу следует обращать внимание на удобство переходов от предыдущего упражнения к последующему. Именно этот метод проведения упражнений является обязательным условием для эффективного воздействия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и делает ритмическую гимнастику, аэробику подобными циклическим видам упражнений.
В условиях, когда педагог непрерывно двигается в процессе занятий аэробной направленности, ему необходимо уметь одновременно совмещать различные виды деятельности - обучать, исправлять ошибки, регулировать нагрузку, наблюдать за состоянием занимающихся, эмоционально вдохновлять группу, давать команды, распоряжения. При обучении упражнениям следует помнить, что успех начального этапа обучения двигательным действиям зависит от умелого и своевременного предупреждения и устранения ошибок. По первым попыткам выполнения педагог может судить, как обучаемый понял свою задачу и в зависимости от этого планировать дальнейший путь обучения. (15 слайд) Процесс разучивания значительно ускоряется, если ему удаётся обеспечить занимающихся срочной информацией о качестве его выполнения. К таким приёмам в танцевальных направлениях детского фитнеса можно отнести: выполнение упражнения перед зеркалом, использование звуковых ориентиров, например хлопков, отражающих ритмическую характеристику упражнения или специально подобранной музыки, музыкальный размер которой способствует лучшему исполнению упражнения (Ж.Е. Фирилёва, 1988). Ведущие специалисты в области детского фитнеса (Е.Г. Попова, 1986; Ж.Е. Фирилёва, 1988; Т.Т. Роттерс, 1989; Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева, 2002; Т.В. Левченкова, 2005) отмечают, что при составлении комплексов упражнений для школьников любой возрастной группы педагог, прежде всего, должен определить
цель, задачи и направленность каждого из них. Это могут быть комплексы упражнений для развития двигательных способностей, повышения общей физической подготовленности, направленные на преимущественное воспитание танцевальности, пластичности движений, психологического воздействия и другие.
(15-16) Требования к музыкальной подготовленности тренера (по Е.С. Крючек).
• Умение проводить упражнения в соответствии с музыкой: во время подавать команды и специальные жесты для начала и окончания упражнений в соответствии с музыкой; проводить упражнения в соответствии с построением музыки;
• Проводить ритмический подсчет в соответствии с метром и размером музыки.
• Умение составлять упражнения в соответствии с "музыкальным квадратом" (на 2, 4, 8, 16 и т.д. в геометрической прогрессии счетов).
• Умение подбирать и составлять упражнения в различных ритмических сочетаниях.
• Умение подбирать музыку к отдельным упражнениям, учебным комбинациям, танцевальным связкам, этюдам и т.д.
• Умение составлять упражнения на заданную музыку в соответствии с ее содержанием, формой, ритмом, динамическими оттенками, т.е. создавать композицию упражнения.
• Умение составлять фонограммы для различных комплексов упражнений.
Характерные показатели педагогического мастерства тренера: • 1.Разносторонность, образованность и наличие диплома о профессиональном образовании.• 2. Знание предмета (содержание занятий, техники движений и др.) • 3. Владение технологией обучение упражнениям и управления нагрузкой• 4. Творчество и новаторство в деятельности.• 5. Манера, стиль педагогической деятельности, практическая подготовленность и внешний вид тренера.• 6. Правильная организация тренировочного занятия.• Перечисленные качества не исчерпывают всего многообразия специальных пособностей и свойств педагогической личности тренера, но они являются тем минимумом, которым должен обладать каждый специалист. (17 слайд) Общая модель инструктора по аэробике. • Совершенная демонстрация всех упражнений, (имеет большое значение для их правильного освоения занимающимися). • Инструктор акцентирует внимание на занимающихся, а не на себе. Только в этом случае он может сделать выполнение упражнений эффективным и безопасным. • Инструктор должен быть в курсе проблем и ограничений занимающихся и учитывать их при составлении программ, в методике проведения занятия и пр. Важно, чтобы клиент почувствовал, что вам небезразлично, что и как он выполняет. • Владеть приемами визуализации (мысленное представление, способность мозга видеть предметы в образах) в процессе оздоровительной тренировки. • Инструктор отвечает за создание мотивационной и благоприятной для обучения атмосферы. (Он должен быть доброжелательным, общительным, проявлять коммуникабельность. • Инструктор должен обладать высокой двигательной эрудицией, двигательной памятью, музыкальностью. • Инструктор должен владеть навыками оказания первой медицинской помощи в случае травм на занятиях. (18 слайд) Должен владеть:• Часто при увлечении методикой обучения в ущерб интенсивности занятия пропадает одно из этих главных достоинств аэробики. В связи с этим специалист по детскому фитнесу должен владеть различными методами обучения и проведения упражнений.
• владение возможными приёмами обучения: методические подсказки, обратный подсчёт, жесты, мимика, знание специальной терминологии, правильный, красивый показ (в зеркальном изображении).
После окончания курсов по детскому фитнесу выдается сертификат с присвоением квалификации инструктора по детскому фитнесу.
Детский фитнес 1 уровень 2-6 лет |
| Хорошим продолжением первого уровня будут программы второго и третьего уровней Детского фитнеса |
Детский фитнес 2 уровень 6-10 лет |
| Рекомендуем программу"Фитбол " |
Детский фитнес 3 уровень 9-15 лет |
| Отличным дополнением к курсу послужат следующие программы: "Базовая аэробика", "Групповые силовые уроки (базовый уровень)" и танцы |