Познакомьтесь с материалом урока: Циклические формы музыки. Соната. - https://resh.edu.ru/subject/lesson/3172/main/?
2. Новый материал. Записать материал в тетрадь.
Соната
Сегодня мы вспомним основные направления развития европейской музыки второй половины XVIII — первой четверти XIX вв.
Наше внимание будет сосредоточено на жанре инструментальной сонаты. Мы познакомимся со строением сонатно-симфонического цикла, подробно разберем строение сонатной формы. Послушаем ярчайшие образцы сонатного творчества композиторов-венских классиков – В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.
Термин соната возник еще в 16 веке. Он произошел от слова sonare, что в переводе означает – звучать. Первоначально сонатами называли любое инструментальное сочинение, а все вокальные сочинения назывались кантатами (т.к. cantare в переводе - петь). Но позже соната стала одним из жанров инструментальной музыки.
Соната – это многочастное циклическое произведение, состоящее из 3-х (4-х) частей, предназначенное для одного-двух инструментов.
Циклическое значит в произведении есть несколько отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единым замыслом. К ним можно отнести симфонию, сонату, квартет, концерт. Сонатно-симфонический цикл состоит обычно из трёх- или четырёх отдельных частей. Например, симфония или квартет включает сонатное allegro, медленную часть, менуэт и финал (это четырёхчастный цикл). Сонаты писали для одного-двух инструментов. Например, для фортепиано сочинял сонаты Бетховен, всего 32 сонаты; у Моцарта 17 сонат, и они тоже все написаны для 1 инструмента –фортепиано. Но некоторые композиторы пишут сонаты для 2-х инструментов, например, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано.
|
В сонате 3 части:
1 часть – всегда быстрая, стремительная, жизнерадостная, в темпе allegro (поэтому сонатную форму называют ещё и сонатное аллегро)
2 часть – медленная и размеренная, в темпе andante.
3 часть – заключительная, пишется в духе 1-ой части в темпе allegro.
Разберём строение первой части сонаты.
1 часть чаще всего пишется в сонатной форме. Вот как она строится:
Вступление - бывает не всегда.
I часть – экспозиция - основные музыкальные темы - главная и побочная - либо противопоставляются друг другу или дополняют одна другую.
II часть – разработка -эти темы звучат по-новому, сталкиваются, борются.
III часть – реприза - повторяются темы экспозиции, но с изменениями, произошедшими в разработке.
Кода – окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.
Таким образом, сонатная форма – это музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов: в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.
Композиторы далеко не всегда сохраняют традиционный сонатный цикл.
Примером значительного отступления от него является Соната № 11 ля мажор Вольфганга Амадея Моцарта (1756-1791), I-я часть которой написана в вариационной форме. Это отступление продиктовано замыслом композитора: в сонате нет драматического содержания, в ней преобладают лирические образы.
В музыке XVIII в., благодаря своеобразным «формулам», ярко предстает эпоха галантных манер и форм общения, которым необходимо было следовать дамам и кавалерам. Например, музыкальную фразу могли завершать гармонические последовательности (кадансы) у которые вызывали у слушателей ассоциации с поклонами, реверансами. Композиторы этой эпохи, подчиняясь власти внешней красивости и аристократической манерности, затейливо украшали мотивы трелями и форшлагами, подобно тому как архитекторы использовали в оформлении зданий и интерьеров дворцов, театров и концертных залов разного рода завитки. Однако в музыке Моцарта «формулы» приобретали глубокий смысл, поэтому его музыка продолжает волновать и наших современников.
|
В Сонате № 11 три части:
I) Тема с вариациями;
2) Менуэт;
3) Финал.
Огромную популярность Соната № 11 получила благодаря своему знаменитому финалу — «Турецкому маршу», как его часто называют, или «Rondo alia turca» («Рондо в турецком стиле»), как назвал эту часть сам Моцарт.
Почему в турецком? Когда Моцарт создавал эту музыку, в Западной Европе впервые услышали ранее не известную там турецкую музыку. В ней главную роль играли ударные инструменты, особенно большой барабан, который был изобретен на Востоке, получил распространение в Турции и поэтому долгие годы назывался турецким барабаном. Шумные удары этого барабана Моцарт остроумно и воспроизвел в финале своей сонаты.
Послушайте Сонату №11 В.-А. Моцарта и ответьте на вопросы.
Что преобладает 1-ой части (проследите за развитием темы в вариациях): песенность, танцевальность, маршевость? Какой музыкальный образ возникает в вашем воображении? Что нового вносит 2-ая часть Сонаты (с 6 мин. 55 сек.) в развитие музыкального образа? Сравните начальные интонации 1-й части и финала («Rondo alia turca») Сонаты (с 10 мин. 23 сек.) между собой. Что их объединяет?
|
Исполняет Olga Jegunova - W.A. Mozart: Piano Sonata No 11 in A - Major, K.331 (300i)
3.. Прослушать фрагмент (50 с) Соната № 11 В.-А. Моцарта: https://www.youtube.com/watch?v=vp_h649sZ9A
4. В тетради написать анализ прослушанного музыкального фрагмента:
1) Жанр (вид произведения)_________________________________
2) Исполнитель (солист, оркестр, квартет, хор)_________________
3) Темп (быстрый, умеренный, медленный)____________________
4) Динамика (громкая, тихая, не очень громкая,…) ______________
5) Музыкальный лад (мажор, минор)___________________________
6) Образ (драматический, лирический, эпический)________________
7) Характер музыки (какая?)____________________________
5. Домашнее задание: анализ фрагмента (см. выше)
Обратная связь:
Анализ фрагмента не позднее 14.02.2022 г. в ЛС в ВК.
6. Выучить песню «Офицеры» (О.Газманова):