Методологический аппарат педагогического исследования




Повторите известный материал.

Педагогически исследования подразделяются на: · фундаментальные. Результат данных исследований представлен в виде обобщенных концепций теоретических и практических достижений в области педагогики. На основании данных результатов предлагаются модели развития педагогических систем в виде прогностических моделей. · Прикладные. Данный вид исследований направлен на изучение отдельных сторон воспитательно-образовательного процесса, его закономерностей развития. · Разработки. Разрабатываются и предлагаются конкретные научно-практические рекомендации, которые учитывают известные теоретические положения в области педагогики. Направлены на совершенствование управлением учебной организацией, создание актуальных и современных учебных программ, методической и учебной литературы и т.д.

 

Прочитайте новый материал в кратком изложении

 

Организация педагогического исследования. Понятие и сущность педагогического исследования

Педагогическое исследование – это сознательно организованный процесс, направленный на выявление педагогических проблем и путей их решения.

 

Осуществляется посредством использования различных методов, средств, технологий, приемов и т.д., которые формируют научный аппарат исследования и способствуют успешности всего процесса.

Цель педагогического исследования – изучение закономерностей педагогического процесса, установление причин противоречий процессов воспитания, обучения и развития. Для организации педагогического исследования большое значение имеет разработка методики исследования.

Под методикой исследования понимается комплекс теоретических и эмпирических методов, направленных на всестороннее исследование воспитательно-образовательного процесса. Применение комплекса методов обусловлено тем, что перед исследователем стоит не одна определенная задача, а несколько задач, направленных на изучение проблемы и достижение конечной цели.

Методы педагогического исследования – это способы и приемы, направленные на изучение разнообразных педагогических явлений, получение необходимой научной информации, установление закономерностей и связей. Выделяют следующие виды методов педагогического исследования: теоретические (например, анализ научной литературы, моделирование), эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, опрос, анализ школьной документации) и математические (например, статистические, подсчет данных и др.)[1].

 

При организации педагогического исследования необходимо придерживаться установленных методологических параметров. Исследование не начинается с пустого листа: ему предшествует анализ состояния педагогической практики и научной литературы.

Параметры педагогического исследования.

Методологический аппарат педагогического исследования

 

Подробно: Меретукова З.К. Научно-методологический аппарат педагогических исследований (доступно для скачивания https://vestnik.adygnet.ru/files/2007.4/567/meretukova3_2007_4.pdf)

Методологический аппарат исследования помещается во введении и состоит из разделов, которые содержат сведения о том, как обоснована актуальность выбранной темы, как сформулирована проблема, объект и предмет исследования, какие задачи оно решило, как убедительно сформулирована новизна и значимость полученных результатов, что конкретно выносится на защиту и т.д. Методологический аппарат состоит из частей, которые при сопоставлении со сделанными выводами позволяют составить общее впечатление от проделанной работы и оценить уровень научной компетентности ее автора. Методологический аппарат является одним из наиболее важных элементов исследования, которому следует уделять особо серьезное внимание.

Тема очерчивает круг исследовательской работы. Она вытекает из анализа того, что есть в литературе и опыте работы педагогов и, следовательно, предполагает изучение теории и практики. Актуальность выбора темы обосновывается с позиции того, насколько она отвечает общественным запросам, потребностям школьной практики и потребностям науки. Она определяется задачами дальнейшего развития педагогического процесса, с одной стороны, и уровнем развития педагогической науки, с другой. Обоснование темы исследования включает ответы на вопрос: почему новое научное знание, которое предполагается получить, необходимо для практики (чтобы решить проблемную ситуацию), а в педагогической науке отсутствует?

 

Для того чтобы сформулировать тему, необходимо ответить на два вопроса: «что рассматривать?», «где накопились проблемы?» И «как это рассматривать: в каких аспектах, отношениях, связях, функциях?»

 

Исследователь, признавая существование препятствия (проблемы в педагогической практике), признает одновременно и возможность позитивного влияния на него. Он стремится решить проблему, преобразовать «камень преткновения» при помощи какого-либо его аспекта, который он может изменить в ходе экспериментальной работы, и о чем он получает новое знание.

Как правило, тему формулируют так:

2 часть темы Где накопились проблемы  
слова для связи
Организация самостоятельной работы на компьютере
как средство
формирования навыков работы с таблицами у студентов ПК.
1 часть темы Педагогическое действие либо изучение возможностей + предполагаемое средство решения проблемы


Примеры.

«Развитие критического мышления старшеклассников в процессе изучения общественных дисциплин».

«Организация производственной практики студента как средство формирования его готовности к конструктивным взаимоотношениям в педагогическом коллективе школы».

«Возможности программного обеспечения для контроля успеваемости в образовательном учреждении».

Трудно защитить курсовую или дипломную работу по широко сформулированной теме, например: «Эстетическое воспитание школьников».

Возникает множество вопросов: включает ли тема анализ истории эстетического воспитания? О каком возрасте детей идет речь? Воспитание осуществляется в процессе учебной или внеклассной работы?

После уточнения вопросов тема сужается до следующей формулировки: «Воспитание эстетических потребностей учащихся младших классов в процессе изучения родного языка и литературы».

Задание 1. Скорректируйте темы исследовательских работ. Распечатайте задание, вклейте в тетрадь и внесите предложения по исправлению тем.

 

Исходная тема Скорректированная тема
1. «Система упражнений для навыков чтения».      
2. «Формирование развития навыков культурного поведения в ходе формирования ценностного отношения к национальной культуре у дошкольников».    
3. «Формирование грамматических навыков в школе с помощью коммуникативного метода».      
4. «Видео- и аудиоматериалы на уроках в начальной школе».  
5. «Развитие речи как средство формирования коммуникативной компетенции детей».  

Справка.

Основные ошибки при формулировке тем (попытайтесь соотнести их с предложенными темами из задания).

· отсутствие границ (рамок) исследования (этап обучения, возраст обучаемых, сфера применения)

· самоочевидность темы (лепка действительно развивает мелкую моторику, здесь нечего исследовать)

· две проблемы в теме (формирование одного качества через формирование другого)

· предлагаемое средство решения проблемы не соотносится с проблемой инсценировками нельзя развить спонтанную связную речь)

· многословие, непрозрачность темы, запутанная формулировка

· речевые и лексико-грамматические ошибки (тавтология, нарушение предложно-падежных связей и прочее)

КСР № 3 (часть 1).

Задание на оценку собственной деятельности.

 

Создайте отдельный файл со следующей таблицей:

Тема курсовой работы
Компонент методологического аппарата Моя формулировка Примечание
Актуальность    
Проблема исследования    
Цель работы    
Задачи работы    
Основные понятия работы    

 

Запишите тему курсовой работы в графу «Тема». Остальные части пока оставьте незаполненными.

Устно ответьте на вопросы.

Правильно ли сформулирована тема вашей исследовательской работы? Понятно ли из формулировки, где накопились проблемы, и что предлагается для их решения? Адекватно ли средство решения проблемы самой проблеме?


[1] Подробно методы педагогического исследования будут изучаться в курсе позднее.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: