Повторите известный материал.
Педагогически исследования подразделяются на: · фундаментальные. Результат данных исследований представлен в виде обобщенных концепций теоретических и практических достижений в области педагогики. На основании данных результатов предлагаются модели развития педагогических систем в виде прогностических моделей. · Прикладные. Данный вид исследований направлен на изучение отдельных сторон воспитательно-образовательного процесса, его закономерностей развития. · Разработки. Разрабатываются и предлагаются конкретные научно-практические рекомендации, которые учитывают известные теоретические положения в области педагогики. Направлены на совершенствование управлением учебной организацией, создание актуальных и современных учебных программ, методической и учебной литературы и т.д. |
Прочитайте новый материал в кратком изложении
Организация педагогического исследования. Понятие и сущность педагогического исследования
Педагогическое исследование – это сознательно организованный процесс, направленный на выявление педагогических проблем и путей их решения. |
Осуществляется посредством использования различных методов, средств, технологий, приемов и т.д., которые формируют научный аппарат исследования и способствуют успешности всего процесса.
Цель педагогического исследования – изучение закономерностей педагогического процесса, установление причин противоречий процессов воспитания, обучения и развития. Для организации педагогического исследования большое значение имеет разработка методики исследования.
Под методикой исследования понимается комплекс теоретических и эмпирических методов, направленных на всестороннее исследование воспитательно-образовательного процесса. Применение комплекса методов обусловлено тем, что перед исследователем стоит не одна определенная задача, а несколько задач, направленных на изучение проблемы и достижение конечной цели.
|
Методы педагогического исследования – это способы и приемы, направленные на изучение разнообразных педагогических явлений, получение необходимой научной информации, установление закономерностей и связей. Выделяют следующие виды методов педагогического исследования: теоретические (например, анализ научной литературы, моделирование), эмпирические (педагогический эксперимент, наблюдение, опрос, анализ школьной документации) и математические (например, статистические, подсчет данных и др.)[1].
При организации педагогического исследования необходимо придерживаться установленных методологических параметров. Исследование не начинается с пустого листа: ему предшествует анализ состояния педагогической практики и научной литературы.
Параметры педагогического исследования.
Методологический аппарат педагогического исследования
Подробно: Меретукова З.К. Научно-методологический аппарат педагогических исследований (доступно для скачивания https://vestnik.adygnet.ru/files/2007.4/567/meretukova3_2007_4.pdf)
Методологический аппарат исследования помещается во введении и состоит из разделов, которые содержат сведения о том, как обоснована актуальность выбранной темы, как сформулирована проблема, объект и предмет исследования, какие задачи оно решило, как убедительно сформулирована новизна и значимость полученных результатов, что конкретно выносится на защиту и т.д. Методологический аппарат состоит из частей, которые при сопоставлении со сделанными выводами позволяют составить общее впечатление от проделанной работы и оценить уровень научной компетентности ее автора. Методологический аппарат является одним из наиболее важных элементов исследования, которому следует уделять особо серьезное внимание.
|
Тема очерчивает круг исследовательской работы. Она вытекает из анализа того, что есть в литературе и опыте работы педагогов и, следовательно, предполагает изучение теории и практики. Актуальность выбора темы обосновывается с позиции того, насколько она отвечает общественным запросам, потребностям школьной практики и потребностям науки. Она определяется задачами дальнейшего развития педагогического процесса, с одной стороны, и уровнем развития педагогической науки, с другой. Обоснование темы исследования включает ответы на вопрос: почему новое научное знание, которое предполагается получить, необходимо для практики (чтобы решить проблемную ситуацию), а в педагогической науке отсутствует?
Для того чтобы сформулировать тему, необходимо ответить на два вопроса: «что рассматривать?», «где накопились проблемы?» И «как это рассматривать: в каких аспектах, отношениях, связях, функциях?»
Исследователь, признавая существование препятствия (проблемы в педагогической практике), признает одновременно и возможность позитивного влияния на него. Он стремится решить проблему, преобразовать «камень преткновения» при помощи какого-либо его аспекта, который он может изменить в ходе экспериментальной работы, и о чем он получает новое знание. |
Как правило, тему формулируют так:
|
2 часть темы Где накопились проблемы |
слова для связи |
Организация самостоятельной работы на компьютере |
как средство |
формирования навыков работы с таблицами у студентов ПК. |
1 часть темы Педагогическое действие либо изучение возможностей + предполагаемое средство решения проблемы |
Примеры.
«Развитие критического мышления старшеклассников в процессе изучения общественных дисциплин».
«Организация производственной практики студента как средство формирования его готовности к конструктивным взаимоотношениям в педагогическом коллективе школы».
«Возможности программного обеспечения для контроля успеваемости в образовательном учреждении».
Трудно защитить курсовую или дипломную работу по широко сформулированной теме, например: «Эстетическое воспитание школьников».
Возникает множество вопросов: включает ли тема анализ истории эстетического воспитания? О каком возрасте детей идет речь? Воспитание осуществляется в процессе учебной или внеклассной работы?
После уточнения вопросов тема сужается до следующей формулировки: «Воспитание эстетических потребностей учащихся младших классов в процессе изучения родного языка и литературы».
Задание 1. Скорректируйте темы исследовательских работ. Распечатайте задание, вклейте в тетрадь и внесите предложения по исправлению тем.
Исходная тема | Скорректированная тема |
1. «Система упражнений для навыков чтения». | |
2. «Формирование развития навыков культурного поведения в ходе формирования ценностного отношения к национальной культуре у дошкольников». | |
3. «Формирование грамматических навыков в школе с помощью коммуникативного метода». | |
4. «Видео- и аудиоматериалы на уроках в начальной школе». | |
5. «Развитие речи как средство формирования коммуникативной компетенции детей». |
Справка.
Основные ошибки при формулировке тем (попытайтесь соотнести их с предложенными темами из задания).
· отсутствие границ (рамок) исследования (этап обучения, возраст обучаемых, сфера применения)
· самоочевидность темы (лепка действительно развивает мелкую моторику, здесь нечего исследовать)
· две проблемы в теме (формирование одного качества через формирование другого)
· предлагаемое средство решения проблемы не соотносится с проблемой инсценировками нельзя развить спонтанную связную речь)
· многословие, непрозрачность темы, запутанная формулировка
· речевые и лексико-грамматические ошибки (тавтология, нарушение предложно-падежных связей и прочее)
КСР № 3 (часть 1).
Задание на оценку собственной деятельности.
Создайте отдельный файл со следующей таблицей:
Тема курсовой работы | ||
Компонент методологического аппарата | Моя формулировка | Примечание |
Актуальность | ||
Проблема исследования | ||
Цель работы | ||
Задачи работы | ||
Основные понятия работы |
Запишите тему курсовой работы в графу «Тема». Остальные части пока оставьте незаполненными.
Устно ответьте на вопросы.
Правильно ли сформулирована тема вашей исследовательской работы? Понятно ли из формулировки, где накопились проблемы, и что предлагается для их решения? Адекватно ли средство решения проблемы самой проблеме?
[1] Подробно методы педагогического исследования будут изучаться в курсе позднее.