Распределение учебного времени по темам




Учебное время, выделенное на изучение дисциплины, распределяется по темам следующим образом:

 

  № пп   Наименование темы Всего Аудиторные занятия, час Самостоятельная работа, час
часов % В том числе
Лекции лаб. (практ.)
             
  Задачи и принципы деятельности информационно-консультацион­ной службы       - -
  Роль информационно-консультационной службы в системе знаний АПК, распространение и применение инноваций       - -
  Организационная структура и развитие информационно-консультационной службы          
  Методы работы информационно-консульта­ционной службы          
  Управление информационно-консультацион­ной службой          
  Планирование и организация работы информационно-консульта­ционной службы          
  Мониторинг и оценка деятельности информационно-консульта­ционной службы          
  Программы информационно-консульта­ционной службы          
  Маркетинг услуг информационно-консуль­тационной службы          
  Финансирование информационно-консуль­тационной службы          
  Современные информационные технологии и технические средства в работе информационно-консультационной службы          
  Итого          

 

Содержание лекций

Содержание лекционного материала распределяется по темам:

 

№ пп № темы Наименование и содержание лекции Про-долж., часов
1. 1. Задачи и принципы деятельности информационно-консультационной службы Цель, задачи, основные принципы и направления деятельности информационно-консультационной службы. Роль информационно-консультационных служб в развитии аграрного сектора экономики. Информационно-консультационная служба как инструмент региональной и аграрной политики. Условия, необходимые для успешного функционирования службы. Информационно-консультационная служба в России. Предмет, цели и задачи курса.  
2. 2. Роль информационно-консультационной службы в системе знаний АПК, распространение и применение инноваций Система знаний АПК. Структура системы знаний. Элементы системы знаний АПК. Взаимосвязи в системе знаний АПК и место информационно-консультационной службы в системе знаний. Задачи службы в процессе интеграции с аграрной наукой и образованием. Методы взаимодействия в системе знаний АПК. Распространение и применение инноваций. Виды инноваций, характеристики инноваций с точки зрения их применения. Стадии процесса распространения и применения инноваций. Стратегия и тактика информационно-консультационной службы на разных стадиях процесса распространения и применения инноваций.  
3. 3. Организационная структура и развитие информационно-консультационной службы Классификация организационных форм информационно-консультационной службы. Состав и содержание функций управления информационно-консультационной службы. Понятие и сущность организационной структуры и структуры управления информационно-консультационной службы, организационное построение информационно-консультационной службы. Местонахождение и размещение офисов информационно-консультационной службы, факторы, влияющие на выбор и варианты размещения службы в регионе. Основные направления развития и совершенствования структур информационно-консультационной службы. Факторы, препятствующие развитию информационно-консультационной службы. Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию структур информационно-консультационной службы. Тенденции в реорганизации структур информационно-консультационной службы в зарубежных странах.  
4. 4. Методы работы информационно-консультационной службы Коммуникационные процессы в информационно-консультационной службе. Эффективная коммуникация. Факторы, влияющие на коммуникационный процесс. Индивидуальные методы работы информационно-консультационной службы. Посещение хозяйств (ферм) специалистом информационно-консультационной службы: планирование, цель визита, подготовка необходимой информации, принципы общения с товаропроизводителем, подведение итогов визита. Посещение сельскими товаропроизводителями специалиста информационно-консультационной службы: подготовка к посещению, прием посетителей и особенности проведения беседы. Ведение корреспонденции. Телефонные переговоры. Неформальные контакты. Контакты во время ярмарок, выставок, праздников. Преимущества и недостатки индивидуальных методов. Групповые методы работы информационно-консультационной службы. Групповые дискуссии - планирование, подготовка, организация и проведение дискуссий. Групповые демонстрации и демонстрационные (полевые) дни. Организация и проведение полевого дня. Демонстрационные опыты: основные требования, типы, основные этапы проведения, схема показа опытов. Посещение (экскурсии) хозяйств в других районах - планирование и организация. Преимущество и недостатки групповых методов. Массовые методы работы информационно-консультационной службы. Использование телевидения, радио, журналов, газет, видео- и аудио-продукции. Выставки и ярмарки. Internet-технологии в работе службы. Роль СМИ в привлечении внимания, создании осведомленности, стимулировании интереса и распространения информации общего характера. Методы анализа использования различных средств распространения информации и выбор наиболее действенных методов или сочетания методов. Психологические аспекты информационно-консультационной деятельности.  
5. 5. Управление информационно-консультационной службой Стратегия и особенности управления информационно-консультационной службы в АПК. Система органов управления информационно-консультационной службы. Зарубежный опыт управления информационно-консультационной службы. Механизмы управления деятельностью. Кадры управления. Место и роль управления персоналом в системе управления информационно-консультационной службы, специфика процесса подбора и расстановки кадров. Анализ кадрового потенциала информационно-консультационной службы, организация и работа с кадровым резервом. Требования к кадрам информационно-консультационной службы. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров. Методы и технология оценки работников информационно-консультационной службы. Организация труда работников информационно-консультационной службы. Планирование работы аппарата управления ИКС, его отдельных звеньев и работников. Информационное обеспечение управления информационно-консультационной службой. Оценка эффективности и совершенствование системы управления. Оценка эффективности деятельности отдельных работников информационно-консультационной службы.  
6. 6. Планирование и организация работы информационно-консультационной службы Необходимость и специфика планирования в информационно-консультационной службе. Планирование на различных уровнях управления. Виды планирования. Процесс планирования. Формирование подразделений на основе выполняемых функций, географического расположения, программ, категорий пользователей, оказываемых услуг. Определение полномочий и компетенции в области принятия решений, линейная и функциональная субординация, должностные обязанности и права сотрудников, координация работ.  
7. 7. Мониторинг и оценка деятельности информационно-консультационной службы Мониторинг и оценка деятельности информационно-консультационной службы как инструмент управления и совершенствования информационно-консультационной деятельности. Уровни оценки информационно-консультационной деятельности. Факторы, влияющие на эффективность деятельности информационно-консультационной службы. Методика оценки эффективности деятельности информационно-консультационной службы. Элементы процесса оценки, формулирование задач оценки и использования ее результатов. Методы и способы сбора данных для проведения оценки. Анализ собранных данных. Использование результатов мониторинга и оценки в процессе управления службой и повышении ее эффективности.  
8. 8. Программы информационно-консультационной службы Мониторинг, анализ и формулирование текущих проблем и потребностей, которые могут быть решены с помощью региональной консультационной службы. Приоритеты программ службы. Анализ целевых групп. Разработка программ региональной службы. Выбор методов реализации программ. Планирование и организация ресурсов. Мониторинг, и оценка хода реализации программы. Критерии и показатели оценки эффективности программ.  
9. 9. Маркетинг услуг информационно-консультационной службы Формирование маркетинговой политики и стратегии информационно-консультационной службы. Ценообразование на платные информационно-консультационные услуги как один из важнейших элементов маркетинговой стратегии. Методы проведения маркетинговых исследований в области информационно-консультационных услуг. Методы продажи информационно-консультационных услуг. Привлечение новых клиентов и взаимодействие с ними.  
10. 10. Финансирование информационно-консультационной службы Принципы и формы финансирования информационно-консультационной службы. Основные источники и условия финансирования деятельности службы. Ценообразование на информационно-консультационные услуги. Финансовый план информационно-консультационной службы. Интеграция программ по финансированию информационно-консультационных услуг.  
11. 11. Современные информационные технологии и технические средства в работе информационно-консультационной службы Цель, задачи, структура и средства информационных технологий поддержки работы информационно-консультационной службы. Функциональные и обеспечивающие подсистемы современных информационных технологий деятельности информационно-консультационной службы. Информационная модель технологического процесса деятельности информационно-консультационной службы. Комплекс технических средств поддержки функционирования информационно-консультационной службы. Компьютерные базы данных, системы управления базами данных и информационно-поисковые системы. Базы знаний и экспертные системы. Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений. Интегрированные системы обработки данных. Использование информационно-компьютерных систем и сетей в работе информационно-консультационной службы. Межкомпьютерные информационные системы. Глобальные информационно-вычислительные сети. Международная компьютерная сеть INTERNET. Технические средства телекоммуникаций. Использование средств электронной и факсимильной связи.  
    Итого  

 

Содержание практических занятий

№ пп № темы Наименование и содержание практических занятий Про-долж., часов Учебно-методические разработки
1. 1. Организационная структура и развитие информационно-консультационной службы Разработка состава и содержания функций управления районной информационно-консультационной службы. Оценка эффективности мероприятий по совершенствованию структур информационно-консультационной службы.   Семинар № 1
2. 2. Методы работы информационно-консультационной службы Коммуникационные процессы в информационно-консультационной службе. Факторы, влияющие на коммуникационный процесс. Индивидуальные методы работы информационно-консультационной службы. Ведение корреспонденции. Телефонные переговоры. Неформальные контакты. Преимущества и недостатки индивидуальных методов. Групповые методы работы информационно-консультационной службы. Преимущество и недостатки групповых методов. Методы анализа использования различных средств распространения информации и выбор наиболее действенных методов или сочетания методов. Психологические аспекты информационно-консультационной деятельности.   Семинар № 2
3. 3. Управление информационно-консультационной службой Механизмы управления деятельностью. Методы и технология оценки работников информационно-консультационной службы. Оценка эффективности и совершенствование системы управления. Оценка эффективности деятельности отдельных работников информационно-консультационной службы.   Семинар № 3
4. 4. Планирование и организация работы информационно-консульта­ционной службы Процесс планирования. Определение полномочий и компетенции в области принятия решений, линейная и функциональная субординация, должностные обязанности и права сотрудников, координация работ.   Семинар № 4
5. 5. Мониторинг и оценка деятельности информационно-консульта­ционной службы Методика оценки эффективности деятельности информационно-консультационной службы. Методы и способы сбора данных для проведения оценки. Анализ собранных данных.   Семинар № 5
6. 6. Программы информационно-консультационной службы Приоритеты программ службы. Разработка программ региональной службы. Критерии и показатели оценки эффективности программ.   Семинар № 6
7. 7. Маркетинг услуг информационно-консультационной службы Формирование маркетинговой политики и стратегии информационно-консультационной службы. Методы проведения маркетинговых исследований в области информационно-консультационных услуг.   Семинар № 7
8. 8. Финансирование информационно-консультационной службы Основные источники и условия финансирования деятельности службы. Ценообразование на информационно-консультационные услуги. Финансовый план информационно-консультационной службы.   Семинар № 8
9. 9. Современные информационные технологии и технические средства в работе информационно-консультационной службы Информационная модель технологического процесса деятельности информационно-консультационной службы. Компьютерные базы данных, системы управления базами данных и информационно-поисковые системы (изучение конкретных баз данных в компьютерном классе). Компьютерные технологии интеллектуальной поддержки управленческих решений. Интегрированные системы обработки данных.   Семинар № 9
    Итого    

 

 

Содержание самостоятельной работы студентов

Содержание вопросов, изучаемых студентами самостоятельно

 

№ темы Наименование изучаемых тем или вопросов Продолж., часов Методическое обеспечение Форма отчетности
  Организационная структура и развитие информационно-консультационной службы   Основная литература, методические указания Конспект
  Методы работы информационно-консульта­ционной службы   Основная литература, методические указания Конспект
  Управление информационно-консультацион­ной службой   Основная литература, методические указания Конспект
  Планирование и организация работы информационно-консульта­ционной службы   Основная литература, методические указания Конспект
  Мониторинг и оценка деятельности информационно-консульта­ционной службы   Основная литература, методические указания Конспект
  Программы информационно-консульта­ционной службы   Основная литература, методические указания Конспект
  Маркетинг услуг информационно-консуль­тационной службы   Основная литература, методические указания Конспект
  Финансирование информационно-консуль­тационной службы   Основная литература, методические указания Конспект
  Современные информационные технологии и технические средства в работе информационно-консультационной службы   Основная литература, методические указания Конспект
  Итого:      

 

Содержание и методическое обеспечение курсового проектирования:

Задача курсового проектирования – закрепить знания, полученные при изучении теоретического курса, и получить навыки организации информационно-консультационной службы районного уровня.

Курсовой проект выполняется в соответствии с Положением о курсовом и дипломном проектировании, утвержденным решением ученого совета ЧГАУ от 13.02.2003 г. (протокол № 5).

Студенты выполняют курсовой проект по индивидуальному заданию, в соответствии с которым осуществляется разработка:

1. Краткая экономическая характеристика района (включает в себя анализ места расположения района, основной направленности хозяйственной деятельности и финансового состояния предприятий).

2. Методологические и методические основы создания и функционирования информационно-консультационных служб в сельском хозяйстве.

3. Разработка проекта организации районной (региональной) информационно-консультационной службы с составлением перечня должностей и должностных инструкций или мероприятий по улучшению деятельности существующей (приводятся экономические расчеты предложенных мероприятий на основе изученных в предыдущем разделе методик).

4. Практический вопрос: оценка финансово-экономического состояния предприятия (по данным бухгалтерской отчетности)

Курсовой проект оформляется в виде пояснительной записки объемом 25…30 страниц рукописного текста.

Студенты используют учебную и специальную литературу, журнальные статьи по экономике и управлению АПК.

График выполнения курсового проекта

 

             
100 %            
90 %            
50 %            
15 %            
Процент выполнения Выдача проекта Наименование основных разделов проекта (работы) Защита проекта
      15 %:   1- Краткая экономическая характеристика района   50 %:   2 - Методологические и методические основы   90 %:   3 - Разработка проекта районной организации   100%:   4 - Практический вопрос  
Номер недели в семестре   2-3 4-5      

 

Методические материалы

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: