Литературное чтение Тема урока: М. Пришвин «Моя родина».
Цель урока:
• Познакомиться с рассказом М. Пришвина «Моя родина»;
• совершенствовать умение читать текст правильно, осознанно и выразительно, целыми словами;
Ход урока
- Мотивация к учебной деятельности
Настал новый урок. Улыбнитесь!Мы добрые, приветливые и ласковые. Мы все здоровы.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство. Я желаю всем вам хорошего урока.
- Речевая разминка.
Упражнения для дикции
Произнеси отчетливо, выделяя голосом звук (Й).
МАЙ ЛАЙ ВОЙ САРАЙ
СТОЙ ПРЫГАЙ БЕГАЙ
ЗАЙКА ЗМЕЙКА ЛАЙКА
УРОЖАЙ ЙОГУРТ ТАЙНА
- Как вы понимаете смысл слова «Родина»? (место, где родился и т.д.)
- Молодцы! Всё верно. Родина – это место рождения, страна, в которой живёт человек, родная сторона, отечество.
-Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (Ответы детей)
Да, тема сегодняшнего урока связана со словом Родина.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом – очерком «Моя Родина» М. Пришвина
- Что же такое очерк?
- Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе
Чему будете учиться, поставьте цель. Продолжите фразы:
Я познакомлюсь… (с биографией писателя и произведением)
Узнаю, определю… (жанр произведения)
Буду тренироваться … (читать без ошибок, выразительно)
Выскажу … (своё отношение)
Учиться… (сотрудничать, активно работать)
Откройте учебники с.57
Рассмотрите иллюстрации к разделу. Как вы думаете, о ком мы будем читать? (О животных).
Авторы произведений обращаются к нам: «Люби живое». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли ее. Именно с этим разделом мы сегодня начинаем работу.
|
Знакомство с биографией писателя.
-Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любившим природу. Это Михаил Михайлович Пришвин
- Что же способствовало тому, что М. Пришвин писал о Родине и родной природе? (ответ: акцент на то, что детство его прошло на лоне необыкновенно красивой природы)ПРОЧИТАЙТЕ
Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии, провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Детство его прошло на лоне необыкновенно красивой природы. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем.
Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями.
- Что же способствовало тому, что М. Пришвин писал о Родине и родной природе?
- Чем любил заниматься Пришвин? (Охотой)
А вот в чём была её особенность, вы узнаете, прочитав отрывок из воспоминаний Пришвина.
Прочитайте рассказ - Какое впечатление произвёл на вас рассказ? (понравился. Интересный)
- Какие картины вы представили?
Словарная работа
|
- Ребята, в этом произведении нам встретятся непонятные слова. Прочитайте их.
Со/кро/ви/ща -
Кла/до/вая -
- Что такое сокровища?
- Давайте посмотрим в толковом словаре значение этого слова.
- Сокровища - 1) драгоценность, дорогая вещь; 2) так говорят о ком - то, о чем-то ценном, дорогом; 3) ценности духовной и материальной культуры.
- Что такое кладовая?
-Найдите в толковом словаре.
- Кладовая – это: 1)помещение для хранения материалов, товаров; 2) место, где сосредоточены какие-нибудь природные ценности, (например подземные кладовые).
- Нам предстоит большая работа по исследованию текста рассказа, поэтому мы немного отдохнем.
Физминутка.
Чтение произведения по частям.
- Ребята, попробуйте разделить этот текст на части. Помните, что каждая часть должна быть логически закончена.
- Сколько частей у вас получилось?
- 3 части.
-Прочитаем 1-ю часть. ) - Какую привычку воспитала у Пришвина его мать?
- Найдите и прочитайте, как по-особенному готовилось молоко, и каким был чай?
-Молоко кипятилось в глиняном горшочке и сверху всегда покрывалось румяной пенкой, от этого чай становился особенно вкусным.
- О каком удивительном явлении природы в начале произведения пишет Пришвин?
- Восход солнца, пробуждение природы.
-Прочитаем 2-ю часть. - Какая очень хорошая привычка выработалась у автора, которая проявилась, даже тогда, когда он стал жить в городе? (- Он стал вставать рано.)
- Почему автор считает, что начинать работу надо рано утром вместе с солнцем?
- Тогда прибудет здоровье, радость, жизнь и счастье.
- В чем заключалась «охота» писателя? Прочитайте.
|
- С детства Пришвин любил охоту, но его охота была особенной. Он ходил чаще всего не с ружьем, а с записной книжкой и охотился не за птицей и зверем, а за открытиями. Он мечтал сделать такое открытие, которое не сделал никто.
-Прочитаем 3-ю часть. - К кому Пришвин обращается в этой части?
-Он обращается к нам.
-Как он вас называет?
- Молодые друзья.
- Кем вы являетесь по отношению к нашей природе?
- Мы - хозяева природы.
- С чем он сравнивает природу?
- С кладовой солнца, с великими сокровищами жизни.
- Правильно, эти сокровища - животные, растения, моря, воздух и т.д. К чему Пришвин нас призывает?
-Нужно беречь эти сокровища.
- Почему, охранять природу, - значит охранять Родину?
Эти слова стали крылатыми - Природа – часть Родины – Для Пришвина Природа и Родина неразделимы! Эта тема актуальна на сегодняшний день,
- Мне хотелось бы, чтобы вы высказали свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн. Напомню, что синквейн – это стихотворение из 5 строчек, которое строится по определённым правилам
1) Одно сущ., главное понятие темы.
2) Два прил., описание темы
3) Три глагола, суть событий
4) Фраза, предложение. Главная мысль, отношение автора.
5) Одно сущ., синоним темы.
-Перед вами пословицы. Выберите те, которые подходят по смыслу к нашему произведению. Объясните их смысл.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.
Человек без Родины, что птица без крыльев.
При солнце тепло, при матери – добро.
- Что можете вы сделать, чтобы сберечь природу?
- Сажать деревья, убирать мусор, не загрязнять водоёмы, не рвать цветы.
Обобщающая беседа
– С творчеством какого писателя мы сегодня познакомились?
- Мы познакомились с творчеством М.Пришвина.
– Что нового узнали на уроке?
- Природа – это кладовая солнца. Мы – хозяева природы и мы должны охранять ее сокровища.
-Какую пользу для себя вы получили от этого урока? Какие знания с урока вам могут пригодиться в дальнейшем?
-Да, ребята, книги М. Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле. (порекомендовать книги)
Каждый из нас любит свою Родину. Поэт создаёт образ Родины с помощью слова, композитор - с помощью звуков, художник использует краски и кисть, чтобы передать нам всю красоту, увиденную им. И всё это великий труд, приносящий радость.
Итог урока: итак, мы сегодня соприкоснулись с творчеством выдающегося русского писателя М.П. Я надеюсь, что его рассказ не оставил вас равнодушными, и вы поняли, что каждый человек, живущий на планете Земля должен любить и охранять свою родину и приумножать ее богатства
Д/з:
Прочитайте рассказ М.М. Пришвина «Моя Родина»
Выучите наизусть последний абзац