Имена, ставшие крылатыми.




Крылатые слова и выражения

Цель: знакомство с понятием «крылатые слова и выражения»

Задачи:
1) ознакомление учащихся с терминами крылатые единицы, крылатые слова, крылатые выражения;

2) обогащение речи учащихся крылатыми словами и выражениями,

3) привитие навыков работы с текстом,

4) развитие внимания, логического мышления учащихся;

5) воспитание любви и интереса к родному языку.

Оборудование: фразеологические словари и словари крылатых слов и выражений.

Ход занятия:

Организационный момент.

Приветствие.

Актуализация знаний

– На прошлом уроке мы говорили с вами о том, откуда приходят к нам новые слова фразеологизмы. Давайте вспомним это.

– Приведите примеры фразеологизмов, связанных с историей Руси, с различными ремёслами и профессиями; фразеологизмов, пришедших из мифов Древней Греции, из Библии.

– Какие предложения составили вы с этими фразеологизмами?

Изучение нового материала

Постановка проблемы

– Как вы думаете, обо всех ли источниках появления фразеологизмов в нашем языке мы с вами узнали на прошлом уроке?

– Откуда еще могли приходить устойчивые выражения?

– Устойчивые выражения, которые пришли к нам из литературных источников, называются «крылатые слова». Как думаете, почему?

– Итак, сегодня мы поговорим о крылатых словах. Какие цели мы можем сегодня поставить перед собой?

Знакомство с термином «крылатые слова»

– Почему же эти слова называются крылатыми? (работа с фразеологическим словарем)

Крылатые фразы, крылатые слова, крылатые выражения - по определению БСЭ,«широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, изречения исторических лиц, краткие цитаты, имена мифологических и

литературных персонажей, ставшие нарицательными». Изучаются фразеоло- гией.

– А теперь предлагаю поиграть. Игру нашу я назвала так: «Откуда прилетели вы, крылатые слова и выражения?»

Игра «Знаешь ли ты крылатые слова и выражения?»

– Определите, из каких басен эти крылатые слова:

1. И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

2. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

3. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.

4. Мартышка к старости слаба глазами стала.

5. От радости в зобу дыханье спёрло.

6. За дерзость такову я голову с тебя сорву.

7. Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела.

8. А Васька слушает да ест.

9. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

10. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.

11. Я ваш старинный сват и кум.

12. Да только воз и ныне там.

13. Хоть видит око, да зуб неймёт.

14. Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!

15. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.

16. У сильного всегда бессильный виноват.

17. Ты всё пела? Это дело: Так поди же попляши!

Крылатые слова и выражения, пришедшие из художественных произведений.

– Запишите как можно больше крылатых слов и выражений, пришедших из других произведений: народных или авторских сказок, стихотворений, рассказов и т. п. Укажите источник. Можно воспользоваться словарём.

(Например, Народные сказки: В некотором царстве, в некотором государстве; за тридевять земель)

Имена, ставшие крылатыми.

– Назовите имя (фамилию), прозвище человека или кличку животного, ставшие крылатыми. Так иносказательно говорят

1. О врачах-педиатрах или ветеринарах

2. О красивом, стройном молодом человеке

3. О физически очень сильном человеке

4. О девушке / девочке, выполняющей трудную работу, которая не находит справедливой оценки со стороны окружающих; символ удачи и вознаграждения за трудолюбие и долготерпение.

5. О незадачливом любителе путешествовать, который постоянно попадает в неприятные ситуации.

6. О самовлюблённом, самодовольном человеке.

7. О невнимательном, забывчивом, чудаковатом человеке.

8. О человеке, который волей обстоятельств живет один, вдалеке от людей, и самостоятельно, в одиночку преодолевает сложности своей уединённой жизни.

9. О людях невнимательных, мечтательных, медлительных, не проявляющих должного интереса к своей работе.

10. О тихоне, скромнице, которая очень редко смеётся, веселится.

11. О человеке, несправедливо оценённом ниже своих высоких достоинств, открывающихся неожиданно для окружающих его людей.

12. Об изнеженной, избалованной особе

13. О взрослом не по годам мальчике, помогающем семье в работе по дому.

Ответы

1. Айболит (персонаж сказки К.И.Чуковского, добрый, чудаковатый доктор, который лечит зверей и птиц)

2. Аполлон (бог искусства в Древней Греции, покровитель творческих людей)

3. Геракл (древнегреческий герой, наделенный необычайной силой)

4. Золушка

5. Лягушка-путешественница

6. Нарцисс

7. Рассеянный с улицы Бассейной (Из стихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный»)

8. Робинзон

9. Спящая красавица

10. Царевна Несмеяна

11. Гадкий утенок

12. Принцесса на горошине

13. Мужичок с ноготок

Мифы Древней Греции.

Устойчивые выражения, пришедшие из мифов Древней Греции, называют и фразеологизмами, и крылатыми выражениями. На прошлом уроке мы уже знакомились с происхождением некоторых их них. Давайте расширим свои знания.

В словаре найдите значение и происхождение следующих крылатых выражений, пришедших из мифов Древней Греции. Подготовьте рассказ.

Дары данайцев (троянский конь)

Нить Ариадны (Ариаднина нить)

Сизифов труд

Ящик Пандоры

Сочинение

– Выберите любое крылатое выражение, напишите небольшой текст, который помогал бы понять, когда, в какой ситуации можно употребить это выражение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: