Крылатые слова и выражения
Цель: знакомство с понятием «крылатые слова и выражения»
Задачи:
1) ознакомление учащихся с терминами крылатые единицы, крылатые слова, крылатые выражения;
2) обогащение речи учащихся крылатыми словами и выражениями,
3) привитие навыков работы с текстом,
4) развитие внимания, логического мышления учащихся;
5) воспитание любви и интереса к родному языку.
Оборудование: фразеологические словари и словари крылатых слов и выражений.
Ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие.
Актуализация знаний
– На прошлом уроке мы говорили с вами о том, откуда приходят к нам новые слова фразеологизмы. Давайте вспомним это.
– Приведите примеры фразеологизмов, связанных с историей Руси, с различными ремёслами и профессиями; фразеологизмов, пришедших из мифов Древней Греции, из Библии.
– Какие предложения составили вы с этими фразеологизмами?
Изучение нового материала
Постановка проблемы
– Как вы думаете, обо всех ли источниках появления фразеологизмов в нашем языке мы с вами узнали на прошлом уроке?
– Откуда еще могли приходить устойчивые выражения?
– Устойчивые выражения, которые пришли к нам из литературных источников, называются «крылатые слова». Как думаете, почему?
– Итак, сегодня мы поговорим о крылатых словах. Какие цели мы можем сегодня поставить перед собой?
Знакомство с термином «крылатые слова»
– Почему же эти слова называются крылатыми? (работа с фразеологическим словарем)
Крылатые фразы, крылатые слова, крылатые выражения - по определению БСЭ,«широкоупотребительные меткие слова, образные выражения, изречения исторических лиц, краткие цитаты, имена мифологических и
|
литературных персонажей, ставшие нарицательными». Изучаются фразеоло- гией.
– А теперь предлагаю поиграть. Игру нашу я назвала так: «Откуда прилетели вы, крылатые слова и выражения?»
Игра «Знаешь ли ты крылатые слова и выражения?»
– Определите, из каких басен эти крылатые слова:
1. И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
2. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?
3. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку.
4. Мартышка к старости слаба глазами стала.
5. От радости в зобу дыханье спёрло.
6. За дерзость такову я голову с тебя сорву.
7. Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела.
8. А Васька слушает да ест.
9. А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.
10. Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать.
11. Я ваш старинный сват и кум.
12. Да только воз и ныне там.
13. Хоть видит око, да зуб неймёт.
14. Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!
15. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт.
16. У сильного всегда бессильный виноват.
17. Ты всё пела? Это дело: Так поди же попляши!
Крылатые слова и выражения, пришедшие из художественных произведений.
– Запишите как можно больше крылатых слов и выражений, пришедших из других произведений: народных или авторских сказок, стихотворений, рассказов и т. п. Укажите источник. Можно воспользоваться словарём.
(Например, Народные сказки: В некотором царстве, в некотором государстве; за тридевять земель)
Имена, ставшие крылатыми.
– Назовите имя (фамилию), прозвище человека или кличку животного, ставшие крылатыми. Так иносказательно говорят
|
1. О врачах-педиатрах или ветеринарах
2. О красивом, стройном молодом человеке
3. О физически очень сильном человеке
4. О девушке / девочке, выполняющей трудную работу, которая не находит справедливой оценки со стороны окружающих; символ удачи и вознаграждения за трудолюбие и долготерпение.
5. О незадачливом любителе путешествовать, который постоянно попадает в неприятные ситуации.
6. О самовлюблённом, самодовольном человеке.
7. О невнимательном, забывчивом, чудаковатом человеке.
8. О человеке, который волей обстоятельств живет один, вдалеке от людей, и самостоятельно, в одиночку преодолевает сложности своей уединённой жизни.
9. О людях невнимательных, мечтательных, медлительных, не проявляющих должного интереса к своей работе.
10. О тихоне, скромнице, которая очень редко смеётся, веселится.
11. О человеке, несправедливо оценённом ниже своих высоких достоинств, открывающихся неожиданно для окружающих его людей.
12. Об изнеженной, избалованной особе
13. О взрослом не по годам мальчике, помогающем семье в работе по дому.
Ответы
1. Айболит (персонаж сказки К.И.Чуковского, добрый, чудаковатый доктор, который лечит зверей и птиц)
2. Аполлон (бог искусства в Древней Греции, покровитель творческих людей)
3. Геракл (древнегреческий герой, наделенный необычайной силой)
4. Золушка
5. Лягушка-путешественница
6. Нарцисс
7. Рассеянный с улицы Бассейной (Из стихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный»)
8. Робинзон
9. Спящая красавица
10. Царевна Несмеяна
11. Гадкий утенок
12. Принцесса на горошине
|
13. Мужичок с ноготок
Мифы Древней Греции.
Устойчивые выражения, пришедшие из мифов Древней Греции, называют и фразеологизмами, и крылатыми выражениями. На прошлом уроке мы уже знакомились с происхождением некоторых их них. Давайте расширим свои знания.
В словаре найдите значение и происхождение следующих крылатых выражений, пришедших из мифов Древней Греции. Подготовьте рассказ.
Дары данайцев (троянский конь)
Нить Ариадны (Ариаднина нить)
Сизифов труд
Ящик Пандоры
Сочинение
– Выберите любое крылатое выражение, напишите небольшой текст, который помогал бы понять, когда, в какой ситуации можно употребить это выражение.