Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа




Урок 16. ТЕМА: ОСНОВЫСТИХОСЛОЖЕНИЯ

Давно известно, что около 90% молодых людей в возрасте 12-18 лет пробовали писать стихи. Волшебный мир поэзии открывается перед человеком в том возрасте, когда чувства свежи, когда всё в жизни представляется новым и необычным, и ещё не притупилось острота восприятия окружающего мира. По мере возмужания и накопления жизненного опыта розовая дымка поэзии начинает рассеиваться и к 20 годам большая часть начинающих поэтов переключают своё внимание на другие цели. Однако 1-2% упрямцев продолжают писать и отдавать занятиям литературой всё свободное время. Этот урок для таких романтиков.

Что же такое стихосложение? Это, во-первых, умение подобрать рифму, во-вторых - выбрать ритм и следовать ему на протяжении всего стихотворения, в третьих, - правильным литературным языком выразить свои мысли, чувства, эмоции.

Написание стихотворений - это не только творчество и самовыражение, но это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей и нюансов. Конечно, талант очень много значит для поэта, но без знания основных правил стихосложения, специфических литературных приемов, создание хорошего стихотворного произведения практически невозможно.
На вопрос: "Как пишутся стихи?" я могу сказать твёрдо - стихи не пишутся, не сочиняются, не придумываются, они звучат в каждом человеке наделённом богатым воображением. Они приходят неведомо откуда и не подчинены времени и пространству. Стихи могут придти к тебе днём и ночью, во время работы или когда ты стоишь в очереди, в самолёте или трамвае, в лесу или в центре города.

ПРОЗА И ПОЭЗИЯ.

Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа

 

Проза и поэзия

Есть два типа организации художественного текста — проза и поэзия (стихотворная речь).

Они противопоставлены прежде всего тем, что проза, в отличие от стихов, не делится на соразмерные отрезки, не столь четко ритмически организована.

Само слово проза происходит от латинского. Это обозначало у римлян речь сплошную, заполняющую всю страницу и свободно устремляющуюся вперед.

Слово стих в переводе с греческого значит «ряд». В стихах, в их виде и звучании важна пауза на конце стиха, благодаря которой стихи произносятся медленнее, чем проза.

Очень важна звуковая организация стиха. Звуки в стихах как бы «окликают» друг друга. Часто повторяются одни и те же согласные — аллитерация, или гласные — ассонансы. Стихи обладают ритмом, мелодикой, укладывающейся в метр стихотворения. Стихотворные строки на конце имеют совпадающие в звучании слоги — рифмы.

Стихотворная речь происходит от песни, поэтому неразрывно связана с мелодией.

Проза возникла значительно позже, чем стихи. До эпохи Возрождения стихотворная форма в Европе была практически единственным инструментом

превращения слова в искусство и почиталась одним из основных условий красоты. «Стиль, лишенный ритма, имеет незаконченный вид», — писал Аристотель.

Есть, помимо звучания и ритмической организации, и глубокие внутренние различия между поэзией и прозой.

По словам литературного критика Ю. И. Айхенвальда, «прозе нужны отвлеченности, схемы, формулы, и она движется по руслу логики; напротив, поэзия требует картинности, и в живые краски претворяет она содержание мира, и слова для нее — носители не понятий, а образов.

Проза рассуждает, поэзия рисует.

Проза суха, поэзия взволнована и волнует.

Проза анализирует, поэзия синтезирует, т. е. первая разнимает явление на его составные элементы, между тем как вторая берет явление в его целостности и единстве. В связи с этим поэзия олицетворяет, одухотворяет, животворит; проза же, трезвая проза, родственна мировоззрению механистическому».

Но граница между прозой и поэзией все же условна. Прозаическое произведение может включать в себя элементы лирического стихотворения: ритм, мелодику, метафорическую насыщенность, яркую эмоциональность. Таковы, например, лирические отступления в произведениях Н. В. Гоголя — «Чуден Днепр при тихой погоде!..», «Знаете ли вы украинскую ночь?...» Существует также жанр стихотворения в прозе, представленный в русской литературе в творчестве И. С. Тургенева.

Стихотворные же произведения в то же время могут быть, подобно прозе, эпичны и лишены возвышенной лексики — жанр басни не предполагает лиричности, как другие поэтические жанры.

Основы стихосложения

 

Понятие Формулировка
РИФМА Звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце. В отличие от других звуковых повторов, рифма всегда подчеркивает ритм, членение речи на стихи
СТРОФА Повторяющаяся в стихотворной речи группа стихов, связанных по смыслу, а также расположением рифм; сочетание стихов, образующее ритмическое и синтаксическое целое, объединенное определенной системой рифмовки; дополнительный ритмический элемент стиха. Часто имеет законченное содержание и синтаксическое построение. Строфа отделяется одна от другой увеличенным интервалом
РИТМ Постоянное, мерное повторение в тексте однотипных отрезков, в том числе минимальных — слогов ударных и безударных.
С понятием «поэтический ритм» связаны все регулярные композиционно значимые повторы словесно-звукового материала. К числу таковых относятся повторы: 1) тождественных или аналогичных слоговых групп (тонический ритм); 2) стиховых строк равной длительности (силлабический); 3) синтаксических конструкций в пределах одной или нескольких соотносимых стиховых строк (синтаксический); 4) звуков в конце строк (рифма); 5) звуков на равных композиционных местах внутри строк (внутренняя рифма); 6) чередование рифмующих окончаний по положению ударного слога от конца — мужское и женское, мужское и дактилическое; 7) пауз в конце стиховых строк; 8) пауз словоразделов на равных композиционных местах внутри стиховых строк (цезура); 9) соотношений между синтаксическим строем предложения и метрической основой стиха (интонационный ритм)

Стихотворный размер (метр)

Стихотворный размер — последовательно выраженная форма стихотворного ритма (определяется числом слогов, ударений или стоп — в зависимости от системы стихосложения); схема построения стихотворной строки.

В русском (силлабо-тоническом) стихосложении различаются пять основных стихотворных размеров: двухсложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест). Кроме того, каждый размер может варьироваться по количеству стоп (четырехстопный ямб; пятистопный ямб и пр.).

 

Понятие Формулировка Пример
ЯМБ Двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге. Самый употребительный из метров русского силлабо-тонического стиха; основные размеры: четырехстопный (лирика, эпос), шестистопный (поэмы и драмы XVIII в.), Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна. М. В. Ломоносов
  пятистопный (лирика и драмы XIX— XX вв.), вольный разностопный (басня XVIII—XIX вв., комедия XIX в.)  
ХОРЕЙ Двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя... А. С. Пушкин
ДАКТИЛЬ Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на первый слог в стопе Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную. М. Ю. Лермонтов
АМФИБРАХИЙ Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на второй слог — ударный среди безударных — в стопе. Шумела полночная вьюга В лесной и глухой стороне. А. А. Фет
АНАПЕСТ Трехсложный стихотворный размер, при котором ударение падает на последний, третий, слог в стопе 1Ш- | У людей-то в дому — чистота, лепота, А у нас-то в дому — теснота, духота... Н. А. Некрасов

 

Система рифмовки

Понятие Формулировка Пример
Перекрестная Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмующиеся строки чередуются по схеме аЬаЪ Белеет парус одинокий В тумане моря голубом, Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном? М. Ю. Лермонтов
Параллельная (смежная, парная) Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмующиеся строки идут одна за другой по схеме ааЬЬ Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик... Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. А. Барто
Опоясывающая (кольцевая) Такая система рифмовки в стихотворении, при которой рифмуются первые и последние строки, а также внутренние (третья и четвертая строки) по схеме аЬЬа  

 

Как пишутся стихи? Каждое стихотворение - это исповедь твоей души, её зеркальное отражение. Стихи - это дети, выстраданные и в муках рождённые. И если приходится выбрасывать из книги какое-то стихотворение, тебе больно, потому что с любой строчкой связан какой-то момент твоей жизни, полузабытые переживания и дорогие сердцу воспоминания.
Когда к поэту приходит вдохновение и рука рвётся к перу и бумаге, он не думает о стиле, композиции, о ритме и рифмах. Он ПИШЕТ.
И когда Александр Сергеевич Пушкин писал "Я Вас любил: любовь ещё, быть может...", - разве он думал о том, что пишет пятистопным ямбом в сочетании с пиррихием, перекрёстной рифмой, используя двусложный мужской тип рифмовки. Конечно, нет. Он просто ТВОРИЛ. Творил прекрасное.
Читая стихи хороших поэтов, люди часто находят в них отзвук своему настроению и сами начинают писать. Особенно это относится к людям молодым. Когда люди чаще всего начинают писать первые стихи? Конечно же, переживая первые сильные чувства - первую любовь, первое в ней разочарование.
"Как пишутся стихи?" В своё время Некрасов писал: "В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией". И если этот клапан открылся надо дать выход всем тем переживаниям, которые накопились в вашей душе, иначе эти переживания осядут горьким осадком, и будут отравлять вашу молодость и дальнейшую жизнь.
Написать стихотворение может каждый человек. Что для этого надо? Много читать? - обязательно. Уметь подбирать рифму? - конечно...
Однако, главным условием творчества является умение не оставаться равнодушным к происходящему, чутко реагировать на все события окружающего мира.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: