Принципы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения.




Коррекционная работа определяется как регулирующая и активизирующая все психические процессы в их системной взаимосвязи.

Как мы уже писали, в дефектологической науке наиболее важной проблемой остается разработка принципов, содержания и методов коррекционной работы в соответствии с общими и специфическими закономерностями психофизического развития детей с особыми потребностями в развитии. Эффективность же коррекционного воздействия зависит от понимания целей, задач и роли коррекционной работы в преодолении недостатков в развитии детей с нарушением зрения.

Именно поэтому важно выделить ряд принципов, которые, на наш взгляд, предопределяют эффективность коррекционного воздействия. В этом случае коррекционная работа представляется как средство для понимания педагогом ребенка и помощи ему, как средство передачи ему определенного опыта, как средство организации и управления деятельностью ребенка. При этом коррекционная работа должна быть направлена на развитие способностей адекватного отражения объектов и явлений действительности, к выражению и самопроявлению ребенка в различных видах деятельности, оптимизации всех потенциальных возможностей психики ребенка. На этой основе процесс коррекционного воздействия будет иметь положительный эффект.

Одним из принципов коррекционной работы является ее превентивная направленность, которая решает задачи опережающего характера для предупреждения появления отклонений в психофизическом развитии детей с нарушением зрения.

Успешность решения превентивной роли коррекционной работы во многом зависит от раннего выявления детей с нарушением зрения, эффективности методов клинико-психологической диагностики и, соответственно, ранней и своевременной организации коррекционной помощи еще в семье, а затем и в условиях специального дошкольного учреждения. Кроме того, превентивность коррекционной работы проявляется в прогнозировании результатов коррекционно-компенсаторной помощи в развитии и становлении личности ребенка не только на ближайшее будущее и настоящее, но, исходя из прогноза восстановления, сохранения и развития зрения, предопределять дальнейшие перспективы его социальной адаптации, абилитации или реабилитации.

В связи с этим, в настоящее время предпринято многое для того, чтобы организовать систему раннего выявления детей с глазной патологией и разработать содержание и методику ранней комплексной медико-психолого-педагогической помощи. В опытно-экспериментальной работе автора имеется достаточное количество данных, показывающих, что раннее психолого-педагогическое вмешательство позволяет снять проявление вторичных отклонений в развитии.

Другим, не менее важным является принцип пропедевтической роли коррекционной работы, который мы определяем весьма важным для введения ребенка с нарушением зрения в различные виды детской деятельности: игру, занятия, труд и другие. В связи с тем, что у детей с нарушением зрения существуют специфические трудности чувственной ориентировки, необходимо обеспечить им различные социально-адаптивные способы действий, позволяющие детям включаться в различные виды деятельности. Например, применительно к овладению рисованием, мы ввели пропедевтический курс обучения детей навыкам обследования натуры, постановки руки, развития формообразующих движений. Таким образом, формируем те социально-адаптивные навыки, которые позволяют детям успешно овладевать знаниями и умениями, входящими в ту или иную конкретную деятельность.

Такие же пропедевтические курсы необходимы для подведения ребенка с нарушением зрения к игре, когда его следует научить игровым, ролевым действиям, развить представления об окружающем мире для сюжетного обогащения игры.

Таким образом, пропедевтическая роль коррекционной работы проявляется в сближении ребенка с нарушением зрения с окружающим миром, подготовке к обучению, воспитанию у него специальных социально-адаптивных способов ориентации при овладении теми или иными знаниями, навыками и умениями. Без пропедевтической работы детям с нарушением зрения невозможно в полном объеме сообразно возрастным возможностям овладевать знаниями, войти в общеобразовательный процесс.

Мы выделяем принцип преобразующей, трансформирующей роли коррекционной работы в формировании новых обходных способов ориентации в окружающей действительности, когда у детей появляются специальные знания, навыки и умения, основанные на перестроенном взаимодействии всех психических функций, когда недостаточность зрения восполняется за счет полисенсорных связей сохранных анализаторов, усиления регулирующей роли речи, мышления, памяти, т.е. активируется и расширяется роль и значение других психических функций. В связи с этим принципы преобразующего влияния на психику ребенка с нарушением зрения тесно связан со всеми ее составными элементами: содержанием, средствами и методами воздействия. Регулирующая роль высших психических функций выступает как регуляторно-компенсаторная.

Только в этом случае возможно говорить, что дети с нарушением зрения могут быть успешно включены в общеобразовательный процесс.

Весьма важно помнить о принципе дифференцированного подхода к коррекционной работе, которая строится с учетом состояния зрения детей, степенью выраженности зрительного дефекта, характера зрения.

Здесь мы выделили группу детей, отличных от слепых и слабовидящих тем, что у них монокулярный характер зрения создает свои специфические трудности социальной ориентации и адаптации.

В связи с чем мы определяем принцип оптимальной информационной наполненности коррекционной работы. Все ее формы и средства должны помогать мобилизации потенциальных возможностей ребенка, обеспечивать ему широкий выбор занятий. При этом все они в основе своей должны служить исправлению существующих у ребенка отклонений в психофизическом развитии.

Принцип оптимальной информационной направленности коррекционной работы отнюдь не означает простого увеличения информации, но предусматривает самопроявление ребенка, его возможности, потребности и склонности. Именно на их основе и создается вокруг ребенка корригирующее его психику информационное поле. Реализация принципа оптимальной информационной целесообразности коррекционного воздействия основывается на информативной обедненности познавательного процесса и имеющемся разрыве между ребенком и его окружением. Осознанная целенаправленная информация, данная в доступной для ребенка с патологией зрения форме, является важным условием адекватной социальной адаптации. Критериями доступности и целесообразности информационного обеспечения коррекционной работы является ее адекватность потребностям ребенка с нарушенным зрением. В результате специальной коррекционной работы у ребенка возрастают адаптивные качества.

Важное значение в коррекции имеет принцип единства педагога ребенка, он включает в себя такие критерии, как: 1) адекватность содержания психолого-педагогического воздействия состоянию и уровню психофизического развития ребенка с нарушением зрения; 2) оптимальная направленность коррекционной работы и ее процессов на достижение объективно оправданных целей; 3) обеспеченность практическим взаимодействием, приводящим ребенка к осознанию своих потенциальных возможностей. Особое значение коррекционного воздействия состоит во взаимопонимании взаимопомощи педагога и ребенка. Педагог внимательно изучает ребенка в процессе организованной деятельности, которая строится на основе его интересов, склонностей и психических возможностях. При этом педагогу важно как можно более оптимально использовать все способности ребенка, и это является, на наш взгляд, принципиальной основой нормализации и стабилизации психического развития ребенка с патологией зрения.

Как мы знаем, субъективные и извращенные понимания ребенком окружающей действительности возникают там, где ребенок с нарушением зрения не получает должной поддержки и помощи взрослого при осмыслении им познаваемых фактов жизни. Субъективные сдвиги в оценочной интерпретации явлений окружающей жизни в сторону позитивных будут тем эффективнее, чем активнее и разнообразнее будут и средства коррекционного воздействия. Главным средством этого воздействия остаются прежде всего сам педагог и его педагогическое мастерство, его высокая информированность, умение понимать психику ребенка, владеть богатым арсеналом приемов и способов психолого-педагогического корригирующего воздействия, постоянное стремление к оптимальному удовлетворению всех потребностей ребенка в познании окружающего мира и развитию его интереса к познанию. При правильно организованной коррекционной работе, при благоприятном психолого-педагогическом влиянии, при логично оправданных целях, средствах, содержании и методах, можно достичь максимальных результатов в коррекции и психофизическом развитии детей с нарушением зрения и формировании адаптивных возможностей детей.

Важнейшим критерием, входящим в комплексный принцип единства ребенка и педагога в коррекционной работе - оптимальная направленность коррекционной, работы, ее процессов, содержания, средств и методов на достижение оправданных целей на основе глубокого знания особенностей развития ребенка.

Это значит, что целевые установки коррекционной работы должны быть объективно оправданы потребностями, склонностями, способностями, а главное, возможностями детей с нарушением зрения, ибо эффективность коррекционного воздействия во многом зависит от качества целеустановок взрослого. И если один из критериев единства педагога и ребенка более связан с коммуникативным проявлением отношений, то другой - с более /информационным. Анализируемый критерий оптимальной информационной наполненности коррекционной работы предполагает соответствующее актуальное содержание и доходчивое донесение этого содержания до ребенка. При этом доходчивость вовсе не означает обязательной упрощенности. Она определяется конкретно для данного контингента воспринимающих в данных условиях. Она может находить выражение в облегченности дидактических условий, в вариантных и видоизмененных условиях восприятия, сообразно сенсорным возможностям детей.

Доходчивость может касаться и содержания, и способов донесения до ребенка.

Третий важнейший критерий единства ребенка и педагога - это обеспеченность практического взаимодействия. Важно, чтобы у ребенка была постоянная возможность убедиться на конкретной дидактической ситуации в реальности, достоверности, истинности, прочности, правильности совершаемых действий, и имелась бы возможность убедиться в процессе конкретных действий в вероятности получения положительных результатов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: