1. Индикаторы неблагополучия школьника можно выявить в следующих сферах жизнедеятельности:
1) (в каких, перечислите)
2)
3)
2. Какие существуют способы получения необходимой информации о ребенке?
3. Какова схема проведения опроса «трудного» подростка психологом или социальным педагогом.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА МУСТАКИМОВОЙ РАМИЛИ ФАРИТОВНЫ, СТУДЕНТКА ZППО 31
- оставшиеся без попечения родителей;
- инвалиды;
- имеющие недостатки в психическом и физическом развитии;
- жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- оказавшиеся в экстремальных условиях;
- жертвы насилия;
- отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
- находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
- проживающие в малоимущих семьях;
- с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи.
Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, например Дементьева И.Ф., выделяет следующие основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка:
- медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);
- социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, асоциальные семьи, неприспособленность к жизни в обществе);
|
- психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, трудности общения, невротические реакции и т.д.);
- педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, отсутствие интереса к обучению и др.).
1) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств (дети-сироты);
3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и педагогической и социальной дезадаптации.социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями психолого-педагогической и социальной дезадаптации
Медицинский фактор | Психологический фактор | Социальный фактор |
Дети с ограниченными возможностями (слепота, глухота, умственная отсталость, ДЦП, ранний детский аутизм и др.) | Дети с психологическими проблемами в развитии интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сферах | Дети из неблагополучных семей; Дети-сироты; Педагогически запущенные дети |
2 ВОПРОС.· Формирование информационного банка данных семей и детей группы риска (каждая структура предоставляет свои картотеки, их сличают и вырабатывают согласованный список);
· Проведение диагностического обследования детей и семей группы риска;
|
· Проведение индивидуальной коррекционно-реабилитационной работы с семьями и детьми группы риска (в зависимости от проблемы ими занимаются медицинские работники, сотрудники правоохранительных органов, социальные работники, психологи и др.);
· Создание рабочих мест путём формирования трудовых бригад из взрослых членов семей группы риска;
· Внедрение новых психолого-педагогических технологий в области профилактической и коррекционной работы с семьями и детьми группы риска в практику работы образовательных и воспитательных учреждений;
· Совершенствование правовых, организационных, финансово-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное взаимодействие учреждений, занимающихся проблемами детей;
· Создание общественного мнения по приоритету семейного воспитания детей;
· Повышение профессионализма педагогов в области профилактики развития социальных отклонений семьи и детей;
· Привлечение волонтёров из числа студентов педагогических вузов и училищ для работы с семьями и детьми группы риска.
3 ВОПРОС. Данный способ позволяет расширить и уточнить понимание. Проведение логического обоснования. Данный способ позволяет отсортировать возможные способы решения актуальной жизненной задачи для подростка за счет логического анализа, позволяющего прогнозировать (обосновать) последствия (эффективность) разных путей решения.
Самораскрытие. Психолог косвенно побуждает ребенка «стать самим собой», делясь собственным личным опытом, выражая терпимое отношение к различным высказываниям, чувствам консультируемого. Конкретное пожелание. Пожелание может содержать рекомендацию попробовать какой-либо конкретный способ действия при решении актуальной задачи. Ребенок (подросток) оценивает ситуацию, приемлемость предлагаемых способов, планирует шаги для их реализации.
|
Парадоксальная инструкция. Для того чтобы вызвать чувство протеста и активизировать ребенка, позволить ему лучше понять происходящее, можно предложить ему: «Продолжай делать то, что ты делаешь. Повтори свои действия (мысли, поступки) по крайней мере три раза.»
Убеждение. Данный способ целесообразно использовать на фоне уравновешенного эмоционального состояния, его применение предполагает хорошее развитие образного и абстрактного мышления, устойчивости внимания. Психолог, используя понятные аргументы для подростка, позволяет ему убедиться (утвердиться) в понимании определенных событий, способов, мыслей.
Эмоциональное заражение. При установлении доверительных отношений психолог становится фигурой для эмоциональной идентификации. За счет этого он может поменять (откорректировать) эмоциональное состояние ребенка, заражая его собственным эмоциональным состоянием. Помощь в ликвидации неконструктивных эмоций. Применение данного способа особенно актуально при острых эмоциональных состояниях, которые могут выражаться в форме смеха, слез, выговаривания, активного действия (походить, постучать, побить подушку, потопать ногами, нарисовать., почертить, написать.). Этот способ снимает напряжение, вызванное негативной эмоцией. Психологу необходимо выдерживать позицию внимательного наблюдателя, который сочувствует, понимает, но не присоединяется к чувствам консультируемого.
Релаксация. Помощь ребенку в освоении и осуществлении способов расслабления, достижения внутреннего покоя и комфорта. Может осуществляться в форме медитации, аутотренинговых и релаксационных упражнений. Повышение энергии и силы. Данный способ следует применять, когда ребенок чувствует себя обессиленным, «выжатым», демонстрирует отсутствие сил (энергии). Конкретные двигательные упражнения, перевоплощение, мысленное «подключение» к различным источникам энергии позволяет повысить активность и работоспособность консультируемых, ощутить прилив бодрости и жизненных сил.
Переоценка. При наличии негативных чувств, мыслей позволяет выработать новый взгляд (отношение) на ситуацию. Переоценка включает выделение негативных переживаний (мыслей, образов), их фиксацию, поиск положительного (трансформацию в положительное), концентрацию на положительном и объединение положительного с негативным с целью изменения (переоценки) негатива.
Домашнее задание. Действия, о которых договариваются психолог и консультируемый, могут помочь закрепить наметившиеся в ходе консультации изменения, отследить результаты, опробовать новые способы. Позитивный настрой. Позволяет укрепить веру в возможности ребенка по разрешению возникшего затруднения, а также сконцентрировать сознательные и подсознательные силы для достижения поставленной цели.
Психологическое консультирование может проводиться в индивидуальной и группой форме.
Индивидуальное психологическое консультирование – это один из видов психологической помощи здоровому человеку в решении задач и проблем стоящих перед ним. Такая помощь прежде всего показана людям, испытывающим трудности в повседневной жизни, деятельности, общении и т. д. Консультация проходит в виде беседы, во время которой человек рассказывает о своих проблемах, затруднениях, тревогах, а психолог выслушивает его, задает различные вопросы, применяя в процессе беседы те знания, навыки, методы, которыми он владеет. Такая беседа прежде всего направлена на поиск клиентом путей решения возникших перед ним затруднений. Неотъемлемой частью психологического консультирования являются домашние задания, которые помогают прояснить неясные моменты и закрепить результаты консультирования.
Групповое консультирование имеет ряд преимуществ как средство, помогающее людям изменить свои позиции, убеждения, взгляды, касающиеся себя и других, чувства и поступки. Одна из выгод заключается в том, что участник может исследовать свой стиль отношении с другими и приобрести более эффективные социальные навыки. Другая заключается в том, что члены группы могут обсуждать свое восприятие друг друга и получать ценную обратную связь о том, как их воспринимает группа. Консультативная группа самыми разнообразными способами воссоздает привычный для участников группы мир, особенно если члены группы различаются по возрасту, интересам, происхождению, социально-экономическому статусу и типу проблем. Как микрокосм общества, группа представляет собой образец реальности — члены группы борются друг с другом и конфликтуют так же, как и за ее пределами, и разнообразие состава, которым характеризуется большинство групп, в результате выливается в необычно богатую обратную связь для ее участников, которые могут увидеть себя глазами разных людей. Группа предлагает понимание и поддержку, которые усиливают готовность членов группы исследовать и разрешать проблемы, с которыми они пришли в группу. Участники достигают чувства принадлежности и через сплоченность учатся заботиться о других или не соглашаться с ними. В такой поддерживающей атмосфере члены группы могут экспериментировать с альтернативными формами поведения. По мере того как они практикуются в этом поведении в группе, они получают поддержку и помощь в попытках применить то, чему они научились, в реальном мире. В конечном счете члены группы должны сами решить, каких изменении они хотели бы достичь. Они могут сравнить свое восприятие себя с тем, как их видят другие, а затем решить, что делать с этой информацией. По сути, члены группы получают четкое представление о том типе личности, которой они хотят быть, и приходят к пониманию того, что мешает им стать таковыми».
Таким образом, психологическое консультирование направлено на решение различных личностных проблем детей «группы риска», организация консультирования предполагает изменение личностного смысла различных проблемных ситуаций в сознании ребенка и изменение жизненной стратегии в контексте их решения.
Начало формы
Перейти на... Объявления ОИСДГР (лек)/Гайнуллина Ф.Б./ZSППО11, ZSППО12, ZSППО13 ОИСДГР (пр) ZSППО12/Гайнуллина Ф.Б. ОИСДГР (пр) ZSППО11/Гайнуллина Ф.Б. ОИСДГР (пр) ZSППО13/Гайнуллина Ф.Б. ООИСДГР (пр) ZSППО13/Гайнуллина Ф.Б. ОИСДГР (пр) ZSППО13/Гайнуллина Ф.Б. ОИСДГР (пр) ZSППО12/Гайнуллина Ф.Б. ОИСДГР (пр) ZSППО11/Гайнуллина Ф.Б. Организация индивидуального сопровождения детей группы риска. ZSППО11, ZSППО12, ZSППО13 Организация индивидуального сопровождения детей группы риска/ZППО31ZППО32 (ЛЕК., ПР.)/Гайнуллина Ф.Б. 01.02.21 г. АНОХИНА С.А. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения детей группы риска Психолого-педагогическая характеристика категории детей группы риска как объекта психолого-педагогической работы.
Конец формы
ОИСДГР
Сводка хранения данных