Приоритет программ открытого типа над программами закрытого типа




Школа нового поколения – это школа, в которой доминируют программы открытого типа.

В традиционной школе безусловно доминируют «закрытые» программы – программы самодостаточные, не готовые к саморазвитию и самоизменению в процессе деятельного взаимодействия учителя и ученика. Это программы, предназначенные «к исполнению», но не к деятельному освоению.

Программы открытого типа – это программы, способные к непрерывному перепрограммированию в процессе деятельного взаимодействия учителя с учеником. Это программы саморазвивающиеся и самоизменяющиеся в самом процессе своей реализации. Это программы, которые не боятся трансформироваться в зависимости от возникающих деятельностных и образовательных эффектов.

Несомненно, что работа в пространстве такого рода программ требует от учителя особого педагогического профессионализма, высокого уровня креативности, диалогичности, импровизационности и аналитичности. И готовность школы двигаться по логике программ открытого типа – это безусловный показатель школы нового поколения.

А ключевым предметом экспертизы оказывается степень открытости реализуемых школой образовательных программ, их способность к развитию и перепрограммированию.

  1. Приоритет реальной жизни над «ученой книжностью» и теоретической схоластикой

Школа нового поколения – это школа реального действия.

Одна из ключевых проблем традиционной школы – ее акцент на «книжной учености», а, точнее, на «учености» кем-то написанного учебника. Традиционная школа оторвана от жизни.

Поэтому одна из ключевых тенденций школы нового поколения – это выстраивание ее содержания как соразмерного содержанию реальной жизни в ее реальной сложности и проблематизированности.

В этой связи школа нового поколения – это школа, у которой максимально развит опыт вхождения в реальную жизнь, в реальные производственные и социальные отношения, в реальную культурную коммуникацию.

Это школа, в которой максимально развита проектная деятельность, направленная на развитие опыта взаимодействия с реальной жизнью, с реальной проблематикой производства и культуры. Это школа, в которой опыт проектного взаимодействия с реальной жизнью и описание опыта этого проектного взаимодействия – более важная задача, нежели чисто учебное существование в границах классно-урочного процесса. Это школа, в которой постепенно происходит проектное преодоление классно-урочной системы. Во всяком случае, именно в этом видится ценность, в этом видится париоритет, в этом направлении прикладываются усилия, и результативность именно этого направления особенно ценится.

Важнейшим показателем эффективности такого рода школы является ее действенная продуктивность, создаваемые во взаимодействии взрослых и детей реальные продукты (как материальные, так и интеллектуальные). Чем сложнее, чем разнообразнее, чем востребованнее в реальной жизни и реальной культуре создаваемые во внутришкольной деятельности продукты, тем выше образовательная эффективность школы. Школьная исследовательская деятельность, осуществляемая во взаимодействии с профессиональными исследовательскими лабораториями, через погружение в проблематику реальных исследовательских институтов; школьная произвожственная деятельность, осуществляемая через погружение в реальное технически оснащенное производство; школьная издательская деятельность, осуществляемая во взаимодействии с профессиональными литераторами и журналистами; школьная сценическая деятельность, осуществляемая во взаимодейстсвии и через погружение в репетиционный процесс профессиональных театров и т.д.

Нарастающая продуктивность ребенка, педагога и школы в целом – важнейший показатель их полноценного развития.

Поэтому важнейшим предметом экспертизы в школе нового поколения оказывается то, в какой мере нарастает ее продуктивность и усложняются формы ее взаимодействия с реальной жизнью.

  1. Приоритет деятельностного начала над манипулятивным

Школа нового поколения – это принципиально деятельностная школа.

Манипуляция – это когда я заранее знаю, к какой цели я должен как педагог привести ребенка, и тогда моя задача заключается в том, чтобы заставить ребенка поверить, что мои цели – это и есть его цели.

Традиционная школа вся ориентирована на внешнее целеполагание по отошению к ученику. Есть сумма кем-то формулируемых перед учеником целей и задач, и есть сумма методик и приемов, предназначенных для того, чтобы «замотивировать» ученика на достижение этих – не им поставленных! - целей и на решение этих – не им сформулированных, внешних по отношению к его собственной субъектности! - задач.

Таким образом, развитие в традиционной школе сводится к движению по заранее проложенным рельсам и к заранее сформулированным целям.

Проблема школы нового поколения – это проблема того, как в основу учебного процесса положить собственное целеполагание ребенка, его собственные, исходящие из его субъектности задачи. Только в этом случае сможет быть преодолена манипулятивная ориентированность традиционной школы. И только в этром случае школа станет по-настоящему развивающимся организмом.

Развитие в школе нового поколения – это процесс постоянного целепорождения, когда из самого деятельностного взаимодействия взрослых и детей происходит непрерывный процесс порождения новых целей, процесс непрерывного ветвления дерева целей. И это не цели, которые ставятся кем-то извне, а цели, которые порождаются в самой деятельности участников образовательного процесса.

Поэтому важнейшим предметом экспертизы в школе нового поколения оказывается то, в какой мере в деятельности школы происходит органическое развитие самого дерева целей.

  1. Приоритет содержательного над формально-функциональным

Школа нового поколения – это школа содержательного образования.

Это значит, что ее интересует не формальное исполнение тех или иных учебных программ, а то, в какой мере в учебном процессе происходит развитие самого учебного содержания, в какой мере педагоги и ученики оказываются вовлечены в содержательную деятельность – то есть такую деятельность, которая совершается не ради формальной отчетности, а ради самой себя.

Содержательная деятельность – это деятельность, построенная на интересе к самому содержанию, а не к тому, как эта деятельность будет кем-то оценена. Содержательнрая деятельность – это деятельность равнодушная к тому, как и кем эта деятельность оценивается.

К сожалению, традиционная школа – это школа, в которой царит культ формально-функционального. Приоритет формальных учебных параметров, приоритет формальной отчетности. И оттого образовательный процесс очень часто оказывается здесь малосодержательным или даже вовсе бессодержательным как для школьных учеников, так и для обучающих их педагогов. Однако с формальной точки зрения все в порядке: дети ходят в школу, получают отметки, проходят различного рода аттестационные процедуры.

Вопрос же заключается в том, чтобы строить образовательный процесс не на внешней, формальной, а на внутренней, содержательной мотивации. Образование становится пространством полноценного детского развития только тогда, когда ребенок содержательно увлечен, когда его мотивирует не сумма поощрений и наказаний, а содержательный интерес.

Поэтому и предметом экспертизы должно являться то, в какой мере образовательный процесс строится на формировании содержательного интереса к предмету, в какой мере происходит углубление этого содержательного интереса, в какой мере «внешние мотиваторы» уступают место мотиваторам содержательным.

Школа нового поколения – это школа, ориентированная на формирование и развитие содержательной мотивации к учению. Это школа, в которой внешние мотивационные регуляторы уступают место содержательной мотивации. Школа нового поколения – это школа безусловно интересная для ребенка, и это школа, способная наращивать свою содержательную интересность.

А еще школа нового поколения – это школа, ориентированная на содержательное, а не формально-функциональное описание собственной деятельности. Это школа, которую волнует не формальное исполнение учебного плана и учебных программ, а реальное содержательное развитие в процессе образовательной деятельности. как учеников, так и педагогов. Ключевой вопрос этой школы – это не вопрос о том, освоена ли некая учебная программа, а в том, что реально произошло с учителями и педагогами в процессе освоения той или иной программы, каковы их личностные изменения, каково их реальное развитие. А это требует не просто абсолютной честности в описании реального образовательного процесса и происходящих в нем образовательных эффектов (как положительных, так и отрицательных), но и системы развитых средств описания и реконструкции этого реального процесса.

В настоящее время язык и средства такого рода описания в школе совершенно не развит, а теоретическая педагогическая наука, которая должна была бы по идее этим заниматься, занимается совершенно иным: схоластической игрой в научные категории.

 

 

  1. Приоритет смысла над целесообразностью

Школа нового поколения – это школа смысла.

Это школа, для которой ключевой вопрос – это вопрос «в чем смысл»?

И это вопрос, который выводит за границы прагматической целесообразности.

Традиционная школа – это школа, которая строит свою деятельность исходя из соображений прагматической целесообразности. «Я делаю так, потому что от меня это требуют». «Я делаю так, потому что это целесообразно».

Педагог школы нового поколения – это педагог, для которого в основании его деятельности лежат прежде всего нравственные, смысловые ориентиры, которые невозможно навязать извне. Поле смыслов и ценностей – это то, что вырабатывается изнутри, в процессе выхода на некоторые предельные вопросы. И потому педагог, у которого проработано смысловое поле деятельности – это педагог, который опирается в своей деятельности не на требования внешней конъюнктуры, не на внешний заказ, а нас собственную – выстраданную – педагогическую философию. Вот почему он готов идти против течения, против внешних правил игры, против сложившихся в обществе представлений о целесообразности, исходя из неких высших, смысловых, предельных требований. И по тому он в конечном счете опережает любой внешний педагогический заказ. Он действует прежде всего в согласии с требованиями педагогической совести и педагогического смысла, а не в согласии с тем, что от него требует внешняя цель или внешняя инструкция. Его стратегия в первую очередь человечна, и лишь потом – прагматична. Прагматика и внешняя целесообразность для него, конечно же, существует, но они всегда отодвинуты на второй и третий план по сравнению с главным – по сравнению с исповедуемыми им предельными ценностями.

Но и сами эти предельные ценности, предельные смыслы в нем, разумеется, развиваются – в той мере, в какой являются для него предметом рефлексии. И само развитие его педагогической деятельности происходит в соответствии с его представлениями о смысле.

Школа нового поколения – это школа развития педагогических смыслов и школа развития с опрой на педагогические смыслы. Это школа развития предельных представлений о том, «ради чего» она делает то, что она делает. Это школа, в которой происходит развитие нравственных оснований ее деятельности и сама ее деятельность разворачивается прежде всего с опорой на эти нравственно-смысловые основания. А непрерывная рефлексия нравственных ценностей, непрерывное творение и разворачивание некоей педагогической философии, представлений о предельных ценностях, лежащих в основании того или иного педагогического действия – это то, что оказывается наиболее глубоким основанием развития этой школы. Это школа, которая менее всего ориентирована на внешнюю политическую конъюнктуру – это школа, которая обладает силой внутреннего самостояния.

И оттого важнейшим предметом экспертизы в школе нового поколения должна являться развитость ее нравственно-педагогической философии, развитость ее способности к ценностному самостоянию, ее независимость от внешнего целеполагания, ориентированность на пространство собственных смыслов.

  1. Приоритет эффективного самообразования и саморазвития над развитием по заданной извне траектории

Школа нового поколения – это школа с высоким потенциалом саморазвития и самообразования. Это школа с выраженной потребностью в саморазвитии и самообразовании. Причем ключевым здесь является то, что это само развитие, само образование. То есть импульс школьного развития находится не вне школы, а в ней самой. В тех проблемных полях, которые создаются самой педагогической повседневностью.

Любая проблема, возникающая в процессе взаимодействия взрослого и ребенка для такой школы – ценность, поскольку заставляет задумываться и искать нестандартные пути разрешения этой проблемы.

Для традиционной школы и традиционного учителя ценен непроблемный ребенок, потому что непроблемный ребенок – это ребенок, которые более или менее успешно вписывается в стандартизованные формы учебного процесса. А если ребенок не вписывается в отработанный образовательный процесс – всегда есть надежда еще на какие-то универсальные схемы и приемы, которые можно было бы успешно использовать для обучения «трудного» ребенка.

Школа нового поколения – это школа, для которой проблемный ребенок (а это может быть одаренный ребенок, нестандартный ребенок и т.п.) – это абсолютная ценность, потому что только проблемы, создаваемые для педагога нестандартным ребенком – это то, что является стимулом педагогического развития, стимулом педагогического творчества, стимулом к тому, чтобы педагог по максимуму активизировал все имеющиеся у него педагогические ресурсы. Проблемы – хлеб педагогического развития.

И оттого важнейшим предметом экспертизы в школе нового поколения является готовность и желание педагогов работать с проблемами, из чего только и произрастает подлинное саморазвитие школы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: