Профессор Гарвардской школы бизнеса Майкл Портер в 1990 г. выпустил монографию «Конкурентные преимущества наций». Он попытался выявить причины успеха страны в международной конкуренции в той или иной отрасли с помощью системы четырех показателей – «конкурентного ромба».
«Конкурентный ромб» состоит из следующей системы показателей: факторные условия, условия внутреннего спроса, родственные и поддерживающие отрасли, структура и стратегия фирм, внутриотраслевая конкуренция.
В список факторных условий М. Портер включил следующие группы условий:
1. людские ресурсы;
2. природные ресурсы;
3. капитал;
4. научно-информационный потенциал;
5. инфраструктура.
Главной идеей М. Портера является идея о том, что основные для конкурентоспособности факторы страной не наследуются, а создаются.
Международная конкуренция для страны начинается с конкуренции на основе базисных факторов – неквалифицированной рабочей силы или природных ресурсов. Но М. Портер считает, что конкурентоспособность, основанная на базисных факторах, непрочна, потому что на мировой рынок могут выйти другие страны с более дешевыми природными ресурсами или трудом, может измениться производственный процесс и т. д.
В наукоемких отраслях базисные факторы не дают решающего преимущества. К тому же ТНК могут получить их в других странах за счет зарубежных инвестиций.
Выигрывают в конкурентной борьбе страны, где развитию определенного сегмента рынка уделялось большее внимание в связи с особыми внутренними условиями, в то время как спрос на эту продукцию в других странах был пока невелик.
Компании могут финансировать нововведения и совершенствоваться в зависимости от условий спроса, характерных для данной страны.
|
Государство не было включено М. Портером в основные детерминанты ромба. Он считал, что прямое государственное вмешательство негативно влияет на конкурентоспособность. Оно не создает конкурентоспособные отрасли.
В сфере внешней торговли существует немало проблем. Одна из важнейших – одновременное обеспечение интересов как национальной экономики в целом, так и отдельных предприятий и фирм, которые тоже принимают участие в международном обмене. Свою теорию выдвинул и М. Портер. Он проанализировал деятельность компаний из десяти наиболее развитых в индустриальном плане стран, на которые в сумме приходится почти половина всего мирового экспорта товаров и услуг. Его концепция называется «международная конкурентоспособность наций»
Составляющие конкурентоспособности
Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами:
Качество продукции и услуг;
Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;
Уровень квалификации персонала и менеджмента;
Технологический уровень производства;
Налоговая среда, в которой действует предприятие;
Доступность источников финансирования.
Чтобы определить первоочередные меры по реформированию промышленности, следует определить причины потери конкурентоспособности российскими предприятиями.
Россия - часть мировой экономики, и это свершившийся факт.
Промышленность - основа экономического потенциала страны. Только конкурентоспособная промышленность в состоянии обеспечить конкурентоспособность экономики страны в целом. Промышленная политика
Правительства РФ: разрабатываемые программы и законодательные акты, процедуры государственного регулирования и мероприятия государственной поддержки должны быть подчинены главной и приоритетной цели - созданию условий для обеспечения конкурентоспособности российских предприятий, а, следовательно, конкурентоспособности экономики страны в целом.
|
Конкурентоспособность российской промышленности - это та идея, которая может объединить людей, независимо от их политических предпочтений и положения в обществе.
Результатом создания конкурентоспособной промышленности будет:
Развитие внутреннего рынка и рост ВВП;
Рост экспорта и валютных поступлений в независимости от состояния международных сырьевых рынков;
Стабильные налоговые поступления в бюджет;
Рациональное использование природных ресурсов, вследствие обеспечения глубокой переработки сырья;
Сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;
Занятость населения;
Социальная и политическая стабильность;
Заслуженное положение России на международной арене как великой экономической державы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российская шумиха о модернизации и столь сильно разрекламированные планы по превращению Москвы в финансовый центр приняли тяжелый удар в среду. В новом рейтинге конкурентоспособности Всемирного экономического форума на 2011-2012 года Россия заняла 66 место, оказавшись между Вьетнамом и Перу.
Россия потеряла три позиции по сравнению с прошлым годом, так как улучшение макроэкономической стабильности не смогло перевесить ухудшение положения в других сферах: качестве общественных институтов, эффективности рынка труда, уровня развития бизнеса и инноваций. Последнее особенно стыдно для Кремля в связи с призывом Дмитрия Медведева к прорывам в инновациях и с созданием дорогостоящего инновационного центра недалеко от Москвы.
Отчет признает, что у страны есть потенциал, но данное преимущество вместе с хорошим образованием и ростом размера рынка почти полностью затмевается плохими общественными институтами, нехваткой конкуренции и слабым исполнением законов.
Отчет также отметил, что отсутствие прогресса России в отношении системы общественных институтов вызывает «особенную обеспокоенность, так как именно это является одним из главных ограничений российской конкурентоспособности».
Авторы призывают к усилению диктатуры закона и защите прав собственности в стране. Они также отмечают, что «конкуренция, внутренняя и внешняя, подавляется рыночными структурами, которые управляются несколькими крупными фирмами, неэффективными антимонопольными законами и запретами на торговлю и иностранное владение».
Ни одна из этих проблем не является новой. Кремль признает их существование и публично призывает с ними бороться. Однако в глазах всемирного экономического форума успех страны ограничен.
Россия может утешиться тем, что она находится в рейтинге выше любых бывших советских республик, исключая три балтийских республики, а также выше некоторых стран Европейского Союза, таких как Греции, Болгарии, Словакии и Румынии.
|
Как и ожидалось, российская позиция в рейтинге пострадала от бюрократии и коррупции. Именно эти две проблемы, вместе с преступностью, являются главными проблемами страны.