Сущность социальной защиты
Социальная защита — система мер, обеспечивающих силами государства социальную защищенность нетрудоспособного населения и социально уязвимых слоев трудоспособного населения. В организациях социальная защита персонала воспринимается как предоставление гарантий и безусловное соблюдение трудовых и связанных с ними прав работников. Структура социальных гарантий включает: гарантии соблюдения конституционных прав граждан, гарантии работникам в соответствии с ТК РФ, дополнительные гарантии, предоставляемые работникам в организации.
В числе основных социальных гарантий могут быть названы:
— в области оплаты труда: минимальный размер оплаты, размер тарифной ставки первого разряда;
— в области условий труда: продолжительность рабочего дня, продолжительность отпуска, ограничения по сверхурочным работам;
— в сфере занятости: условия найма, увольнения, регистрации и трудоустройства безработных;
— в области социального обеспечения: условия пенсионного, медицинского, социального страхования и др.
Перечень таких гарантий ежеквартально публикуется в средствах массовой информации.
К важнейшим гарантиям трудового законодательства отнесены:
— при найме: запрещение необоснованного отказа в приеме на работу, запрещение требования от работника документов помимо предусмотренных законодательством, ограничения по сроку испытания при приеме на работу;
— во время работы: соблюдение регламентированной продолжительности рабочего дня, ограничение сверхурочных работ, запрещение работы в выходные дни;
— при переводе; запрещение перевода на другую работу без согласия работника, ограничение перевода на неквалифицированные работы;
|
— при предоставлении времени отдыха: предоставление ежегодного отпуска с сохранением среднего заработка, недопустимость замены отпуска денежной компенсацией;
— при обучении работника: создание условий для обучения, порядок предоставления учебных отпусков, льгот обучающимся;
— при увольнении: жесткая регламентация оснований, процедуры увольнения, прав работника, работодателя, профсоюзного органа, условий выплаты компенсаций и сохранения (предоставления) льгот высвобождаемым работникам;
— при возникновении трудовых споров: порядок рассмотрения трудовых споров, принятия по ним решений о восстановлении на работе;
— в области охраны труда: порядок обеспечения здоровых и безопасных условий труда, выдачи средств защиты, регламентация труда женщин и молодежи.
Система социальных гарантий реализуется в формах вознаграждения персонала (рис. 16). Социальная работа как способ реализации гарантий персоналу воспринимается как система мер опосредованного стимулирования персонала.
Нормативная база социальной защиты
Система социальной защиты работников включает законы, подзаконные акты, нормы и нормативы, регламентирующие социально-трудовые отношения и устанавливающие и поддерживающие социальные гарантии как в обществе в целом, так и в любой организации.
Можно выделить основные группы нормативных актов:
— конституционные основы социально-правовой защиты: Конституция РФ (1993), Законы РФ «О ветеранах» (1995), «О прожиточном минимуме в РФ» (1997), «О государственной социальной помощи» (1999);
|
— защищающие трудовые права граждан: Закон РФ «О занятости населения в РФ» (1992), Трудовой кодекс РФ (2002);
' Менеджмент (современный российский менеджмент): Учебник / Под ред. Ф. М. Русинова и М. Л. Разу. М.: ФБК-Прссс, 1999. С. 118.
— обеспечивающие социальные гарантии гражданам: Закон РФ «Об образовании» (1996), Закон РФ «Об основах обязательного социального страхования» (1999), Закон РФ, определяющий размеры пособий, компенсационных выплат, стипендий (1996), Пенсионное законодательство РФ (2003);
— регулирующие социальное партнерство: Законы РФ «О коллективных договорах и соглашениях (1992), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1995), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995).
Социальная политика (то есть характер реализации мер социальной защиты), чтобы быть действенной, должна опираться на систему объективных социальных параметров: норм, нормативов, ориентиров.
Социальная норма — это установленная количественная или качественная оценка одного из социальных параметров. Социальный норматив — установленная величина одного из элементов социального параметра, используемая для расчета социальной нормы. Социальный ориентир — декларированная или расчетная величина одного из социальных параметров в перспективе.
Социальные параметры различаются по уровням: глобальные, установленные международными соглашениями; государственные, принятые правовыми актами на уровне государства; региональные, действующие на уровне субъектов Федерации; муниципальные, принятые для конкретных муниципальных образований;
|
отраслевые и корпоративные, принятые на уровне отрасли или отдельного предприятия (группы предприятий).
Основные социальные нормы установлены действующим законодательством Российской Федерации и регламентируют значительную часть социально-трудовых отношений в организациях:
— режим труда и отдыха: продолжительность рабочего дня, отпуска в соответствии с ТК РФ;
— условия и охрана труда: параметры условий труда в соответствии с санитарными правилами и нормами;
— оплату труда: минимальный размер заработной платы, ставку первого разряда, компенсационные выплаты;
— социальное страхование: тарифы взносов, условия и размеры выплат.
Социальное партнерство
Трудовой кодекс РФ определяет социальное партнерство как систему взаимоотношений между работниками, работодателями, представителями органов власти, направленных на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений.
Особенности социального партнерства:
— интересы социальных групп не совпадают в своей основе, то есть группы не могут образовать социальное единство;
— преследуется цель не совмещения интересов, а достижения оптимального баланса в реализации интересов сторон;
— отношения сторон являются обоюдовыгодными и взаимно необходимыми.
Базовые принципы социального партнерства:
— равноправие, взаимоуважение и учет интересов сторон;
— взаимная заинтересованность в переговорах и свобода выбора вопросов, входящих в сферу труда;
— полномочность участников переговоров и соблюдение ими законов;
— добровольность принятия обязательств и безусловное их выполнение;
— взаимный контроль выполнения обязательств и ответственность за невыполнение.
Формы социального партнерства:
— коллективные переговоры;
— взаимные консультации;
— участие работников в управлении организацией;
— участие сторон в досудебном разбирательстве. Переговоры в системе социального партнерства представляют собой интерактивный процесс, когда решение не навязывается одной из сторон, а вырабатывается всеми участниками совместно на условиях равноправия сторон. В международном праве этот процесс наиболее точно определяется понятием «консенсус».
Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров производится в соответствии с Законом РФ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».
Выбор метода переговоров осуществляется с помощью трех критериев:
— он должен вести к разумному соглашению, если такое вообще возможно;
— он должен быть эффективен;
— он должен улучшить или, по крайней мере, не испортить отношения между сторонами.
Наиболее эффективный путь переговоров предусматривает действия, основанные не на мягкости или твердости, а скорее объединяющие то и другое. Метод принципиальных переговоров означает жесткий подход к рассмотрению существа дела, но предусматривает мягкий подход к отношениям между участниками переговоров.
Принципы социального партнерства, конкретные условия социально-трудовых отношений работников и работодателей в организации находят свое отражение в коллективном договоре.
Коллективный договор
В настоящее время в большинстве стран коллективный договор признается основным документом, регулирующим отношения работодателя и работников. Конвенция МОТ «О содействии коллективным переговорам» (№ 154, 1981) выделяет следующие элементы права па коллективные договоры:
— право трудящихся требовать от государства и нанимателей признания своих коллективно-трудовых полномочий;
— право трудящихся свободно определять своих коллективно-договорных представителей в лице конкретных профсоюзов;
— право свободно вступать в коллективные переговоры с любыми нанимателями и вести их свободно без постороннего вмешательства и на любом уровне с применением законных средств давления, включая забастовки;
— право свободно определять содержание коллективных договоров, участвуя в рассмотрении возникших при этом трудовых конфликтов, включая забастовки.
Закон РФ от 11.03.92 «О коллективных договорах и соглашениях» и Трудовой кодекс РФ (2002) определяют коллективный
договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации с работодателями. Условия коллективного договора в соответствии с законодательством являются обязательными для работодателей. Отсутствие коллективного договора ограничивает возможности защиты прав работника лишь условиями, определенными в контракте и в законодательстве (в основном на минимальном уровне).
Содержание коллективного договора, срок его действия (как правило, от года до трех лет) определяются сторонами. Стороны ограничены в своих обязательствах только следующими моментами: если условия договора ухудшают положение работника по сравнению с действующим законодательством, они признаются недействительными; коллективный договор также не может ухудшать положение работников по сравнению с генеральным, отраслевым или специальным соглашением.
Коллективный договор обеспечивает: конкретизацию государственных правовых норм, повышение гарантий работникам, восполнение пробелов в праве, первичное правовое регулирование. Контрактная форма найма и оплаты труда не должна противоречить коллективному договору. При нормальном функционировании системы договорных отношений они должны дополнять друг друга.
Законом предусмотрен примерный перечень вопросов, обязательства по которым могут включаться в договор. Среди важнейших — вопросы тарификации и оплаты труда, использования рабочего времени, обеспечения условий труда и техники безопасности, социального страхования работников, урегулирования разногласий между работниками и работодателем.
Социальные программы
Социальная программа своей целью имеет решение конкретной проблемы в рамках одного из направлений социальной работы в организации. Специфика социальных программ в том, что они являются общепроизводственными, обладают пролонгирующим действием, активно формируют имидж организации.
Социальная программа (социальный пакет) есть набор дополнительных мер, обеспечивающих стимулирование персонала в рамках социальной ответственности фирмы.
Социальная ответственность — это система обязательств, добровольно принятых администрацией предприятия к исполнению перед обществом (бюджетом, внебюджетными фондами) и персоналом.
В основе системы обязательств лежат ценности морально-этического характера, принятые администрацией и разделяемые персоналом. В настоящее время такая система ценностей определяется как организационная культура предприятия, а на бытовом уровне — как имидж предприятия.
Основная цель социальной программы — решение проблемы ассимиляции работника в организации.
Типовой набор включает следующие блоки социальных программ:
— программы мотивации персонала: организация гибкого рабочего дня, система оплаты знаний и компетенции, организация доплат за условия труда и др.;
— программы социального страхования: порядок предоставления работникам и членам их семей путевок, пособий из фонда социального страхования, дополнительное медицинское и пенсионное страхование работников и др.;
— программы формирования социального статуса работников: обучение работников и членов их семей, поддержка общественных организаций с участием работников предприятия и др.;
— программы культурно-бытового обслуживания персонала:
организация питания, транспортного обслуживания персонала, информационное и консультационное обслуживание персонала, поддержка дошкольного воспитания детей работников, жилищная программа предприятия и др.;
— программы поддержки экономической активности персонала: участие работников в прибыли предприятия, предоставление работникам поддержки на условиях лизинга и др.
Разновидность социальной программы — работа в условиях неявного контракта. Неявный контракт — соглашение сторон, носящее неформальный характер, согласно которому осуществляется разделение риска между работником и организацией. Механизм разделения риска: работник, склонный к стабильной работе в организации, сегодня получает несколько меньше рыночной цены его труда, но с элементами страхования уровня оплаты труда в будущем за счет организации.
Контрольные вопросы
1. В чем заключается сущность социальной защиты работников?
2. Охарактеризуйте нормативную базу социальной защиты
работников.
3. В чем сущность и основные принципы социального партнерства?
4. Раскройте структуру коллективного договора.
5. Что такое социальная программа, какие виды социальных программ вы знаете?