Практическое занятие № 36. Практическое занятие № 36




Практическое занятие № 36

Техническое обслуживание генераторов постоянного и переменного тока.

Практическое занятие № 36

Тема: Техническое обслуживание генераторов постоянного и переменного тока.

Цель работы:

Научиться обслуживать электрические машины постоянного и переменного тока.

Вводный контроль:

1. Назовите основные части машины постоянного тока.

2. Назовите признаки нормальной работы машины постоянного тока.

3. Какие признаки неисправной работы машины?

4. Какие основные неисправности вам известны?

Материальное обеспечение:

  1. Винтовые универсальные стяжки (съемники)
  2. Слесарные молоток и зубило
  3. Слесарно-монтажные отвертки (6, 8, 10 мм)
  4. Комбинированные плоскогубцы
  5. Набор торцевых ключей от 10 до 27 мм
  6. Керн
  7. Острогубцы
  8. Плоский напильник
  9. Электропаяльник (200 Вт)
  10. Отрезки труб длиной 1 —1,5 м, диаметр от 15 до 100 мм
  11. Ручные тали
  12. Ванна для промывки деталей
  13. Деревянные бруски, прессшпан, ветошь

Задание: Изучить порядок обслуживания судовых генераторов.

Порядок выполнения задания

Количество генераторов, включаемых на шины ГРЩ, определяется из условия обеспечения потребности в электроэнергии с учетом безопасности мореплавания в каждом эксплуатационном режиме судна.

СЭЭС и генераторы, входящие в ее состав, могут работать при ручном и автоматизированном управлении (на судах со знаком автоматизации).

В автоматизированных СЭЭС генераторы, находящиеся в резерве, и их устройства автоматизации должны быть в постоянной готовности к работе.

При использовании генераторов необходимо контролировать:

основные параметры генераторов (напряжение, частоту тока, ток, мощность и др.) по штатным щитовым измерительным приборам;

сопротивление изоляции генераторов и судовой сети по штатным приборам на ГРЩ;

работу щеточного аппарата, контактных колец (коллектора);

температуру нагрева генераторов;

работу подшипников, их температуру нагрева, подачу и давление масла в подшипниках с принудительной смазкой;

отсутствие постороннего шума и вибрации;

действие средств АПС (сигнальных ламп, световых табло, звуковых сигналов);

температуру воздуха в помещении;

состояние воздушных фильтров;

исправность защитных заземлений.

Перед постановкой генераторного агрегата в «горячий» резерв (готовность к пуску) необходимо измерить сопротивление изоляции генератора.

При работе валогенератора особое внимание следует уделять контролю частоты вращения. Использование валогенератора с пониженной частотой вращения (более, чем на 5% номинальной) не допускается.

Одиночная работа.

При подготовке генератора к действию необходимо выполнить проверки, измерить сопротивление изоляции и доложить вахтенному механику о готовности генератора к работе.

При подготовке генератора к действию после продолжительного нерабочего периода необходимо дополнительно:

проверить надежность контактных соединений;

отключить выключатель гашения поля (при наличии);

отключить стояночный обогрев генератора.

После проведения проверок генератора необходимо провернуть ротор (якорь) генератора вручную или с помощью валоповоротного или пускового устройства первичного двигателя и убедиться в его свободном вращении. Проворачивание роторов (якорей) генераторов с механическим приводом выполняется вахтенным механиком.

При обнаружении неисправностей генератора, находящегося в работе, необходимо:

доложить вахтенному механику;

подготовить резервный генератор к действию для последующего ввода в работу.

Параллельная работа генераторов переменного тока. Включение синхронных генераторов на параллельную работу может осуществляться способом ручной синхронизации (по синхроноскопу или лампам) или автоматической синхронизации (посредством автоматических устройств).

 

При включении синхронного генератора на параллельную работу с другими работающими генераторами способом ручной синхронизации необходимо:

подготовить генератор к действию;

установить рукоятки переключателей синхронизации в нужное положение;

после информации вахтенного механика о готовности первичного двигателя к принятию нагрузки, довести частоту включаемого генератора до частоты работающих генераторов;

довести напряжение включаемого генератора до величины, напряжения на шинах ГРЩ;

при совпадении фаз генераторов (по положению стрелки сихроноскола, погасанию или остановке вращения огня ламп - в зависимости от используемых устройств синхронизации) включить автоматический выключатель генератора.

Прием и распределение активной нагрузки между генераторами может осуществляться вручную (воздействием на регуляторы частоты вращения первичных двигателей) или автоматически, при наличии соответствующих устройств автоматизации.

После окончания действий по включению синхронного генератора на параллельную работу с другими работающими генераторами и распределения нагрузок установить рукоятки переключателей синхронизации в исходное положение.

При длительной параллельной работе генераторов следует контролировать распределение нагрузок между генераторами.

Параллельная работа генераторов постоянного тока. Включение генератора постоянного тока на параллельную работу с работающими генераторами необходимо производить в следующем порядке:

подготовить генератор к действию;

после информации вахтенного механика о готовности первичного двигателя к принятию нагрузки, установить напряжение генератора на 2-3 В больше, чем напряжение на шинах ГРЩ;

включить автоматический выключатель генератора;

добиться равномерного распределения нагрузки между генераторами, воздействуя на регуляторы возбуждения и следя, чтобы напряжение на шинах оставалось номинальным.

Вывод генераторов из действия. Вывод генераторов из действия производится с разрешения вахтенного механика. При выводе генераторов из работы необходимо:

разгрузить генератор, переведя нагрузку на другой генератор;

отключить автоматический выключатель генератора;

снять возбуждение генератора (включить гашение поля);

включить стояночный обогрев после остановки первичного двигателя (при необходимости).

Экстренный вывод из действия генераторов без их предварительной разгрузки допускается только при угрозе несчастного случая, аварии генераторов или пожаре. О причинах отключения генераторов необходимо немедленно доложить вахтенному механику.

Техническое обслуживание. При ежедневном осмотре генераторов необходимо:

убедиться в отсутствии посторонних предметов на генераторах, вблизи соединительных фланцев, вентиляционных отверстий;

проверить уровень масла в подшипниках скольжения;

убедиться в отсутствии внутри генератора конденсата и масла (при наличии смотровых лючков);

проверить состояние щеточного аппарата и контактных колец (коллектора);

проверить состояние выпрямителей и других вращающихся устройств системы возбуждения;

проверить исправность защитных заземлений;

убедиться в отсутствии недопустимой вибрации и посторонних шумов, а также повышенного нагрева корпусов и подшипников генераторов, находящихся в работе.

Во избежание наклепа подшипников качения неработающих генераторов, необходимо не реже одного раза в неделю поворачивать их роторы (якоря).

При периодическом ТО генераторов необходимо:

проверить сопротивление изоляции;

проверить исправность устройств обогрева;

убедиться в отсутствии внутри генератора конденсата и масла;

проверить состояние щеточного аппарата и контактных колец (коллектора), затянуть контактные соединения, переключить полярность контактных колец (при необходимости);

продуть сжатым воздухом, протереть внутренние части генератора и устройств системы возбуждения бельевой ветошью, смоченной моющим средством;

очистить воздушные фильтры;

вскрыть коробки выводов и проверить состояние контактных соединений;

проверить зазоры между железом статора и ротора (якоря);

просушить генератор (при необходимости);

заменить смазку подшипников качения (при необходимости);

проверить исправность защитных заземлений;

окрасить наружные поверхности (при необходимости).

Проверку генераторов в действии после проведения ТО следует производить на холостом ходу и на судовую нагрузку в течение 1 часа.

При этом необходимо контролировать:

выходные параметры генераторов;

работу щеточного аппарата и биение колец (коллекторов);

нагрев корпусов и подшипников;

отсутствие постороннего шума и повышенной вибрации.

Разборку генераторов следует производить в случае крайней необходимости или в установленные планом-графиком сроки.

Сушке подлежат генераторы в случае понижения сопротивления изоляции ниже нормы в результате увлажнения, при этом:

сушка должна производиться в соответствии с. инструкцией по эксплуатации;

из существующих способов сушки предпочтительным является способ сушки нагретым воздухом с помощью теплоэлектровентилятора;

при работе с переносными теплоэлектровентиляторами должны строго соблюдаться требования электробезопасности для переносного электроинструмента.

Периодическое ТО генераторов следует производить ориентировочно один раз в шесть месяцев, если в инструкции по эксплуатации не оговорено иное.

 

Оформление отчета.

  1. Наименование практической работы.
  2. Цель работы.
  3. Перечень приборов и оборудования.
  4. Порядок выполнения заданий.
  5. Зарисовать схему.
  6. Ответить на контрольные вопросы.

Заключительный контроль:

  1. Что необходимо контролировать при работе генератора?
  2. Чему необходимо уделять особое внимание?
  3. Какие действия необходимо выполнить при подготовке генератора к действию?
  4. Какие действия необходимо выполнить при подготовке генераторов к параллельной работе?
  5. Как производится распределение нагрузки между параллельно работающими синхронными генераторами?
  6. Как производится включение генераторов постоянного тока в параллельную работу?
  7. Как производится вывод генераторов из параллельной работы?
  8. Как производится экстренный вывод генераторов из параллельной работы?
  9. Какие действия производятся при ежедневном осмотре генераторов?
  10. Какие действия производятся при периодическом ТО генераторов?
  11. С какой периодичностью необходимо производить ТО генераторов?

Литература:

  1. Акулов Ю.И., Коробков А.Ф., Мнушко Ю.В. Судовая электроника и электроавтоматика. - М.: Транспорт, 1988г.
  2. Токарев Л.И. Судовые электрические приборы управления - М.: Транспорт, 1988г.
  3. Белоусов В.В., Волкогон В.А.Судовая электроника электроавтоматика. — М.: Колос, 2008. — 645 с.
  4. Сухарев Е. М. Основы электроники и судовой электроавтоматики. – М.: Агропромиздат, 1985.

5. Руководство для проведения лабораторных работ на лабораторном стенде Электроавтоматика.- Свердловский электротехнический техникум. – 1989г

6. Роджеро Н. И. Справочник судового электромеханика и электрика: - М.: Транспорт, 1989.

Вывод:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: