РАЗДЕЛ 2 ТИПОЛОГИЯ ЭКСПОЗИЦИИ




ВВЕДЕНИЕ

Музей — средство сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия.

Экспозиция — основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных экспонатов, организованных, объяснённых и размещённых в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений.

Тема: Э кспозиция как важное направление работы музея.

Актуальность темы: Экспозиция очень важна в образовательной и воспитательной целях

Проблема исследования: Какова важность экспозиции в работе музея

Предмет исследования: Экспозиция

Цель: Изучить значение экспозиции в работе музея

Задачи:

- Разобрать понятие экспозиции

- Изучить типологию экспозиции

- Изучить особенности организации экспозиции

- Исследовать значение экспозиции

- Сделать выводы о значении экспозиции

РАЗДЕЛ 1 ЭКСПОЗИЦИЯ КАК ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫМУЗЕЯ

Музейная экспозиция – (от лат. «выставление на показ») основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной с музеем научной концепцией и архитектурными принципами архитектурно-художественных ре-шений.

В музейной экспозиции музейные предметы представляют собой научно-организованную совокупность. Музейные предметы служат для раскрытия определенных тем. Поэтому для экспонирования необходим тщательный отбор музейных предметов в качестве источников информации. Так музейный предмет из источника для добывания знаний превращается в активно воздействующий элемент экспозиции – музейный экспонат.

Имея в своей основе музейные предметы, экспозиция может включать и вспомогательные наглядные экспонаты – экспозиционный научно-вспомогательный материал. Постоянным спутником экспозиции является слово, т.е. письменные тексты. Все эти элементы экспозиции называют экспозиционным материалом.

Совокупность взаимосвязанных и соподчиненных частей экспозиции составляют ее тематическую структуру. В соответствии в ней экспозиционные материалы объединяются в группы – экспозиционные комплексы, каждый из которых размещается на определенной площади и представляет собой тематическое и зрительное единство.

Применение научно-обоснованного, исходящего из содержания экспозиции, порядка группировки и организации экспозиционных материалов называется методом построения экспозиции.

Помимо постоянных музей создает и временные экспозиции – музейные выставки.

Выставки бывают стационарные и передвижные. Здесь могут быть показаны музейные предметы, обычно не подлежащие экспонированию в целях обеспечения сохранности.

Выставки значительно повышают просветительскую роль музеев, резко увеличивают количество посетителей. Передвижные выставки обслуживают жителей дальних районов.

Подготовка музейных выставок органически входит в экспозиционную работу музея.

Экспозиционная работа включает два направления: научная работа и художественная работа. В работе над экспозицией научные сотрудники входят в контакт с художниками и работают в тесном содружестве с ними. Они являются авторами экспозиции. Но ответственность за осуществление экспозиции лежит на руководстве музея.

Участники экспозиционной работы называются экспозиционерами. Экспозиционер – научный сотрудник музея, задействованный в процессе создания экспозиции (иногда в число экспозиционеров включают и штатного художника).

Музейные предметы в процессе экспозиционной работы выставляются для обозрения, становятсяэкспонатами (структурной частью экспозиции), встраиваются в систему образов, раскрывающих определенную тему, формирующую знание по этой теме и эмоционально воздействующую на посетителя. Под экспонатами в отечественном музееведении подразумеваются и музейные предметы, и сопровождающие их научно-вспомогательные материалы (копии, воспроизведения, схемы, карты и т.д.). Для большинства отечественных музееведов понятия «экспонат» и «экспозиционный материал» – синонимы. Зарубежное музееведение чаще всего относит к экспонатам только демонстрируемые музейные предметы (подлинники) и разводит понятия «экспонаты» и «экспозиционный материал».

 

РАЗДЕЛ 2 ТИПОЛОГИЯ ЭКСПОЗИЦИИ

Экспозиции по времени существования могут быть постоянными и временными. Временные экспозиции называют выставками. Выставки могут быть стационарными, не рассчитанными на перемещение с места на место, могут быть передвижными – рассчитанными и на демонстрацию вне музея.

По задачам своей организации экспозицииделятся на тематические(раскрывают какой-то сюжет);фондовые(представляют предметы, обычно хранящиеся в запасниках (фондах) и редко демонстрируемые публике); отчетные(рассказывают об итогах какого-то направления работы музея (комплектования, реставрации и т.д.)

Современная выставочная идеология весьма многообразна. Опишем кратко шесть таких типов:

- Созерцательный, где предметы материальной культуры или произведения искусства предъявляются в эстетическом ключе, что усиливает эмоциональность восприятия. Этот подход наиболее типичен для художественных галерей, но используется и в других музеях (например, эффектный показ обломка лунной породы).

- Тематический, где музейные предметы помещены в более широкий социальный, исторический, культурный или научный контекст. Этот тип экспозиции широко используется в исторических музеях.

- Средовой, где атмосферу времени и места, среду, в которой создавались или использовались те или иные экспонаты, воспроизводят с помощью небольших комплексных выставок и посредством оформления отдельных интерьерных залов, например, атрибутика двора Екатерины Великой на выставке «Сокровища царей».

- Систематический, где многоплановые композиции объектов стремятся продемонстрировать все разновидности того или иного явления. Сегодня это так называемое открытое хранение, которое представляет собой систематически организованную экспозицию объектов собрания с обширной информацией о них на стенде или компьютерных терминалах (Галерея стекла Музея Виктории и Альберта в Лондоне).

- Интерактивный, где экспозиция вовлекает посетителя в диалог с выставкой. Особенно эффективными в этом плане оказались мультимедийные компьютерные системы с сенсорными экранами. Например, залы динозавров в музеях Лондона и Нью-Йорка.

- Прикладной. Такой способ организации экспозиции позволяет посетителям приобрести непосредственный опыт взаимодействия с объектами. Музеи все чаще устраивают зоны и стенды, где все можно потрогать руками. Обычно для этого используются дубликаты или копии музейных предметов.

На сегодняшний день культура музейного экспонирования эволюционирует. Можно констатировать складывание многоуровневой экспозиции, замещающей сеть музеев различных профилей и типов. Организация предметно-пространственной среды экспозиции осуществляется при помощи художественных, информационных и технических средств.

К новым тенденциям развития экспозиционного искусства относятся:

- Использование аудиовизуальных средств и новейших компьютерных технологий;

- расширение социально-политической значимости экспозиции;

- повышение информационной емкости экспозиции;

- устройство экспозиции по принципу контраста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: