Периодизация истории социальной работы




В современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом.

В своем историческом развитии социальная забота о нуждающихся приобретала различные формы – от милостыни до организованной государственной системы социальной защиты, сочетавшейся с различными видами общественной и частной благотворительности.

За рубежом и в России.

Периодизация истории социальной работы

Термин «социальная работа» был впервые использован в Англии в связи с расширением в начале XX столетия направлений деятельности одной из религиозных общественных организаций (COS), занимающейся филантропией, или как её называли тогда – «любительской (дилетантской) работой». В соотвествии с этим появилась задача для этой организации – проеобразование неквалифицированной деятельности в профессиональную, основанную на социальных теориях и специальной подготовке. Эта новая деятельность и стала называться социальной работой. Ещё задолго до возникновения термина в обществе стали особо выделять деятельность, направленную на поддержку различных групп населения, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

1) Архаический период благотворительности (до образования в конце III тысячелетия – первой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).

2) Филантропический период (приблизительно до V в. н.э.).

3) Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до начала XVI в.).

4) Период государственной благотворительности (до рубежа XIX-XX вв.).

5) Период социальной работы (продолжающийся по настоящее время).

Научный этап становления социальной работы связан со многими факторами его эволюции и прежде всего с изменением общественных связей и отношений, которые качественно изменились во многих странах к началу XX в. Какие же причины приводят к изменению парадигмы социальной помощи? Основными причинами были следующие:

• разрушение единого сообщества, связанного с общими принципами и нормами существования;

• урбанизация и индустриализация;

• увеличение социальных связей и расширение отношений, в которых стал задействован человек.

Таковы основные причины, повлиявшие на эволюцию социальной работы в целом.

Первые практические шаги в области теоретического осмысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах западного мира — Алисой Соломон в Германии, Марией Гахери во Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адамс в США.

Но наибольших успехов в области теоретических исследований добивается М.Ричмонд (M.Richmond), описавшая метод индивидуальной работы с нуждающимися. Ее подход формировался на основе медицинских методов, бихевиористической школы психологии, психоанализа З.Фрейда. Одной из первых книг М.Ричмонд в области теории социальной работы стал фундаментальный труд «Дружеский визит к беднякам: руководство для работающих в благотворительных организациях».

В 1917 г. выходит книга «Социальные диагнозы», в которой М.Ричмонд описала теоретические и методологические основы индивидуальной социальной работы.

В 1921-1930 годы происходит «проникновение» психологического знания в индивидуальные методы социальной работы. «Новая психология», представленная бихевиористской школой, школой Адлера, фрейдистской школой, школой Юнга, находит отражение в теории и практике социальной работы.

С 1922 г. М.Ричмонд разрабатывает принципы «социальной индивидуальной работы», которые М.Ричмонд называет «принципами ментальной гигиены». Впоследствии эти принципы будут приняты за основу этического кодекса социального работника.

Теоретическая деятельность М.Ричмонд заложила основы определенного подхода, школы социальной работы, известной под названием «диагностическая школа» (подход этой школы к социальной работе соответственно называется «диагностическим подходом»).

В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом.

Архаический период (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.). Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до X в. помощь членам своей общины. Самыми распространенными формами помощи бедным являлось кормление по домам (призреваемые находились целые сутки в одном доме, переходя на следующий день в другой) и подаяние милостыни.

Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (X-начало XVI вв.). Характеризуется отсутствием государственной системы социальной помощи населению. Преобладание церковной благотворительности. Самая распространенная форма помощи – подачи милостыни. Развитие княжеской благотворительности (раздача милостыни, принятие указов,

Период церковно-государственной благотворительности (XVI – XVII вв.). Постепенно начинают формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищими. При монастырях организовывались больницы. Помощь в приходах больным, нищим и др.

Период государственной благотворительности (XVIII – начало XX вв.). Формирование системы государственной социальной помощи населению. Система государственной благотворительности закладывается в период царствования Петра I. По всем губерниям строяться богодельни для старых и увечных. Во второй половине XVIII века забота о социально незащищенных категориях населения была признана непременной обязанностью государства. Возникают первые специальные государственные учреждения для детей-сирот. Рост капитализма обуславливает развитие благотворительности купцов и предпринимателей. В это время также оформляется переход от добровольной помощи к профессиональной. Открываются первые курсы по общественной благотворительности. В конце XIX века выделилось ряд направлений общественного призрения: призрение незаконнорожденных младенцев, опека над подростками (детские приюты), призрение слепых и глухонемых, призрение престарелых и оказание врачебной помощи. Одним из самых крупных обществ в этот период было Императорское Человеколюбивое общество.

В конце XIX века возникло движение общинных сестер милосердия. Они помогали во время эпидемии и войн.

В этот период существовала благотворительность государственная, церковно-общественная, частная.

Период социального планирования (1917-1991). Происходит реформирование системы призрения. Благотворительность оценивается как одно из средств буржуазии. Все благотворительные организации были переданы государству. Отдельные формы частной и общественной благотворительности взяла на себя система социального обеспечения. Открываются новые детские дома. Осуществляется государственная поддержка нуждающихся. Одна из основных идей – социальная справедливость и всесторонняя забота о человеке.

Период социальной работы (с 1990-х гг.). Разрушение устоявшихся социально-экономических связей, либерализация цен, безработица приводит к обострению социальных проблем. Появляются краткосрочные социальные программы. Формируется система помощи нуждающимся. В марте-апреле 1991 г. профессия «социальная работа» была официально зарегистрирована в государственных документах. Превращение социальной работы как вида практической деятельности в институт российского общества означало, что социальная работа нуждается в кадровом и научном обеспечении. Началось формирование системы высшего и среднего специального образования по данному направлению и специальности. В настоящее время более 130 учебных заведений страны ведут подготовку специалистов по социальной работе.

Своеобразия национальной культуры оказывает влияние и на формирование национальных концепций теории СР.

2 вопрос: Социальная работа как вид профессиональной деятельности

' Социа́льная рабо́та — профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.'

В самом общем виде социальная работа представляет собой сложное общественное явление, самостоятельную область научно-практического знания,профессиюи учебнуюдисциплину.

Социальная работа как профессиональная деятельность

Деятельность — это совокупность действий человека, направленных на желаемое изменение какого-либо предмета. У социального работника — это человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.

Таким образом, социальная работа — это деятельность, причем профессиональная, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней (находящимся в трудной жизненной ситуации), не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить (Павленок П. Д.).

Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, где каждый элемент органически связан и взаимодействует с другими, выполняет свои функции. Социальная работа — целостная структура, которая состоит из следующих элементов: субъектов; содержания, которое раскрывается через функции; средств (организационно-технических, финансовых и др.), управления и цели.

Целью социальной работы как профессиональной деятельности является с одной стороны удовлетворение интересов клиента, а с другой стороны — поддержание стабильности в обществе. Оптимальный вариант решения данной проблемы — это нахождение компромисса между этими двумя целями.

3 вопрос: Методы теории и практики социальной работы: область применения

Основу теории социальной работы составляет изучение ее методов. Современная теория социальной работы не имеет единой общепризнанной классификации методов. Методы, предложенные М. Ричмонд, были взяты за основу дальнейшего развития и трансформировались в последующем в индивидуальный, групповой и общинный методы социальной работы, признанные впоследствии классическими.

Под методами социальной работы понимаются специфические способы вмешательства (посредничества), осуществляемые на различных уровнях – индивидуальном, групповом, общинном (рис. 2).

Индивидуальная социальная работа – вид деятельности, используемый социальными работниками для помощи индивидам и семьям в решении психологических, межличностных, социально-экономических проблем путем личного взаимодействия с клиентом. В литературе данный метод зачастую идентифицируется с клинической социальной работой (case work – работа по отдельному случаю с клиентом и членами его семьи).

На работу с клиентом влияют знания, умения, ценности специалиста, его эмоциональное состояние, профессиональный и жизненный опыт, половая принадлежность, культурная идентификация, а также занимаемая в социальной службе должность. На взаимодействие клиента с социальным работником оказывают влияние такие факторы, как знание им своей ситуации, жизненный опыт клиента, его самовосприятие, пол, культурная идентификация, ожидания, а также семейное положение и принадлежность к микросоциальной среде. На всю систему активного взаимодействия клиента и специалиста в процессе индивидуальной социальной работы мощное воздействие оказывает окружающая социальная и физическая среда.

Групповая социальная работа – способ деятельности, который используется с целью оказания клиенту помощи через передачу группового опыта для развития его физического и духовного потенциала, формирования социального поведения (табл. 7). Небольшая группа лиц с близкими интересами и общими проблемами регулярно собирается и включается в деятельность для достижения общих целей (обмена информацией, развития практических умений, изменения ценностных ориентаций, перестройки асоциального поведения и т.п.). В качестве основного метода (хотя и не единственного) используется контролируемая терапевтическая дискуссия.

Общинная социальная работа – метод, позволивший расширить масштабы социальной помощи среди населения городских кварталов, общин (общностей людей, добровольно и сознательно разделяющих единые принципы социального жизнеустройства).

Работа в общине служит средством координации традиционных методов и кооперации организаторов социальной работы. Кроме того, работа в общине рассматривается как социально-политическое средство удовлетворения интересов и потребностей клиентов, которая должна стимулировать и расширять изменения имеющихся потребностей, ожиданий и интересов людей.

 

Общинная социальная работа понимается как интеграция всех других методов, когда ставится задача, чтобы клиент понимал тесную зависимость и взаимообусловленность личных и общественных проблем. Он должен принимать активное участие в солидарных действиях, направленных на решение конфликтных ситуаций.

Общинная работа рассматривается одновременно и как территориальная социальная работа (чаще всего по месту жительства), и как социальная политика на уровне местного самоуправления.

Социальной работе в общине близка работа в микросоциальной среде, которая может быть построена в рамках нескольких моделей.

Методы, используемые в практике социальной работы.

1.Соц-психологические (наблюдение, лабораторный эксперимент, естественный эксперимент). В зависимости от цели применения делятся на: А)диагностические – сбор данных о клиенте и постановка диагноза. Методы: -беседа;-опрос;-биографический метод;-метод экспертных оценок;-психологическая диагностика;-тест;-проективные методы дают инф-ю, основанную на косвенных данных. Б)катарсические – позволяют снять болезненные эмоции и переживания. Методы: -вербальная/невербальная поддержка;-нерефлексивное слушание-стимулиирует высказаться, освободиться от переживаний;-дыхательные методы;-арттерапия. В)трансфармационные –устранение глубинных причин жизненных проблем у клиента. Г)развивающие психологические методы – развитие самосознания, творчества и коммуникаций. Методы: -соц-псих.тренинг;-коллективное творчество. Д)оптимизирующие –улучшение психической деят-ти, жизни, творчества человека. Методы: -индивидуальное и групповое консультирование;-самовнушение;-психогимнастика;-медитация;-дневниковый метод;-психопрофилактика;-нерелигиозные техники духовного роста.

2.Педагогические методы в соц.работе – это способ, прием или ряд действий выстроенных в определенной последовательности и использующихся в процессе формирования личностных качеств. А)убежение-эмоциональное разъяснение сущности соц.,дух. отношений, норм и правил поведения в развитии чувств и сознания личности. Б)метод этического рассказа-формирование образа идеального поведения. В)диспут. Г)упражнение. Д)пример. Е)требование-способ непосредственного побуждения человека к тем или иным поступкам или действиям, направленное на улучшение поведения и обогащение опыта. Ж)воспитывающая ситуация-сложившееся обстоятельство, которое оказывает значительное влияние на жизненную позицию человека. З)поощерение. И)наказание.

3. Медико-социальные методы в социальной работе включают профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную работу, меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными гр-ми и граждами с огранич. возможностями. Мероприятия: -исключение эмоц-стрессовых ситуаций;-использование метода практической ситуации для создания положительных эмоций у человека;-разработка индивид.оздоровительного режима. Санитарно-гигиенические методы включают в себя: А)санитарно-описательные методы формируют общее представление о жилищно-бытовых условиях человека; Б)санитарно-просветительская работа-формирование гигиенических навыков, распростр-е навыков здорового образа жизни; В)специализированное консультированиие.

В практической социальной работе также существует многообразие методов. Например, специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др. группы методов.

4 вопрос: Объекты и субъекты социальной работы

Объекты социальной работы возникают и формируются объективно, под влиянием социально-экономических условий жизни, но формируются политическими и другими социальными институтами, т.е. являются надстройкой.

Объект – это часть объективной реальности, которая взаимодействует с субъектом.

Это люди, нуждающиеся в помощи: старики; пенсионеры; инвалиды; тяжелобольные; дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и др.

Таким образом, объектом социальной работы являются все люди. Ученые предлагают следующую классификацию объектов социальной работы:

1. Состояние здоровья не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы.

2. Служба и труд в экстремальных социальных условиях (участники войны, вдовы и матери военнослужащих).

3. Пожилой, пенсионный возраст людей.

4. Девиантное поведение в его различных формах и видах (дети девиантного поведения; дети, испытывающие насилие взрослых; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы; в семье употребляют наркотики или алкоголь).

5. Трудное, неблагополучное положение различных категорий семей (дети сироты; многодетные семьи; родители, не достигшие совершеннолетия; конфликтные семьи).

6. Особое положение детей (сиротство, бродяжничество, безнадзорные дети).

7. Бродяжничество, бездомность (без определенного места жительства).

8. Правовое положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям.

Субъекты социальной работы – это люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею.

Главным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся социальной работой профессионально и на общественных началах

субъектами социальной работы могут являться:

1. Организации, учреждения, социальные институты, общества:

– государство с законодательной, исполнительной и судебной властью разного уровня. Это Министерство здравоохранения и социального развития, а также исполнительные органы управления социальной работой (краев, областей, республик, городов);

– различные социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; социальные приюты для детей и подростков; центры психологической помощи по телефону.

2. Общественные, благотворительные и другие организации и учреждения:

– профсоюзы, отделения Детского фонда, общества Красного Креста, частные социальные службы.

Негосударственными благотворительными организациями в России являются: Московский Дом милосердия, благотворительные организации «Сопричастность», «Душа человека» (Москва), Ассоциация помощи беженцам (Санкт-Петербург) и др. Благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах.

4. Преподаватели, а также те, кто способствует закреплению знаний, умений по социальной работе (практические работники, где проходят студенты практику).

5. Исследователи социальной работы кафедры вузов, лаборатории, аспирантуры.

5 вопрос: Принципы и закономерности социальной работы.

Принципы социальной работы выступают важнейшими структурными элементами логических форм научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Выделяют следующие группы принципов теории социальной работы.

Общефилософские принципы, лежащие в основе всех наук об обществе, человеке и механизмах их взаимодействия: принцип детерминизма, принцип отражения, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, принцип историзма, принцип неразрывной связи индивида и его социальной среды.

Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм её содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работника.

Организационные принципы отражают сложность и многообразие организационных, функционально-иерархических связей и отношений (социально-технологическая компетентность кадров, принцип единства прав и обязанностей и др.).

Психолого-педагогические принципы выражают требования к выбору средств психолого-педагогического воздействия и взаимодействия с клиентом: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм и методов работы с ними; индивидуальный подход; целенаправленность и адресность работы социальной работы.

Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг. К таковым относятся принципы универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности.

Закономерности теории социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации. В специальной литературе закономерности социальной работы разделяют на две группы:

1. закономерности функционирования и развития субъекта социальной работы;

2. существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности и их диалектика.

К числу основных закономерностей следует отнести взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе, а также – взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы. Закономерности социальной работы носят объективный характер и проявляют себя независимо от желания, знания и воли людей.

6 вопрос: Функция социальной работы.

1. Диагностическая - изучение соц.работником особенностей группы людей (или отд. человека), степени влияния на них (или на него) микросреды и постановка «социального диагноза».

2. Прогностическая - программирование и прогнозирование влияния на объекты с.р. всех социальных институтов общества, выработка отдельной модели социального поведения этих объектов;

3. Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) - приведение в действие социально-правовых, юридических, психологических, социально-медицинских, педагогических и других механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений, организация социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечение защиты прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Таким образом, предупредительно-профилактическая функция предполагает не толь ко оказание всевозможной помощи и поддержки оступившимся лю дям и слабо защищенным слоям населения, но и предупреждение всевозможных негативных последствий их поведения или деятельности. Данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы как в узком, так и в широком смысле слова;

4. Правозащитная функция — использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения — как проживающего внутри страны, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами;

5. Социально-педагогическая функция — выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, а также техническое и художественное творчество, туризм) и привлечение к работе с ними различных учреждений, организаций, общественных, творческих и других союзов, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и др.;

6. Социально-психологическая функция различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитаций всем нуждающимся;

7. Социально-медицинская функция — организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, культуры питания, санитарно-гигиеническими нормами, организация работы по планированию семьи, формирование ответственного отношения к репродуктивному и сексуальному поведению, содействие подготовке молодежи к семейной жизни, развитие трудотерапии, способствование формированию здорового образа жизни;

8. Социально-бытовая функция — способствование в оказании не обходимой помощи различным категориям насёления (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.), в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта;

9. Коммуникативная функция — установление контактов с нуждающимся в той или иной помощи и поддержке, организация обмена информацией, способствование включению различных институтов общества в деятельность социальных служб;

10. Рекламно-пропагандистская функция — организация рекламы социальных услуг, пропаганда идей социальной защиты человека;

11. Нравственно функция (своеобразная концентрация определенных свойств всех других функций) — придание социальной работе высоких гуманистических целей, создание условий для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе;

12. Организационная функция — способствование организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлечение к их работе общественн9сти, направление деятельности социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабозащищенным слоям и группам, отдельным личностям.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: