1. Каким я вижу ученика (раскрыть основные параметры «поведенческого портрета»).
1) Общие данные: ФИО, возраст, пол, где учится, состояние здоровья.
2) Внешняя картина личности:
- отдельные особенности внешнего вида (стиль одежды и прически, насколько он стремится выглядеть, как все или выделиться среди них, привлекать к себе внимание; равнодушен к своей внешности или придает ей особое значение);
- пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляция, общая скованность или свобода движений, быстрота, координация, характерные индивидуальные позы, привычные движения, приветствие, движения тела при разговоре, назойливые движения);
- мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность мимики; в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, а в каких –скованной);
- речевое поведение (молчаливость или разговорчивость, многословие или лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное разнообразие, темп речи, паузы);
- письмо (индивидуальные особенности почерка, зрелость и организованность);
- основные черты поведения (активность – пассивность, общение – уклонение от общения, организованность – хаотичность);
- поведение по отношению к другим (способ установления контакта; положение в коллективе и отношение к этому; характер общения: деловое, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм; стиль общения: авторитарный, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя; позиция в общении: активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности; поведение по отношению к родителям, братьям, сестрам, сверстникам, учителям, к другому полу);
- поведение по отношению к вещественным и идеальным ценностям (уважение, равнодушие, грубость, уничтожение и др.);
- поведенческие проявления по отношению к себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, будущему);
- поведение в психологически значимых ситуациях межличностного и делового общения (при выполнении задания, в ситуации конфликта), поведение в учебной деятельности;
- поведение по отношению к воспитательным средствам (послушность, самокритичность, равнодушие, сопротивление, негативизм);
- применение характерных вербальных штампов, а также высказываний, по которым можно судить о кругозоре, интересах, жизненном опыте.
3) Результативность:
- обзор успеваемости (как учится, какие отметки преобладают, по каким предметам успевает лучше, к каким предметам проявляет более высокий уровень способностей);
- качественная характеристика знаний и умений.
11. Как я понимаю ученика (психологический анализ индивидуальных особенностей ученика по данным наблюдения, социометрии, тестирования, беседы с учеником, родителями, учителями, одноклассниками).
1) Структура личности.
а) Темперамент:
- бурно включается в новую деятельность, легко «возбуждается» или трудно и медленно «загорается», невосприимчив;
- подвижный, легко и быстро переходит от одной деятельности к другой или, наоборот, медленно и трудно переключается;
- легко и быстро усваивает новые знания, навыки и умения или трудно и медленно;
- легко отзывается на новые впечатления или невпечатлителен;
- боевой, напористый, энергичный или тихоня;
- уравновешен, спокоен или склонен к эмоциональным срывам;
- преобладающее настроение (серьезный, веселый, гневный, боязливый);
- сопротивляемость усталости.
б) Возрастная зрелость:
- биологическое созревание;
- переживания физического развития (акселеранты-ретарданты);
- половые роли и образ «Я»;
- формирование сексуальной ориентации.
в) Направленность личности:
- социальные потребности (потребность в общении с одноклассниками, взрослыми; потребность в новых впечатлениях, в признании, потребность в самоутверждении);
- интересы и их свойства (активность, постоянство, всесторонность, глубина);
- мотивы учения (мотивация содержанием, мотивация процессом учебной деятельности, широкие социальные мотивы, узколичные мотивы, мотивация избегания неприятностей, мотивация достижения);
- идеалы, убеждения, мировоззрение.
г) Черты характера:
- интеллектуальные,
- волевые,
- эмоциональные,
- выражающие отношение к деятельности,
- выражающие отношение к другим,
- выражающие отношение к себе.
д) Система адаптационной регуляции ученика:
- особенности механизма формирования личности (подражательность, внушаемость, принятие воздействий, идентификационные тенденции, самовоспитание);
- самосознание и уровень притязаний (чувство неполноценности, адекватная или завышенная, заниженная самооценка);
- совесть и моральные принципы (единство «слова и действий»);
- фрустрационная толерантность и восприимчивость к стрессу (сохраняет ли самообладание и выдержку в трудных, непривычных, критических условиях или теряется, срывается, раздражается, пасует в трудную минуту);
- индивидуальный стиль выхода из конфликтных ситуаций (экстрапунитивный, интрапунитивный, импунитивный);
- характерные способы адаптации (волевые черты, атака – бегство, компромисс, компенсация, подавление и др.).
е) Особенности познавательной деятельности ученика:
- общая одаренность (уровень и тип интеллекта);
- специальные способности (музыкальные, артистические и др.);
- особенности восприятия (глубина, объективность, схватывание);
- особенности внимания (сосредоточенность, распределение, осмысленность, рассеянность и др.);
- особенности памяти (преобладающий тип памяти, приемы заучивания и воспроизведения информации);
- особенности мышления (понимание материала урока, развитие мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения; уровень умственного развития – репродуктивный, продуктивный).
2) Взаимоотношения с учителями и одноклассниками:
- отношения к учителям и одноклассникам (любит, равнодушен, не любит);
- отношение учителей и класса к ученику (любят, равнодушны, не любят);
- ожидаемые учеником отношения значимых других (учителей, одноклассников, близкого друга);
- доволен ли своим положением в классе и какое положение хотел бы занять.
3) Семейное влияние:
- общая характеристика семьи (полная – неполная, где работают родители, культурный уровень семьи);
- положение среди братьев и сестер, его место в семейных отношениях;
- родительское программирование (прилежание, послушность, способность выделяться, успеваемость, характер ребенка);
- воспоминания детства и сценарий развития ребенка (победитель, неудачник и др.)
111. Какие я вижу перспективы в дальнейшем развитии ученика.
- достоинства и недостатки формирующейся личности,
- условия дальнейшего развития,
- необходимая психологическая помощь ученику.