Психологический анализ личности ученика




 

1. Каким я вижу ученика (раскрыть основные параметры «поведенческого портрета»).

1) Общие данные: ФИО, возраст, пол, где учится, состояние здоровья.

2) Внешняя картина личности:

- отдельные особенности внешнего вида (стиль одежды и прически, насколько он стремится выглядеть, как все или выделиться среди них, привлекать к себе внимание; равнодушен к своей внешности или придает ей особое значение);

- пантомимика (осанка, особенности походки, жестикуляция, общая скованность или свобода движений, быстрота, координация, характерные индивидуальные позы, привычные движения, приветствие, движения тела при разговоре, назойливые движения);

- мимика (общее выражение лица, сдержанность, выразительность мимики; в каких ситуациях мимика бывает особенно оживленной, а в каких –скованной);

- речевое поведение (молчаливость или разговорчивость, многословие или лаконизм, стилистические особенности, содержание и культура речи; интонационное разнообразие, темп речи, паузы);

- письмо (индивидуальные особенности почерка, зрелость и организованность);

- основные черты поведения (активность – пассивность, общение – уклонение от общения, организованность – хаотичность);

- поведение по отношению к другим (способ установления контакта; положение в коллективе и отношение к этому; характер общения: деловое, ситуативное, сотрудничество, эгоцентризм; стиль общения: авторитарный, с ориентацией на собеседника, с ориентацией на себя; позиция в общении: активная, пассивная, созерцательная, агрессивная, стремление к доминантности; поведение по отношению к родителям, братьям, сестрам, сверстникам, учителям, к другому полу);

- поведение по отношению к вещественным и идеальным ценностям (уважение, равнодушие, грубость, уничтожение и др.);

- поведенческие проявления по отношению к себе (к своей внешности, недостаткам, преимуществам, возможностям, будущему);

- поведение в психологически значимых ситуациях межличностного и делового общения (при выполнении задания, в ситуации конфликта), поведение в учебной деятельности;

- поведение по отношению к воспитательным средствам (послушность, самокритичность, равнодушие, сопротивление, негативизм);

- применение характерных вербальных штампов, а также высказываний, по которым можно судить о кругозоре, интересах, жизненном опыте.

 

3) Результативность:

- обзор успеваемости (как учится, какие отметки преобладают, по каким предметам успевает лучше, к каким предметам проявляет более высокий уровень способностей);

- качественная характеристика знаний и умений.

 

11. Как я понимаю ученика (психологический анализ индивидуальных особенностей ученика по данным наблюдения, социометрии, тестирования, беседы с учеником, родителями, учителями, одноклассниками).

 

1) Структура личности.

а) Темперамент:

- бурно включается в новую деятельность, легко «возбуждается» или трудно и медленно «загорается», невосприимчив;

- подвижный, легко и быстро переходит от одной деятельности к другой или, наоборот, медленно и трудно переключается;

- легко и быстро усваивает новые знания, навыки и умения или трудно и медленно;

- легко отзывается на новые впечатления или невпечатлителен;

- боевой, напористый, энергичный или тихоня;

- уравновешен, спокоен или склонен к эмоциональным срывам;

- преобладающее настроение (серьезный, веселый, гневный, боязливый);

- сопротивляемость усталости.

б) Возрастная зрелость:

- биологическое созревание;

- переживания физического развития (акселеранты-ретарданты);

- половые роли и образ «Я»;

- формирование сексуальной ориентации.

в) Направленность личности:

- социальные потребности (потребность в общении с одноклассниками, взрослыми; потребность в новых впечатлениях, в признании, потребность в самоутверждении);

- интересы и их свойства (активность, постоянство, всесторонность, глубина);

- мотивы учения (мотивация содержанием, мотивация процессом учебной деятельности, широкие социальные мотивы, узколичные мотивы, мотивация избегания неприятностей, мотивация достижения);

- идеалы, убеждения, мировоззрение.

г) Черты характера:

- интеллектуальные,

- волевые,

- эмоциональные,

- выражающие отношение к деятельности,

- выражающие отношение к другим,

- выражающие отношение к себе.

д) Система адаптационной регуляции ученика:

- особенности механизма формирования личности (подражательность, внушаемость, принятие воздействий, идентификационные тенденции, самовоспитание);

- самосознание и уровень притязаний (чувство неполноценности, адекватная или завышенная, заниженная самооценка);

- совесть и моральные принципы (единство «слова и действий»);

- фрустрационная толерантность и восприимчивость к стрессу (сохраняет ли самообладание и выдержку в трудных, непривычных, критических условиях или теряется, срывается, раздражается, пасует в трудную минуту);

- индивидуальный стиль выхода из конфликтных ситуаций (экстрапунитивный, интрапунитивный, импунитивный);

- характерные способы адаптации (волевые черты, атака – бегство, компромисс, компенсация, подавление и др.).

е) Особенности познавательной деятельности ученика:

- общая одаренность (уровень и тип интеллекта);

- специальные способности (музыкальные, артистические и др.);

- особенности восприятия (глубина, объективность, схватывание);

- особенности внимания (сосредоточенность, распределение, осмысленность, рассеянность и др.);

- особенности памяти (преобладающий тип памяти, приемы заучивания и воспроизведения информации);

- особенности мышления (понимание материала урока, развитие мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения; уровень умственного развития – репродуктивный, продуктивный).

 

2) Взаимоотношения с учителями и одноклассниками:

- отношения к учителям и одноклассникам (любит, равнодушен, не любит);

- отношение учителей и класса к ученику (любят, равнодушны, не любят);

- ожидаемые учеником отношения значимых других (учителей, одноклассников, близкого друга);

- доволен ли своим положением в классе и какое положение хотел бы занять.

3) Семейное влияние:

- общая характеристика семьи (полная – неполная, где работают родители, культурный уровень семьи);

- положение среди братьев и сестер, его место в семейных отношениях;

- родительское программирование (прилежание, послушность, способность выделяться, успеваемость, характер ребенка);

- воспоминания детства и сценарий развития ребенка (победитель, неудачник и др.)

 

111. Какие я вижу перспективы в дальнейшем развитии ученика.

- достоинства и недостатки формирующейся личности,

- условия дальнейшего развития,

- необходимая психологическая помощь ученику.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: