Формы безналичных расчетов




Содержание

 

1. Порядок открытия расчетного счета. 3

2. Формы безналичных расчетов. 4

2.1. Платежное поручение. 6

2.2. Платежное требование. 7

2.3. Аккредитив. 8

2.4. Чек. 10

2.5. Расчеты по инкассо. 11

3. Учет операций по расчетному счету. 12

 

Порядок открытия расчетного счета

 

Предприятия могут открывать в банках расчетные и текущие счета.

Расчетный счет является основным счетом предприятия, через который проводятся все денежные операции без ограничения из перечня.

Текущие счета открываются во всех случаях, когда происходит обособление каких-либо операций. К текущим счетам относятся: валютные счета; ссудные счета; счета по операциям со средствами целевого назначения; счета, обусловленные особенностями расчетов, и т.п.

Предприятие вправе открыть расчетный счет в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. В соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.94г. №1006 открытие в банках расчетных счетов предприятий возможно только при предъявлении банку документа о постановке на учет в налоговом органе.

В соответствии со ст.23 Налогового кодекса предприятия обязаны сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов в десятидневный срок. Согласно ст.118 Налогового кодекса нарушение данного срока влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

Для открытия расчетного счета предприятие представляет в банк следующие документы:

· заявление на открытие счета;

· документ о законности образования предприятия (решение учредителей о создании предприятия, заверенное нотариально);

· устав предприятия (копия, заверенная нотариально);

· справку о регистрации предприятия;

· документы налогового органа о постановке на налоговый учет;

· карточку с образцами подписи и оттиском печати (2 экземпляра).

Счет открывается по разрешению управляющего банком.

При открытии расчетного счета главный бухгалтер банка на подлинном экземпляре устава делает отметку, что расчетный счет открыт, с указанием номера счета, и заверяет гербовой печатью. Все документы хранятся в деле по оформлению счета, один экземпляр карточки с образцами подписей и оттиском печати хранится в специальной картотеке у ответственного исполнителя (контролера).

В случае реорганизации предприятия в результате слияния, присоединения, разделения, выделения для переоформления расчетного счета представляются все документы заново. При изменении названия предприятия или подчиненности в банк передаются заявление об открытии счета, копия решения об изменении, новая карточка с подписями и оттиском печати. На основании этих документов производится переоформление счета. При изменении характера деятельности в банк представляется копия нового устава предприятия.

Между банком и предприятием заключается договор на расчетно-кассовое обслуживание, в котором, как правило, оговариваются:

· стоимость открытия расчетного счета;

· стоимость услуг по расчетно-кассовому обслуживанию;

· стоимость наличного обращения;

· проценты, выплачиваемые банком клиенту за средства на счетах.

Прием и выдача наличных денег с расчетного счета или безналичные расчеты производятся банком на основании документов, утвержденных ЦБ РФ. Наиболее распространенными из них являются: объявление на взнос наличными, денежный чек, платежное поручение, расчетный чек, платежное требование, инкассовое поручение.

Для получения наличных денег необходимо в банке получить чековую книжку, для чего оформляется заявление установленной формы.

Работники банка проверяют правильность заполнения заявления, соответствие оттиска печати и подписей, проставляют на чеках реквизиты (наименование владельца, номер расчетного счета), записывают номера чеков в карточку с образцами подписей данного клиента. Чековая книжка выдается из кассы банка под расписку на заявлении. По денежному чеку деньги выплачиваются тому лицу, которое указано в чеке. Не положено деньги по чеку получать главному бухгалтеру, но если другого работника нет, то это должно быть подтверждено соответствующей надписью владельца счета в карточке.

Формы безналичных расчетов

 

Безналичные расчеты производятся при соблюдении следующих условий:

· банк хранит денежные средства предприятий на счетах, зачисляет поступающие на эти счета суммы, выполняет распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договорами;

· средства со счетов предприятий списываются по распоряжению владельца счетов;

· без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом;

· при наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом;

· при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

в первую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;

во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору;

в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, фонд медицинского страхования; списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды;

в четвертую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;

в пятую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Такой порядок списания средств со счетов принят Федеральным законом "О федеральном бюджете на 1999 год" до внесения соответствующих изменений в ст.855 Гражданского кодекса РФ. Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной очередности поступления документов;

· формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются договором {соглашением, отдельными договоренностями);

· взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств рассматриваются сторонами в установленном порядке без участия банков;

· в случаях несвоевременного зачисления на счет поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания банком со счета, а также невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренном законом;

· ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами, находящимися на счете, не допускается, за исключением наложения ареста на денежные средства, находящиеся на счете, или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со ст.862 ГК РФ при осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты:

· платежными поручениями;

· по аккредитиву;

· чеками;

· по инкассо;

· в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Безналичные расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, по инкассо регулируются Положением ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 12.04.2001г. №2-П.

Расчетные документы должны соответствовать требованиям установленных стандартов и содержать:

· наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;

· номер расчетного документа, число, месяц, год его выписки. Число указывается цифрами, месяц — прописью, год — цифрами (на расчетных документах, заполняемых на вы­числительных машинах, допускается обозначение месяца цифрами);

· вид платежа;

· наименование плательщика, номер его счета в банке и идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). ИНН указывается перед наименованием плательщика;

· наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

· наименование получателя средств, номер его счета в банке, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

· наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

· назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно быть указание на то, что налог не уплачивается);

· сумму платежа;

· вид операции в соответствии с "Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках", Приложением 1 Правил ведения бухгалтерского учета в Центральном банке РФ (Банке России) от 18.09.97г. №66 и Приложением 1 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ от 18.06.97г. №61 (с учетом изменений и дополнений);

· подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).

Расчетные документы принимаются банком к исполнению при наличии подписей должностных лиц, имеющих право подписи для совершения расчетно-денежных операций по счетам в банке.

Расчетные документы по операциям, осуществляемым филиалами, представительствами, отделениями от имени юридического лица, подписываются лицами, уполномоченными этим юридическим лицом.

Расчетные документы по операциям, осуществляемым предпринимателем без образования юридического лица, принимаются к исполнению при наличии на них одной подписи, указанной в карточке с образцом подписи, без оттиска печати либо с оттиском печати, если она имеется и заявлена в карточке с образцом подписи.

Расчетные документы принимаются к исполнению независимо от их суммы.

Прием документов от предприятий производится банком в течение дня в зависимости от времени работы банка с клиентами. При этом документы, принятые банком от предприятий в операционное время, проводятся им по балансу в этот же день.

Платежные поручения, платежные требования, платежные требования-поручения выписываются, как правило, с использованием технических средств в один прием под копирку или путем размножения подлинников в количестве экземпляров, необходимом для всех участвующих в расчетах сторон.

Чеки выписываются от руки чернилами или шариковыми ручками. Помарки и подчистки в расчетных документах не допускаются. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа.

Платежное поручение

 

Платежное поручение (ф. 0401060) представляет собой поручение предприятия банку о перечислении определенной суммы со своего счета на счет другого предприятия.

Платежными поручениями оплачиваются товары, работы и услуги, перечисляются налоги и отчисления, удержания из заработной платы работников предприятия физическим и юридическим лицам, заработная плата работников через отделения Сбербанка, переводы через предприятия связи.

Поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.

При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете, а также если договором банковского счета не определены условия оплаты расчетных документов сверх имеющихся на счете денежных средств платежные поручения помещаются в картотеку и оплачиваются по мере поступления средств в очередности, установленной законодательством.

При равномерных и постоянных поставках между поставщиками и покупателями расчеты между ними могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании договоров (соглашений) с использованием в расчетах платежных поручений.

По договоренности сторон платежи поручениями могут быть срочными, досрочными и отсроченными.

Срочный платеж совершается в следующих вариантах:

· авансовый платеж, т.е. до отгрузки товаров;

· после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта счета;

· частичные платежи при крупных сделках.

Досрочный и отсроченный платежи могут иметь место в рамках договорных отношений без ущерба для финансового положения сторон.

Порядок расчета платежными поручениями показан на схеме 1.

Схема 1. Расчеты платежными поручениями:

           
 
 
 
 
 
 

 

 


 
 
 
Банк поставщика Банк покупателя

 

 

Поставщик Покупатель

(получатель) (плательщик)

 

1 — плательщик представляет в банк платежное поручение; 2 — банк покупателя списывает со счета плательщика деньги; 3 — банк покупателя направляет в банк поставщика (получателя) платежные поручения, 4-банк поставщика (получателя) зачисляет на его счет деньги в соответствии с платежным поручением; 5 — банки выдают своим клиентам выписки из расчетных счетов

Платежное требование

 

Платежное требование (ф. 0401061) представляет собой требование поставщика к покупателю произвести оплату на основании расчетных и отгрузочных документов поставляемой продукции, выполненных работ и оказанных услуг.

Платежное требование выписывает поставщик продукции (работ, услуг) и сдает в банк на инкассо при реестре.

Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и без акцепта плательщика. Без акцепта плательщика расчеты платежными требованиями осуществляются в случаях:

· установленных законодательством;

· предусмотренных сторонами по основному договору при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

Кроме указанных выше обязательных реквизитов в платежном требовании указываются:

· условия оплаты;

· срок для акцепта;

· наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг), номер и дата договора, номер документов, подтверждающих поставку товара (выполнение работ, оказание услуг), дата поставки товара (выполнение работ, оказание услуг), способ поставки товара и другие реквизиты — в поле "Назначение платежа".

Порядок расчетов платежными требованиями показан на схеме 2.

 

 

Схема 2. Расчеты платежными требованиями:

 

               
   
 
 
 
   
 
 
   
 
 
   
 

 

 


 
Банк поставщика Банк покупателя

 

                           
   
 
   
       
 
 
 
 
 
   
 
 
 

 


Поставщик Покупатель

 

1 — отгрузка продукции (работ, услуг) поставщиком; 2 — передача платежного требования вместе с отгрузочными документами в банк; 3 — передача платежного требования и отгрузочных документов покупатели:; 4 — передача платежного требования и отгрузочных документов покупателю; 5 — акцепт покупателем платежного требования; 6 — банк покупателя списывает сумму оплаты со счета покупателя; 7 — банк покупателя направляет в банк поставщика исполненное платежное требование; В — банк поставщика зачисляет сумму оплаты на Счет поставщика; Э — банки выдают своим клиентам выписки из расчетных счетов.

 

 

Аккредитив

 

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии представления им документов, предусмотренных в аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива.

Могут открываться следующие виды аккредитивов:

· покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные);

· отзывные или безотзывные.

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет "Аккредитивы к оплате" на весь срок действия обязательств банка-эмитента.

При установлении между банками корреспондентских отношений непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления ему права списывать свою сумму аккредитива с ведущего у него счета банка-эмитента.

Отзывным является аккредитив, которым может быть изменен или отменен банком-эмитентом на основании письменного распоряжения плательщика без предварительного согласования с получателем средств и без каких-либо обязательств банка-эмитента перед получателем средств после отзыва аккредитива.

Безотзывным признается аккредитив, который может быть отменен только с согласия получателя средств. По просьбе банка-эмитента исполняющий банк может подтвердить безотзывный аккредитив (подтвержденный аккредитив). Порядок предоставления подтверждения по безотзывному подтвержденному аккредитиву определяется по соглашению между банками.

Каждый аккредитив должен содержать указание на его вид.

Поставщик может досрочно отказаться от использования аккредитива, если это предусмотрено условиями аккредитива.

Аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком.

Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливаются в договоре между плательщиком и поставщиком, в котором следует указать:

· наименование банка-эмитента;

· наименование получателя средств;

· сумму аккредитива;

· вид аккредитива;

· способ извещения поставщика об открытии аккредитива;

· способ извещения плательщика о номере счета для депонирования средств, открытого исполняющим бандам;

· полный перечень и точную характеристику документов, представляемых поставщиком для получения средств по аккредитиву;

· сроки действия аккредитива, представления документов, подтверждающих поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), и требования к оформлению указанных документов;

· условия оплаты (с акцептом или без акцепта);

· ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств.

Порядок расчетов по аккредитивам показан на схеме 3.

 

Схема 3. Расчеты по аккредитивам:

 

                           
   
 
   
 
 
 
   
 
 
 
 
       
 
 
 

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 
Банк поставщика Банк покупателя

 

Поставщик Покупатель

 

1 — покупатель представляет в банк заявление на открытие аккредитива (ф. 0401063), 2 — а банке покупателя открывается аккредитив путем бронирования средств на счете "Аккредитивы к оплате"; 3 — покупате­лю выдается выписка банка об открытии аккредитива; 4 — банк покупателя извещает банк поставщика об открытии аккредитива; 5 — в банке поставщика открывается аккредитив на счете "Аккредитивы к оплате"; 6 — поставщик извещается об открытии аккредитива; 7 — поставщик отгружает продукцию покупателю; 8 — поставщик предъявляет реестр счетов и отгрузочные документы на получение средств аккредитива; 9 — а банке поставщика зачисляется сумма реестра счетов с аккредитива на счет поставщика, аккредитив в банке поставщика закрывается; 10 — документы об оплате передаются банку покупателя; 11 —в банке покупателя списывается сумма оплаты со счета "Аккредитивы к оплате ", аккредитив закрывается; 12 — клиентам банков выдаются выписки со счетов и документы.

 

Чек

 

При расчетах чеками владелец чека дает письменное поручение обслуживающему его банку о перечислении определенной суммы денег с его счета на счет получателя средств.

Чеки используются как физическими, так и юридическими лицами, являются платежным средством и могут применяться при расчетах во всех случаях, предусмотренных законом Российской Федерации.

Чек оплачивается банком за счет денежных средств чекодателя. Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате.

Чек является ценной бумагой. Бланки чеков являются бланками строгой отчетности.

Порядок расчетов чеками показан на схеме 4.

 

Схема 4. Расчеты чеками:

                   
   
 
 
 
   
 
 
 
 
   
 

 

 


 
 
 
Банк поставщика Банк покупателя

 

 

           
 
 
 
 
 
   
 

 

 


Поставщик Покупатель

       
 
 
   
 

 

 


1 — покупатель представляет в банк заявление на получение чеков и платежное поручение на депонирование сумм (если оно осуществляется); 2 — в банке покупателя бронируются средства на отдельном счете. 3 — покупателю выдаются чеки и чековая карточка; 4 — поставщик предъявляет покупателю документы hi отгруженную продукцию, выполненные работы, услуг и; 5 — покупатель выдает чек поставщику; 6 — поставщик предъявляет чек в банк поставщика при реестре чеков; 7 — в банке поставщика зачисляются денежные средства на счет поставщика; 8 —банк поставщика предъявляет чек для оплаты банку покупателя; 9-банк покупателя списывает сумму чека с отдельного счета; 10 — банки выдают клиентам выписки из счетов в банке

 

Расчеты по инкассо

 

Расчеты по инкассо представляют собой банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющие банки).

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований и инкассовых поручений.

Инкассовое поручение (ф. 0401071) является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

Инкассовые поручения применяются:

· в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе органами, выполняющими контрольные функции;

· для взыскания по исполнительным документам;

· в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

 

Документы представляются плательщику в той форме, в которой они получены, за исключением отметок и надписей банков, необходимых для оформления инкассовой операции. Если документы подлежат оплате по предъявлении, исполняющий банк должен сделать представление к платежу немедленно по получении инкассового поручения.

Если документы подлежат оплате в иной срок, исполняющий банк должен для получения акцепта плательщика представить документы к акцепту немедленно по получении инкассового поручения, а требование платежа должно быть сделано не позднее дня наступления указанного в документе срока платежа. Частичные платежи могут быть приняты в случаях, когда это установлено банковскими правилами, либо при наличии специального разрешения в инкассовом поручении.

Полученные (инкассированные) суммы должны быть немедленно переданы исполняющим банком в распоряжение банку-эмитенту, который обязан зачислить эти суммы на счет клиента. Исполняющий банк вправе удержать из инкассированных сумм причитающиеся ему вознаграждение и возмещение расходов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: