ЧТОБЫ ПОМНИЛИ. ВИКТОР КОСТЕЦКИЙ




 

 

Предчувствую и надеюсь что эта программа ожидаема и как программа памяти замечательного артиста и человека Виктора Костецкого, и как продолжение филатовского цикла «Чтобы помнили» выходившего в 1993-2003 гг. Вот уже более трех лет нет с нами Виктора Александровича и лично у меня сложилось впечатление, что о нем стали как-то потихоньку забывать, а ведь это совершенно уникальный артист, какие рождаются раз может быть в сто а то и более лет. При жизни Виктор Александрович вовсе не был обижен вниманием прессы и телевидения, Конечно, фильмы с его участием время от времени продолжают показывать, однако по прошествии трех с половиной лет после его кончины это первая и пока единственная программа о нем. И моя первая работа с таким большим колличеством участников, да еще каких – одни знаменитости! К моменту начала съемок с некоторыми из них я был лично знаком, но со многими все же познакомился уже на съемках. Спасибо им всем за отзывчивость и готовность сказать на камеру добрые слова о своем коллеге. Я счастлив и горд тем, что смог осилить эту непростую задачу. Такая программа должна была обязательно появиться, она – дань искренней благодарности дорогому Учителю, настоящему Маэстро своего дела каким и был Виктор Костецкий. Его творческое наследие обширно, это без малого две сотни ролей в художественных фильмах и телеспектаклях, очень много спектаклей им было сыграно на сценах Театра имени Ленинского Комсомола, Музыкальной Комедии, Академического театра драмы имени Пушкина, Театра Комедианты, были записи на Ленинградском Радио, а так же участие в различных телепередачах. Кроме этого голосом Костецкого озвучено множество фильмов, в основном зарубежных, среди которых есть и мультипликационные.

В творческой биографии артиста стоит отметить некоторые интересные моменты – до сих пор ни в одном архиве не найдены видеозаписи отдельных фильмов и телеспектаклей с его участием, это телеспектакли Ленинградского телевидения «Шведская спичка», (В.Костецкий – Дюковский), «Лишний день в июне» (В.Костецкий – магистр Мальгрим), «Легенда о мушкетерах» (В.Костецкий – кардинал Ришелье), российско-французско-немецкий телевизионный фильм о Бетховене «Музыка любви. Неоконченная любовь» (В.Костецкий – князь Лихновский). По некоторым данным первые три не сохранились в архиве Ленинградского телевидения (ныне - 5 Канал), судьба четвертого пока остается невыясненной. Видеозаписи всех остальных работ Костецкого в кино и на телевидении есть, сохранились так же видеозаписи некоторых театральных спектаклей с его участием. Самая последняя съемка Виктора Александровича состоялась 1 ноября 2014 г. – интервью для Фестиваля творчества В.М.Шукшина в театре «Комедианты», плюс несколько моментов самого фестиваля. В фильмографии Костецкого на сайте Кино-театр.ру указаны фильмы «Ференц Лист. Грезы любви», «На ножах», «Не хлебом единым» - в этих фильмах его нет, хотя в двух последних и указан в титрах как участник эпизодов. Кроме того что Виктор Александрович, как уже было сказано, известен и как актер дубляжа, есть несколько фильмов, где его самого озвучивают другие артисты, это «Возмездие», «Смерть Вазир-Мухтара», «Правосудие волков», «Морские дъяволы», «Сисси, мятежная императрица», «Музыка любви. Неоконченная любовь», «Васька», «Сошедшие с небес», «Государственная граница. Год сорок первый», «Али-баба и сорок разбойников». В «Моонзунде» Виктор Александрович снимался в массовке (в двух сценах если присмотреться – можно заметить) и озвучил роль А.Пустохина. После начальных титров последнего фильма с Костецким «Такая работа, 73 серия. Мёртвый груз» идет текст: «памяти народного артиста РСФСР Виктора Александровича Костецкого». К сожалению Виктор Александрович от властей этого звания не получил, но любовь зрителей к нему была по истине безгранична, поэтому такое посвящение – вовсе не простая случайность. Наблюдения – номер серии фильма совпадает с колличеством прожитых артистом лет, и последние две цифры в годах жизни, почти так же как у Лермонтова, расположены зеркально: 19 41 -20 14. Один из фильмов с участием Виктора Александровича называется «Остров декабристов», и в Питере, на острове Декабристов, на улице Кораблестроителей он прожил значительную часть жизни.

Виктор Александрович умел и любил петь, его пение можно услышать в нескольких фильмах и телеспектаклях, конечно немало им было спето и на сцене театров, где он служил. Но обидно то, что прекрасно поющий артист не записал ни одного сольного диска, прижизненные грамзаписи Костецкого это – одна композиция в альбоме «Твой вечный голос, Ленинград!» («Салют 27 января 1944 года» из «Жар-птицы» Колкера) и звуковая страница журнала «Кругозор» (одна сторона гибкой пластинки) посвященная постановке мюзикла «Свадьба Кречинского», в фондах Ленинградского радио нашлась еще «Песня солдата», тоже из «Жар-птицы», ранее нигде не изданная (возможно была записана для диска «Твой вечный голос, Ленинград!», но не вошла в него). Кроме этого Виктор Александрович в свое время дал мне для оцифровки две студийные бобины, на одной было оркестровое сопровождение песен из спектакля «Дни Турбиных» (без вокала, только оркестр), а на второй – отрывок из «Вестсайдской истории»: сцена с Марией и Песня Тони, вот это была уникальная находка! Обе записи – периода работы Виктора Александровича в Ленкоме, видимо были переданы ему из театральных закромов. Еще конечно обидно то, что для записи мюзикла «Свадьба Кречинского» на фирме «Мелодия», на роль Кречинского был приглашен другой артист (видимо для большей продаваемости пластинки). В спектакле Театра Музыкальной комедии шел спектакль «Трудно быть сержантом», в программке роли были расписаны так: первым составом шли имена звезд мировой эстрады. Сержант Кинг – 1) Адриано Челентано 2) Евгений Тиличеев, Мэри – 1) Барбара Стрейзанд 2) з.а. Карельской АССР Любовь Дементьева, и т.д. Роль Костецкого была обозначена так: Уилл – 1) … 2) Виктор Костецкий. Такая режиссерская интрига, мол угадайте кто. По ходу действия по музыке конечно становилось понятно о ком идет речь, и только очень немногие зрители заранее знали, что под этим загадочным многоточием скрывалось имя Фрэнка Синатры. Роли сотрудников органов МВД Виктор Александрович периодически играл аж с середины 60-х, так что можно сказать прошел боевой путь от постового в спектакле Ленкома «Петровка, 38» до большого милицейского начальника из «Убойной силы», за что и получил, совершенно официально, к собственному юбилею в 2001 году знак «Заслуженный работник МВД».

Эпиграфом к моей программе послужила цитата из стихотворения Виктора Кривоноса, написанного памяти Костецкого. Сожалею о том, что по разным причинам не смогли принять участие в съемках Елена Дриацкая, Фаина Никитина, Борис Гершт. В финале, на титрах звучит моя композиция «Элегия», написанная по мотивам импровизации музыканта Михаила Мокиенко (которая в свою очередь развивает мелодию из нескольких нот по заданию ведущего нажатых на клавишах в произвольном порядке самим Костецким в передаче канала ТВ100 «Основной инстинкт»), так же посвященная памяти Виктора Александровича. Виктор Костецкий достоин особой памяти, чтоб его помнило не только наше поколение и не только по роли генерала МВД Сан Саныча. Театр «Комедианты», где он играл в последние годы вполне мог бы носить его имя. На театрах имени Ленинского комсомола (ныне «Балтийский дом»), Музыкальной комедии, имени А.С.Пушкина, киностудии Ленфильм, да и на доме, где жил артист могли бы быть установлены мемориальные доски. В городе есть удачное место – безымянный проезд от Наличной до улицы Кораблестроителей (как раз на него выходят с одной стороны окна квартиры артиста, а с другой находится студия озвучания «Нева-фильм», где он работал) возможно со временем станет «проездом Костецкого», может найдется место и для скромного памятника – своей жизнью и творчеством артист все это заслужил по справедливости.

 

Вячеслав УТЕХИН



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: