Методические рекомендации для студентов
для практического занятия по дисциплине «Перинатология»
ЗАНЯТИЕ № 1
ТЕМА: «Перинатальные поражения ЦНС»
Контингент обучающихся: студенты 6 курса
По специальности «Педиатрия»
Контингент обучающихся: студенты 6 курса
По специальности «Педиатрия»
Разработчики:
Доцент кафедры ФГБОУ ВО ЧГМА,
К.м.н. Рогалева Т.Е.
Обсуждены и утверждены на учебно-методическом заседании кафедры,
протокол № 10 от «26» мая 2016 г.
Заведующий (ая) кафедрой педиатрии ФГБОУ ВО ЧГМА,
Д.м.н., профессор И.Н. Гаймоленко
2016 г.
Значение темы в структуре дисциплины
1.1. Знать:
- причины развития, патогенез, классификацию, клинические проявления, методы диагностики, основные принципы терапии перинатальных поражений ЦНС у новорожденных;
- особенности диспансеризации новорожденных с перинатальными поражениями ЦНС.
1.2. Уметь:
- выявить синдромы перинатального поражения ЦНС у новорожденного ребенка;
- сформулировать клинический диагноз в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем - X пересмотр, принятой 43-ей Всемирной Ассамблеей Здравоохранения, г. Женева, 1989 г.;
- составить и обосновать план обследования новорожденного с перинатальным поражением ЦНС;
- составить план лечения в остром периоде у новорожденных с постгипоксическими, травматическими поражениями ЦНС;
- составить план ведения новорожденного с перинатальным поражением ЦНС в восстановительном периоде.
1.3. Владеть:
- навыками проведения кислородотерапии в отделении (палате) реанимации и интенсивной терапии;
- навыками организации ухода за новорожденным с перинатальными поражениями ЦНС;
- навыками интерпретации результатов НСГ, рентгенографии ШОП.
- навыками расчета дозы противосудорожных препаратов для экстренной терапии судорог;
- написанием листа врачебных назначений;
- принципами врачебной этики и деонтологии в работе с детьми, и их родителями;
2. Перечень вопросов и задания для самоподготовки к данному занятию:
Перечень вопросов | Задания | |
1. | Причины и патогенез развития постгипоксического поражения ЦНС у новорожденных. | Перечислить основные звенья патогенеза поражения ЦНС вследствие перинатальной гипоксии. |
2. | Классификация и клинические проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии. | Назвать и описать основные синдромы гипоксического поражения ЦНС у новорожденных, иметь представление о степенях тяжести гипоксически-ишемического поражения ЦНС. |
3. | Патоморфологические паттерны постгипоксического поражения ЦНС у доношенных и недоношенных новорожденных. | Иметь представления об особенностях поражения ЦНС у доношенных и недоношенных детей. |
4. | Внутричерепные кровоизлияния гипоксического генеза. | Описать клиническую картину ВЖК, субарахноидального кровоизлияния. |
5. | Травматические поражения ЦНС. | Перечислить причины развития, представить основные клинические проявления эпи- и субдурального кровоизлияний. |
6. | Родовая травма позвоночника и спинного мозга. | Назвать причины развития, описать клинические симптомы натальной травмы позвоночника в зависимости от локализации повреждения. |
7. | Родовая травма периферической нервной системы. | Иметь представление об основных клинических симптомах травматического повреждения плечевого сплетения (проксимальный тип Дюшена-Эрба, дистальный тип Дежерин-Клюмпке, тотальный паралич). |
8. | Дисметаболические и токсико-метаболические поражения ЦНС. | Перечислить причины, описать клинические проявления поражения ЦНС вследствие приема алкоголя, табакокурения, употребления наркотических препаратов во время беременности. |
9. | Инструментальная и лабораторная диагностика постгипоксических поражений ЦНС. | Назначить обследование новорожденному с перинатальными поражениями ЦНС, уметь интерпретировать полученные результаты. |
10. | Основные принципы лечения новорожденных с перинатальными поражениями ЦНС в остром и восстановительном периоде. | Знать основные принципы стабилизации состояния в остром периоде у новорожденных с перинатальным поражением ЦНС, особенности терапии в восстановительном периоде. |
Перечень вопросов | Задания | |
11. | Причины и патогенез развития гипоксически-ишемической энцефалопатии у новорожденных. | Перечислить основные звенья патогенеза гипоксически-ишемической энцефалопатии. |
12. | Классификация и клинические проявления гипоксически-ишемической энцефалопатии | Назвать и описать основные синдромы гипоксического поражения ЦНС у новорожденных, иметь представление о стадиях развития гипоксически-ишемической энцефалопатии. |
13. | Патоморфологические паттерны поражения головного мозга у доношенных и недоношенных новорожденных. | Иметь представления об особенностях поражения ЦНС у доношенных и недоношенных детей. |
14. | Инструментальная и лабораторная диагностика гипоксически-ишемической энцефалопатии. | Назначить обследование новорожденному с гипоксически- ишемической энцефалопатией. |
15. | Основные принципы лечения новорожденных с гипоксически-ишемической энцефалопатией. | Знать особенности ухода, кормления, основные принципы стабилизации состояния в остром периоде у новорожденных с гипоксически-ишемической энцефалопатией. |
3. Этапы занятия и конкретные задачи для студентов на каждом этапе
№ п/п | Этапы занятия | Задача для данного этапа |
Вводный этап2 | ||
1.1 | Проведение организационного момента. Постановка цели практического занятия. | Постановка цели и объема практического занятия. Выявление межпредметных и внутрипредметных связей. |
1.2 | ||
Основной этап3 | ||
2.1 | Контроль исходного уровня знаний. Устный (в форме опроса и собеседования) и тестовый контроль. | Сформировать знания с учетом компетенций. |
2.2 | Реализация учебно-целевых вопросов. | |
2.3 | Разбор ситуационных задач. | |
2.4 | Курация больных новорожденных детей. | |
Заключительный этап4 | ||
3.1 | Заключительный контроль. | Подведение итогов занятия. |
3.2 | Подведение итогов занятия. | |
3.3 | Домашнее задание |
1. Литература, рекомендуемая для самоподготовки к данному занятию:
Основная литература
п/№ | Наименование | Автор (ы) | Год, место издания | Объем, стр. |
1. | Неонатология, 1 том. | Н.П. Шабалов | Москва «МЕДпресс-информ» 2004 г. |
Дополнительная литература
п/№ | Наименование | Автор (ы) | Год, место издания | Объем, стр. |
1. | Неонатология. Национальное руководство | Н.Н. Володин. |