ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Принципы социально-культурной деятельности характеризуют суть и диалектику развития социально-культурных процессов.

Принцип отражает исходные положения теории, нормы поведения и деятельности группы людей или отдельного человека, основные особенности, структуру и функционирование того или иного социального института.

Процессы социально-экономического и духовного обновления общества оказывают постоянное влияние на трансформацию принципов социально-культурной деятельности. Эти принципы представляют собой важнейшие требования, выполнение которых обязательно для всех систем управления и организации социально-культурной сферы. Конкретное отражение, развитие и обоснование они получают в практике государственных и негосударственных, общественных институтов, в документах законодательных и исполнительных органов государственной власти.

В качестве принципов нами рассматриваются основополагающие, фундаментальные идеи и положения социально-культурной деятельности. Они подвержены постоянной и непрерывной трансформации, обусловлены новой социально-культурной ситуацией, изменениями в политической и экономической жизни общества, процессами социализации и гуманизации, изменяющимися потребностями и интересами людей. Социально-культурная деятельность отличается множественностью принципов, но существуют некоторые общие принципиальные закономерности.

К общим принципам социально-культурной деятельности можно отнести принцип педагогизации окружающей социально-культурной среды. Этот принцип нацелен на учет такого важного фактора как понятие «педагогическая закономерность». В соответствии с педагогической наукой закономерность справедливо толковать как объективно повторяющуюся диалектическую связь различных явлений социально-культурной деятельности.

К числу закономерностей относится сочетание продуктивного и непродуктивного в самой сути, в содержании социально-культурной деятельности. Эта деятельность ориентированна на внутренний мир человека, на получение удовольствия от процесса производимых действий и переживаний. Но вместе с тем здесь возможен и конкретный, осязаемый результат в виде творческого продукта, изделия, услуги.

Отсюда еще одна закономерность – аккумулирование в этой деятельности необходимого заряда творческой энергетики, позволяющей реализовывать внутренний потенциал человека.

Творческая энергетика людей, особенно в детском и подростковом возрасте, обычно несовершенна, нестабилизированна. Однако личностная энергетика очень часто инерционна, базируется на низком уровне духовности, общей досуговой культуры и может привести к негативным последствиям.

Для более глубокого педагогического проникновения в сущность социально-культурной деятельности очень важно постоянно видеть и ощущать в ней диалектику соотношения времени, пространства и содержания. Вся социально-культурной деятельность протекает в рамках свободного времени, определенного культурного пространства и выбранного содержания творчества. Они взаимосвязаны и формируют вкусы людей всех возрастов, удовлетворяют их интересы, пристрастия, реализуют духовные и физические силы.

Универсальным характером обладает и принцип личностного подхода. Он предполагает признание личности ребенка, подростка, взрослого человека высшей социальной и культурной ценностью, уважение уникальности и культурного своеобразия каждой личности, признание прав и свобод людей в социально-культурной сфере. По сути это принцип саморазвития, самоутверждения и самореализации человека.

Принцип учета культурного многообразия взаимодействующих субъектов и объектов касается большинства многонациональных по составу регионов РФ (в том числе республик Дагестан, Татарстан и др.).

Принцип ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества в отдельных группах и общностях пронизан гуманистическим подходом к построению межличностных отношений в процессе досуга и творчества, к рациональному, педагогическому оправданному использованию содержания и всего воспитательного потенциала социально-культурной деятельности.

Среди современных принципов социально-культурной деятельности перечислим принципы культуросообразности технологического процесса, опоры в используемых социально-культурных технологиях на национальные традиции, нравственные и этические нормы поведения, национально-этническую обрядность, особенности народного творчества, фольклора, национальных промыслов и ремесел и т.д.;

принцип приоритета общечеловеческих интересов в содержании социально-культурных проектов и программ,

принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, традиций и инноваций;

принцип общественно-государственного соуправления, обеспечения децентрализации и суверенности региональной политики в социально-культурной сфере.

В этих принципах отражены основные положения федеральных законодательных актов, а также принятых международных документов и программ ООН и ЮНЕСКО по реализации политики в области культуры, обеспечению активного участия населения в культурной деятельности, выделению культурного аспекта развития и утверждения культурной самобытности каждого народа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: