Пути самосовершенствования педагогического мастерства




Перечень форм методической работы, используемых в системе повышения квалификации педагогов ДОУ Рекомендуемая квалификационная категория Частота работы
1. Психолого-педагогический консилиум. Представляет собой совещание или взаимную консультацию специалистов (экспертов) в той или иной области, которые по заранее определенному набору параметров периодически обсуждают и оценивают реальные возможности каждого ребенка в зоне ближайшего развития. Рекомендуется использовать в ДОУ, где ведется экспериментальная, инновационная работа по управлению качеством образования или по оптимизации педагогического процесса. В ДОУ консилиум проводится во время проведения ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Новаторы, психолог, узкие специалисты. 1 -2 раза в год в каждой возрастной группе, а так же по графику в годовом плане
2. «Годичные команды педагогов» Представляет собой управляемое объединение педагогов, основанное на принципе психологической совместимости. Решает вопросы подобные вопросам педагогического консилиума Новаторы, мастера, педагоги опытные, активные, узкие специалисты Ежемесячно
3.«Школа профессионального мастерства» Имеет целью реализацию принципа дифференцированного подхода к уровню развития педагогического мастерства, в результате чего имеет 4 ступени:   1ступень: Группа повышенного внимания администрации включает в свой состав педагогов как малоопытных, так и практиков, не желающих по каким - либо причинам заниматься самообразованием и ростом профессионального личного мастерства, а также отказывающихся от участия в инновационной работе Целью этой группы является стимулирование педагогов, работающих ниже своих возможностей.   2ступень: Школа становления молодого педагога. Ее задачей является оказание помощи в становлении педагога   3 ступень: Школа совершенствования профессионального мастерства предполагает работу с педагогами 1 квалификационной категории с целью доведения их практических знаний и умений до уровня мастера.   4 ступень: Школа высшего педагогического мастерства повышает знания и практические умения педагогов в области научно- исследовательской деятельности, обучает их методам ведения экспериментальной работы, помогает осваивать новые педагогические технологии. Опытные, но малоактивные, молодые специалисты, "консерваторы" - 1 раз в месяц. Молодые специалисты - по мере необходимости. Опытные, активные по мере необходимости. Новаторы –постоянно.
4. «Школа передового опыта» Варианты школы передового опыта: · Индивидуальное наставничество. · Педагогическая студия. Руководителем студии назначается наиболее яркий педагог ДОУ, способный забыть о своих заслугах, регалиях и разговаривать с молодыми (малоопытными) педагогами на равных. Ведущей формой проведения занятий в студии является совместное обсуждение проблемы, наблюдение и анализ деятельности лучших педагогов ДОУ, совместная разработка конспектов занятий и мероприятий. Имеет своей целью распространение опыта работы лучших педагогов ДОУ среди молодых специалистов, малоопытных педагогов, педагогов, не имеющих квалификационной категории. Ведущей организационной формой работы занятий в школе являются лекции, семинарские занятия, просмотр открытых занятий, даваемых руководителем школы. Девизом является: «Делай как я!» Режим работы не чаще 1 раза в месяц - новаторы, мастера, опытные-активные, опытные-малоактивные. 1 раз в месяц - все категории.
5.«Педагогическое ателье или педагогическая мастерская» Имеет целью передачу педагогом - мастером остальным членам педагогического коллектива основных идей своей воспитательно-образовательной системы, практических способов ее реализации. Ведущие формы учебных занятий в педагогическом ателье: совместное обсуждение концептуальной идеи педагога - мастера, выполнение индивидуально практических заданий и возможность их использования педагогом в своей работе с детьми. Педагогическое ателье-вызов традиционной педагогике. Основная задача педагогического ателье - познакомить воспитателей ДОУ с методами нестандартной педагогики, с новыми технологиями, нетрадиционными формами работы. Все категории педагогов Частота занятий и длительность - по потребностям педагогов.
6. «Мастер - класс» Является разовой и одновременно выездной формой работы педагогов, с целью распространения своего опыта среди других дошкольных учреждений района, города. Основной метод - прямой и комментированный показ приемов своей работы. Все категории педагогов Частота занятий и длительность - по потребностям педагогов.
7. «Творческие микрогруппы» Это стихийное объединение 2-3 педагогов, с целью профессионального общения и обогащения опыта друг друга. Основное условие работы микрогруппы - равенство возможностей педагогов. Группы создаются для нахождения способа решения проблемы, разработки методики, модернизации плана работы, модификации учебного пособия, дидактического материала и прочее. Для данной формы работы характерно объединение только опытных педагогов: педагоги новаторы, мастера, опытные - активные. Длительность их работы от нескольких часов до нескольких дней, т.е. до момента разрешения проблемы. По мере необходимости.
8. «Кружки качества» Организуются по инициативе администрации для поиска решения той или иной проблемы. Ведущий метод, используемый в работе: «мозговая атака» или «мозговой штурм» Обязательным условием при организации работы кружка является: наличие хотя бы одного педагога способного обучать коллег без участия администрации. О результатах работы кружка качества администрация ставится в известность руководителем кружка. Главной задачей работы кружка является нахождения способа повышения качества воспитательно-образовательной работы с детьми. Педагоги - новаторы, мастера Длительность работы кружка по потребностям педагога во времени для нахождения способа решения проблемы.
9.ВТК (временные творческие коллективы) Создаются по инициативе администрации или опытного педагога для срочного решения, какой либо проблемы. Их главным методом является «мозговой штурм» например разработка сценария праздника, конспекты занятия и др. Отличительной особенностью ВТК является невозможность перерыва ее деятельности до полного решения проблемы. Новаторы, мастера, опытные – активные. Длительность работы от нескольких часов до 2-3 суток.
10. «Школа исследователя» Организуется для опытных педагогов с целью развития у них навыков исследовательской деятельности, а также обучения их ведению исследовательской работы с детьми. У школы исследования есть научный руководитель. Все категории по мере необходимости Длительность ее работы от 1 до нескольких лет. Частота встреч 1 раз в 1-2 месяца.
11.ВНИК (временные научно исследовательские коллективы). Создаются по инициативе администрации при необходимости разработки какого – либо фундаментального документа, требующего предварительного изучения и анализа ситуации, сбора данных через анкетирование или интервью, анализа и обобщения этих данных, изучения специальной литературы. Члены ВНИК должны владеть методами классификации, систематизации, сравнения, обобщения, абстрагирования, индукции и дедукции. Работа во ВНИКе требует хорошей научной подготовки его участников, безупречного умения формулировать цели, задачи и прочее. ВНИК, обязательно имеет научного руководителя или консультанта и группу разработчиков. Создается на определенное время для практического решения большой проблемы по значимости и объему задачи. Например, разработка программы развития, Образовательной программы, перспективного плана работы и т.д. Новаторы, мастера опытные и активные. ВНИК работает только на момент теоретической разработки документа (от нескольких дней до нескольких месяцев).
12. «Проектные команды» Метод проектов можно представить, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии участников, направленных на поэтапное достижение цели. Все категории педагогов по мере необходимости   Частота занятий и длительность - по потребностям педагогов.

 

Эти формы разработаны с учетом дифференцированного подхода к профессиональному мастерству педагогов. Среди них есть формы только для молодых и малоопытных педагогов, и есть формы, которые рекомендуются для педагогов мастерства еще не достигших, но способных его достичь.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: