Жизненный цикл организации. Теоретические основы




Категории

Организация

Типы систем

Обратная связь

Задание 1.

1.1.На примере кейса охарактеризуйте особенности организации как социального института. Решение оформите в таблице, которую необходимо составить самостоятельно.

1.2.Классифицируйте анализируемый объект как организацию с точки зрения всех изученных Вами классификаций и обоснуйте свою точку зрения. Решение оформите в таблице, которую необходимо составить самостоятельно.

 

 

Кейс. «LinguaLeo» Источник: журнал «Секрет фирмы», сентябрь 2013 г.

 

История LinguaLeo напоминает типичную success story Кремниевой долины.

Стартовый капитал студент ВШЭ Айнур Абдулнасыров заработал, создав "Клуб носителей языка", где иностранцы могли преподавать россиянам английский.

 

В 2009 году Айнур решил, что будущее за интернет-образованием. Он собрал команду из четырех программистов и отправился с ними на остров Ко Чанг в Таиланде.

За полгода команда создала веб-сервис для изучения английского языка — на прототип ушло $120 тыс.

 

С первым инвестором — основателем "Эрудитор групп" Егором Руди — Айнур познакомился на одном из стартаперских конкурсов. Тот сразу же согласился вложить в проект $200 тыс.

Вскоре партнерам удалось привлечь еще $3 млн от венчурного фонда Runa Capital. На эти деньги компания создала мобильное приложение для iOs и Android, а также выпустила в 2013 году версию для бразильского рынка (местное население активно изучает английский).

Одна из "фишек" LinguaLeo — геймификация. Изучая язык, пользователи кормят анимированного львенка. Сейчас команда работает над социализацией сервиса.

 

Проект начал приносить деньги с момента старта, а "ангельские" инвестиции отбил за несколько месяцев. Основные функции сервиса бесплатные, но чтобы получить дополнительные услуги вроде тестов и курсов, нужно оформить абонемент (годовой стоит 599 руб.).

 

LinguaLeo Айнур создавал одновременно с защитой диплома, основанного на работе Генри Минцберга "Структура в кулаке". Больше всего предпринимателя заинтересовало понятие адхократии — такой формы управления, когда любые решения принимаются сообща, противоположность бюрократии. Айнур решил, что адхократия — наиболее подходящая для стартапа форма управления, и на Ко Чанге схема отлично сработала.

 

Однако в прошлом году повторить трюк не удалось. Айнур вывез уже более 20 сотрудников LinguaLeo в Черногорию — подготовить сервис для локализации в Бразилии. Но выполнить все задуманное не успели: не хватило четкого распределения ролей. "Стало понятно, что компания выросла, пора формализовать бизнес-процессы",— говорит Айнур.

 

Сейчас в LinguaLeo работают уже более 50 человек. Айнур нанял профессионального CTO из "Лаборатории Касперского" Александра Ермаковича, чтобы он совместил принципы адхократии и необходимые формальные процедуры.

 

 

Жизненный цикл организации. Теоретические основы

 

Жизненный цикл организации – это совокупность стадий, которые прохо- дит организация в ходе своего существования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.

Рождение любой организации связано с определением ее сферы деятель- ности, характера выпускаемой продукции, масштаба рынка и состава потреби- телей. Главная цель организации на этом этапе – вхождение на рынок. Основатели организации – предприниматели, направляющие свою энергию на производство продукции и изучение рынка. Организация неформальна и небюрократична. Совмещаются роли собственника и руководителя организации. Рост обеспечивается созданием новых видов товаров и услуг.

Детство. На этой стадии организация достигает значительного роста, но при этом возникает несоответствие между существующей системой управления и возросшим потенциалом организации. Собственники сталкиваются с необходимостью по-новому организовывать управление компанией: либо им приходится это делать самим, либо приглашать новых менеджеров со стороны. На этом этапе основное внимание уделяется укреплению конкурентной позиции на рынке, повышению конкурентоспособности.

Юность – это этап прерывистого роста. Организация все больше набира ет силу, но управление остается ниже оптимального уровня. Формализованные процедуры все больше заменяют интуитивные, спонтанные решения. Начинается разделение труда, возникают подразделения, формируется иерархия власти. Каждый работник чувствует себя частью коллектива, коммуникации и контроль осуществляются в основном на неформальном уровне. Руководство при- ступает к регулярному осуществлению управленческих функций.

Зрелость. Развитие организации на этой стадии ведется в интересах сбалансированного роста на базе устойчивой структуры и системного управления. Руководство организации, как правило, удовлетворено стройностью системы управления, что снижает его интерес к адаптации, к изменениям внешней среды, а также к обновлению и децентрализации. Стадия зрелости связана с проникновением организации в новые сферы деятельности, дифференциацией и диверсификацией, однако именно на этом этапе активно зарождается бюрократизм в системе управления. Стадия зрелости опасна возможностью появления у руководства организации ощущения завершенности развития.

Старение. Данная стадия характеризуется расцветом бюрократии на всех уровнях и этапах управления. Закрывается доступ инновациям. Организация начинает сдавать свои позиции и оказывается перед выбором: либо погибнуть, либо вновь начать борьбу за выживание.

Возрождение. На данном этапе часто обновляется руководство организации, внедряющее новые подходы к управлению с целью оживления организа ции.

 

 

Упражнение 4.3. Характеристики стадий жизненного цикла

 

Характеристики стадий жизненного цикла

 

Стадия Характеристики
Рождение Небольшая численность сотрудников. Готовность рисковать. Высокая самоотдача работников. Широкие полномочия в разных сферах. Новизна продукции.
Юность  
Зрелость  
Старение  
Возрождение  

 

 

Задание Укажите проблемы и задачи каждой стадии ЖЦ организации

 

Стадия Проблемы Задачи
Рождение Выход и закрепление на рынке Выживание
Юность    
Зрелость    
Старение    
Возрождение    

 

Практические упражнения

 

Ситуация: жизненный цикл организации «Бенкрофт энд компании»

 

В 1891 г. американец Джеймс Бенкрофт открыл в Чикаго первый магазин, который положил начало большой сети универмагов «Бенкрофт энд компа- нии». Основной целью в то время он ставил выживание, которое можно было достигнуть, привлекая в маленький магазин как можно больше покупателей. Для этого Бенкрофт решил, вопреки традициям того времени, брать со всех клиентов одинаковую сумму денег за аналогичный товар. До сих пор местные жители всегда платили меньше чужаков. Джеймс Бенкрофт не побоялся поме- стить на витрине своего магазина вывеску «Одна цена для всех и каждого!» Этот умелый ход позволил привлечь покупателей, и магазин получил заслу- женную известность. Главными принципами магазина были честность и каче- ство товаров, благодаря этому Бенкрофт сумел завоевать определенную нишу на рынке. Магазины фирмы «Бенкрофт энд компании» появились еще в двух круп- ных городах США, были созданы филиалы. Соответственно расширился штат сотрудников, возникла необходимость в организации собственной службы охраны, налаживались связи с поставщиками. Контроль за деятельностью пер- сонала, структур находился в руках Джеймса Бенкрофта, стиль руководства был авторитарный. В это же время он разработал специальные программы по увеличению жалования сотрудникам в зависимости от получения прибыли. В середине 20-х гг. ХХ в. во главе компании становится сын Джеймса – Сирилл Бенкрофт. Под его руководством в компании осуществляются нововве- дения в развитии организации. Во-первых, он разграничил сферы руководства, введя должности главного финансиста, вице-президента по торговым операци- ям, по связям с общественностью и рекламе. В каждом филиале компании были назначены управляющие, которые взаимодействовали друг с другом и напря- мую с Бенкрофтом. Во-вторых, Сирилл разработал торговую марку и эмблему магазинов «Бенкрофт энд компании», которые благодаря качеству продаваемо- го товара стали престижными и узнаваемыми. Как женщины, так и мужчины буквально с гордостью носили вещи с этой эмблемой. Внутри организации бы- ли предприняты успешные попытки в обучении работающего персонала, а так- же в ознакомлении с новыми разработками в области торговых операций. В этот период компания «Бенкрофт энд компании» завоевала достойное место на рынке товаров и услуг и стала одной из самых популярных в США. В начале 50-х гг. ХХ в. новым управляющим стал сын Сирилла – Филипп Бенкрофт. Он продолжил политику своего отца. Его стремление к расширению требовало новых инвестиций. При поддержке совета директоров были выпуще- ны акции, большая часть которых быстро разошлась на бирже. Акционеры счи- тали это надежным вложением капитала. Продолжилось расширение сети уни- вермагов. Внутри магазинов произошли конструктивные изменения, появились новые отделы. Достижением стали связи с ведущими модельерами, что позво- лило наладить в магазинах продажу эксклюзивных моделей одежды и аксессуа- 32 ров к ним. Кроме того, важным стал индивидуальный подход к сотрудникам: за высокие результаты в работе они вознаграждались. С середины 60-х гг. начался период затишья. Все магазины работали и стабильно приносили прибыль. Ни- каких нововведений не принималось. В конце 80-х гг. компанию чуть было не поглотила другая организация: корпорация «Интеркопт» делала серьезные попытки захватить «Бенкрофт энд компании». Средств на «борьбу» не хватало, и «Бенкрофт энд компании» ока- залась на грани банкротства. С целью подорвать престиж компании «Бенкрофт энд компании» конкуренты использовали грязные технологии. В это время во главе компании становится бывший администратор Меридит Бенкрофт. Зару- чившись поддержкой мощного банка, Меридит смогла выкупить доли своей компании и тем самым предотвратить катастрофу. Благодаря нововведениям она смогла оживить компанию: введение новых должностей, расширение рын- ков сбыта, повышение уровня рекламы, консультации с продавцами по вопро- сам закупок, технологические новшества. В начале 90-х «Бенкрофт энд компа- нии» открыла еще два больших универмага в Европе, что позволило увеличить прибыль и расширить рынок. В начале XXI в. «Бенкрофт энд компании» – одна из наиболее известных на рынке товаров и услуг, а в результате слияния с ком- паниями, производящими одежду, обувь и мебель, она расширила сферу дея- тельности и является торгово-промышленной компанией. [20]

 

Задания:

1. определите стадии жизненного цикла компании «Бенкрофт энд ком- пании», проведите их анализ;

2. определите доминирующие цели на каждой стадии жизненного цик- ла;

3. определите причины, по которым «Бенкрофт энд компании» едва не прекратила свое существование.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: