Музыкальная драматургия. Развитие в музыке.




Вы объяснили музыку словами.

Но, видно, ей не надобны слова -

Не то она, соперничая с вами,

Словами изъяснялась бы сама.

И никогда (для точности в науке)

Не тратила бы времени на звуки.

Новелла Матвеева

 

 

Чтобы понять и объяснить любое музыкальное произведение мы убедились, что его содержание неотделимо от формы.

С какими музыкальными формами построения мы с вами знакомы?

- В каких музыкальных произведениях более подробно, ярко слышится движение, смена образов, написанных в музыкальной форме?

Когда мы говорим о музыкальных композициях, мы имеем в виду результат развития музыкальной мысли. Но не менее важно проследить и за процессом её развития. Попытаемся увидеть разницу в изображениях природы…

 

 

Первое изображение или второе имеет конечный результат, итог?

А что мы видим на втором изображении?

Мы видим главную тему картины – река, которая имеет где-то своё движение, где-то русло реки узкое, где-то она очень широка, меняется скорость течения.

Так и в музыке, то она плавная, то извилиста, как сама река – это и есть развитие музыкальной мысли, то она звучит слитно, то она имеет разделение на голоса, темы, тембры.

Все эти изменения, всё это движение в музыке и есть музыкальная драматургия.

 

Музыкальное звучание не может стоять на месте, оно обязательно разворачивается во времени: таков закон природы музыкального искусства. И даже если композитор обращается к идее вечности, неподвижности, он всё равно воплощает её в движении музыкальных звуков, чтобы достичь достоверности.

Вспомните, в 6 классе мы слушали пьесу М.П. Мусоргского «Старый замок».

К какому образу в данном произведении обратился композитор?

«Старые замки» могут быть темой для изобразительного искусства и литературы, которые могут передать их мрачный колорит и величественную неподвижность.

Как важно в слове или в цвете передать всю гамму настроений, когда мы чувствуем дыхание истории!

«Старый замок», к которому мы вновь обратимся сегодня на уроке, чтобы услышать есть развитие в данном произведении или нет.

К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».

- Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он вам напоминает? Какое здесь настроение?

- О чем поет свою песню трубадур?

Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками.

Слушание - «Старый замок» М.П. Мусоргского. (1839-1881)

 

В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:

Старый замок – пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье» посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.

В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,

Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,

Капелла с башенкой – подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,

И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, – на нем изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;

Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…

И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья.

- 1. Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство? А в чем различие?

Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.

Ничто не забыто: не только «проемы ниш» и «аркады гулкие» – все то, что образует облик Средневекового замка, и ветер, шелестящий в вышине.

Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления… Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном. (Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда- то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе «Старый замок»).

Трубадуры так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.

А вот в музыке – все наоборот.

В «Старом замке» нет никаких подробностей, никакой звукоизобразительности, однообразен ритм- ♪♪♪♪, однообразно гармоническое сопровождение; и лишь в мелодии, что мы слышим?

Повторное слушание.

В мелодии трубадура заложены те ноты подлинного страдания и тоски по ушедшему, есть суть настроения пьесы.

-Сколько пластов прослушивается в данной пьесе?

Несколько пластов, которые придают звучанию статичность, нет развития. И на этом фоне – звучит мелодия, которая даёт произведению некоторое развитие и придаёт чувство живой печали. И в таком драматургическом сочетании- статичности и мелодии трубадура происходит слияние времен-ушедшего и устремление к настоящему.

Что же может нам показать музыка?

Да. Движение.

Но и изобразить вечность подвластно музыке!

- Какой принцип в развитии темы использует композитор, на что он обращает наше внимание?

Принцип повторности.

Сегодня на уроке прозвучит противоположное пьесе «Старый замок» по образу, характеру, настроению,- пьеса «Порыв» Р. Шумана. (1810 -1856)

 

Динамичное, импульсивное сочинение. Данная пьеса построена также на принципе повторности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: