Противоречия и итоги социально-экономической и политической модернизации




Реформы и контрреформы второй половины XIX в.

Великие реформы Александра II

Контрреформы 1880-1890-х гг.

Противоречия и итоги социально-экономической и политической модернизации

Среди предпосылок реформ доминируют внешние. Поражение в Крымской войне подорвало саму основу государственной консервативной идеологии. Чтобы удержать свое место в мире и на равных конкурировать с европейскими державами, нужно модернизироваться. Само по себе без внешнего толчка крепостное право еще долго могло «доедать» свой ресурс.

Разговор о необходимости отмены крепостного права «сверху» - еще в 1856 г., а первые шаги – создание очередного Секретного комитета в январе 1857 г., в конце – рескрипты генерал-губернаторам о создании дворянских комитетов. Свидетельствуют о том, что своей позиции в этом вопросе не было – повторяет подходы предыдущего царствования. Также известно, что был сторонником освобождения без земли.

Решающую роль в успехе сыграли несколько обстоятельств:

- активная поддержка ближайшим кругом (Елена Павловна, Константин, Ростовцев) и выдвижение либерально настроенных министров – либеральная бюрократия (Милютины, Зарудный, Валуев и др.);

- гласное обсуждение реформы (в течение 1858 дворянские комитеты во всех губерниях, переименование Секретного комитета в Главный комитет по крестьянскому делу - февраль 1859), после привлечения общества уже невозможно дать задний ход;

- личная решимость: начавши, уже шел до конца, несмотря на колебания и отступления.

Вслед за отменой крепостного права понадобилось изменение всей системы социального и административного устройства на началах равенства сословий (отсюда и судебная, и земская, и городская, и военная реформы).

Основные положения крестьянской реформы. Свобода безвозмездно, безо всяких условий, земля за выкуп. Выкуп при посредничестве государства (крестьяне единовременно вносят 20% стоимости земли, государство 80% в виде кредита на 49 лет под 6 % годовых). Размер наделов по согласованию между помещиками и крестьянами (мировые посредники, уставные грамоты в течение 2 лет), при недостижении согласия – минимальные и максимальные размеры определены государством для разных регионов. При превышении максимальной нормы – отрезки. Размеры выкупных платежей определяются исходя из стоимости оброка, а не рыночной стоимости земли. Длительный переходный период – в течение 20 лет помещики могут не продавать землю в собственность крестьянам, а передавать за повинности, и крестьяне остаются временнообязанными. Положительные стороны: получение свободы без выкупа, наделение землей, компромиссный характер реформы. Отрицательные: слишком маленькие наделы (4,5 десятины) и в перспективе проблема малоземелья, слишком большие выкупные платежи (у крестьян недостаточно средств для развития своих хозяйств, но в действительности рыночная стоимость земли росла и перекрыла выкупные платежи: выкупная цена десятины составляла 27 руб., в то время как ее рыночная стоимость на тот момент- 21,5 руб., но с 1907 г. – цена возросла до 64 руб., т.е. в2,4 раза больше), сохранение крестьянской общины. Хотя интересы помещиков были учтены максимально, они тоже пострадали – значительная часть разорилась, ухудшение экономического положения помещиков зафиксировано комиссией через 10 лет (только 43 % экспертов отметили улучшение благосостояния помещиков, 30 – ухудшение, а улучшение положения крестьян – 63%). В целом за 10 лет после реформы население возросло на 3,3%, государственные доходы в 1,6 р, экспорт – в 2,2 р, импорт в 2,75 р.

Земская реформа 1864 – создание бессословного самоуправления. Губернский и уездный уровень. Не создано для волостного и общегосударственного (здание без фундамента и крыши). Распорядительные органы – земские собрания (раз в год), исполнительные органы – постоянно действующие управы. Срок полномочий – три года. Прямые выборы только в уездные собрания по трем куриям (землевладельцы, городские обыватели и сельские общества, имущественный ценз). Хозяйственное самоуправление, отсутствие административной власти, работают на общественных началах, наемный – третий элемент (служащие, учителя и др.).

По ее образцу городское самоуправление – Городовое положение 1870 (но разработана еще в 1866, покушение Каракозова). Право выборов – только у налогоплательщиков (прислуга, наемные рабочие – не платят), три курии в зависимости от размера вносимого в городскую казну налога.

Судебная реформа. Судебные уставы 1864, очень широкое обсуждение в течение года, перевод на европейские языки. Коронные (окружные суды, судебные палаты) и мировые (мировой судья и съезды мировых судей) суды. Всесословность, гласность, независимость (пожизненно, утверждаются Сенатом), состязательность (присяжные поверенные), суд присяжных.

Реформа в сфере образования. Университетский устав 1863 г. Автономия, выборность ректора и деканов, Ученый Совет, училищные округа, руководство со стороны университета. Устав гимназий и прогимназий 1864: доступность, всесословность, возможность частичного освобождения от оплаты, негосударственные школы (частные, земские и др.).

Цензурная реформа 1865 г. Отмена предварительной цензуры.

Военная реформа: устав всеобщей воинской повинности 1874. Льготы по семейному положению и образованию, отмена телесных наказаний, Создание военных округов, реформа военных учебных заведений.

Позитивный результат – начало разрушения сословного строя, перехода к гражданскому обществу, совершенствование правовой системы, развитие общественной активности. Негативный – неудовлетворенность частичными результатами, ожидание более радикальных перемен (конституция, удовлетворение требований крестьянства), дестабилизация общества, появление радикально настроенных разночинцев, стремящихся подорвать основы власти, в том числе – террор против ее главных представителей. Разочарование в реформах, надежды на социальную революцию, как следствие – попытки поднять народ. Объективное основание – незавершенность и неполнота преобразований: верховная власть сохраняет самодержавный характер, отказ императора от учреждения представительного органа законодательной власти (боязнь распада и дестабилизации или влияния консервативно настроенного дворянства на ход реформ). Субъективные причины роста радикализма – эффект ослабления давления. Люди начинают проявлять недовольство не тогда, когда совсем плохо и давление на общество не дает даже подумать о сопротивлении, а тогда, когда становится лучше и давление слабеет (возрастает чувствительность к своему положению, относительная социальная депривация). Ожидание немедленного эффекта от реформ, неготовность общества ждать и работать на отдаленный результат. И отсутствие демократических традиций, низкий уровень образования – при открывшейся возможности выражать любые идеи, популярными становятся самые радикальные, т.к. обещают быстрое и простое решение проблем.

В условиях дестабилизации к концу 1870-х гг. власть ищет поддержки у либерально настроенной части общества и возвращается к продолжению реформ. Чрезвычайная распорядительная комиссия во главе с графом Лорис-Меликовым (начало 1880 г.). Проект «Конституции Лорис-Меликова»: создание при Государственном совете собрания из выборных депутатов для предварительного обсуждения законов. Довольно ограниченный, но открывал шанс к формированию конституционного строя. Подписан императором утром 1 марта 1881 г., за несколько часов до убийства.

Вопрос 2.

Обстоятельства, определившие внутреннюю политику: собственные консервативные убеждения (лекции К.П. Победоносцева, профессора законоведения, по истории и праву) и убийство царя-реформатора. Убийство царя деморализовало сторонников реформ и в обществе, и в правительстве. Поворот к консерватизму представлялся естественным. Первый шаг: манифест о восшествии на престол 29 апреля («О незыблемости самодержавия». Написан Победоносцевым, без участия других министров, последующая отставка ряда прогрессивных министров предыдущего царствования (Милютин, Абаза, Лорис-Меликов). 8 марта на заседании Госсовета после речи Победоносцева, несмотря на мнения других участников отказался подтвердить подпись отца под решением о введении «Конституции Лорис-Меликова». Строжайший запрет касаться конституционной темы. «Временное положение о мерах к охранению государственного порядка» (1884) - широкие полномочия по введению чрезвычайного положения, создание охранных отделений.

Представление об опасности потрясения основ, необходимость возврата к коренным устоям российского социально-политического строя: сословная организация общества при патриархальных отношениях между помещиками и крестьянами, традиционном патриархальном укладе крестьянства и сохранении правящего положения дворянства. Но невозможно полностью отменить учреждения, созданные реформами, можно только изменить условия их функционирования. На это и направлены контрреформы. Новое «Положение о земствах» (1890) и Городовое положение» (1892). Усиление влияния дворянства в земских учреждениях через изменение условий выборов (землевладельческая курия – только дворяне, понижение имущественного ценза), в результате – более 90%. Ограничение количества выборщиков в городские органы самоуправления за счет повышения имущественного ценза (в столицах в 3 раза, в провинции – в 8-9 раз). Усиление контроля за деятельностью органов самоуправления со стороны государственной администрации.

Учрежден дворянский банк с задачей кредитовать дворян под залог имений (1885), т.о. попытка сдержать разорение дворянства и его упадок как сословия. В направлении усиления влияния дворянства также «Положение о земских участковых начальниках» 1889 г. Широкие полномочия по надзору за крестьянами (судебные, административные, полицейские): отмена решений волостных сходов и выборных лиц крестьянского самоуправления, арест, штраф, телесные наказания, устранение от должности крестьянских выборных лиц. Назначались только и дворян около 2200 человек по всей стране. По сути означает частичный возврат к административной власти дворян над крестьянами. Стремление остановить разрушение общинного патриархального уклада под воздействием крестьянской реформы: ограничение возможности выделения из отцовской семьи (2/3 крестьянского схода, 1886 г.), восстановление регулярных общинных переделов (раз в 12 лет, 1893 г.).

Попытка С.Ю. Витте доказать пагубность для развития сельского хозяйства сохранения крестьянской общины (1902 г. Совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности). Но император и другие члены правительства Плеве – МВД) убеждены в необходимости сохранения общинного землепользования, чтобы избежать пролетаризации в деревне, сохранить традиционный образ жизни и монархические настроения среди крестьян. В этом контексте крестьянские наделы рассматриваются не как их собственность, а как государственный земельный фонд, государственное достояние, которое должно обеспечить существование крестьянства как сословия. Ряд правительственных мер, направленных на экономическую поддержку крестьянства – учреждение Крестьянского поземельного банка, который кредитует крестьян на покупку земли (1882 г.), прекращение временнообязанного положения и перевод крестьян на обязательный выкуп (1881 г.) отмена подушной подати и замена ее промысловым налогом (1887 г.). Неправомерно рассматривать политику как односторонне консервативную. Государство содействует экономическому развитию сельского хозяйства росту благосостояния населения, но в тех рамках, которые задаются консервативной идеологией.

Контрреформы затронули и другие стороны жизни. Образование: новый университетский устав, лишивший университеты автономии (права выборов ректора, деканов и профессоров,1884). Надзор за студентами со стороны попечителя учебного округа в учебное и внеучебное время; повышение платы за обучение в 5 раз, введение формы, характеристика о благонадежности при поступлении, предоставление сведений о преподавателях в МНП для утверждения в должности, увольнение ряда прогрессивных профессоров. Закрытие высших женских курсов. Реформа в сфере среднего образования (циркуляр «о кухаркиных детях» 1887 г.). Реальные училища превращены в технические школы, доступ из которых в университет закрыт – только в технические вузы. Судебная контрреформа в полной мере не состоялась, судебные уставы не были пересмотрены, только внесены частичные изменения (закрытые судебные заседания, ограничения относительно выбора присяжных, ликвидация мировых судов). Новые «Временные правила о печати», восстановившие предварительную цензуру, закрытие любого печатного органа (1882).

В целом возврат к принципам патернализма и православной монархии. Замечание в связи с арестом бомбометателей: «Если б можно было главных зачинщиков хорошенько посечь, а не предавать суду, гораздо было бы полезнее и проще». Но консерватизм в социальной политике и управлении сочетался с ускоренной модернизацией промышленности. Заслуга министров финансов (Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, С.Ю. Витте – с 1892 г.), которые определяли политику в сфере промышленности. В особенности Витте. Принципы «национальной экономики» - интересы государства выше интересов свободного предпринимательства. Активное государственное вмешательство по поддержке программы индустриализации. Компенсирует слабость внутреннего рынка, недостаток потребительского спроса за счет государственного стимулирования – госзаказы, кредиты и т.д. Направлено на поддержку крупной промышленности в ущерб среднему и мелкому бизнесу, ограничение свободной конкуренции. Основная идея: для успешного развития необходимы ресурсы, труд и капитал, у России есть первые два. Недостаток капиталов за счет иностранных инвестиций – сначала в форме государственных займов, затем прямого инвестирования предприятий. Для создания благоприятного инвестиционного климата – денежная реформа по созданию твердой валюты на основе золотого стандарта (1897 г.). Пополнение госбюджета через рост косвенных налогов и введение винной монополии (1894, около четверти государственного бюджета). Основное бремя индустриализации ложится на крестьян, перекачка средств из сельского хозяйства в промышленность, но экономическими методами в отличие от большевиков. Понимание необходимости прогресса в сельском хозяйстве, как условия быстрого развития промышленности. Отсюда – настойчивые предложения по разрушению общины (1902, итоги особого совещания). После экономического кризиса 1900 – 1903 – отставка с поста министра финансов.

Вопрос 3.

Экономические успехи России были весьма впечатляющими. Самые высокие темпы роста в промышленности. Но они сами по себе пождали очередные экономические проблемы. Главная: неравномерность развития и огромные структурные диспропорции.

Кроме того, не будучи дополнены адекватной социальной политикой и политическими реформами, они вели и к нарастанию социальных и политических противоречий. Быстрота разрушения традиционного уклада и утверждения капиталистического производства сама по себе была чревата социальными конфликтами. Так, высокие темпы социальных трансформаций приводили к маргинализации общества – формированию пограничных социальных групп, рабочих и интеллигентов в первом поколении. Отрицают традиционные ценности, не имеют связей ни с каким стабильным социальным слоем, видят свои перспективы в будущем радикальном переустройстве как следствие - склонны к радикализму, прожектерству. Формирующийся новый рабочий класс не разрывает связей с крестьянством (у многих семьи продолжают жить в деревне) и является носителем крестьянского традиционного массового сознания – коллективизм, склонность к уравнительному распределению, представления о справедливости. Массовый уход крестьян в города порождает и масштабную безработицу, которая, в свою очередь, ведет к ухудшению условий найма рабочей силы – кабальная зарплата, отсутствие гарантий и страхования. Концентрация большой массы рабочих в городах на крупных и сверхкрупных предприятиях (Россия занимает первое место по среднему размеру предприятия и степени концентрации производства) с одной стороны порождает особенно тяжелые условия жизни, с другой – способствует ускоренной организации и консолидации рабочих. В начале XX в. этот комплекс социальных и политических проблем приобрел взрывоопасных характер, спровоцировал революцию.

Рабочий вопрос. В 1890-е гг. начинается массовое рабочее движение. Промышленная война 1896 г. (рабочие текстильной и металлургической промышленности, для подавления используется войска. Прекращена только после обещания уменьшить рабочий день. В России к концу XIX в. рабочее законодательство только начало оформляться. С 1880-х гг. вводятся ограничения на использование детского и женского труда, сокращение рабочего дня. Самые тяжелые среди развитых стран условия найма рабочей силы: продолжительность рабочего дня (в среднем 12 часов), зарплата, бытовые условия.

Другая особенность России – сам подход к решению рабочего вопроса. В противовес принципу правового государства, предполагавшему предоставление рабочим права самим защищать свои интересы через профсоюзы, суд, господствует патерналистский подход, при котором самодержавное государство берется само заботиться о рабочих. Еще в 1882 г. созданы фабрично-заводские инспекции, позже их права были расширены. Т.о. правительственные чиновники должны были регулировать конфликты между предпринимателями и рабочими. Недовольны и те, и другие. Еще одним проявление этого подхода стала концепция т.н. «полицейского социализма» или «зубатовщина» (по имени начальника московского охранного отделения С. Зубатова): создание рабочих организаций под «крышей» МВД. Цель – контроль над рабочим движением, направление его в безопасное для государства русло: кассы взаимопомощи, организация библиотек, культурного досуга, борьба с пьянством, пропаганда санитарно-гигиенических норм и т.д. Обязательные компоненты идеологии зубатовских организаций – православная религиозность, патриотизм, национализм. «Общество взаимного вспомоществования рабочих», «Независимая еврейская партия». Идея поддержана великим князем Сергеем московским градоначальником, убитым в 1905 г. взрывом бомбы террориста, начальником московской полиции Треповым.

Неудача этой политики и как следствие – политизация рабочего движения (участие зубатовских организаций во всеобщей стачке на юге России, рост доли политических выступлений с 8 до 22 %, отсюда запрет организаций и отставка Зубатова). Всеобщая стачка на юге России произошла в 1903 г., охватила все промышленные центры Кавказа и Украины, участвовало около половины рабочих, занятых в производстве. Если бы рабочие сами решали свои споры с предпринимателями в рамках закона, их недовольство было бы направлено либо на работодателей, либо на своих профсоюзных лидеров. В случае, когда государство позиционирует себя как защитника интересов рабочих, оно и становится объектом их недовольства.

В результате особую популярность в рабочем движении приобретает социал-демократическая партия, ориентирующая рабочих на борьбу с существующим строем, а не на защиту экономических интересов (как на Западе). Оформление РСДРП с 1898 (первый съезд), окончательно – 1903 (второй), другая радикальная партия, ориентирующаяся в большей степени на крестьян - ПСР (оформляется в 1900 – 1905 гг., преимущественно в южных районах страны). Еще одна попытка изменить направленность рабочего движения – организация священника Георгия Гапона «Собрание русских фабрично-заводских рабочих». Создана в 1904 г. выражает идеологию шовинизма, христианского социализма, православной религиозности. Расстрел демонстрации 9 января 1905 г. – кризис и этого направления.

Крестьянский вопрос. Начало «аграрных беспорядков», массовые крестьянские волнения с 1901 г. впервые после крестьянской реформы (массовый голод в связи с неурожаем). Особенно в 1902 г. – в 16 губерниях европейской России. Основные появления – разорение помещичьих имений, раздел имущества, распашка земель, т.е. непризнание земельной собственности. Выражают главную проблему на рубеже XIX – XX вв. – крестьянское малоземелье. Сокращение среднего душевого надела до 2,5 десятин (вследствие ограниченности наделов по реформе 1861 г., сохранения помещичьего землевладения, общинного землепользования и демографического роста). Следовательно, основное требование крестьян – земельный передел. От государства ожидается очередная прирезка помещичьей земли. Относительный характер малоземелья. По данным Маслова, автора книги «Аграрный вопрос в России», вышедшей в 1906 г.: в России удобной земли приходится 2,1 дес. на душу, в Германии - 0,62, во Франции - 0,82 десятин, при доходе в 3 раза большем, чем у русского крестьянина. Обусловлено экстенсивным характером земледелия, низким уровнем агротехники. Иллюзия возможности решить крестьянские проблемы за счет увеличения земельных наделов. К началу I мировой войны им и так уже принадлежало 80 % земли в Европейской части России, а после поведения «черного передела» крестьянские наделы увеличились в среднем на 0,5 – 1 десятину (в центр. р-нах даже на 0,1).

Реформа Столыпина, направленная на утверждение капиталистических отношений в деревне, лишь частично привела к изменению настроений крестьян. Большинство по-прежнему ориентировалось не на буржуазные ценности типа частной собственности, предпринимательского успеха, а на коллективистские установки, свойственные патриархальному обществу. Т.о., несмотря на определенные успехи реформы, утверждение капитализма в сельском хозяйстве среди 90 % российского населения к началу I мировой войны не произошло. Лишь около 10% крестьян стали собственниками надельной земли. Крестьянский вопрос оставался самым острым и во многом способствовал революционному взрыву и в 1905, и в 1917 г.

Национальный вопрос. Национализм характерен для внутренней политики правительства и в царствование Александра III, и Николая II. Для многонационального государства – это самоубийство. Именно гибкая национальная политика столетиями обеспечивала стабильность и устойчивость Российского государства. Кавказ: назначение нового главнокомандующего Голицына, конфискация имущества армянской церкви в 1897 г. с применением военной силы (из-за страха перед радикальным движением армянской интеллигенции), провокации армяно-азербайджанской резни, Польша, Финляндия (ликвидация автономии, русификация, ликвидация национальных войск), черта оседлости для евреев. Обострение национальных противоречий, активизация национальной интеллигенции и формирование партий.

Активизация и рост радикализма среди либеральной интеллигенции обусловлены политикой самодержавной власти, игнорировавшей саму проблему политических реформ. Николай II и его окружение полагали, что ограничение самодержавия и перераспределение власти в пользу народного представительства – выдумки небольшой кучки интеллигенции, народу эти идеи совершенно чужды, самодержавие себя не исчерпало и может еще существовать бесконечно. Свидетельство тому – речь Николая II на встрече с делегатами дворянских и земских собраний и городских дум, в которой он назвал идеи народного представительства «бессмысленными мечтаниями» (17 января 1895 г.), обещал, что будет охранять «начала самодержавия также твердо, как его покойный родитель».

Это при том, что первоначально воцарение Николая II породило надежды на смену политического курса. Следствие – попытки организовать общероссийские съезды земских гласных исключительно для обсуждения практических вопросов земской работы. Но, будучи запрещены законом, они проводились нелегально и тем самым приобретали политический и оппозиционный характер, хотя земцы вовсе не собирались заниматься политикой. В земском либеральном движении участвовало около четверти всех членов земских собраний, 86% из них составляли дворяне, что свидетельствует о том, что движение не носит характер социального протеста, дворянство не является однозначно опорой трона.

Страх перед любым проявлением общественной активности, даже направленным на сотрудничество с властью, свидетельствует о её деградации, о вырождении государственного мышления. Поскольку единственной задачей правительственной политики становится борьба против революционеров, сохранение порядка и спокойствия, то все функции власти сводятся к полицейским. Это при том, что в данной ситуации страна нуждалась в подуманной системе мер по модернизации политического строя. Такая позиция приводит к углублению раскола между обществом и властью. Редактор газеты «Новое время», проправительственного издания Алексей Суворин: «Можно спросить: есть ли у правительства друзья? И ответить совершенно уверенно – нет. Какие же могут быть друзья у дураков и олухов, у грабителей и воров?»

Неизбежно происходит политизация земского движения, которое сначала выступает с умеренными требованиями: свобода общественного мнения, поддержка и развитие институтов самоуправления, привлечение к обсуждению законопроектов избранных представителей общества через комиссию при Госсовете (предложение Лорис-Меликова). Но затем в нем происходит раскол и формирование радикального крыла – «Союза земцев-конституционалистов», а в 1904 г. – Союза «Освобождение» во главе с Петром Струве. В редактируемой им одноименной газете он заявил: «Вы сами начали войну, и вы ее получите» и выдвинул лозунг «Долой самодержавие!». Очередной МВД Святополк-Мирский, занявший этот пост после убийства революционерами двух своих предшественников (Дурново в 1902 и Плеве в 1904), в конце 1904 г. предпринял последнюю попытку договориться с либеральным движением. Он дал согласие на проведение общероссийского земского съезда и попытался передать царю проект реформ, предложенных земцами. Отказ Николая II выполнить главное требование земцев – созыв народного представительства – спровоцировал отставку Святополк-Мирского и окончательно определил антиправительственную позицию либералов в первой русской революции.

Т.о. главная политическая реформа, направленная на частичное перераспределение власти в пользу народного представительства, начала осуществляться только с 1906 г. под давлением революционного движения. Нельзя сказать, что, начавшись, она происходила недостаточно быстро, проблема в том, что началась она слишком поздно. И к началу I мировой войны процесс распределения власти между самодержавием и народным представительством в лице Государственной Думы еще не завершился. Новое соотношение сил еще не сложилось, сосуществование правительства и Думы носило характер постоянного конфликта. Думские депутаты с самого начала объявили правительству войну и боролись за расширение своих прав. Правительство, со своей стороны, игнорировало Думу и надеялось постепенно восстановить прежнее положение, из чего следует, что окружение Николая II по-прежнему не признавало самой необходимости делить власть с народным представительством.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: