Тема урока: «Повторение биографии Л.В.Бетховена и Симфонии №5»




Лю́двиг ван Бетхо́вен (нем. Ludwig van Beethoven, 16 декабря 1770, Бонн — 26 марта 1827, Вена) — немецкий композитор и пианист, последний представитель «венской классической школы».

Бетховен — ключевая фигура классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, один из наиболее исполняемых композиторов в мире. Он писал во всех существовавших в его время жанрах, включая оперу, музыку к драматическим спектаклям, хоровые сочинения.

Самым значительным в его наследии считаются инструментальные произведения: фортепианные, скрипичные и виолончельные сонаты, концерты для фортепиано, для скрипки, квартеты, увертюры, симфонии. Творчество Бетховена оказало значительное воздействие на симфонизм XIX и XX веков.

Биография:

Людвиг ван Бетховен родился в 1770 году в Бонне 16 декабря, крещён в католической церкви Святого Ремигия.

Его отец, Иоганн Бетховен (1740—1792), был певцом, тенором в придворной капелле. Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих (1748—1787), была дочерью придворного шеф-повара в Кобленце. Они поженились в 1767 году.

Дед, Людвиг (1712—1773), служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом, басом, затем капельмейстером. Он был родом из Мехелена в Южных Нидерландах, отсюда и приставка «ван» перед фамилией.

Отец композитора хотел сделать из сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление мальчика. Однако чудо-ребёнком Бетховен не стал, отец же перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой — на скрипке.

В 1780 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Бетховена. Нефе сразу понял, что у мальчика талант. Он познакомил Людвига с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Гайдна и Моцарта. Благодаря Нефе, было издано и первое сочинение Бетховена — вариации на тему марша Дресслера. Бетховену в то время было двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.

После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он выучил латынь, изучал итальянский и французский, много читал. Уже став взрослым, композитор в одном из писем признался, что среди любимых писателей Бетховена — древнегреческие авторы Гомер и Плутарх, английский драматург Шекспир, немецкие поэты Гёте и Шиллер.

В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил публиковать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок». В 1787 году Бетховен посетил Вену. Но занятия в Вене так и не состоялись: Бетховен узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. Она умерла 17 июля 1787 года.

Семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста.
В 1789 году Бетховен, желая продолжить образование, начинает посещать лекции в университете. Как раз в это время в Бонн приходит известие о революции во Франции. Один из профессоров университета издаёт сборник стихов, воспевающих революцию. Бетховен подписывается на него. Тогда же он сочиняет «Песню свободного человека», в которой есть слова: «Свободен тот, для кого ничего не значат преимущества рождения и титул».

Проездом из Англии в Бонне остановился Гайдн. Он с одобрением отзывался о композиторских опытах Бетховена. Юноша решает ехать в Вену, чтобы брать уроки у прославленного композитора, так как, вернувшись из Англии, Гайдн становится ещё известнее. Осенью 1792 года Бетховен покидает Бонн.

Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном, впоследствии утверждал, что Гайдн ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространённым.
Вскоре Гайдн уехал в Индию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника — Антонио Сальери. Уже в первые годы жизни в Вене Бетховен завоевал славу пианиста-виртуоза. Его игра поразила слушателей.

Бетховен смело противопоставлял крайние регистры (а в то время играли в основном в среднем), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко), употреблял массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль, далёкий от изысканно-кружевной манеры клавесинистов.
Этот стиль можно найти в его фортепианных сонатах № 8 «Патетической» (название дано самим композитором), № 13 и № 14. Обе имеют авторский подзаголовок Sonata quasi una Fantasia («в духе фантазии»).
Сонату № 14 поэт Л.Рельштаб впоследствии назвал «Лунной», и, хотя это название подходит лишь к первой части, а не к финалу, оно закрепилось за всем произведением. Бетховен также сильно выделялся своим внешним видом среди дам и кавалеров того времени. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричёсанным.
Бетховен отличался крайней резкостью. Однажды, когда он играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление и добавил: «Таким свиньям я играть не буду!».
И никакие извинения и уговоры не помогли.

Сочинения Бетховена начали широко издаваться и пользоваться успехом.
За первые десять лет, проведённых в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии.

В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадте. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствия. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо хайлигенштадтским завещанием. Композитор рассказывает о своих переживаниях, признаётся, что был близок к самоубийству
В Хайлигенштадте композитор приступает к работе над новой Третьей симфонией, которую назовёт Героической.

В результате глухоты Бетховена сохранились уникальные исторические документы: «разговорные тетради», куда друзья Бетховена записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи.

Однако музыкант Шиндлер, у которого остались две тетради с записями бесед Бетховена, по всей вероятности, сжёг их, так как «в них содержались самые грубые, ожесточённые выпады против императора, а также наследного принца и других высокопоставленных лиц. Это, к сожалению, была излюбленная тема Бетховена; в разговоре Бетховен постоянно возмущался власть предержащими, их законами и постановлениями».

Когда Бетховену было 34 года, Наполеон отказался от идеалов Великой французской революции и объявил себя императором. Поэтому Бетховен отказался от намерений посвятить ему свою Третью симфонию: «Этот Наполеон тоже обыкновенный человек. Теперь он будет топтать ногами все человеческие права и сделается тираном».

Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создаёт свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио». Эта опера относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришёл лишь в 1814 году, когда опера была поставлена сперва в Вене, потом в Праге, где ею дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине. Незадолго до смерти композитор передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами: «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…»

После 1812 года творческая активность композитора на время падает. Однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далёкой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть и русские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена — «Торжественная месса» и Симфония № 9 с хором.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Известно, что Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овация длилась так долго, что присутствовавшие тут же полицейские чиновники потребовали её прекращения. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

После смерти младшего брата композитор взял на себя заботу о его сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Карлу Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал учёным или артистом, но того привлекало не искусство, а карты и бильярд. Запутавшись в долгах, он совершил попытку самоубийства. Попытка эта не причинила особого вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове. Бетховен очень переживал по этому поводу. Здоровье его резко ухудшилось. У композитора развивается тяжёлое заболевание печени.

Бетховен умер 26 марта 1827 года. Свыше двадцати тысяч человек шли за его гробом. Во время похорон была исполнена любимая заупокойная месса Бетховена «Реквием до-минор » Луиджи Керубини.

Напоминаю как строится симфония:

1 часть симфоний пишется в сонатной форме. Темп Аллегро (быстрый). Сокращенно – сонатное аллегро.

2 часть симфоний – в любой форме (рондо, вариации, 3-х частная и т.д.), но обязательно в темпе Анданте (медленно).

3 часть симфоний – самый популярный танец 18 века – менуэт. Бетховен в 19 веке заменил его на скерцо (в переводе «шутка»). Темп Модерато (умеренный)

4 часть симфоний – пишется в любой форме, но обязательно в темпе Аллегро или Престо (очень быстро).

Домашнее задание: выбрать правильные ответы в тесте, послушать Симфонию №5. В таблице ниже писать только буквы с правильным вариантом ответа. Таблицу с ответами сфотографировать и прислать мне в сообщения или по адресу электронной почты galasheva100@yandex.ru с указанием Фамилии и Имени ученика.

1. Год рождения Людвига ван Бетховена:
а) 1770 +
б) 1780
в) 1785

2. Представителем какого музыкального направления является Бетховен:
а) Немецкого барокко
б) Венского классицизма +
в) Итальянского ренессанса

3. Кто впервые серьёзно занялся с Людвигом музыкой:
а) Ференц Лист
б) Кристоф Виллибальд Глюк
в) Кристиан Готлоб Нефе +

4. В каком возрасте Бетховен получил должность помощника органиста при дворе:
а) 12 лет +
б) 13 лет
в) 14 лет

5. Для чего Бетховен переезжает в Вену:
а) Чтобы подыскать жильё для семьи
б) Чтобы поправить своё материальное положение
в) Чтобы брать уроки у Гайдна

6. Что однажды сказал великий Моцарт, услышав одну из импровизаций Бетховена:
а) Он всех заставит говорить о себе!
б) Браво!
в) Он бездарен!

7. Какой была музыка Бетховена в оценке Гайдна:
а) Яркой и выразительной
б) Мрачной и странной
в) Лёгкой и светлой

8. Какая из симфоний Бетховена, по мнению критиков, раскрывает его величайший талант:
а) Третья
б) Девятая
в) Вторая

9. Чем была осложнена жизнь и работа Бетховена:
а) Несчастливой любовью
б) Болезнью уха – тинитом
в) Деспотией со стороны властей

10. Какое из этих произведений принадлежат Бетховену:
а) Торжественная месса
б) Оратория «Мессия»
в) Опера «Дон Жуан»

11. Где родился Бетховен:
а) Германия
б) Голландия
в) Австрия

12. Создание какого стиля приписывают Бетховену:
а) Скрипичного
б) Фортепианного
в) Клавесинного

13. Название 8 сонаты Бетховена:
а) Торжественная
б) Лунная
в) Патетическая

14. Как называют 14 сонату Бетховена:
а) Патетическая
б) Лунная
в) Мрачная

15. Из скольки частей состоит соната Бетховена №9:
а) Из 5
б) Из 4-х
в) Из 2-х

16. Почему Бетховен не мог полноценно дирижировать оркестром:
а) Из-за отсутствия нот
б) Из-за глухоты
в) Из-за плохого зрения

17. Город в котором Бетховен жил последнее время:
а) Бонн
б) Берлин
в) Вена

18. Сколько Бетховен написал сонат за всю жизнь:
а) 20
б) 25
в) 32

19. Девиз 5 симфонии «Через борьбу – к …»:
а) Искусству
б) Мечте
в) Победе

20. Как называется знаменитая увертюра Бетховена:
а) Победная
б) Эгмонт
в) Именинная

 

       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: