Блок-предписание по теме "Русь с древнейших времен до ХIII века".
КДЦ: В процессе работы над учебными модулями данной темы учащиеся должны узнать, как развивалась Русь с древнейших времен до XIII в.
При изучении данной темы формируются умения:
- усваивать информацию по текстам учебного пособия, дополнительной литературе, картам и схемам;
- практически использовать полученные знания;
- сопоставлять цели и результат самостоятельной работы.
Проводится работа по обеспечению владения всеми видами памяти и развитию познавательных интересов, развивается методический навык - самоконтроль, взаимоконтроль. Формируется мотивация к самообразованию.
План тематического блока:
1. Русь от начала до ХIII века (лекционный обзор материала по блоку).
2. Восточнославянские племена в VIII-IХ веках.
3. Появление государства у восточных славян.
4. Первые русские князья. Принятие христианства.
5. Правление Ярослава Мудрого.
6. Зарождение феодальных отношений.
7. Время новых усобиц.
8. Любечский съезд князей.
9. Политическая раздробленность Руси (лабораторное занятие в группах).
10. Контроль знаний по изученному материалу.
Модуль "Русь от начала до ХIII века"
Этапы урока:
0. Постановка ИДЦ.
1. "Откуда есть пошла Русская земля".
2. Корни славян.
3. Основание Киева.
4. Завершающий контроль.
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
№ УЭ | Учебный материал с указанием заданий | Управление обучением |
УЭ-0 | Постановка ИДЦ. В ходе работы над УЭ модуля необходимо знать: - какова связь между индоевропейцами и славянами; - когда произошло выделение восточных славян из состава славянских народов; - как влияло на жизнь восточных славян их соседство с кочевниками; уметь: - характеризовать общественный строй славян; - работать с таблицей, дополнительным материалом; - составлять план. | |
УЭ-1 | "Откуда есть пошла Русская земля". ЧДЦ: выяснить, является ли славянство частью общеевропейского потока народов. Задание: используя сообщение учителя о происхождении Русской земли, таблицу и дополнительный материал (см. Приложение), сделайте вывод: является ли славянство частью общеевропейского потока народов. | Приготовьте устный ответ. Начните его словами: "Поработав с материалом, я пришел к выводу, что..." |
УЭ-2 | Корни славян. ЧДЦ: объяснить особенности образа жизни и мировосприятия кочевых и земледельческих племен. Задание: используя рассказ учителя об общественном устройстве и жизни славян, отметьте, какие из перечисленных ниже особенностей образа жизни, общественного устройства, мировосприятия, хозяйства были присущи кочевым племенам (К), какие земледельческим (З), а какие - всем общностям дописьменной эпохи (О) 1. Зависимость характера и результатов хоз. деятельности от природных условий; 2. Вера в лесных духов; 3. Строительство укрепленных поселений; 4. Изготовление одежды и утвари из кожи; 5. Использование глиняной посуды; 6. Возведение деревянных построек; 7. Постоянные контакты с другими племенами; 8. Следование традициям предков; 9. Занятия пчеловодством; 10. Поклонение множеству богов; 11. Изготовление оружия из железа; 12. Использование водных путей для торговых сношений с другими общностями людей. | Проверь по ключу в листе контроля (см. Приложение). |
УЭ-3 | Основание Киева. ЧДЦ: используя рассказ об основании Киева, составить план. Задание: составьте план по лекции учителя. | При составлении плана используй алгоритм (см. приложение). Сдай тетрадь на проверку учителю. |
УЭ-4 | Завершающий контроль. ЧДЦ: проверить, удалось ли решить поставленные в начале урока задачи. Задание: составьте вопросы к теме. | Сдай тетрадь на поверку учителю. |
УЭ-5 | Рефлексия ЧДЦ: проанализировать свою работу при изучении данной темы. Задание: оцените свою работу над модулем. Для этого вернитесь к началу модуля, прочитайте, какие перед вами стояли цели, подумайте, достигли ли вы их, заполните таблицу для рефлексии. (В верхней графе поставьте № УЭ, в нижней оцените свою работу по 5 бальной системе). | Заполняя таблицу, будьте объективны! Подумайте, над какими УЭ вам надо еще поработать |
УЭ-6 | Домашнее задание. ЧДЦ: доработать материал, изученный на уроке. Задание. По лекции учителя составьте рассказ о восточных славянах. |
Приложение к модулю
"Русь от начала до XIII века. Происхождение славян"
Таблица № 1 (к УЭ-1).
Индоевропейская языковая семья
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |||||
романская германская балтийская славянская иранская
группа группа группа группа группа
![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
французы немцы латыши русские таджики
итальянцы англичане литовцы В украинцы фарси
испанцы шведы эстонцы белорусы афганцы
румыны норвежцы чехи
датчане З поляки
словаки
Ю сербы
болгары
(В - восточные, З - западные, Ю - южные)
![]() |
до III тыс. до н. э. Единое целое, один язык, молились общим богам.
Прародина - район, где произошло обособление праславянских племен от других и началось становление старославянского языка.
Дополнительный материал к УЭ-1.
"От этих же семидесяти и двух язык произошел и народ славянский, от племени Иафета (сын Ноя), - так называемые норики, которые и есть славяне.
Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. И от этих славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими, где кто сел на каком месте".
"Повесть временных лет"
Алгоритм составления плана к УЭ-2.
1. Для составления плана необходимо прочитать текст про себя, продумать прочитанное.
2. Разбить текст на смысловые части и озаглавить их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3. Проверить, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4. Поверить, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.
Лист контроля к УЭ-2.
1-з, 2-о, 3-з, 4-к, 5-о, 6-з, 7-к, 8-о, 9-з, 10-о, 11-о, 12-з.