Памятники каменного культового зодчества на территории




Туристический маршрут

«Костюковщина православная»

Название маршрута: Православное наследие нашей малой Родины

 

Тип туристического маршрута: тематический

Способ перемещения: на автобусе

 

Продолжительность маршрута: однодневный

 

Маршрут: г. Костюковичи – д. Каничи – д. Гавриленка – д. Самотевичи – д. Забычанье – г. Костюковичи

 

Основные пункты маршрута:

 

1) Рождества-Богородицкая церковь (д. Каничи)

2) Свято-Покровская церковь (д. Гавриленка)

3) Свято-Троицкая церковь (д. Самотевичи, центр)

4) Свято-Духовская церковь (д. Забычанье).

 

Цель похода: знакомство с памятными местами православных памятников архитектуры своей малой родины

 

Христианство на территории Беларуси является важной и значимой частью духовной культуры нашей республики. В настоящее время все больше возрастает интерес к христианству в связи с поиском путей восстановления разрушенных духовных связей человека, возвращения в культуру традиций преемственности поколений, а также осуществляемого национального возрождения. В связи с этим в Республике Беларусь происходит процесс возрождения христианства, восстановления христианских храмов.

Есть мудрое изречение: «Плоха та дорога, которая не ведет к храму». Наши предки хорошо знали эту народную мудрость, поэтому и строили церкви. В наши дни очень популярно совершать поездки по святым местам во многие страны мира. Есть такие места и в Костюковичском районе, которые испокон веков притягивали верующих людей своей духовной силой.

Это путешествие будет интересно не только паломникам, но и обычным туристам. С помощью нашего маршрута вы сможете прикоснуться к святыням Костюковичского района, Могилевской области, проникнуться православной культурой белорусского народа. Веками намоленные места манят и притягивают к себе, увиденные святыни костюковичской земли не оставят равнодушными никого.

Мы предлагаем отправиться по местам православных архитектурных памятников Костюковичского района.

Памятниками архитектуры Костюковичского района признаны четыре православные церкви:

«Свято-Духовская церковь (д. Забычанье). Памятник эклектической архитектуры с элементами псевдорусского стиля и неоготики.

Рождества-Богородицкая церковь (д. Каничи, на восточной окраине деревни). Памятник деревянного зодчества с чертами классицизма.

Свято-Троицкая церковь (д. Самотевичи, центр). Памятник архитектуры псевдорусского стиля.

Свято-Покровская церковь 2-ая пол. 19 в. (д. Гавриленка).

Памятники деревянного культового зодчества

Трудная судьба у памятников деревянной архитектуры. Разрушающее течение времени и огни пожарищ, вражеские нашествия и синод уничтожили десятки и сотни замечательных сооружений. В конце 18 и особенно в 19 веке было построено немало деревянных зданий, почти полностью повторяющих формы каменной архитектуры. Дерево как строительный материал было дешевле, его было много.

К сожалению, памятников деревянного зодчества почти не сохранилось.

Фото к. 20 века  

1) Рождества-Богородицкая церковь (д. Каничи, на восточной окраине деревни). Памятник деревянного зодчества с чертами классицизма.

Историческая справка.

Деревня Каничи расположена в Могилевской области примерно в 10 километрах юго-восточнее Костюковичей. Свое название, как предполагают, место получило из-за ежегодной конной выставки про которую упоминается в летописях. Впервые Коничи упоминаются в 1511 году как владение пана Техановецкого.

Во 2-й половине 19 века, в 1863 году на южной окраине деревни была построена церковь Рождества-Богородицкая.

Здание четырёх срубное, удлинённо-осевой композиции. Состоит из основного кубического объёма и одинаковых с ним по высоте пятигранной апсидой, дополнительного объёма и бабинца, которые накрыты общей многонаклонной крышей. Над основным срубом возвышается двухъярусный восьмигранный цветовой барабан, над бабинцем – двухъярусная восьмигранная башня-колокольня. Объёмы заканчиваются шатрами с головками. Три входа в здание (главный и боковые) заканчиваются трёхугольными фронтами, оформлены высоким крыльцом с резными столбами, которые напоминают портики. Стены ошелеваны вертикально и прорезаны оконными проёмами с треугольным верхом и прямоугольным обрамлением. Интерьер основного объёма двухсветловой, перекрыт замкнутым сводом. В остальных помещениях потолки плоские, подшитые.

Церковь – памятник деревянного зодчества с чертами классицизма.

 

2) Свято-Покровская церковь 2-ая пол. 20 в. (д. Гавриленка)

Свято-Покровская православная церковь в селе Гавриленка.

Историческая справка.

Фото к. 20 века  
В 30-и километрах от города Костюковичи находится деревня Гавриленка.

Главная местная достопри­мечательность здесь – Свято-Покровская церковь. Она была пост­роена в 1840-ом году на берегу реч­ки Зубр. В 1884 году в церкви была открыта приходская школа.

«Календарь для духовенства Могилевской епархии за 1899 год» засвидетельствовал, что «Гавриленская Покровская церковь построена в 1863 году архитектором из Германии: деревянная, прихожан женского и мужского пола 2942. Храм был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы 4 декабря (21 ноября)».

Памятники каменного культового зодчества на территории

Костюковичского района


3) Свято-Троицкая церковь (д. Самотевичи, центр). Памятник архитектуры псевдорусского стиля.

 

Историческая справка.

Село Самотевичи упоминается еще в 1585 году. Оно входило в Кричевскую волость Великого княжества Литовского. В 19 столетии село входило в Чериковский уезд Могилевской губернии.

В 1842 году в центре села Самотевичи-Дмитриевск, на площади построена Свято-Троицкая церковь. В местечке первая деревянная церковь сгорела, на ее месте отстроили вторую церковь, а также костел, которые находились недалеко друг от друга. Дело в том, что помещик Дмитрий Голынский, которому принадлежало местечко Самотеевичи, был католиком, а его жена – Анастасия – православной. Когда Дмитрий Голынский умер, Анастасия пообещала своим крепостным крестьянам построить такой храм, который будет только один на сто верст в округе. Для строительства церкви был приглашен архитектор из Москвы. Храм был построен на том месте, куда занесло ветром кресты во время пожара, когда сгорела первая церковь. При храме было открыто народное училище.

Историко-архитектурная ценность Свято-Троицкой церкви. О распространении традиций древне византийского зодчества свидетельствует архитектура Свято-Троицкой православной церкви в д. Самотевичи Могилевской области.

Выразительный трехмерный объем завершен пятикупольем. Основная архитектурная тема – килеобразные кокошники над проемами стен, над арочными окнами, храм Приближен по своей композиции к Катерининской церкви в Царском селе (одно из лучших строений К. Тони).

Центры боковых фасадов выделены ризолитами, углы которых укреплены гранёными контрфорсами. Полукружные окна храма размещены в верхней части стен, украшены листвами и пилястрами, шпилеобразными арочками, профильными подоконниками и сандричками. Цоколь здания выделен орнаментальным ребристым поясом и точечными филенгами. В интерьере четыре столба, соединённые подпружными арками, поддерживают высокий световой барабан купола. Боковые помещения перекрыты цилиндрическими креплениями с распалубками. Над входом – хоры, которые поддерживаются двумя деревянными колонками стилизованного ионического ордера. Хоры открываются в основное помещение арочными проёмами. Церковь является памятником архитектуры псевдорусского стиля


4) Свято-Духовская церковь (д. Забычанье). Памятник эклектической архитектуры с элементами псевдорусского стиля и неоготики.


Историческая справка.

Деревня Забычанье расположена в Костюковичском районе Могилевской области, практически на самой границе так называемой "зоны отселения", появившейся в этих местах в 1986 году в связи с известными событиями.

В начале XVII столетия в деревне Забычанье местный помещик построил небольшую деревянную Свято-Духовскую церковь. Со временем население увеличилось, развивались близлежащие населенные пункты, и уже обветшавшая церковь не могла принять всех верующих. В 1893 году на общем собрании прихожан под руководством помещика Аркадия Астанкевича было принято решение о строительстве нового большого кирпичного здания. В 1897 году к празднику дню Вознесения Господня церковь была построена. В этот праздник прошла первая служба, и новый храм был назван Свято-Вознесенским. В мае 1932 года церковь была закрыта и разграблена, но здание не разрушено. Устоял храм и в период Отечественной войны 1941—1945 гг. Полностью сохранились стены из красного кирпича красивой архитектурной кладки, фундамент из тесаного камня, купола, окна с резными решетками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: