Милетская или ионическая философско-научная школа.




Фалес - ок. 625-547 гг. до н. э.

1. О жизни Фалеса рассказывают. По Геродоту семья Фалеса прибыла в Милет из Финикии. Свои знания Фалес приобрел в Вавилоне и Египте. Между Милетом и Египтом происходили тогда весьма деятельные торговые сношения, участию в которых Фалес посвятил почти всю первую половину своей жизни. Своим продолжительным пребыванием в Египте по торговым делам он воспользовался для получения от египетских жрецов доступа к высшим тайнам их науки, именно там он приобрел знания в области философии, математики и астрономии. Возвратившись на родину уже в преклонном возрасте, Фалес долго не мог занять между своими согражданами положения, которое соответствовало бы его уму, знаниям и опытности. Его жизнь в Милете, посвященная исключительно изучению природы и занятиям астрономией, не могла возбуждать уважения в торгашах, привыкших думать, что умный человек должен отдавать свой труд и время только занятиям, приносящим барыши. Известен, например, анекдот о жестоких насмешках, которым он подвергся со стороны одной женщины за то, что, смотря на небо, не увидел на земле камня, о который и споткнулся.

Два случая не только подняли философа во мнении его сограждан, но и заставили их, как и других греков, признать его первым мудрецом во всей Греции. Сведения о первом случае сообщает Аристотель. Однажды уже с самого начала весны Фалес предвидел, что предстоит богатый сбор маслин. С целью доказать своим согражданам, что и из его занятий могут быть извлечены денежные выгоды, он заблаговременно скупил по дешевой цене как в Милете, так и в Хиосе, все свободные прессы для выделки масла. Когда его предвидение оправдалось и вследствие громадного урожая маслин потребовалось большое количество прессов, он продал их по очень высокой цене и таким образом получил значительную выгоду.

Вторым случаем, распространившим славу Фалеса на всю Грецию, было сделанное им всенародно предсказание о предстоявшем 28 мая 585 года полном солнечном затмении, граница которого, как показывают новейшие астрономические вычисления, только несколькими милями проходила севернее Милета. После этого он приобрел заметное влияние и на политическую жизнь своего родного города. Фалес предлагал ионянам соединиться в одно сильное государственное тело, удерживая в то же время самостоятельное автономное устройство отдельных городов. Неуспех этого предложения стоил ионийским городам потери их свободы и независимости. В другой раз он дал жителям Милета благоразумно принятый ими мудрый совет воздержаться от опасного союза, который им предлагал лидийский царь Крез против персидского царя Кира. Принятие этого совета спасло Милет от разрушения, которому он в противном случае подвергся бы после поражения Креза.

Запомнилась и его практическая смекалка. Однажды Фалес своеобразно проучил мула, который был занят перевозкой соли. Упав как-то в воду и ощутив облегчение ноши, мул начал делать это постоянно. Тогда Фалес навьючил его шер­стью и, попав в воду, мул ощутил увеличение веса поклажи. Мул сделал соответствующий вывод и с тех пор ходил осторожно.

Фалес считался одним из семи Мудрецов Греции. Рассказывают, что однажды рыбаки вытащили из моря треножник. По совету Дельфийского оракула он дол­жен был достаться самому муд­рому. Он сначала попал к Фалесу, но тот отослал его Бианту. Обой­дя всех мудрецов, треножник вернулся к Фалесу, который передал его в храм Аполлона.

Известны такие его высказы­вания: «Древнее всего сущего - Бог, ибо он не рожден. Прекраснее всего - мир, ибо он творение Бога. Больше всего - Пространство, ибо оно объемлет все. Сильнее всего - Неизбежность, ибо она властвует над всем. Мудрее всего - Время, ибо оно раскрывает все». Его философское завещание таково: «Ищи что-нибудь одно мудрое, выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болт­ливых людей».

Фалеса спросили: «Чем отли­чается жизнь от смерти?» - «Ни­чем». - «Тогда почему же ты не умираешь?» - «Потому, - ответил мудрец, - что нет никакой раз­ницы». Умер Фалес от жары, наблю­дая гимнастические соревнова­ния. Есть и другая версия его смерти. Так, Анаксимен в письме Пифагору писал: «Фалес, сын Эксамия, достигнув преклонных лет, несчастным образом скончал­ся. Ночью он, по своему обыкно­вению, вышел со служанкой из дома, чтобы посмотреть на звезды, и, созерцая их, свалился в коло­дец, о котором в свое время запамятовал. Вот каков, по словам милетских жителей, был конец этого небоведца». Фалес завещал похоронить его в глухом месте Милета и предсказал, что там будет сооружен форум милетцев. На его гробнице была нанесе­на такая надпись: «Эта гробница мала, но слава над ней необъятна: в ней пред тобою сокрыт многоразумный Фалес.

Фалес основал Милетскую философскую школу. Его по­читают как первого античного философа и ученого. Ему приписывают автор­ство таких книг: «О началах», «О солнцестоянии», «О равноденст­вии». Сочинения эти не сохранились.

 

2. Фалес как ученый. Апулей писал: «Фалес Милет­ский, несомненно, самый выдающийся из тех знаменитых семи мудрецов (он ведь и геометрии у греков первый открыватель, и природы точнейший испытатель, и светил опытнейший наблюдатель), малыми линиями открыл вели­чайшие вещи: круговороты вре­мен года, ветров дуновения, звезд движения... громов дивные гро­мыхания, планет извилистые пути, Солнца годичные повороты... а также объяснил нарождающей­ся Луны прибывание, старею­щей - убывание, затмевающейся -преграды. Мало того, уже на склоне старческих лет, он приду­мал божественный расчет, относя­щийся к Солнцу, вычислив сколько раз своей величиной (ди­аметром) Солнце меряет ту ок­ружность, которую пробегает...»

Верность предсказания Фалесом затмения находит объяснение в том, что он знал известный уже давно вавилонянам период повторения одних и тех же затмений, который они называли саросом и который состоял из 18 лет и 11 дней. Ученому была известна также величина видимого диаметра Солнца, которую он считал равной 1/720 эклиптики или 30 минутам.

Фалес был близко знаком с египетской астрономией, из которой и заимствовал все свои астрономические знания, представлявшие ему систему мира в следующем виде. В середине шарообразного Космоса находится также имеющая шарообразный вид Земля, около которой движутся Солнце, Луна и звезды, совершая полные обороты в течение суток. Из этих светил первые два делают на небесном своде еще и особенные обороты: Солнце в течение года, состоящего из 365 суток, а Луна в течение месяца. Представляемый годовым оборотом путь Солнца на небесном своде или эклиптика пересекает экватор под острым углом и касается обоих поворотных кругов. Периоды времени движения Солнца от одной точки поворота до другой неравны. Луна, имеющая однородную природу с Землею, освещается Солнцем. Затмения Солнца происходят тогда, когда Луна проходит прямо перед Солнцем; а затмение Луны тогда, когда она входит в тень земли. Хорошо ознакомившийся во время своих путешествий в Египет с финикийским мореплаванием, Фалес заимствовал из него введенное им затем в греческое мореплавание пользование при определении северного направления созведием Малой Медведицы вместо употребляемого ранее для той же цели созвездия Большой Медведицы. Фалес предложил календарь, оп­ределив год продолжительностью в 365 дней, который разделил на 12 месяцев. Существуют и сведения о том, что Земля, по Фалесу, имеет форму диска и плавает в бесконечной воде. В чем причина различных утверждений Фалеса о форме Земли?

Важнейшей заслугой Фалеса в области математики должно быть считаемо перенесение им из Египта в Грецию первых начал теоретической элементарной геометрии, например, утверждение следующих геометрических предложений: углы при основании равнобедренного треугольника равны, треугольник определяется стороною и прилежащими к ней двумя углами, диаметр делит круг на две равные части. Диоген Лаэрций, в основании слов Памфилия, прибавляет к этому списку предложений еще вписывание в круг прямоугольного треугольника. Чтобы дать полный очерк геометрических знаний Фалеса, необходимо присоединить еще ряд таких предложений, без которых приобретение первых делается невозможным, а именно предложений о параллельных линиях, о равносторонних, равнобедренных и разносторонних треугольниках, о параллелограммах и пр.

Фалесу приписывается греческими писателями еще решение двух геометрических задач практического характера, из которых одна состояла в определении расстояния корабля на море от Милетской гавани, а другая - в определении высоты пирамиды по длине ее тени. По рассказу Плутарха, Фалес определял высоту пирамиды, помещая в конечной точке отбрасываемой ею тени вертикальный шест и показывая с помощью образующихся при этом двух треугольников, что тень пирамиды относится к тени шеста, как сама пирамида к шесту. Решение задачи оказывается таким образом основанным на учении о подобии треугольников. Но учение о пропорциях не было известно в Греции до Пифагора, который первый вынес его из Вавилона.

В настоящее время в истории математики уже не существует никаких сомнений относительно того, что все приписываемое Фалесу его соотечественниками геометрические "открытия" были в действительности заимствованиями из египетской науки. Для непосредственных учеников Фалеса, не только не знакомых с египетской наукой, но и вообще обладающих крайне скудными сведениями, каждое делаемое им учителем сообщение казалось совершенною новостью, никому ранее его неизвестною и потому вполне ему принадлежащей. Таким образом, задача каждого греческого философа, получившего свое знание у египетских жрецов, состояла в распространении его среди своих учеников и в применении философско-математических истин для изучения феноменального мира.

 

3. Фалес как философ. О философских воззрениях Фалеса мы узнаем из первой книги Аристотелевой метафизики, и из доксографов, черпавших свои сведения из Аэция, сочинение которого по истории философии было отчасти восстановлено Дильсом. Фалеса интересовали два тесно связанных между собой вопроса, а именно: из чего все произошло и что составляет сущность бытия. Он отвечал на эти вопросы следующим образом: Вода есть сущность всего, из Воды все произошло и в Воду все вновь возвращается. Но что такое Вода Фалеса как Первое Начало бытия!?

По Аристотелю речь идет о простой воде или воде как одной из стихий, ибо он писал: «Фалес Ми­летский утверждал, что начало всего сущего - вода... Все из воды, говорит он, и в воду все раз­лагается. Заключает он об этом, во-первых, из того, что начало всех животных - сперма, а она влажная; так и все вещи, вероятно, берут начало из влаги. Во-вторых, из того, что все растения влагой питаются и от влаги плодоносят, а лишенные ее засыхают. В-третьих, из того, что и сам огонь Солнца и звезд питается водными испарениями, равно как и сам Космос». Однако речь у Фалеса идет о Воде как символе Абсолютного Начала или великого Хаоса, который содержит в потенции семена всего сущего. Как справедливо утверждал Гегель: «Фалесово положение, что Вода есть Абсолют, или, как говорили древние, Первоначало, представляет собой начало философии, так как в нем достигается сознание, что Единое есть сущ­ность, истинное, что лишь Оно есть само по себе сущее». Божественное Фалес представлял как Беспредельное: «То, что не имеет ни начала, ни конца». Фалес говорил и о Боге-творце, что Он есть Разум мира, этот мировой Разум он называл также Необходимостью. Душа человека бессмертна и разумна. Все вещи также одушевлены, и, в качестве приме­ра, он ссылался на магнит и янтарь, обладающих силой притяжения.

 

4. Символизм древней философии. Вода у Фалеса – символ Хаоса, Изначальной Материи или Великого Пространства, содержащего в потенции все семена, которые получат свое развитие в Космосе. Об этом мы можем судить на основании следующих утверждений Древней Мудрости. В халдейской легенде Бероза Оаннес или Дагон, человек-рыба, наставляя людей, учит, что мир был создан из Воды, и что все существа происходят из этой Изначальной Материи. Про эту изначальную субстанцию сказано, что она содержит в себе сущность, эссенцию всего нужного для создания, например, человека; в ней находятся не только элементы его физической сущности, но даже само «дыхание жизни» в латентном (спящем, потенциальном состоянии), готовое к тому, чтобы его разбудили. Это пробуждение она получает от «оплодотворения» Хаоса Духом Бога. И вот почему Фалес, великий натурфилософ, утверждал, что Вода служила началом всего в природе.

«Первичная Огненная Субстанция », та таинственная вещь, о которой толковала постоянно алхимия и которая была предметом философского обсуждения во все века, представляет собой проводник всякого явления физического, либо умственного или же психического. Она именуется Хаосом и Водою, «оплодотворенною» Духом, исходящим от Единого Неведомого Пространства. В Библии мы читаем о том, что Дух Божий носился над Водами.

Из индусских Писаний. Из Хаоса или Великой Тьмы возник Брама, Зодчий Мира, восседающий на листе Лотоса, движимый над Водами, не будучи в состоянии различить что-либо, кроме воды и тьмы». Видя такое печальное состояние вещей, Брама восклицает в унынии и недоумении: «Кто Я? Откуда произошел Я?» Тогда он слышит голос: «Направь свои мысли к Бхагавату». Брама, восстав из положения пловца, садится на Лотосе в позе созерцания и размышляет о Вечном, и Вечный, будучи удовлетворен таким доказательством благо­честия, рассеивает первоначальную тьму и раскрывает его понимание. После этого Брама выходит из Вселенского Яйца (Беспредельного Хаоса), как Свет, ибо Его понимание раскрылось, и он приступает к работе. Он носится над Вечными Водами с Божественным Духом в себе самом, и, в качестве Двигателя Вод, Он есть Вишну или Нараяна».

 

Анаксимандр - 610-540 гг. до н. э.

Древнегреческий философ. Друг и воспитанник Фалеса. Некоторое вре­мя жил на о.Самосе. Управлял Милетским поселением в Апол­лонии. Анаксимандр - автор философского сочинения «О природе». Между всеми греческими мыслителями древнейшего периода, ионийскими натурфилософами, он в самом чистом виде воплотил в себе их философское стремление познать происхождение и начало всего сущего. Феофраст писал: «Анакси­мандр, друг Фалеса, утверждал, что в Беспредельном заключает­ся всяческая причина всеобще­го возникновения и уничтоже­ния. Из него-то, говорит он, вы­делились небеса и вообще все миры, число которых бесконеч­но. Он объявил, что все они погибают по истечении весьма значительного времени после своего возникновения, причем с бесконечных времен происходит круговращение их всех».

Таким образом, Анакимандр учил, что первоначальной основой всякого бытия есть Беспредельное - Апейрон, вечным движением которого выделяются первичные противоположности тепла и холода, сухости и влаги и к которому после определенного цикла существования они опять возвращаются. Бесконечное постоянно выделяет из себя и постоянно же воспринимает известные, неизменные стихии, так что части целого вечно изменяются, тогда как целое остается неизменным. Всю материю, а конкретно стихии – землю, воду, воздух и огонь - Анаксимандр считал одушевленными.

Как он пользовался своей гипотезой для объяснения происхождения отдельных вещей, об этом имеются лишь отрывочные сведения. Холод в соединении с влагою и сухостью образовал Землю, имеющую форму цилиндра, основание которого относится к высоте как 3:1, и занимающую центр Вселенной. Солнце находится в высшей небесной сфере, больше Земли в 28 раз и представляет полый цилиндр, из которого изливаются огненные потоки; когда отверстие закроется, происходит затмение. Луна тоже цилиндр и в 19 раз больше Земли; при наклонном положении ее получаются лунные фазы, а затмение происходит тогда, когда она совсем перевернется. Анаксимандр первый в Греции указал на наклонение эклиптики и изобрел солнечные часы и гномон, при помощи которых определял солнцестояния и равноденствия. Ему приписывают также составление первой географической карты Греции и изготовление небесного глобуса, которым он пользовался для объяснения своей системы Вселенной.Однажды Анаксимандр предсказал землетрясение, и многие лакедемоняне покинули заранее дома и тем самым избе­жали гибели: город превратился в развалины.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: