Аладдин и сорок индейцев




Иногда технология вырастает из темы занятия. А иногда, наоборот, тема из технологии.

Например, однажды я решил поиграть с детьми в Аладдина. Вот, думаю, творческая тема: джины у нас буду лепить дворцы и другие вещи по желанию Аладдина. Но до этого дело не дошло. Только я слепил Аладдина, а дети сделали ему по лампе, как перед нами встала задача ¾ вытащить из лампы джина. Чтоб вначале он как бы сидел внутри, а потом как бы вылез и стал огромным и ужасным. Как это сделать наглядно?

Очень просто: вырезать его из бумаги, свернуть в комочек, засунуть в лампу, а потом вытащить и развернуть. Вот и новая техника: сочетание глины и бумаги.

В другой раз я привез с дачи веток и мха. Что-нибудь, думаю, придумаем. Дети, начиная с самых маленьких, трехлеток, сразу кинулись втыкать палки и ветки в куски глины, лепить кусты, деревья, лес. Ну, слепили птичек, рассадили по веткам. А дальше? Надо населять лес людьми. А какие люди живут в лесу? Индейцы.

Так мы стали играть в индейцев. Слепили им из веточек шалаши, развели костры, потыкали самим индейцам в голову палочки-перья. На охоту ходили, свадьбу дочери вождя устроили.

Пока растут идеи

Среди моих «студентов» есть еще один гений ¾ Максим. Я это понял в прошлом году, когда он на первом или втором занятии слепил мне железную дорогу с паровозом и вагонами. В четыре с половиной года. Круговая дорога из лепешек была расчерчена на рельсы и шпалы, и на ней стояли четыре объекта, в очертаниях которых однозначно угадывались вагоны и паровоз.

Максим вместе с более старшими детьми лепил дома, замки, гаражи и машины. Но меня удивляло, что все у него получалось очень низким, как бы плоским. Когда я предлагал ему достроить второй этаж, он вежливо уклонялся.

Я утешал себя тем, что он и сам маленький ростом, и это как-то связано с его мироощущением и творчеством. Однажды он поразил меня своей поделкой ¾ рыбой-пилой. Это был скорее чертеж или скелет рыбы-пилы, собранный из тоненьких глиняных колбасок и разложенный на столе.

Чтоб заинтересовать мальчишек лепкой человеческой фигуры, я понаделал рыцарей с мечами из зубочисток, в выразительных боевых позах. Максим стал лепить человека лежа, и только потом вынужден был поставить его стоймя. В конце концов он стал лепить объемные вещи ¾ разные и интересные. Да и сам подрос вверх.

Многие дети рассказывают и объясняют, что они делают. Максим ¾ не всегда. Начал что-то лепить, явно что-то уже сделал, но на вопрос «Что это будет?» отвечает неопределенно: «Не могу точно сказать», «Пока непонятно», «Еще не решил». И смотрит эдак с хитрецой. Поработает еще немного, доделает, и потом объясняет, что да как.

Воздушный шар из глины

Часто дети приходят со своими собственными идеями и спрашивают, как это слепить. Иногда не спрашивают, а сразу берутся за дело. Иногда, если я вижу, что поделка не получается, то пытаюсь как-то оптимизировать технологию.

Но, бывает, дети приходят с такими дикими идеями, что мне остается только руками развести. Даня пяти с половиной лет как-то заявил:

¾ А знаете, что я сегодня буду делать? Воздушный шар из глины.

И сделал. Неважно, что корзина больше самого шара. Детям важна суть вещи, как они ее понимают. Корзина, в которую могут садиться пассажиры, вверх торчат четыре колбаски-веревки, и на них ¾ шар.

После этого слепить вертолет нам не представляло никакого труда. Две деревянные палки крест-накрест замотаны проволокой ¾ это винт. Ну, и внизу вертолет типа «Апач».

 

Пространство игры

Поначалу я каждый раз после занятий убирал со столов все поделки, обломки, глину, инструменты, снимал листы оргалита, вытирал начисто столы. Чтоб был порядок. Но однажды поленился и бросил все как есть: мусор собрал, а глину и часть поделок оставил.

А на следующее утро понял, что так мне проще начинать новое занятие. Ведь дети не всегда сразу принимают идею. Расскажешь им что-нибудь, думаешь: вот сейчас они заинтересуются и будут это лепить. Но нет: они пришли со своими впечатлениями и лепят свое. Но слово мое у них где-то отпечатывается, и на следующих занятиях кто-нибудь да спросит, когда, мол, будем лепить то, о чем вы говорили?

А если на столе осталось что-то с прошлого занятия, то им проще вспомнить и настроиться на работу.

Так что теперь у меня на середине стола всегда что-нибудь стоит: лес, горы, звери, дороги, дома. Дети приходят, смотрят, начинают думать и часто сами придумывают, что им хочется слепить.

Однажды я случайно оставил на столе три целых валюшки глины, и они подсохли, так что уже не годились в работу. И целую неделю мы играли в горные острова: понастроили на валюшках замков, мостов, дорог. В пещерах по бокам жили птицы и отшельники, от пристани наверх вел лифт, между островами плавали акулы и крокодилы. Пока острова наши совсем не высохли, и к ним ничего уже не клеилось.

Это все игрушки

Играя в глину, дети привыкают к тому, что игрушки, а значит и все вещи, можно делать самостоятельно. Это учит самостоятельности. Они сами решают, что лепить, и привыкают мыслить независимо. Кроме того, мы постоянно разговариваем и играем в только что слепленные игрушки. Я практически не даю детям конкретных заданий, а конкретным приемам лепки учу по ходу дела, когда появляется в этом необходимость.

Большая часть моих собственных работ – это модели для детских игр. Они имеют намеренно упрощенную и грубую форму. Если показать ребенку точно и аккуратно сделанную вещь и предложить сделать такую же, он скорее всего скажет, что у него так не получится. Я стараюсь предлагать детям игрушки такой точности исполнения, которой они могут достичь сами.

Грубая поделка, передающая основную форму и идею вещи, не обремененная мелкими точными деталями, гораздо проще для восприятия и полезнее для развития ребенка, чем искусно сделанная вещь. В ней больше простора для воображения и сотворчества. Поэтому я лишь изредка леплю детям «красивые» игрушки – чтоб они помнили, что идеал красоты все же существует.

Что делать?

Сейчас в широкой продаже нет хорошей глины для детского творчества. Где же ее достать? У керамистов, гончаров, скульпторов, то есть, у тех, кто ею занимается профессионально. На кирпичном заводе, наконец. Летом на даче обычно можно найти глину, выкопав яму в три-четыре штыка глубиной. Правда, она более «тощая», чем керамическая. В ней много песка, и поэтому она не такая пластичная ¾ разваливается.

Что делать с глиной? Возьмите кусок глины величиной с кулак. Вытяните из него, не отрывая, четыре колбасы ¾ это ноги. Вытяните еще одну колбасу потолще ¾ это голова. Потом еще одну потоньше ¾ это хвост. Все! В зависимости от длины, толщины и направления ног, головы и хвоста вы получите всех возможных зверей.

Оторвите хвост, поверните задние ноги вниз, а передние в стороны ¾ вот и человек.

Купите деревянную скалку, добудьте кусок твердого картона или оргалита. Положите картон на стол. Раскатайте скалкой глиняный блин толщиной в палец, подрежьте ножом края ¾ это стена. Раскатайте так же пол и еще три стены, соедините, вырежьте ножом окна и двери ¾ получится дом. Крышу или второй этаж добавьте по вкусу.

Вот и все. Закатайте вашему ребенку рукава и поиграйте с ним в то, что вы слепили. Успех обеспечен.

Что делать, когда ребенок наиграется и поломает все, что вы с ним налепили? Перемять всю глину, чтоб получился однородный ком, и герметично упаковать в полиэтиленовый пакет. Если глина чуть подсохла, то нужно сначала завернуть ее во влажную тряпку, а потом уже в пакет.

Если глина высохла совсем, то ее можно размочить в небольшом количестве воды, подсушить, перемять, и она опять будет готова к употреблению.

Главное: лепите не поделки, а игрушки, не отдельные вещи, а целые миры.

Что дальше?

Описанный здесь подход полезен для детей до 7-8 лет. Более старшим детям он будет, наоборот, вреден. Для них это будет простое баловство. Они уже меньше доверяют взрослым и на одном только интересе и кураже дисциплину на занятии не удержать. На фантазию приходится полагаться гораздо меньше, потому что их начинают мучить комплексы, и их бывает трудно раскрутить на самостоятельное мышление. Если у школьника фантазия развита, то он и без подсказки будет ее применять. Если же фантазия неразвита, то помощи от нее в работе ждать не приходится. Раскрепощением и развитием фантазии тогда нужно заниматься отдельно.

Кроме того, их не удовлетворяют сущностные поделки, им важно, чтоб поделка была как можно более похожа на оригинал. Им интересно лепить уже не столько игрушки, сколько украшения и практичные вещи. Но у них и гораздо больше терпения и технических способностей, чем у дошкольников. Так что, в отличие от дошкольников, они реально способны с пользой для себя выполнять долгие технические задания.

Ибо написано: «Всему свое время, и срок каждой вещи под небесами».

 

 


Оглавление

 

Эдит Крамер. Искусство, арт-терапия и общество. 4

Эдит Крамер, Кэтрин Джонс. Арт-терапия и соблазняющая обстановка 28

Эдит Крамер, Фридл Диккер. Уроки рисования... 38

Фридл Диккер. Детский рисунок........................ 42

Алексей Лельчук. Глина с характером................ 54

Алексей Лельчук. Игра в глину....................... 68

 


 


[1] Студия работала в Москве (Строгино) с 2002 по 2005 год.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: