и приводивших его в качестве довода




 

Как уже было сказано, среди тех, кто опирался на это сообщение Ибн ‘Аббаса – это имам ахлю-Сунна уаль-джама’а – Ахмад ибн Ханбаль. Когда его спросили: “О каком неверии говорится в аяте?”, он ответил: “О неверии, которое не выводит из религии, как это пришло от Ибн ‘Аббаса”. См. “ас-Саля уа хукму тарикиха” 49, “Суалят Ибн Хани” 2/192, “Масаиль Абу Дауд” 114.

Также на это толкование от Ибн ‘Аббаса опирался имам толкователей Корана – Ибн Джарир ат-Табари, который сказал: “Каждый, кто не судит на основании ниспосланного Аллахом, отрицая это, тот по отношению к Аллаху кафир, как это сказал Ибн ‘Аббас!” См. “Тафсир ат-Табари” 6/259.

Имам Абу ‘Убайд говорил: “Что касается слов Аллаха: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными», то Ибн ‘Аббас сказал: «Это неверие не выводит из религии». Так же сказал и ‘Ата: «Это неверие, которое меньше неверия!»” См. “Китабуль-иман” 47.

Имам Ибн Наср аль-Маруази, разъясняя то, что куфр подразделяется и бывает не выводящий из Ислама, сказал: “И об этом слова Ибн ‘Аббаса к аяту: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными» ”. См. “Та’зыму къадри-ссаля” 2/520.

Имам Абу аль-Музаффар ас-Сам’ани сказал: “ Ибн ‘Аббас сказал, что относительно мусульман, смысл этого аята: «Куфр дуна куфр» (Неверие меньше неверия). Знай, что хариджиты опираясь на этот аят говорят, что кто не судит по тому, что ниспослал Аллах являются неверными. А ахлю-Сунна говорит, что не становится неверным тот, кто оставит суд!” См. “Тафсир ас-Сам’ани” 2/42.

Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Было сказано: «Это не куфр, который выводит из религии, если судит не по закону Аллаха мусульманин, до тех пор, пока он не проявит куфр по отношению к Аллаху, в Его ангелам, Писания, пророков и в Судный день». И это толкование передается от многих ученых, среди которых Ибн ‘Аббас, Тауус и ‘Ата. См. “ат-Тамхид” 5/74.

Имам аль-Багъауи говорил: Сказал Ибн ‘Аббас, а также Тауус: «Это куфр, не выводящий из религии!»” См. “Тафсир аль-Багъауи” 3/61.

Имам аль-Къуртуби сказал: “Тот, кто судит не на основании ниспосланного Аллахом, отвергая Коран и отрицая слова посланника (мир ему и благословение Аллаха), тот кафир, как это сказал Ибн ‘Аббас и Муджахид!” См. “Тафсир аль-Къуртуби” 6/190.

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия сказал: Сказал Ибн ‘Аббас и другие саляфы в отношении аята: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными»: «Неверие меньше неверия, нечестие меньше нечестия и несправедливость меньше несправедливости!» И об этом упоминали Ахмад, аль-Бухари и другие”. См. “Маджму’уль-фатауа” 7/522.

Что же касается того, что об этом говорил и имам аль-Бухари, то шейхуль-Ислам подразумевает название одной из глав в своем Сахихе имамом аль-Бухари: «Куфран ‘ашир уа куфр дуна куфр».

Хафиз Ибн Хаджар сказал: “Что касается слов автора (аль-Бухари): «Куфр дуна куфр», то он тем самым указывает на сообщение, которое приводит Ахмад в «аль-Иман», что передается от ‘Ата ибн Аби Раббаха и других”. См. “Фатхуль-Бари” 1/105.

Также и имам ас-Суюты в примечаниях к Сахиху аль-Бухари, к словам: «Куфр дуна куфр» сказал: “Это слова сообщения, что приводит Ахмад в «аль-Иман», которое передает ‘Ата ибн Аби Раббах”. См. “ат-Тауших шарх аль-Джами’ ас-сахих” 1/193.

Также хафиз Ибн Хаджар, в комментарии к другой главе, которую имам аль-Бухари назвал: «Зульм дуна зульм» (Несправедливость меньше несправедливости) сказал: “Этот заголовок является хадисом, который передает имам Ахмад в “Китаб аль-иман” от ‘Ата. Также это передается через версию Таууса со слов Ибн ‘Аббаса с тем же смыслом в отношении слов Всевышнего: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными» ”. См. “Фатхуль-Бари” 1/109.

Тут можно обратить внимание также на то, что хафиз Ибн Хаджар не упомянул степень достоверности этого сообщения от Ибн ‘Аббаса. А известно, что Ибн Хаджар в предисловии к «Фатх аль-Бари» писал, что те сообщения, достоверность которых он не упоминает, их иснад он считает хорошим.

Хафиз Ибн Раджаб о словах имама аль-Бухари: «Куфр дуна куфр» сказал: “Этими словами он имеет ввиду, что некоторые грехи именуются куфром, однако под этим не идет речь о куфре, выводящем из религии. Это как слова Ибн ‘Аббаса, который в отношении слов Всевышнего: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными», сказал: «Это не куфр, к которому вы клоните, и это не куфр, который выводит из религии! Это куфр дуна куфр!» Данное сообщение привел аль-Хаким и сказал: «Иснад его достоверный». Также от Ибн ‘Аббаса в отношении этого аята передаются и другие слова: «Это неверие, однако, не неверие подобное неверию в Аллаха, в ангелов, в Писания, в посланников и в Судный день!» Также говорили ‘Ата и другие: «Куфр дуна куфр»”. См. “Фатхуль-Бари” 1/137-138, Ибн Раджаба.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: Ибн ‘Аббас говорил: «Неверие, которое меньше неверия, несправедливость меньше несправедливости и нечестие меньше нечестия»”. См. “Мадариджу-ссаликин” 1/335.

Шейх ‘Абдур-Рахман ас-Са’ди в отношении аята: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, являются неверными» писал: Ибн ‘Аббас сказал: «Неверие, которое меньше неверия, несправедливость меньше несправедливости и нечестие меньше нечестия». Это является большой несправедливостью, если считать дозволенным это (суд не на основании шариата), и является большим грехом, если совершать это без дозволения этого! См. “Тайсируль-Карими-Ррахман” 296.

Обратите также внимание на слова этих имамов, которые приводят обсуждаемое толкование Ибн ‘Аббаса в утвердительной, а не в неопределенной форме, говоря: «Ибн ‘Аббас сказал…».

Прекрасно известно в науке хадисоведения, как это разъяснил имам ан-Науауи, что когда имамы используют в отношении хадисов или каких-либо сообщений неопределенные выражения, как «передается», «сказано» или «сообщается», то это зачастую указывает на то, что они либо считают подобные сообщения слабыми, либо сомневаются в их достоверности. Однако, когда достоверность сообщения не вызывается сомнений, это говорится в утвердительной форме, как: «сказал», «сделал» и т.д. См. «аль-Маджму’» 1/63.

О мусульмане, задумайтесь! Разве можно себе представить, что все упомянутые имамы этой общины находились в полном заблуждении и неведении относительно достоверности этого сообщения от Ибн ‘Аббаса, а те несколько современников, чьи имена упоминались, были на истине?! Имам аш-Шатыби говорил: “Последующее поколение не явится с лучшим руководством, чем то, которое было у первых поклонений! И они не будут знать шариат лучше первых поклонений!” См. “аль-Мууафакъат” 3/402.

Также шейх аль-Альбани говорил: “От саляфов в толковании этого аята пришло: «Куфр дуна куфр». И это достоверно передается от Ибн ‘Аббаса!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 6/109.

Слова имамов, опиравшихся на это сообщение Ибн ‘Аббаса и приводивших его в качестве довода можно цитировать еще довольно долго. Но коротко можно еще добавить, что также на эти слова Ибн ‘Аббаса опирались такие имамы нашей уммы, как:

Имам аль-Хаким в «аль-Мустадрак» 2/313;

Имам Ибн Батта в «аль-Ибана» 2/723;

Имам Абу Хайян в своем тафсире «аль-Бахр аль-мухит» 3/492;

Имам аль-Уахиди в «аль-Уасыт» 2/191;

Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби в своем тафсире «Ахкамуль-Къуран» 2/624;

Имам Ибн аль-Джаузи в своем тафсире «Задуль-масир» 2/366;

Имам аль-Хазин в своем тафсире 1/310.

Хафиз Ибн Касир в своем тафсире «Тафсируль-Къураниль-‘Азым» 2/64;

Шейх Джамалюддин аль-Къасими в своем тафсире «Махасин ат-тауиль» 6/199;

Шейх Сыддыкъ Хасан Хан в «Найлюль-марам» 2/472;

Шейх Мухаммад Амин аш-Шанкъити в своем тафсире «Адауауль-баян» 2/101;

Шейх Ахмад Шакир в «Та’ликъ ‘аля Тафсир ат-Табари».

Шейх Ибн Баз в своих фатауах «Маджму‘уль-фатауа» 3/990;

Шейх Ибн ‘Усаймин в «Фитнату-ттакфир» 68.

Ученые Постоянного комитета (аль-Ляджна ад-даима) в «Фатауа аль-Ляджна» № 5226.

На основании всего сказанного становится вполне ясно, почему шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Когда те, кто впал в заблуждение в отношении такфира (обвинения в неверии) были недовольны этим сообщением Ибн ‘Аббаса, они сказали: «Это предание неприемлемо, и оно недостоверно от Ибн ‘Аббаса». Следует им сказать: Как же оно недостоверно, если его принимали и опирались на это сообщение те, кто выше вас, достойней вас и знающей вас в хадисах?! А вы говорите: «Мы его не принимаем!»

Но допустим, что дело обстоит именно так, как вы говорите, что это сообщение от Ибн ‘Аббаса не достоверно. Однако у нас имеются другие тексты Корана и Сунны, которые указывают на то, что нечто именуется куфром, но речь идет не о куфре, выводящем из религии! Например, в хадисе сказано: «Две вещи в моей общине являются куфром: ругань происхождения и причитание над умершим!»

Эти две вещи не выводят из религии, в чем нет никаких сомнений. Однако, как говорится: Недостаточное знание, а также слабость в понимании общих шариатских правил, являются тем, что порождает это заблуждение! И также к этому можно добавить еще одну вещь, а это – плохое намерение, что порождает неправильное понимание. Ведь человек когда что-то хочет, он начинает обращать все свое понимание на то, что желает, а затем начинает искажать тексты под это. Поэтому из числа известных правил ученых было следующее: «Сначала разбери довод, а потом строй на нем ‘акъиду, но не бери себе ‘акъиду, после чего начнешь искать под нее довод!»

Таким образом, причин порождения заблуждения три, а это:

1. Недостаточность знания;

2. Слабое понимание шариатских общих правил;

3. Плохое понимание, основанное на плохом намерении.

А что касается сообщения от Ибн ‘Аббаса, то нам достаточно того, что такие великие ученые как шейхуль-Ислам Ибн Таймия, Ибн аль-Къайим и другие, все они опирались на него, принимали и передавали его. И это сообщение достоверное!” См. “Фитнату-ттакфир” 68-69.

Также и шейх аль-Альбани говорил: “Это сообщение Ибн ‘Аббаса ломает хребет джама’ату такфир и им подобным, впавшим в крайность!” См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 7/135.

Ученик шейха аль-Альбани – Салим аль-Хиляли, процитировав имена многих ранних имамов, опиравшихся на это толкование Ибн ‘Аббаса и приводивших его в качестве довода, сказал: “О дорогой читатель! Разве может разумный мусульманин подумать, что все эти великие ученые были из числа тех, кто допускал послабление в этой науке (хадисоведения) или же были слепо подражающими, а этот Ибн ‘Абдуль-Маннан и его шейх – являются двумя имамами муджтахидами, сказавшими истину?!” См. “Къурратуль-‘уюн” 95.

В завершении еще раз хочется отметить, что сообщение от Ибн ‘Аббаса: «Куфр дуна куфр» в отношении аята: «А те, которые не судят на основании того, что ниспослал Аллах, являются неверными», является достоверным, в чем не сомневался никто из ранних имамов. Если же кто-то желает опровергнуть это, то пусть приведет высказывание хоть одного раннего имама о том, что это сообщение Ибн ‘Аббаса недостоверно, а иначе нет нужны обращаться к некоторым современникам, оставив признанных имамов всех времен!

 

www.Salaf-forum.com



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: