ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ




Лекция № 6

Глава 7. Педагогические основы социальной работы

РОЛЬ ПЕДАГОГИКИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

 

Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня деятельностного компонента социальной работы, потому что информационные задачи, вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, воспитания защищенности, развитие готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическими методами.

В связи с этим педагогические основы социальной работы должны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании, методах, путях и средствах социальной работы.

Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работы выполняет объяснительные функции. Решение социальных задач во многом определяется воспитанностью людей, поэтому педагогика выполняет прогностические функции. Педагогике принадлежит ведущая роль в развитии личности субъектов и объектов социальной работы.

Социальные технологии носят комплексный характер. Они включают социологические, экономические, правовые, психологические, медицинские, педагогические подсистемы. Педагогические элементы систематизируют содержательные и процессуальные компоненты социальной работы, относящиеся к личности человека, участника социального процесса.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Как известно, педагогические принципы выражают закономерности, действующие в учебно-воспитательном процессе становления личности.

Источниками педагогических принципов являются идеология, гносеологии (теория познания, раздел философии), психология, передовой опыт социальной работы.

В социальной работе объективно применяется множество педагогических принципов. Хотя они находятся в органической связи, они могут быть разделены на дидактические и воспитательные принципы.

Социальная работа может быть представлена как учебный процесс, в ходе которого люди изучают культуру, овладевают навыками социального поведения, включаются в материальные и общественные отношения, в процесс социального научения.

Хотя социальному формированию личности и коллектива приписывается спонтанность, научно обоснованная социальная работа делает его целенаправленным.

Это означает, что руководитель в индивидуальной или групповой работе таким образом формирует цели производственной деятельности, что работники понимают, какими личностными, социальными качествами должны обладать они сами, чтобы успешно решить трудовые задачи.

В процессе социального научения опытные социальные работники соблюдают принцип систематичности и последовательности в формировании знаний, умений и навыков.

Так, добиваясь творческого отношения к делу, руководитель формирует понятие об испольнительской, технологической дисциплине. Социальное научение эффективно только в условиях дифференциации и индивидуализации учебно-трудовой деятельности.

Проводя инструктаж, организуя изучение технологической документации, социальный работник добивается активности клиента, поощряет его самостоятельность.

Если следовать таким дидактическим принципам, как наглядность и практическая направленность просвещения, агитации, организации труда и общественной жизни, социальное научение становится более доступным и действенным.

Приведенные дидактические принципы имеют большое воспитательное значение. Однако можно указать и на специфические воспитательные принципы.

Доверие к людям в единстве с проверкой и контролем, осуществляемыми с педагогическим тактом, являются выражением принципа гуманизма социальной работы.

Специалисты всегда стремятся опираться на положительное, следовать в воспитании персонала оптимистической гипотезе. Какими бы сложными ни были обстоятельства воспитательной работы, всегда найдутся люди, факторы, отдельные человеческие качества, которые помогают успешно решать задачи социализации, самовоспитания, перевоспитания и формирования самозащиты. Крупные социальные задачи решаются на основе коллективной деятельности.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Социальное формирование личности отличается спонтанностью воздействия, слабой целенаправленностью. Социальная работа использует факторы развития личности, содержащиеся в учебно-трудовой деятельности, в свободном времяпрепровождении. В конечном итоге у людей формируется социальный идеал, соответствующий условиям семейной, общественной жизни, труда, обучения.

Важным педагогическим элементом социальной работы является формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, готового к сотрудничеству, умеющего принимать и оказывать помощь.

Социальная педагогика дает направление социальной активности. При этом социальная работа ориентируется на сознательность людей. Социальные знания позволяют ориентироваться в действительности, соотносить с ней собственные потребности и способности.

Необходимым педагогическим элементом социальной работы является формирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладевает приемами самопомощи. Личностно-деятельностный подход в социально-педагогической работе предполагает формирование социальных чувств, благоприятствующих учебе, труду, общению.

Социальная работа в конечном итоге должна подвести личность к самовоспитанию, дать ей возможность реального целеполагания, средства, с помощью которых можно достичь более продуктивного социального поведения, включиться в систему непрерывного образования.

Педагогическое содержание социальной работы определяется коррекцией поведения и перевоспитанием людей. Коррекция — это необходимый элемент любой деятельности, потому что невозможно ни в учебе, ни в труде, ни в общении в один прием достигнуть социально значимого результата.

Что касается перевоспитания, то в нем нуждается сравнительно небольшое число членов здорового коллектива. Формирование здорового работоспособного коллектива является важным педагогическим аспектом социальной работы. Таким путем добиваются совпадения формального и реального лидерства, что снижает вероятность конфликтов, усиливает взаимопомощь в группе.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫРЕШЕНИЯ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Эффективность методов социальной работы в значительной мере определяется их педагогическими характеристиками.

Наибольшую значимость имеют методы формированияиндивидуального и группового сознания. Социальное сознание личности определяет мотивации к учебно-трудовой, общественной деятельности людей в составе групп. В их основе лежат такие приемы, как показ личной и групповой значимости трудов и задач.

Целесообразно раскрывать перспективы профессионального роста, повышения социального статуса в результате активного участия в каждой конкретной деятельности. При формирована мотивов деятельности хорошую помощь оказывают примеры сознательного отношения к труду, инициативы и творчества.

Успех любой деятельности (труда, учения, общения) определяется знанием содержания и способов деятельности. В связи с этим велика роль методов формирования образа действия в сферах жизни, имеющих социальную окраску.

При проектировании системы социальной работы непременно учитываются возможности социального научения. Его педагогическая сущность заключается в личностно-деятельностной актуализации элементов культуры, принадлежащих социуму, в их овладении в процессе общения, труда.

Педагогические аспекты социальной работы получают воплощеание при использовании метода формирования социальной перспективы. На митингах, в беседах, путем индивидуального инструктажа перед тружениками, учащимися, депривантами (людьми с ограниченным поступлением внешней информации, как правило, оказавшимися в изоляции от общества) раскрываются те приобретения, которые они получат, овладев новыми качествами личности, технологическими приемами, производственными знаниями.

Педагогический характер имеют методы включения личности в коллективную деятельность. Их воспитательная и образовательная сущность в современных условиях лучше всего проявляется в демократизме организации социальной работы. Гласные способы трудовых поручений, обоснование контрактов качеством образования, профессионального опыта, личностными свойствами обеспечивают не только высокие показания по менеджменту, но и педагогизацию социальной работы.

Воспитательное влияние социальной работы во многом определяется методами включения в постепенно усложняющуюся деятельность. Повышение производственного разряда, квалификации, непрерывное образование, поручения референтного характера, участие в самоуправлении и есть те ступеньки, проходя которые человек поднимается на новые уровни самоутверждения и самовыражения.

Ценными педагогическими свойствами обладают методы, которые обеспечивают успех в учебно-трудовой, спортивной, художественной и других видах деятельности. Успех в социально ценной деятельности сам по себе возвышает личность. Однако нередко требуются специальные приемы его обеспечения: научная организация труда, его эргономическое обеспечение, учет индивидуальных особенностей, эффективная, психологически обоснованная помощь.

В любой деятельности человек соотносит процесс и результаты с идеалом, сформированным в тесной связи с социальными отношениями. Этой цели служат методы одобрения и осуждения учения, труда, общения. Педагогический эффект этих методов тем выше, чем глубже труженик понимает оценку. При этом существенное влияние оказывает авторитет руководителя, микрогруппы, коллектива в целом. Справедливая оценка, принятая человеком, помогает ему наметить новые цели в его самосовершенствовании.

Необходимой частью педагогической подсистемы социальной работы являются методы закрепления положительного опыта трудовой, учебной, общественной деятельности. Этой цели служат методы педагогической коррекции, характеризующейся выделением недостатков в деятельности, поведении, а вместе с тем и сильных сторон личности, профессиональной подготовки, опираясь на которые человек может преодолеть эти недостатки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: