Дистанционная олимпиада
«Педагогика и психология: путь к себе»
Вопросы 1 части
1. Автором понятия «педагогический процесс»является:
А) М. Н.Скаткин;
Б) К Д. Ушинский;
В) П. Ф. Каптерев;
Г) В. А. Сухомлинский.
2. Выберите функции педагогики:
А) объяснительная;
Б) прогностическая;
В) преобразующая;
Г) регулирующая.
3. Продолжите перечисление методологических принципов педагогики: деятельностный,этнопедагогический,системный,культурологический,личностный,полисубъектный,….
4. Укажите методологические требования, которым должна удовлетворять любая педагогическая технология:
А)функциональность;
Б)концептуальность;
В)системность;
Г)управляемость;
Д)эффективность.
5. Определите понятие.
______________- приспособление человека к определённым условиям.
6. Дополните предложение.
Совокупность последовательных действий, направленных на достижение определённого результата-это….
7. Установите соответствие названий произведений и их авторов:
«Человек как предмет воспитания» | А | В. А. Сухомлинский | |
«Великая дидактика» | Б | А. С. Макаренко | |
«Разговор с молодым директором школы» | В | Я. А. Коменский | |
«Педагогическая поэма» | Г | К.Д. Ушинский |
Ответ:
8. Установите соответствие этапа работы с информацией в ходе анализа образовательного процесса и его содержания
А | Формулирование запроса на необходимую информацию | ||
Б | Организация сбора и обработки информации | ||
В | Выработка, формулирование и принятие общих, согласованных норм и критериев оценки образовательного процесса в целом и его анализируемых элементов. | ||
Г | Обобщение и резюмирование полученных результатов, их самооценка, подготовка выводов для принятия решений об изменениях в образовательном процессе. | ||
Д | Самоанализ и самооценка результатов и хода аналитического обследования. |
Ответ:
9. Укажите условия, необходимые для поддержания непроизвольного внимания детей:
А) необычность раздражителя;
Б) словесный отчёт, что сделано, и что ещё нужно сделать;
В) новизна, сила, контраст раздражителя;
Г) отчётливое понимание целей и задач деятельности.
10. Укажите точку зрения Л.С. Выготского на связь обучения и развития:
А) обучение должно идти впереди развития и вести его за собой;
Б) обучение и есть развитие;
В) Обучение должно идти в хвосте развития.
11. Определите понятие.
______________ – кратковременная, бурно протекающая эмоциональная реакция, носящая характер эмоционального взрыва.
12. Определите понятие.
______________ – операция мышления, при которой сопоставляются предметы и явления с целью нахождения сходства и различия между ними.
13. Установите соответствие понятия определению:
Субъект | А | человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие человека | |
Индивид | Б | человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности | |
Личность | В | человек как носитель предметно-практической деятельности | |
Индивидуальность | Г | человек как представитель общества, определяющий свободно, самостоятельно и ответственно свою позицию среди других, своё место в жизни, обществе и культуре |
Ответ:
14. Установите соответствие понятия определению:
Анализ процесса и продуктов деятельности | А | метод исследования, при котором мы сами вызываем изучаемое явление и активно воздействуем на него | |
Тестирование | Б | метод, предполагающий работу с детскими рисунками, поделками сочинениями | |
Беседа | В | метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений | |
Эксперимент | Г | метод, который заключается в получении информации в процессе непосредственного общения исследователя и испытуемого. |
Ответ:
15.Установите последовательность этапов формирования понятий у детей:
А) выделение существенных признаков с переходом к обобщениям
Б) восприятие отдельных предметов, явлений
В) обозначение существенных признаков словом
Г) выделение множества признаков предметов и явлений
Ответ:
16. Установите последовательность этапов развития взглядов на предмет психологии:
А) психология как наука о поведении
Б) психология как наука, изучающая факты, закономерности и механизмы функционирования психики
В) психология как наука о душе
Г) психология как наука о сознании
Ответ:
17.Установите соответствие понятия определению:
Интегративная функция | А | взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний | |
Креативная функция | Б | средство объединения людей | |
Экспрессивная функция | В | формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами | |
Функция социализации | Г | форма существования и проявления творческой сущности человека |
Ответ:
18.Установите соответствие понятия определению:
Фонетическое непонимание | А | Механический обрыв информации. | |
Социально-культурные различия | Б | Разные языки, диалекты, дефекты речи, неправильный грамматический строй. | |
Информационно-дефицитный | В | Политические, религиозные, профессиональные различия, определяющие степень авторитета коммуникатора для реципиента. |
Ответ:
19. Выбрать правильный ответ
Определите ведущую систему восприятия собеседника по описанию его поведения.Жесты в верхней части туловища. При рассказе взгляд чаще вверх. Подбородок вверх, высокий тембр голоса, самый быстрый темп речи. Выбирает слова, обозначающие то, что можно увидеть.
А) Аудиал;
Б) Визуал;
В) Кинестетик.
20. Определите по описанию механизм межличностного восприятия:
В одном из экспериментов изучали, как наличие очков влияет на восприятие их обладателя. Оказалось, что люди в очках воспринимались испытуемыми как более серьёзные, умные, прилежные, чем когда они были без очков.
А) Социальная стереотипизация;
Б) Идентификация;
В) Эмпатия;
Г) Рефлексия.
21. Выберите правильный ответ.
Укажите стратегию поведения в конфликте при низком значении «направленности на себя» и высоком значении «направленности на других»:
А) избегание;
Б) противодействие;
В) уступчивость;
Г) компромисс;
Д) сотрудничество
22.Определите и запишите правильную последовательность этапов коммуникативного процесса:
А) Обратная связь.
Б) Кодирование информации.
В) Подготовка к общению.
Г) Декодирование информации.
Д) Непосредственное общение
23. Дополните предложение
Наука о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, функциях морали, моральных ценностях общественной жизни, называется____________
24. Определите понятие
_______________________ положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющих его обязанности, права и привилегии.
Вопросы 2 части олимпиады
1. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, кандидат педагогических наук, Герой Социалистического Труда Автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвященных воспитанию и обучению молодежи.
.
2. Родился в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. Работал в этом институте с 1929, где темой его работы (в сотрудничестве с Л.С. Выготским) были проблемы детской игры. После разгрома педологии c 1937 работал учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В 1940 защитил кандидатскую диссертацию, посвящённую развитию речи школьников.
3. Психодиагностический тест для исследования личности, созданный в 1921 году швейцарским психиатром и психологом.
4. Основатель и главный редактор «Докладов АПН РСФСР» — издания, в котором начали свои публикации представителя ряда как психологических, так и гуманитарных направлений (Московский логический кружок) послевоенной мысли в России и СССР.
5. Определите тип акцентуации у литературных персонажей
Персонаж | Психологические особенности |
Скарлетт О, Хара («Унесенные ветром» М. Митчелл) | Стремление быть в центре внимания выраженная эмоциональная неустойчивость, артистизм, склонность к фантазированию, лживость. |
Коробочка («Мёртвые души» Н.В. Гоголь) | Склонность к занудству, нравоучениям, неразговорчивость, настороженность, недоверие по отношению к людям, мстительность, злопамятность, педантичность, одержимость одной идеей. |
Ноздрев («Мёртвые души» Н.В. Гоголь) | Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями, повышенная импульсивность, грубость, склонность к хамству, конфликтам, раздражительность, вспыльчивость. |
6. Вспомните 2-3 пословицы, имеющие психологический смысл, и объясните их суть с точки зрения психологии.