Тема 2. Внешняя торговля и внешнеторговая политика. Инструменты внешнеторговой политики государства.




1. Мировая торговля и ее направления. Роль внешней торговли в развитии страны

Международная торговля – сфера обмена продукции разных стран на основе купле-продажи.

Мировая торговля – включ в себя экспорт и импорт товаров обраб промышлен

Структура мир торг- промыш охват ¾ всего мировгого товарооборота. Оставш ¼ часть сот продовольсвие сырье и топливо.

С каждым годом повыш доля обрабат промышленности. Ежегодно мин удельный вес таких отраслей,как продовольств, сырьевых. Возрастает потребность наукоемких товаров и продукция высоких технологий, а так же ежегодно набирает силу торговля услугами: лизинг, консалтинг, инжиниринг. В мир эк лидир место заним страны с развитой рыночн экономикой, доля в мир экспорте этих стран сост 70%. Развив страны ориетир на промышл страны и доля их в мир товарн обороте всего сост ¼. РФ активно учавствует во внешней торговле, экспорто ориентир страна, 45%ВВП сост экспорт. И них 45% машины и оборуд сост ¼, остальн часть это экспорт ресурсов.

Воздействие экспорта на эк страны.

Экспортная квота равна отношению объема экспортн продукции и ВВП страны: Хкв=Х/ВВП.

Чему способствует экспорт 1)способств росту ВВП 2)способств росту совокупн спроса 3)рабочих мест 4)источник прироста иностран денежн средств 5) финансир за счет притока иностран денежн средств.

Если импортная квота больше экспортн квоты, то это указ на урозу обесценивания национальн валюты.

Отрицат черты воздействия импорта: 1)импортн продукции явл конкурентной для отечеств производителя 2) импорт способствует оттоку золота из страны 3) способствует оттоку иностран валюты и одновременно ослаблению своей валюты

Положит черты импорта:1) расшир возможность удовлетворения широк потребностей насел 2) усил конкуренция, что способств улучшению качества продукции, устранение консервативных методов в производстве. 3)улучшение структуры производства за счет того, что устраняют неэффектив, отсталые производства и происходит перераспред факторов производства 4) формир стимула у отечеств производителей более качеств продукции. Импорт РФ сост ок 20% всего ВВП. Чистый экспорт сост чуть больше 1% в евросоюзе. В США чист экспорт -2,7%

2. Торговая политика: содержание и направление.

Торговая политика – деят гос-ва о повыш эффективности внешн торговли

Основные цели внешней торговой политике 1) защита отечеств производит и содействие продвижения экспортн товров 2) баланс пропорций внутр рынка: гос во устанавл квоты на ввоз и вывоз продукции. 3) гос-во способствует продвиж внутр рынка путем более эффективн производства 4) гос-во оказ помощь экспортерам, помогает продать больше товаров и огранич импорт. 5) ослабить конкуренто способность иностран производителей.

Внешн торгов потоки регулируются с помощью админ и эконом методов

Экономич методами регулир политики внешнеторгов потоков: тамож тарифы, налогов рычаги, прямое финансиров участников международн торговли.

Админ методы регулир внешн торг потоков: устанвл рамки на качество продукции и номенклатуру товаров (и на экспорт и на импорт)

3. Типы внешнеторговой экономики. Протекционизм и открытая экономика.

Внешн торговая политика осущ с помощью основных видов: автарния(изоляция), фритредерство (политика откр дверей), протекционизм, откр экономика

Автарния – ситуация при котор нац экономика не взаимодейств с внешн средой (эк японии с сер 18-сер 19вв)

Фритредейство- политика при котор нет ограничений во внешн торговой деят. Наиб эффективн способ. Положит последствия фритредейства: расшир возможн выбора для потребителя: фактор сниж цен на рынке., обеспеч повыш жизни, явл фактором котор стимулирует развитие нац производства.

Протекцианизм- частичные ограничения. Типичные меры сдерживания импорта товара:1) тарифн пошлины на мпорт товары(пошлина на ед товара или на декларир сумму) 2) нетарифные огранич (квоты, лицензия) 3) установл госуд монополии на право торговли какими либо товарами.

Соврем формы поощрения экспорта:1) пряиая дотация 2) льготный кредит 3) льготные налоги на экспорт производства 4) государств страхов экспортной продукции 5) госуд гарантии для вывоза товаров в страны с неустойч политич ситуацией 6) прямое участ государства в наукоемком производстве 7) сниж национ валюты в угрозу интересов экспорта отраслей

Открыт экономика – хоз поле страны не имеет запретов для иностр товаров их капитала, но в соврем мире сущ политика разумного протекционизма.

Мотивы совр протекционизма: 1) защита молодых отраслей и производств 2) защита национальных рынков от импортного демпинга 3) задействие диверсификации производства 4) много отрасл произв делает эк страны более устойчив к импорту товара. 5) защита военного производства и стремлен сохран занят население. РФ имеет больш кол-во мало эффективн предприятий- вынужд ввозит высок таможен тарифы. Ср тамож тариф сост 11%, в евросоюзе- 4,2%, в США-5,4%

4. Таможенный тариф и таможенная защита.

Тариф-сбор, взимаем с таможен стоимости товара при пересеч гос границы

Таможен тариф на импорт- переклад на стоимость товара

Основн цели введен таможен тарифов:1) защита отечеств производства и сохранение занятости (сборы на ввозимые авто) Тариф делает автоматически товар более дорогим, т.е нац потреб заменяет этот товар более дешевым отечеств товаром и своими доходами поддерживает отечественное производителя 2) пополнение доходной части бюджета, средства которые получены от взимания тарифов поступ в гос бюджет. 3) баланс между валютным курсом страны и платежным балансом страны. При пассивном балансе возникает угроза обесцен нац валюты таким образом гос-во вводит доп таможен тарифы на импортн продукцию. 4) защита нац производителей от демпинга (продажа товаров по более низким ценам) 5) защита молодых отраслей (определ уровень тарифной ставки и примен метод дифференцир тарифной защиты по отраслям и по группам товаров, так наз тарифная эскалация)Тарифная эсколация- повыш % ставки по мере продвижения продаваемого полуфабриката и готовой продукции (для товаров, котор дают нам прирост ВВП)

Виды таможенных тарифов: 1) импортная пошлина- налог на ввозимый товар 2) экспортная квота- налог на вывозимый товар 3) транзитная пошлина- налог взимаем с товара пересек нац границу транзитом

Цель тамож тарифов: 1) пополнение доходной части бюджета 2) повыш цен на мир рынке (исп фирмы монополисты для того, чтобы повыс цены)пример:монополисты какао,риса 3) увелич предложен товара на внутр рынке.

Способы взимания тамож пошлин:1) адвалорный- этот тариф устанавл в % от величины стоимости импортируемых товаров 2)специфич пошлины- эти пошлины начисляются на ед облагаемого товара и накладываются на стандартизир продукцию. В основном применяется на сырье 3) комбинированные- включ в себя все вышеперечислен пошлины взим тарифов (20% таможенной стоимости, но не более 10$ за штуку)

5. Нетарифные ограничения количества внешнеторговых потоков.

Сущ 2 вида количествен, ограничений: 1) квотирование(континтирование)2) лицензирование (добровольное ограничение импорта)Сущ 2 причины введение коллич огранич: 1)легкость применения колич ограничений 2) междунар организации ставят приделы росту таможен пошлины, считая, что это уменьшает товаропоток на мировом рынке

Квотирование- использ ограничений по стоимостному иколич объему продукции, предназнач для экспорта и импорта в пределах страны за определ период.

Контигентирование-вид квот сезонного порядка

Последствие введения квотирования:1) уменьшение объема импорта2) ведет повыш уровня цен на внутр рынке3) позволяет отечеств производителям расширить производство4)ведет к потерям потребителей из-за повыш цен на импортн продукцию5) Добровольное огранич покупок:

Лицензирование- предстал собой покупку разрешения на внешн торгов операции, в установл кол-ве и на опр срок. Механизм распределения лицензии: 1) лицензир распред на аукционе (конкурсная продажа лицензий)2) система админ кред почтений каким-то конкретным фирмам.

К каким эффектам приводят введение квот и тарифов:1) тариф позволяет повысить гос бюджет, квотирование не дает таких выгод. 2) тариф повыш внутр цены, квотир тоже повыш цены, но с опазданием. Эти приемы использ в антиинфляцион политике. 3) при использ импортных квот повыш спроса ведет к повыш цен при введении тарифа повыш объема импортн продукции.4) импортн квота строго фиксир импорта, а тариф лишь его сдерживает.

6. Финансовые методы регулирование внешнеторговых потоков. Субсидирование экспорта, демпинг, антидемпинговая политика.

Любое гос-во заинтересов в работе фирм, работ на экспорт.

Способы поддерж фирм экспортеров:1) субсидирование за счет бюджета 2) представл опр льгот кредитования и налогооблажения.Субсидии не превыш 1% стоимости экспорта. В развитых странах субсидируются ель хоз фирмы, сто позвол этой продукции быть конкурентоспособн на внешн рынке. В РФ субсидир сель хоз продукции не происходит РФ экспортир только сырье, котор не имеет домтиж ни одна фирма.

Демпинг- один из способов ценовой конкуренции с помощью котор продвиг товар на рынок по ценам ниже рыночной. За счет чего осущ демпинг:1) за счет доходов, получ за счет продаж др товаров2) за счет накопл ресурсов ранее3) за счет субсидий гос-ва4) за счет снижен курса нац валюты.Демпинговая политика- В станах с развитой эк демпинг запрещен. Сущ опред антидемпингов законы и сущ опред меры защиты от демпинга: 1) закрытие нац рынка для импорта (для стран, котор использ демпинг)2) введение антидемпинговой политики. Антидемп политика- это временный сбор в размере разницы между ценой на внешнем и внутрен рынке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: